Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОРОДА КАК СУБЪЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Работа №63485

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость5570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Лучше назвать раздел 1 Теоретико-методологические основания
РАЗДЕЛ II. УЧАСТИЕ ГОРОДОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОРОДОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ §3.1. Роль городов в стратегии «Европа 2020».
Участие городов в политике сплочения ЕС и Европейского соседства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования. Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группой в современном мире. Поэтому исследование опыта европейского союза (официальное наименование международных организаций пишем с большой буквы) позволяет выявить некоторые тенденции и закономерности, который в той или иной мере можно будет отнести и к другим интеграционным образованиям. Вследствие этого можно сказать, что европейский опыт реализации интеграционного проекта является актуальным и имеете весомое значение для тех стран, которые включены в международное и интеграционное взаимодействие.
Политические интеграционные процессы в Европейском союзе затрагивают большое количество вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой государств-членов. В том числе и вопрос о действующих в Европейском Союзе субъектах интеграции, которые дают направление и интенсивность происходящих изменений. Государства, которые являются членами Евросоюза зпт и есть главные субъекты политической интеграции в ЕС. Но, (зпт не нужна) ошибочно говорить, что они являются единственными субъектами в политическом европейском пространстве. Существуют наднациональные институты, все активнее о себе заявляют негосударственные субъекты. Ситуация в некоторых странах, в которых развиваются процессы деволюции, федерализации и автономизации, а также активное вовлечение регионов в европейский политический процесс, позволяет говорить о том, что в ЕС произошел «субнациональный сдвиг».
Причины этого сдвига лежат в самой природе процесса политической интеграции европейских государств, в ходе которого происходит перераспределение власти, влияния, ресурсов и полномочий между
управленческими уровнями. В этой ситуации для городского уровня открываютСЯ новые возможности, благодаря реализации которых города могут
Взгляд на процесс европейской интеграции с точки зрения городов - это новый ракурс, благодаря которому могут быть постигнуты новые аспекты происходящих изменений как в самом ЕС, так и, более широко, в системе международных отношений и современного миропорядка.
Изучение городского измерения европейской интеграции стимулирует методологические и теоретические поиски в изучении мировой политики. Открываются перспективы более полного понимания феномена субъекта международных отношений, их характерных черт. Включение в анализ европейской интеграции локального измерения политики способствует созданию целостной картины политического пространства за счет того, что вырисовываются модели вовлечения в политический процесс местных элит и групп интересов, появляется возможность уточнить существующие модели мобилизации и представительства территориальных интересов.
Таким образом, актуальность темы определяется значимостью вопросов о субъекте политической интеграции в ЕС, моделей их участия, приоритетах и целях, которые они отстаивают. Именно политические субъекты определяют направление и интенсивность происходящих преобразований, оказывают влияние на конечный результат интеграции, стимулируют интеграционные или дезинтеграционные процессы. Кроме того, тема участия городов в политической жизни и интеграционном процессе в ЕС вносит свой вклад в развитие дискуссии о природе демократического дефицита и увеличения легитимности наднациональных институтов и принимаемых ими решений.
Объектом исследования является город как субъект процессов региональной интеграции.
Предметом исследования являются формы и механизмы вовлечения городов в политические взаимодействия в рамках европейского интеграционного проекта.
Цели и задачи. Целью данной работы является оценка роли городов в продвижении политической интеграции в ЕС. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-Проанализировать имеющиеся теоретические подходы к изучению места городов в интеграционном процессе;
-Выявить социально-политическую сущность города как политического объекта.
-Оценить реальное влияние, которым обладают города в мировой политике, в процессах глобализации и регионализации;
-Рассмотреть основные формы и механизмы участия городов в политическом процессе ЕС путем анализа его взаимодействий с другими политическими субъектами;
-Выявить роль городов в продвижении тех инициатив, которые способствуют реализации интеграционного проекта ЕС, оценить механизмы участия городов в разработке, имплементации и контроле за исполнением конкретных европейских программ и политик.
Степень научной разработанности темы. Изучение городской проблематике лучше всего изучено в исторической, географической, социологической и экономической науке, но политическое значение и активность города как субъекта процессов глобализации и регионализации стали привлекать внимание исследователей не так давно.
Сложность изучаемого объекта предполагает активное
использование междисциплинарных подходов и, соответственно, привлечения научной литературы, относящейся к разным областям знания об обществе. Поэтому изучение города как субъекта международной интеграции рассмотрено в работах по урбанистике и «теории города», мировой политики и теории
международных отношений и в работах по интеграции и политическому процессу в ЕС и участию в нем субнациональных акторов.
Вопросы сущности города и его места в социально-политической и экономической сферах общества раскрыты в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса , М.Вебера , Ф.Тенниса, Г.Зиммеля и Э.Дюркгейма . Также на теории города XX века весомое влияние оказали учения представителей Чикагской школы.
К отечественным работам данной тематики можно отнести труды таких авторов, как Белокурова Е.В., Рыженков С.В, Гельман В.В., Глазычев В.Л., Ледяев В.Г , Слатинов В.Б., Тев Д.Б, Трубина Е.Г , Фисун А.К., Чирикова А.Е.
Важнейший для теоретической части данной работы вопрос о сущности субъектов международных отношений был решен с привлечением трудов Косолапова Н.А., Лебедевой М.М и Цыганкова П.А . Работы, изучающие город в контексте международных отношений, глобальной экономике и мировой политики рассмотрены в трудах Ч.Алгер , Д.Розенау и М.Акуто .
Методологическая база исследования. При написании данной работы использовались различные методы: как общенаучные, так и конкретно-научные методы политологии. К общенаучным можно отнести следующие методы: анализ и синтез, сравнение и аналогия, индукция и дедукция.
В работе также применялись и конкретно-научные методы политической
наук:
-Системный подход позволил рассмотреть город как особого рода социально-территориальный феномен, обладающий признаками субъекта политических взаимодействий, которому присуще качество целостности. Одновременно с этим системный поход использовался при анализе места и роли города в современных международных процессах и в политических и интеграционных процессах в ЕС.
-Использование структурно-функционального подхода позволило сделать анализ место и роли ассоциаций городов в международных отношениях и глобальном управлении, определять функции города в микрополитических взаимоотношениях
- Институциональный подход позволил анализировать систему управления ЕС, место и роль в ней, система функционального представительства. А также участие городов в европейских программах и проектах.
- Для решения комплекса поставленных задач необходимо было также применить акторный подход, благодаря которому можно проанализировать деятельность непосредственных участников политического и интеграционного процесса.
Научно-практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить для дальнейшего изучения влияние субнациональных акторов в межднуродных отношениях. Выявленные в результате исследования практики развития горизонтальных связей внутри регионального интеграционного образования, механизмы и формы участия в этом процессе городов могут быть полезны для работы по развитию интеграционных образований с участием России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Города вовлечены в процесс, который сегодня определяет основные качественные характеристики международной жизни - в процесс интеграции мира (глобализацию). В этом процессе они могут быть не просто участниками, но и быть активными, деятельными субъектами, стремящимися к реализации собственных интересов, вступающими во взаимодействия по этому поводу с другими субъектами, оказывающими на них соответствующее воздействие и, следовательно, таким образом трансформирующими всю среду международной жизни.
Интеграция имеет несколько проявлений и в каждом из них города предстают как субъекты. Во-первых, происходит
интернационализация международной жизни. Во-вторых, объединяются
различные субъекты для решения общих значимых проблем (глобальное управление, формирование международных режимов). В- третьих, усиливается интенсивность контактов между субъектами, расположенными на территории национальных государств (транснационализация, размывание границ). В-четвертых, развивается взаимозависимость между группами стран в широком спектре направлений общественной жизни (интеграционные процессы в отдельных регионах планеты, появление союзов государств). В настоящее время наиболее ярким примером развития этой тенденции является ЕС.
Для городов интеграционные процессы в ЕС оказываются значимыми с двух точек зрения. Первая. Интеграция оказывает воздействие на индивидов, на горожан, на городское сообщество. Развитие интеграции несет индивидам - гражданам стран новые ограничения и возможности, происходит трансформация некоторых аспектов повседневной жизни людей (новые денежные знаки; дополнительное европейское гражданство; свобода передвижения; новые нормы и правила и др.). Изменения, происходящие на уровне индивидов, оказываются значимы для городского сообщества и для европейских городов как социально-политических субъектов в целом.
Второе. Интеграция в ЕС влияет на города как на часть пространственно-территориальной и политической системы государств- членов. Новации в региональных, социальных политиках государств-членов, спровоцированные и поддерживаемые общеевропейскими проектами, являются значимыми для городов соответствующих стран, приводят к изменениям в системах представительства территориальных интересов и способствуют преобразованиям отношений между национальным и субнациональным уровнями власти.
Однако города могут выступать не только в качестве участников процесса интеграции, на которых оказывается воздействие, но и в качестве субъектов интеграции.
Быть субъектом интеграции - значит проявлять такую активность, которая сказывается на самом процесс интеграции или на субъектах интеграции. В ЕС, где интеграция происходит одновременно в разных сферах жизни общества, та или иная социальная структура может быть отнесена к субъектам интеграционного процесса только при условии, если она проявляла активность в одном из направлений, в котором происходит (обусловленное объективными причинами или деятельностью субъектов) усиление интенсивности и рост количества связей между обществами.
Отношения между городами и европейскими институтами находятся под сильнейшим влиянием национальных государств. Города при всем желании не могут целиком и полностью переключиться на отстаивание своих интересов исключительно на европейском уровне. В настоящий момент по сравнению с государствами-членами для городов на европейском уровне существует немного ресурсов, поэтому заинтересованность городов в активности на нем носит ограниченный характер. Абсолютным приоритетом для них является отстаивание интересов в рамках своих государств, являющихся помимо этого также и основным каналом представительства и мобилизации территориальных интересов в ЕС.
Одна из особенностей представительской функции городов на
европейском уровне состоит в том, что они являются объединениями уже существующих структур. Эта особенность свойственна всем группам интересов, действующим на европейском уровне (бизнес, профсоюзы, добровольческие организации и пр.) и объясняется тем, что институты ЕС предпочитают взаимодействовать с институциями, отражающими как можно более широкие интересы. Именно поэтому основной организационной формой выражения городских интересов являются зонтичные организации - ассоциации городов, представляющие собой коллективные субъекты политического процесса. Им полномочия делегированы городами- участниками, что часто становится причиной трудностей с выработкой единой позиции, удовлетворяющей всех. Это особенно характерно для самых крупных ассоциаций городов, имеющих трансграничный характер. Своего рода альтернативой им могут служить ассоциации, создаваемые для решения конкретных проблем; их состав обычно более однороден, что облегчает поиск компромиссов и экономит ресурсы.
Выход на европейский уровень для городов носит спорадический характер и обусловлен в той или иной степени экстраординарными факторами, когда какая-либо проблема в силу ряда причин не может быть решена внутри государства. В некоторых областях европейский уровень становится особо привлекательным для городов. Это происходит в том случае, если интересы ЕС и городов совпадают, если европейские проблемы приобретают ярко выраженное городское измерение. Взаимовыгодное сотрудничество между институтами ЕС и городским уровнем особенно часто встречается в таких областях как экология, миграция, интеграция мигрантов, решение социальных проблем (в рамках Политики сплочения). Например, в миграционных вопросах города все чаще стали обращаться на наднациональный, европейский уровень в поисках финансовой и организационной поддержки своих инициатив. По мере того как миграционная проблема все больше европеизируется, города все активнее участвуют в налаживании сотрудничества с институтами ЕС.
Г орода не могут похвастаться тем, что обладают сильными позициями в политической системе ЕС. Основная причина этого кроется в том, что они не выступают с консолидированной позицией. Городов много, и все они очень разные. Зачастую их интересы в Евросоюзе носят противоположный характер. Комитет регионов не может агрегировать все разнообразие городских интересов таким образом, чтобы все они были учтены. Кроме того, городам не хватает ресурсов, чтобы позиционировать себя в качестве влиятельных субъектов на уровне ЕС. Находясь в сильной зависимости от своих национальных правительств, они не способны выступать самостоятельными факторами силы. Исключением можно считать «глобальные города», входящие в ЕС (Лондон, Париж) и обладающие значительными ресурсами, которые позволяют им в некоторых вопросах заявлять о своей позиции, отличной от позиции национального уровня.
Хотя города и не относятся к самым заметным политическим субъектам в ЕС, они все же оказывают влияние на происходящие политические и экономические процессы.
Влияние городов на интеграцию Евросоюза ощутимо на примере Политики сплочения и Национальных планов реформ. В ПС роль местного уровня власти вообще и городов в частности более заметна. Решение задач, стоящих перед Политикой сплочения, напрямую связано с городами - они обладают необходимыми сведениями, знают ситуацию «на местах» и активно участвуют в непосредственной полевой работе по реализации принятых решений. Европейские институты, понимая их значимость, стараются вовлекать их в процесс выработки Политики сплочения, учитывать их мнение.
Вместе с тем следует признать, что города не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы оказывать существенное влияние на политическую повестку дня ЕС. В разработке Стратегии «Европа 2020» они активно не участвуют. Вероятно, делу проектирования будущей повестки дня Евросоюза они предпочитают сосредоточение на более близком горизонте
планирования, который напрямую связан с финансами.
В Политике соседства города обладают большей свободой действий. Они могут напрямую взаимодействовать с городами за пределами национальных границ. Но зачастую они прибегают к финансовой и организационной помощи европейских институтов. В Политике соседства и в Политике сплочения, так же как и при реализации Стратегии, партнерство между городами и институтами ЕС носит взаимовыгодный характер. ЕС повышает качество исполнения своих решений на местах и увеличивает уровень легитимности своих институтов, а города, помимо финансовых средств, выделяемых Европейскими структурными фондами на развитие городских территорий в рамках проектов Политики соседства, получают дополнительный канал представительства своих интересов. Такое партнерство в более общем смысле способствует формированию политического пространства ЕС, а значит, продвигает весь ЕС по пути интеграции.
Кроме этого, города способствуют интеграции и другим образом. Они участвуют в реализации интеграционного проекта, что называется «на местах». Города ведут такую работу не только в качестве объекта управления со стороны европейских институтов, но и как младшие партнеры, мнение которых учитывается (особенно по профильным вопросам) при разработке и реализации разнообразных политик ЕС. Города, будучи самым близким к гражданам уровнем организации общественно-политической жизни, обладают мощным мобилизационным потенциалом. Это становится своеобразным ресурсом при выстраивании отношений с
наднациональными институтами, заинтересованными в повышении степени своей легитимности, и способствует демократизации принимаемых ими решений.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ