Совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром (на примере МАУ Увельского муниципального района «МФЦ»)
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ОФИСОВ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
1.1 Сущность и функции управления государственными и муниципальными
услугами 8
1.2 Мировой опыт организации предоставления государственных и
муниципальных услуг 30
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ (НА ПРИМЕРЕ МАУ УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МФЦ»)
2.1 Анализ предоставления государственных и муниципальных услуг
многофункциональным центром (на примере МАУ Увельского муниципального района «МФЦ») 32
2.2 Анализ предоставления государственных и муниципальных услуг
многофункциональным центром в сфере субъектов малого и среднего предпринимательства 53
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ (НА ПРИМЕРЕ МАУ УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МФЦ»)
3.1 Основные направления совершенствования предоставления
государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром (на примере МАУ Увельского муниципального района «МФЦ») 65
3.2 Открытие МФЦ для малого и среднего предпринимательства как
условие совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Организационная структура МАУ Увельского муниципального района «МФЦ»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Перечень государственных и муниципальных услуг МАУ Увельского муниципального района «МФЦ»
Актуальность темы исследования. Функция предоставления государственных и муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов государственного и муниципального управления. Именно по качеству оказания публичных услуг жители оценивают эффективность деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления. Качество организации и предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования являются мерой оценки эффективности деятельности органов и должностных лиц государственного и муниципального управления.
Сущность государственных услуг не меняется в зависимости от того, на каком уровне, федеральном или региональном, гражданин получает услугу. Осуществление функций по оказанию государственных услуг означает, что органы исполнительной власти субъекта РФ предоставляют таковые услуги гражданам и организациям непосредственно по ценам, которые они регулируют, или эти услуги осуществляют государственные учреждения либо иные организации, в которых размещен заказ на оказание таковых услуг.
Муниципальная услуга выступает основным элементом муниципальной деятельности, определяющим такие виды отношений, как экономические и социальные, между людьми на территории муниципального образования.
По качеству оказания этих муниципальных услуг население часто оценивает всю деятельность местной власти.
Управление процессом оказания муниципальных услуг, формирование показателей и критериев для объективной и полной оценки качества, сочетание личного и бюджетного финансирования услуг, состав тех, кто оказывает услуги, - все это определяет эффективность муниципального управления.
Проблемой является и подготовка квалифицированных сотрудников, способных обслуживать население, являясь специалистом во всех областях государственных и муниципальных услуг. Данная проблема порождает другую - отсутствие большого количества специалистов в этой области обусловливает проблему очередей. Как бы ни внедрялись современные технологии в этот процесс, как бы ни старались обеспечить комфортные условия ожидания в помещениях МФЦ, очереди остаются, потому что лиц, имеющих право на получение государственной или муниципальной услуги, много, а специалистов помочь в получении данных услуг мало.
Кроме этого проблемой является доступность услуг для предпринимателей, которые сталкиваются с большим количеством трудностей для получения государственных или муниципальных услуг. Это обусловлено тем, что не все предприниматели имеют техническую возможность для дистанционного ознакомления граждан с порядком получения государственных или муниципальных услуг.
Поэтому исполнительные органы управления должны создать все условия, чтобы обеспечить удовлетворение граждан в государственных услугах. Одним из механизмов является административно-правовое регулирование отношений государства и гражданина, включая отношения, возникающие в процессе оказания государственных услуг.
Чтобы упростить для заявителей порядок пользования такими услугами, нормативными правовыми актами, принимаемыми в рамках реализации административной реформы, предусмотрено создание системы оказания услуг по принципу одного окна. В соответствии с названным принципом любая услуга предоставляется после однократного обращения заявителя, при этом взаимодействие органов власти обеспечивается без его участия. Организовать такую систему предоставления услуг невозможно, если не налажен межведомственный обмен информацией. К иным проблемам оказания государственных услуг в службах «одного окна», расположенных по месту нахождения органа государственной власти, относились невозможность подачи запроса на оказание государственной услуги в удаленном режиме, стесненные и некомфортные для заявителей и специалистов условия (недостаток площадей, отсутствие мест для ожидания приема), отсутствие дополнительных услуг.
Объектом исследования выступает МАУ Увельского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
Предметом исследования является совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром в МАУ Увельского муниципального района «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг».
Цель исследования - разработать направления совершенствования деятельности МАУ Увельского муниципального района «МФЦ» по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг через сеть офисов многофункционального центра;
- проанализировать анализ управления предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром (на примере МАУ Увельского муниципального района «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»);
- разработать рекомендации по совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром (на примере МАУ Увельского муниципального района «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Государственные и муниципальные услуги - это услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы государственного управления и органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Если обобщать формирующиеся подходы к управлению государственными и муниципальными услугами, то следует отметить, что для Российской Федерации этот вектор реформирования системы государственного и муниципального управления перспективный. Законодательные основы созданы менее пяти лет назад и в настоящее время данное направление можно охарактеризовать как динамично развивающееся. Между тем, следует заметить, что основные процессы, свойственные созданию клиенториентированного государства в Российской Федерации отвечают общемировым тенденциям. И процессы эти необратимы.
Законодательная база, созданная за такой короткий отрезок времени, носит опережающий характер регулирования, поскольку вся инфраструктура по предоставлению государственных и муниципальных услуг создается одновременно с вступлением в силу нормативных правовых актов. Конечно, это порождает определенные трудности в плане методологического обеспечения, нормативно-правового регулирования, на уровне внедрения управленческих технологий, и обеспечения функционирования уже внедренных технологий.
Зачастую эта ситуация сопровождается неготовностью государственного аппарата на местах воспринимать меняющуюся парадигму публичного управления в России. В связи с чем, стоит отметить важность задачи по формированию нового управленческого мышления в среде государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных организаций, восприятия новых возможностей для представителей некоммерческого сектора и бизнеса, а также обычных людей, которые готовы активно воспринимать новые
аспекты отношений между властью и обществом.
Структура МФЦ построена по линейно-функциональному признаку. В результате анализа организационной структуры можно сказать, что в МФЦ имеет место линейную структуру управления, где отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.
Оценка качества работы МФЦ осуществляется на основе суммы полученных баллов и соответствует: оценке «отлично» - от 80 до 100 баллов; оценке «хорошо» - от 60 до 79,9 баллов; оценке «удовлетворительно» - от 40 до 59,9 баллов; оценке «неудовлетворительно» - от 0 до 39,9 баллов.
Отсутствие интеграции и координации ресурсов и информации ведет к снижению эффективности общих усилий по поддержке бизнеса приводит к основным проблемам МФЦ, которые заключаются в следующем: отсутствие общих подходов и механизмов поддержки, отсутствие системы комплексного сопровождения малого и среднего бизнеса, отсутствие прозрачных схем по построению и ведению бизнеса при взаимодействии со всеми участниками, муниципалитеты слабо охвачены МФЦ для бизнес. Кроме этого рассмотрены угрозы МФЦ: снижение предпринимательской активности населения, медленная реализация озвучивания планов по развитию бизнеса в МФЦ, переход на электронные услуги, невостребованность услуг отдельных типов объектов.
Для решения перечисленных проблем необходимо разработаны направления совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром: функционирование единой коммуникационно-информационной среды; организация в МФЦ окна для бизнеса; разработка системы комплексного сопровождения малого и среднего бизнеса.
Отдельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг должно стать совершенствование общего порядка предоставления наиболее приоритетных государственных и муниципальных услуг. Также одним из приоритетных направлений в государственной административной реформе выступает требование по оптимизации численности государственных и муниципальных служащих.
Создание бизнес-окон в МФЦ имеет чрезвычайно значимую цель - содействовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по всем направлениям, и создавать в МФЦ условия для привлечения граждан к предпринимательской деятельности в различных сферах. Перечень предоставляемых услуг для представителей малого бизнеса регулярно актуализируется, добавляются наиболее востребованные услуги. В результате должны быть созданы условия для экстерриториального оказания услуг: гражданин, обратившись в любое МФЦ или привлеченную организацию, расположенные в регионе его проживания, сможет получить необходимую госуслугу.
Главная цель открытия бизнес-окон - предоставить гражданам возможность получать государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна» в максимально короткий срок и непосредственно в своем поселении, не выезжая в районный центр. Продуманная, слаженная система МФЦ избавляет людей от неоднократных хождений по инстанциям, очередей. Система МФЦ в поселении дает возможность жителям почувствовать комфорт и эффективность новых стандартов обслуживания населения. Бизнес-окно планируется открыть в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Увельском районе. В связи с этим, открытие бизнес-окна в МФЦ уже может быть запланировано на январь 2018 года. На организацию бизнес-окна в МФЦ Увельского района будет израсходовано 89700 руб. что соответствует величине запланированному финансированию на 2018 год. С открытием бизнес-окна в Увельском районе планируется рост обращений граждан по району на 15%. Следовательно, создание бизнес-окна в МФЦ Увельского муниципального района является целесообразным и подлежит реализации.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном
голосовании 12. 12. 1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., от 05.02.2014 г., от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: Федеральный закон от 28.07.2012 г. №133-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № (ред. от 30.10.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 28.09.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
8. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
9. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. № 1376 (ред. от 31.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 г. № 953 (ред. от 20.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
11. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 8.09.2010 г. № 697 (ред. от 02.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
12. Об утверждении концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 20112013 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. № 1021-р (ред. от 28.08.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
13. Устав Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»: Постановление Администрации Увельского муниципального района Челябинской области от 01.07.2013 г. № 410
14. Об утверждении Стандарта качества предоставления администрацией
Увельского муниципального района муниципальной услуги по приему, регистрации, направлению и выдаче документов, информированию и консультированию потребителей услуги: физических и юридических лиц:
Постановление Администрации Увельского муниципального района 20.12.2013 г. № 1640
15. О принятии программы Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2016-2018г.г.: Постановление Администрации Увельского муниципального района 28.03.2016 г. № 332
16. Об утверждении Регламента работы Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»: Приказ директора муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» от 12.06.2013 г. № 6
17. Авакян, Н.С. Адаптация услуг «электронного муниципалитета» в России: проблемы и решения / Н.С. Авакян // под ред. С.Г. Еремина, О.В. Панина, С.Е. Прокофьева. - М.: Юстицинформ, 2014. - 878 с.
18. Амелин, Р.В. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг / Р.В. Амелин, Е.С. Ведяева. - М.: Юницинформ, 2014. - 133 с.
19. Анимица, Е.Г., Основы местного самоуправления / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный - М.: Инфра-М, 2014. - 427с.
20. Ахматов, Ш.Ш. Открытость и прозрачность государственного управления / Ш.Ш. Ахматов // под. ред. С.Е. Прокофьева. - М.: Юстицинформ, 2014. - 81-87 с.
21. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 110с.
22. Галкин, А.И. Основные направления повышения и результативности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации/ А.И. Галкин // под. ред. О.В. Паниной. - М.: Юстицинформ, 2014. - 199-207 с.
23. Гумерова, Л.Т. Административная реформа в России / Л.Т. Гумерова, Е.Ю. Чехлань // под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. - М.: Юстицинформ, 2014. - 215-222 с.
24. Данилин, А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты / А.В. Данилин. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.
25. Демин, В.В. Местное самоуправление: перспективы развития / В.В. Демин. - Человек и закон. - 2011. - №1.
26. Дорошенко, Н.Н. Принцип одного окна: развитие многофункциональных центров / Н.Н. Дорошенко, Н.Н. Покровская // журнал: Личность и Культура. - 2012. - №6. - 97-98 с.
27. Еремина, С.Г. Современные проблемы управления государственной и
муниципальной собственностью: монография / С.Г. Еремина. - М.:
Юстицинформ, 2014. - 827с.
28. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. - Изд-во ГроссМедиа, 2011. - 256 с.
29. Зайцева, Г.Г. Практический опыт и проблемы работы Многофункционального центра / Г.Г. Зайцева // Руководитель автономного учреждения № 6. - 2013. - 56-67 с.
30. Зотов, В. Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / В. Б. Зотов. - М.: Олма-Пресс, 2011. - 624с.
31. Зубкова, В.К. Управление экономикой в регионе и муниципальных образованиях / В.К. Зубкова, Л.В.Гордеева, А.Н. Николаев. - Саратов, 2012. - 163с.
32. Иванов, В.В. Муниципальное управление / В.В. Иванов, А.Н Коробова. - М.: Инфра-М, 2011. - 718с.
33. Игнатова, А.М. Многофункциональные центры как инструмент повышения качество предоставления государственных услуг / А.М Игнатова // Политекс. - 2011. - № 2. - С. 220-228.
34. Кайль, Я.Я. Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Региональная экономика. - 2011. - № 28. - С. 48-55.
35. Кирсанов, М.В. Многофункциональный центр: реалии создания и перспективы развития / М.В. Кирсанов. - М.: Изд-во Аюдар Инфо, 2013. - 241 с.
36. Комиссарова, Е.Г. Автономные учреждения: учебное пособие / Е.Г Комиссарова. - М.: Юнити, 2014. - 227 с.
37. Лексин, В.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа / В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н. Чучелина. - М.: Европроект, 2013. - 251 с.
38. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - Спб.: Питер, 2014. - 448 с.
39. Мальцев, И.Ю. Многофункциональный центр: новые возможности и новые сложности / И.Ю. Мальцев. - М.: эж-ЮРИСТ, 2012. - 109 с.
40. Мицкевич, Л.А. Многофункциональные центры как основа повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг / Л.А. Мицкевич // Современные наукоемкие технологии. 2013. - Вып. 2. - №10. - С. 196-197
41. Мишин, В. М. Исследование систем управления: учеб. пособие / В. М. Мишин. - 2-е изд. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 527 с.
42. Можаева, Н.Г. Муниципальное управление / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: Гардарики, 2013. - 256с.
43. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Р.Т. Мухаев. - Изд-во ЮНИТИ-ДАНА,2011. - 256 с.
44. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для студ. Вузов / И. Н. Мысляева. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 392 с.
45. Наумов, С.Ю. Основы организации муниципального управления / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М., 2012. - 24 с.
46. Основы современного муниципального управления / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников, В.И. Патрушев. - М, 2011. - 198с.
47. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В Галлеев. - М.: Кнорус, 2011. - 496с.
48. Постовой, Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. - Изд. Юриспруденция,2013.
- 110 с.
49. Соколов, А.Ф. Развитие сети Многофункциональных центров / А.Ф. Соколов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2012. - № 1. С.1-5
50. Цуциев, М.А. Государственные и муниципальные услуги: совершенствование системы предоставления / М.А. Цуциев // Журнал Бюджет. - 2011. - 26-32 с.
51. Чаннов, С.Е. Отдельные проблемы правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах / С.Е. Чанов // Право и экономика№ 7. - 2012. - 02 июля.
52. Экономика социальной сферы: учебное пособие / В.Г. Игнатов, Л.А. Батурин, В.И. и др. - М.: Издательский центр Март, 2012. - 568 с.
53. Яковлева, Н. И. Многофункциональный центр: новая модель
взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг / Н.И. Яковлева // Финансовая газета. Региональный выпуск № 22. - 2014. - 27 мая
54. Сайт Администрации Увельского муниципального района - Режим доступа: http://www.admuvelka.ru.
55. Сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации - Режим доступа: http://economy.gov.ru.
56. Сайт Муниципального автономного учреждения Увельского муниципального района «Многофункциональный центр» - Режим доступа: http: //www.admuvelka.ru/mfc.
57. Сайт Правительства России - Режим доступа: http://government.ru.
58. Сайт Корпорации МСП - Режим доступа: http://corpmsp.ru.
59. Сайт Территории бизнеса - Режим доступа: http://территориябизнеса74.рф.
60. Сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http: //www.gks .ru.