Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Лучше назвать раздел 1 Теоретико-методологические основания
РАЗДЕЛ II. УЧАСТИЕ ГОРОДОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОРОДОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ §3.1. Роль городов в стратегии «Европа 2020».
Участие городов в политике сплочения ЕС и Европейского соседства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группой в современном мире. Поэтому исследование опыта европейского союза (официальное наименование международных организаций пишем с большой буквы) позволяет выявить некоторые тенденции и закономерности, который в той или иной мере можно будет отнести и к другим интеграционным образованиям. Вследствие этого можно сказать, что европейский опыт реализации интеграционного проекта является актуальным и имеете весомое значение для тех стран, которые включены в международное и интеграционное взаимодействие.
Политические интеграционные процессы в Европейском союзе затрагивают большое количество вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой государств-членов. В том числе и вопрос о действующих в Европейском Союзе субъектах интеграции, которые дают направление и интенсивность происходящих изменений. Государства, которые являются членами Евросоюза зпт и есть главные субъекты политической интеграции в ЕС. Но, (зпт не нужна) ошибочно говорить, что они являются единственными субъектами в политическом европейском пространстве. Существуют наднациональные институты, все активнее о себе заявляют негосударственные субъекты. Ситуация в некоторых странах, в которых развиваются процессы деволюции, федерализации и автономизации, а также активное вовлечение регионов в европейский политический процесс, позволяет говорить о том, что в ЕС произошел «субнациональный сдвиг».
Причины этого сдвига лежат в самой природе процесса политической интеграции европейских государств, в ходе которого происходит перераспределение власти, влияния, ресурсов и полномочий между
управленческими уровнями. В этой ситуации для городского уровня открываютСЯ новые возможности, благодаря реализации которых города могут
Взгляд на процесс европейской интеграции с точки зрения городов - это новый ракурс, благодаря которому могут быть постигнуты новые аспекты происходящих изменений как в самом ЕС, так и, более широко, в системе международных отношений и современного миропорядка.
Изучение городского измерения европейской интеграции стимулирует методологические и теоретические поиски в изучении мировой политики. Открываются перспективы более полного понимания феномена субъекта международных отношений, их характерных черт. Включение в анализ европейской интеграции локального измерения политики способствует созданию целостной картины политического пространства за счет того, что вырисовываются модели вовлечения в политический процесс местных элит и групп интересов, появляется возможность уточнить существующие модели мобилизации и представительства территориальных интересов.
Таким образом, актуальность темы определяется значимостью вопросов о субъекте политической интеграции в ЕС, моделей их участия, приоритетах и целях, которые они отстаивают. Именно политические субъекты определяют направление и интенсивность происходящих преобразований, оказывают влияние на конечный результат интеграции, стимулируют интеграционные или дезинтеграционные процессы. Кроме того, тема участия городов в политической жизни и интеграционном процессе в ЕС вносит свой вклад в развитие дискуссии о природе демократического дефицита и увеличения легитимности наднациональных институтов и принимаемых ими решений.
Объектом исследования является город как субъект процессов региональной интеграции.
Предметом исследования являются формы и механизмы вовлечения городов в политические взаимодействия в рамках европейского интеграционного проекта.
Цели и задачи. Целью данной работы является оценка роли городов в продвижении политической интеграции в ЕС. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-Проанализировать имеющиеся теоретические подходы к изучению места городов в интеграционном процессе;
-Выявить социально-политическую сущность города как политического объекта.
-Оценить реальное влияние, которым обладают города в мировой политике, в процессах глобализации и регионализации;
-Рассмотреть основные формы и механизмы участия городов в политическом процессе ЕС путем анализа его взаимодействий с другими политическими субъектами;
-Выявить роль городов в продвижении тех инициатив, которые способствуют реализации интеграционного проекта ЕС, оценить механизмы участия городов в разработке, имплементации и контроле за исполнением конкретных европейских программ и политик.
Степень научной разработанности темы. Изучение городской проблематике лучше всего изучено в исторической, географической, социологической и экономической науке, но политическое значение и активность города как субъекта процессов глобализации и регионализации стали привлекать внимание исследователей не так давно.
Сложность изучаемого объекта предполагает активное
использование междисциплинарных подходов и, соответственно, привлечения научной литературы, относящейся к разным областям знания об обществе. Поэтому изучение города как субъекта международной интеграции рассмотрено в работах по урбанистике и «теории города», мировой политики и теории
международных отношений и в работах по интеграции и политическому процессу в ЕС и участию в нем субнациональных акторов.
Вопросы сущности города и его места в социально-политической и экономической сферах общества раскрыты в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса , М.Вебера , Ф.Тенниса, Г.Зиммеля и Э.Дюркгейма . Также на теории города XX века весомое влияние оказали учения представителей Чикагской школы.
К отечественным работам данной тематики можно отнести труды таких авторов, как Белокурова Е.В., Рыженков С.В, Гельман В.В., Глазычев В.Л., Ледяев В.Г , Слатинов В.Б., Тев Д.Б, Трубина Е.Г , Фисун А.К., Чирикова А.Е.
Важнейший для теоретической части данной работы вопрос о сущности субъектов международных отношений был решен с привлечением трудов Косолапова Н.А., Лебедевой М.М и Цыганкова П.А . Работы, изучающие город в контексте международных отношений, глобальной экономике и мировой политики рассмотрены в трудах Ч.Алгер , Д.Розенау и М.Акуто .
Методологическая база исследования. При написании данной работы использовались различные методы: как общенаучные, так и конкретно-научные методы политологии. К общенаучным можно отнести следующие методы: анализ и синтез, сравнение и аналогия, индукция и дедукция.
В работе также применялись и конкретно-научные методы политической
наук:
-Системный подход позволил рассмотреть город как особого рода социально-территориальный феномен, обладающий признаками субъекта политических взаимодействий, которому присуще качество целостности. Одновременно с этим системный поход использовался при анализе места и роли города в современных международных процессах и в политических и интеграционных процессах в ЕС.
-Использование структурно-функционального подхода позволило сделать анализ место и роли ассоциаций городов в международных отношениях и глобальном управлении, определять функции города в микрополитических взаимоотношениях
- Институциональный подход позволил анализировать систему управления ЕС, место и роль в ней, система функционального представительства. А также участие городов в европейских программах и проектах.
- Для решения комплекса поставленных задач необходимо было также применить акторный подход, благодаря которому можно проанализировать деятельность непосредственных участников политического и интеграционного процесса.
Научно-практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут послужить для дальнейшего изучения влияние субнациональных акторов в межднуродных отношениях. Выявленные в результате исследования практики развития горизонтальных связей внутри регионального интеграционного образования, механизмы и формы участия в этом процессе городов могут быть полезны для работы по развитию интеграционных образований с участием России.
Города вовлечены в процесс, который сегодня определяет основные качественные характеристики международной жизни - в процесс интеграции мира (глобализацию). В этом процессе они могут быть не просто участниками, но и быть активными, деятельными субъектами, стремящимися к реализации собственных интересов, вступающими во взаимодействия по этому поводу с другими субъектами, оказывающими на них соответствующее воздействие и, следовательно, таким образом трансформирующими всю среду международной жизни.
Интеграция имеет несколько проявлений и в каждом из них города предстают как субъекты. Во-первых, происходит
интернационализация международной жизни. Во-вторых, объединяются
различные субъекты для решения общих значимых проблем (глобальное управление, формирование международных режимов). В- третьих, усиливается интенсивность контактов между субъектами, расположенными на территории национальных государств (транснационализация, размывание границ). В-четвертых, развивается взаимозависимость между группами стран в широком спектре направлений общественной жизни (интеграционные процессы в отдельных регионах планеты, появление союзов государств). В настоящее время наиболее ярким примером развития этой тенденции является ЕС.
Для городов интеграционные процессы в ЕС оказываются значимыми с двух точек зрения. Первая. Интеграция оказывает воздействие на индивидов, на горожан, на городское сообщество. Развитие интеграции несет индивидам - гражданам стран новые ограничения и возможности, происходит трансформация некоторых аспектов повседневной жизни людей (новые денежные знаки; дополнительное европейское гражданство; свобода передвижения; новые нормы и правила и др.). Изменения, происходящие на уровне индивидов, оказываются значимы для городского сообщества и для европейских городов как социально-политических субъектов в целом.
Второе. Интеграция в ЕС влияет на города как на часть пространственно-территориальной и политической системы государств- членов. Новации в региональных, социальных политиках государств-членов, спровоцированные и поддерживаемые общеевропейскими проектами, являются значимыми для городов соответствующих стран, приводят к изменениям в системах представительства территориальных интересов и способствуют преобразованиям отношений между национальным и субнациональным уровнями власти.
Однако города могут выступать не только в качестве участников процесса интеграции, на которых оказывается воздействие, но и в качестве субъектов интеграции.
Быть субъектом интеграции - значит проявлять такую активность, которая сказывается на самом процесс интеграции или на субъектах интеграции. В ЕС, где интеграция происходит одновременно в разных сферах жизни общества, та или иная социальная структура может быть отнесена к субъектам интеграционного процесса только при условии, если она проявляла активность в одном из направлений, в котором происходит (обусловленное объективными причинами или деятельностью субъектов) усиление интенсивности и рост количества связей между обществами.
Отношения между городами и европейскими институтами находятся под сильнейшим влиянием национальных государств. Города при всем желании не могут целиком и полностью переключиться на отстаивание своих интересов исключительно на европейском уровне. В настоящий момент по сравнению с государствами-членами для городов на европейском уровне существует немного ресурсов, поэтому заинтересованность городов в активности на нем носит ограниченный характер. Абсолютным приоритетом для них является отстаивание интересов в рамках своих государств, являющихся помимо этого также и основным каналом представительства и мобилизации территориальных интересов в ЕС.
Одна из особенностей представительской функции городов на
европейском уровне состоит в том, что они являются объединениями уже существующих структур. Эта особенность свойственна всем группам интересов, действующим на европейском уровне (бизнес, профсоюзы, добровольческие организации и пр.) и объясняется тем, что институты ЕС предпочитают взаимодействовать с институциями, отражающими как можно более широкие интересы. Именно поэтому основной организационной формой выражения городских интересов являются зонтичные организации - ассоциации городов, представляющие собой коллективные субъекты политического процесса. Им полномочия делегированы городами- участниками, что часто становится причиной трудностей с выработкой единой позиции, удовлетворяющей всех. Это особенно характерно для самых крупных ассоциаций городов, имеющих трансграничный характер. Своего рода альтернативой им могут служить ассоциации, создаваемые для решения конкретных проблем; их состав обычно более однороден, что облегчает поиск компромиссов и экономит ресурсы.
Выход на европейский уровень для городов носит спорадический характер и обусловлен в той или иной степени экстраординарными факторами, когда какая-либо проблема в силу ряда причин не может быть решена внутри государства. В некоторых областях европейский уровень становится особо привлекательным для городов. Это происходит в том случае, если интересы ЕС и городов совпадают, если европейские проблемы приобретают ярко выраженное городское измерение. Взаимовыгодное сотрудничество между институтами ЕС и городским уровнем особенно часто встречается в таких областях как экология, миграция, интеграция мигрантов, решение социальных проблем (в рамках Политики сплочения). Например, в миграционных вопросах города все чаще стали обращаться на наднациональный, европейский уровень в поисках финансовой и организационной поддержки своих инициатив. По мере того как миграционная проблема все больше европеизируется, города все активнее участвуют в налаживании сотрудничества с институтами ЕС.
Г орода не могут похвастаться тем, что обладают сильными позициями в политической системе ЕС. Основная причина этого кроется в том, что они не выступают с консолидированной позицией. Городов много, и все они очень разные. Зачастую их интересы в Евросоюзе носят противоположный характер. Комитет регионов не может агрегировать все разнообразие городских интересов таким образом, чтобы все они были учтены. Кроме того, городам не хватает ресурсов, чтобы позиционировать себя в качестве влиятельных субъектов на уровне ЕС. Находясь в сильной зависимости от своих национальных правительств, они не способны выступать самостоятельными факторами силы. Исключением можно считать «глобальные города», входящие в ЕС (Лондон, Париж) и обладающие значительными ресурсами, которые позволяют им в некоторых вопросах заявлять о своей позиции, отличной от позиции национального уровня.
Хотя города и не относятся к самым заметным политическим субъектам в ЕС, они все же оказывают влияние на происходящие политические и экономические процессы.
Влияние городов на интеграцию Евросоюза ощутимо на примере Политики сплочения и Национальных планов реформ. В ПС роль местного уровня власти вообще и городов в частности более заметна. Решение задач, стоящих перед Политикой сплочения, напрямую связано с городами - они обладают необходимыми сведениями, знают ситуацию «на местах» и активно участвуют в непосредственной полевой работе по реализации принятых решений. Европейские институты, понимая их значимость, стараются вовлекать их в процесс выработки Политики сплочения, учитывать их мнение.
Вместе с тем следует признать, что города не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы оказывать существенное влияние на политическую повестку дня ЕС. В разработке Стратегии «Европа 2020» они активно не участвуют. Вероятно, делу проектирования будущей повестки дня Евросоюза они предпочитают сосредоточение на более близком горизонте
планирования, который напрямую связан с финансами.
В Политике соседства города обладают большей свободой действий. Они могут напрямую взаимодействовать с городами за пределами национальных границ. Но зачастую они прибегают к финансовой и организационной помощи европейских институтов. В Политике соседства и в Политике сплочения, так же как и при реализации Стратегии, партнерство между городами и институтами ЕС носит взаимовыгодный характер. ЕС повышает качество исполнения своих решений на местах и увеличивает уровень легитимности своих институтов, а города, помимо финансовых средств, выделяемых Европейскими структурными фондами на развитие городских территорий в рамках проектов Политики соседства, получают дополнительный канал представительства своих интересов. Такое партнерство в более общем смысле способствует формированию политического пространства ЕС, а значит, продвигает весь ЕС по пути интеграции.
Кроме этого, города способствуют интеграции и другим образом. Они участвуют в реализации интеграционного проекта, что называется «на местах». Города ведут такую работу не только в качестве объекта управления со стороны европейских институтов, но и как младшие партнеры, мнение которых учитывается (особенно по профильным вопросам) при разработке и реализации разнообразных политик ЕС. Города, будучи самым близким к гражданам уровнем организации общественно-политической жизни, обладают мощным мобилизационным потенциалом. Это становится своеобразным ресурсом при выстраивании отношений с
наднациональными институтами, заинтересованными в повышении степени своей легитимности, и способствует демократизации принимаемых ими решений.