Устойчивость системы страхования вкладов
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ
БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ 7
1.1 Система страхования банковских вкладов в контексте обеспечения
устойчивости банковского сектора 7
1.2 Принципы и функции системы страхования банковских вкладов 15
1.3 Анализ нормативно-законодательного регулирования системы страхования
вкладов в России 26
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Анализ развития системы страхования вкладов как метод выявления ее
слабых элементов 37
2.2 Основные тенденции рынка вкладов в условиях действующей системы их
страхования 43
2.3 Анализ влияния системы страхования вкладов на устойчивость
банковского сектора 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 65
3.1 Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в
Российской Федерации на современном этапе 65
3.2 Методические рекомендации по развитию системы страхования вкладов в
Российской Федерации 70
3.3 Методические рекомендации по развитию механизма финансирования
системы страхования банковских вкладов 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ
БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ 7
1.1 Система страхования банковских вкладов в контексте обеспечения
устойчивости банковского сектора 7
1.2 Принципы и функции системы страхования банковских вкладов 15
1.3 Анализ нормативно-законодательного регулирования системы страхования
вкладов в России 26
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Анализ развития системы страхования вкладов как метод выявления ее
слабых элементов 37
2.2 Основные тенденции рынка вкладов в условиях действующей системы их
страхования 43
2.3 Анализ влияния системы страхования вкладов на устойчивость
банковского сектора 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 65
3.1 Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в
Российской Федерации на современном этапе 65
3.2 Методические рекомендации по развитию системы страхования вкладов в
Российской Федерации 70
3.3 Методические рекомендации по развитию механизма финансирования
системы страхования банковских вкладов 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Сопряженность банковской системы с реальным сектором экономики выступает одной из доминант устойчивого роста национального хозяйства. Воспроизводство банковской системой инвестиционных ресурсов возможно только при условии создания стабильной долгосрочной ресурсной базы. В связи с этим стратегической задачей развития банковского сектора выступает активизация его деятельности по привлечению сбережений населения, что возможно лишь при условии обеспечения высокого уровня доверия к банкам со стороны экономических субъектов. Одним из важнейших инструментов решения этой задачи выступает система страхования банковских вкладов.
Системы страхования депозитов существуют сегодня более чем в 130 странах мира. Практически все развитые страны создали у себя подобные системы. В последнее десятилетие такие системы создали почти все страны Восточной Европы и Азии, идет подготовка к формированию национальных систем страхования депозитов в некоторых странах Востока и Африки. При этом развивается сотрудничество международных финансово-кредитных институтов, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация по страхованию вкладов с целью выявления проблем функционирования и выработки рекомендаций по созданию эффективной системы страхования вкладов.
Система страхования вкладов в Российской Федерации функционирует с 2004 года. Ключевая роль в данном процессе принадлежит Агентству по страхованию вкладов. Основными целями его создания являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банки.
По состоянию на конец 2016 года в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) агентство осуществляло ликвидационные процедуры в отношении 529 банков и полностью завершило их в 248 банках.
Столь значительное число страховых случаев (только в 2016 г. - 88) обуславливает необходимость совершенствования существующей системы страхования вкладов в Российской Федерации и обоснования направлений ее дальнейшего развития, что и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является российская система страхования банковских вкладов.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы, связанные с формированием устойчивой системы страхования банковских вкладов.
Цель научно-исследовательской работы состоит в обосновании практических рекомендаций по совершенствованию российской системы страхования вкладов, способствующих повышению ее роли в обеспечении стабильности банковской системы России.
Задачи работы.
1. Раскрыть основные характеристики системы страхования банковских вкладов в контексте обеспечения устойчивости банковского сектора.
2. Определить теоретические и методические подходы к исследованию проблем становления и развития системы страхования вкладов.
3. Рассмотреть основные этапы и тенденции развития системы страхования вкладов в Российской Федерации.
4. Проанализировать влияние системы страхования вкладов на устойчивость банковского сектора.
5. Определить проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в Российской Федерации на современном этапе.
6. Дать методические рекомендации по развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальными исследованиями в области организации банковского дела занимались такие ученые, как Г.Н. Белоглазова, Э.Н. Василишен, В.С. Геращенко, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, Е.Ф. Жуков, З.С. Каценеленбаум, В.И. Колесников, Ю.И. Коробов, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, В.В. Масленников, Ю.С. Масленченков, С.Р. Моисеев, М.А. Пессель, В.П. Поляков, А.М. Тавасиев, Г.Г. Фетисов и др.
Исследованию проблем формирования и обеспечения устойчивости ресурсной базы кредитных институтов посвящены труды Л.Г. Батраковой, И.Д. Мамоновой, М.Ю. Матовникова, Р.Г. Ольховой, Г.С. Пановой, В.А. Савинова, К.Р. Тагирбекова, Г.А. Тосуняна, В.М. Усоскина, Е.Б. Ширинской, С.А. Шулькова и др.
Различным теоретическим, методологическим и практическим аспектам страхования банковских вкладов посвящены труды отечественных ученых А.В. Аникина, В.А. Виноградова, Н.Н. Евстратенко, Д.Ю. Колчанова, И.В. Ларионовой, А.Г. Мельникова, А.В. Молчанова, Л.Н. Новиковой, А.Ю. Симановского, О.А. Тихоновой, О.А. Тищенко, А.В. Турбанова и др., а также зарубежных экономистов К. Гавальда, Г.Х. Гарсию, А. Демиргук-Кунта, Ж. Стуфле, С. Телли, И. Маса и др.
Научная новизна работы. Заключается в развитии теоретических положений, разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию национальной системы страхования банковских вкладов. Основные результаты, определяющие новизну проведенного исследования, состоят в следующем:
1. Обоснована возрастающая роль системы страхования банковских вкладов в достижении стабильности функционирования банковского сектора экономики на основе восстановления и укрепления доверия вкладчиков к кредитным учреждениям.
2. Доказано, что эффективно организованная система страхования банковских вкладов обеспечивает устойчивость функционирования кредитных организаций за счет перераспределения рисков между ее участниками, усиления процесса трансформации частных сбережений в инвестиционные ресурсы на долгосрочной основе и организации действенной защиты интересов вкладчиков.
3. Выявлены положительные (обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг; рост доверия вкладчиков к институтам государственной власти и банковской системе; стимулирование роста сбережений населения; формирование рыночной конкурентной среды на рынке частных вкладов) и отрицательные (ослабление мотивации вкладчиков к выбору надежных кредитных учреждений; ухудшение качества внутрибанковских систем управления; осуществление банками - участниками системы страхования вкладов чрезмерно рискованных активных операций) тенденции в развитии национальной системы страхования банковских вкладов.
4. Разработаны методические рекомендации по развитию системы механизма финансирования системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Результаты научно-исследовательской работы доведены до уровня конкретных предложений, которые могут использоваться органами регулирования банковской деятельности в целях развития и совершенствования системы страхования банковских вкладов. Полученные результаты могут послужить предпосылкой для дальнейших исследований по вопросам развития национальной системы страхования вкладов.
Системы страхования депозитов существуют сегодня более чем в 130 странах мира. Практически все развитые страны создали у себя подобные системы. В последнее десятилетие такие системы создали почти все страны Восточной Европы и Азии, идет подготовка к формированию национальных систем страхования депозитов в некоторых странах Востока и Африки. При этом развивается сотрудничество международных финансово-кредитных институтов, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация по страхованию вкладов с целью выявления проблем функционирования и выработки рекомендаций по созданию эффективной системы страхования вкладов.
Система страхования вкладов в Российской Федерации функционирует с 2004 года. Ключевая роль в данном процессе принадлежит Агентству по страхованию вкладов. Основными целями его создания являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банки.
По состоянию на конец 2016 года в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) агентство осуществляло ликвидационные процедуры в отношении 529 банков и полностью завершило их в 248 банках.
Столь значительное число страховых случаев (только в 2016 г. - 88) обуславливает необходимость совершенствования существующей системы страхования вкладов в Российской Федерации и обоснования направлений ее дальнейшего развития, что и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является российская система страхования банковских вкладов.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы, связанные с формированием устойчивой системы страхования банковских вкладов.
Цель научно-исследовательской работы состоит в обосновании практических рекомендаций по совершенствованию российской системы страхования вкладов, способствующих повышению ее роли в обеспечении стабильности банковской системы России.
Задачи работы.
1. Раскрыть основные характеристики системы страхования банковских вкладов в контексте обеспечения устойчивости банковского сектора.
2. Определить теоретические и методические подходы к исследованию проблем становления и развития системы страхования вкладов.
3. Рассмотреть основные этапы и тенденции развития системы страхования вкладов в Российской Федерации.
4. Проанализировать влияние системы страхования вкладов на устойчивость банковского сектора.
5. Определить проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в Российской Федерации на современном этапе.
6. Дать методические рекомендации по развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальными исследованиями в области организации банковского дела занимались такие ученые, как Г.Н. Белоглазова, Э.Н. Василишен, В.С. Геращенко, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, Е.Ф. Жуков, З.С. Каценеленбаум, В.И. Колесников, Ю.И. Коробов, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, В.В. Масленников, Ю.С. Масленченков, С.Р. Моисеев, М.А. Пессель, В.П. Поляков, А.М. Тавасиев, Г.Г. Фетисов и др.
Исследованию проблем формирования и обеспечения устойчивости ресурсной базы кредитных институтов посвящены труды Л.Г. Батраковой, И.Д. Мамоновой, М.Ю. Матовникова, Р.Г. Ольховой, Г.С. Пановой, В.А. Савинова, К.Р. Тагирбекова, Г.А. Тосуняна, В.М. Усоскина, Е.Б. Ширинской, С.А. Шулькова и др.
Различным теоретическим, методологическим и практическим аспектам страхования банковских вкладов посвящены труды отечественных ученых А.В. Аникина, В.А. Виноградова, Н.Н. Евстратенко, Д.Ю. Колчанова, И.В. Ларионовой, А.Г. Мельникова, А.В. Молчанова, Л.Н. Новиковой, А.Ю. Симановского, О.А. Тихоновой, О.А. Тищенко, А.В. Турбанова и др., а также зарубежных экономистов К. Гавальда, Г.Х. Гарсию, А. Демиргук-Кунта, Ж. Стуфле, С. Телли, И. Маса и др.
Научная новизна работы. Заключается в развитии теоретических положений, разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию национальной системы страхования банковских вкладов. Основные результаты, определяющие новизну проведенного исследования, состоят в следующем:
1. Обоснована возрастающая роль системы страхования банковских вкладов в достижении стабильности функционирования банковского сектора экономики на основе восстановления и укрепления доверия вкладчиков к кредитным учреждениям.
2. Доказано, что эффективно организованная система страхования банковских вкладов обеспечивает устойчивость функционирования кредитных организаций за счет перераспределения рисков между ее участниками, усиления процесса трансформации частных сбережений в инвестиционные ресурсы на долгосрочной основе и организации действенной защиты интересов вкладчиков.
3. Выявлены положительные (обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг; рост доверия вкладчиков к институтам государственной власти и банковской системе; стимулирование роста сбережений населения; формирование рыночной конкурентной среды на рынке частных вкладов) и отрицательные (ослабление мотивации вкладчиков к выбору надежных кредитных учреждений; ухудшение качества внутрибанковских систем управления; осуществление банками - участниками системы страхования вкладов чрезмерно рискованных активных операций) тенденции в развитии национальной системы страхования банковских вкладов.
4. Разработаны методические рекомендации по развитию системы механизма финансирования системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Результаты научно-исследовательской работы доведены до уровня конкретных предложений, которые могут использоваться органами регулирования банковской деятельности в целях развития и совершенствования системы страхования банковских вкладов. Полученные результаты могут послужить предпосылкой для дальнейших исследований по вопросам развития национальной системы страхования вкладов.
С целью снижения вероятности наступления банковских кризисов и ограничения масштабов в случае их наступления, в разных странах создаются системы финансовой стабильности и системы предотвращения банковских кризисов. Одним из ключевых институтов обеспечения стабильности банковской системы является система страхования вкладов.
Проведенный в работе анализ показал, что в экономической литературе нет единства мнений по вопросу определения сущности системы страхования вкладов. Как правило, система страхования вкладов рассматривается как форма страхования имущества вкладчиков, предполагающая возврат средств вкладчикам в случае банкротства банка.
В исследовании система страхования вкладов рассматривается как совокупность элементов банковской системы (органы регулирования и надзора, коммерческие банки), находящихся в тесном взаимодействии между собой и с внешней средой, с целью гарантирования возвратности вкладов, на основе широкого набора методов и инструментов воздействия на банковскую систему и предполагающая создание специализированного фонда гарантирующего возврат средств по вкладам.
Анализ ретроспективного и зарубежного опыта организации деятельности систем страхования вкладов выявил, что последние два десятилетия сопровождались динамичным развитием систем страхования вкладов. При этом, принципы организации и функционирования систем страхования вкладов имеют в каждой стране свои индивидуальные особенности.
В результате проведенного исследования выявлены основополагающие принципы, которым должна соответствовать система страхования вкладов независимо от целей и задач, стоящих перед ней в конкретной стране. К таким принципам относятся нормативное регулирование системы страхования вкладов, обязательность участия банков в системе страхования вкладов, процедура отбора финансово устойчивых банков, прозрачность системы страхования вкладов, ограниченность величины гарантий по вкладам.
Исследование опыта организации деятельности систем страхования вкладов позволило выявить, что, несмотря на большое разнообразие классификаций систем страхования вкладов, наиболее полно отражающей идею системы страхования вкладов, является предложенная в выпускной квалификационной работе обобщенная классификация типов систем, в основе которой лежат задачи, стоящие перед системой страхования вкладов и функции присущие страховщику вкладов.
Анализ типов систем страхования вкладов позволил выявить, что ее развитие должно сопровождаться эволюцией от типа системы «денежная корзина» к типу «с функцией регулирования рисков».
На этапе создания, система страхования вкладов, как правило, создается в форме «денежная корзина», так как данный тип системы является наиболее простым с точки зрения ее создания. Следующим этапом развития системы страхования вкладов является переход к типу систем «с расширенными полномочиями». Для обеспечения полноты и своевременности возврата средств из конкурсной массы обанкротившегося банка, система страхования вкладов наделяется полномочиями по ликвидации данных банков. Совмещение данных полномочий позволяет поддерживать достаточность фонда и снижать ставку страховых взносов.
Последним и наиболее сложным с организационной точки зрения этапом эволюции системы, является переход к типу систем «с функцией регулирования рисков». Кроме задач, преследуемых в первых двух типах систем, перед системой «с функцией регулирования рисков» также стоят задачи мониторинга деятельности банков-участников системы и урегулирование проблем несостоятельности банков.
Анализ становления и развития систем страхования вкладов выявил, что данные процессы, как правило, сопровождаются реструктуризацией регулирующих и надзорных органов банковской системы. Данная реструктуризация сопровождается либо наделением центрального банка функциями страховщика вкладов, либо передачей надзорных функций страховщику вкладов, или созданием координационного механизма между страховщиком вкладов и центральным банком. В любом из вышеперечисленных случаев, происходит усиление и ужесточение процедуры надзора за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов, с целью недопущения в нее финансово неустойчивых банков.
Введение ССВ способствовало формированию конкурентной рыночной среды на рынке вкладов, более равномерному распределению вкладов по банковской системе и, как следствие, содействовало ее устойчивости.
Система страхования вкладов России в соответствии с поставленными перед ней задачами и функциями Агентства по страхованию вкладов, относится к типу систем «с расширенными полномочиями». Результаты ее деятельности показывают, что она функционирует эффективно в рамках узкого понимания поставленных перед ней целей.
Несмотря на достигнутые результаты, развитие системы страхования вкладов сопряжено с рядом проблем. Они могут привести к невозможности прогнозирования расходов фонда страхования вкладов, так как любой банк, прошедший процедуру отбора, потенциально несет в себе угрозу для системы страхования вкладов в целом.
Исследование организационной структуры системы страхования вкладов России выявило, что процедуру надзора и мониторинга финансовой устойчивости банков-участников системы единолично осуществляет Банк России. Агентство по страхованию вкладов, не обладая полномочиями надзора, испытывает недостаток в информации, на основе которой можно с высокой долей достоверности спрогнозировать вероятность наступления страховых случаев.
Агентство по страхованию вкладов, обладая контрольной функцией в отношении фонда страхования вкладов, не имеет возможности прогнозировать размеры вероятных выплат страховых возмещений. Причиной этого является сосредоточение информации о финансовом состоянии банков-участников системы страхования вкладов только у Банка России.
Таким образом, Агентство по страхованию вкладов не имеет возможности достоверно осуществить прогноз потребности в финансировании фонда и управлять принимаемыми на себя рисками, что может привести к неспособности системы выполнять свои функции.
Еще одна проблема заключается в следующем: проходя процедуру оценки финансовой устойчивости, банкам, независимо от «запаса» их финансовой устойчивости, назначается единая ставка страховых взносов. Таким образом, банки с различным уровнем рискованности деятельности несут одинаковое бремя в части платежей по страховым взносам. Это приводит к тому, что банки, которые несут меньшие риски для системы страхования вкладов, вынуждены «оплачивать» повышенные риски системы в целом, источником которых является деятельность других банков, с повышенным уровнем рискованности деятельности. По сути, такие банки недоплачивают за риск, которому они подвергают систему страхования вкладов, зарабатывая при этом для себя сверхдоходы.
В результате исследования проблем функционирования надзора за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов России, были разработаны следующие рекомендации по ее совершенствованию:
во избежание дублирования надзорных функций между Банком России и Агентством по страхованию вкладов, целесообразно расширить объем информации передаваемой Банком России в Агентство, путем предоставления на непрерывной основе информации о финансовом состояния банков-участников системы страхования вкладов России;
включить представителя Агентства в Комитет банковского надзора Банка России с правом совещательного голоса.
Реализовав данные мероприятия, Агентство по страхованию вкладов получит доступ к информации о финансовом состоянии банков-участников системы.
В работе разработана методика, которая на основе анализа данной информации позволит Агентству по страхованию вкладов получить возможность разделить банки по уровням рисков, которым они подвергают фонд обязательного страхования вкладов и определить величину ставки страховых взносов в соответствии с величиной доли их рисков. В зависимости от рассчитанного уровня рискованности, определяется соответствующая тарификация страховых отчислений в фонд страхования вкладов Реализация разработанных рекомендаций позволит Агентству по страхованию вкладов проводить мониторинг за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов, что позволит регулировать уровень рисков, стоящих перед системой страхования вкладов России и перейти на этап развития системы «с функцией регулирования рисков». Это будет способствовать стабильному функционированию системы страхования вкладов Российской Федерации и выполнению стоящих перед ней целей.
Реализация предложенных в выпускной квалификационной работе рекомендаций позволит повысить эффективность функционирования системы страхования вкладов и предотвратить негативные тенденции, сопровождающие ее развитие, что будет способствовать развитию банковской системы Российской Федерации.
Проведенный в работе анализ показал, что в экономической литературе нет единства мнений по вопросу определения сущности системы страхования вкладов. Как правило, система страхования вкладов рассматривается как форма страхования имущества вкладчиков, предполагающая возврат средств вкладчикам в случае банкротства банка.
В исследовании система страхования вкладов рассматривается как совокупность элементов банковской системы (органы регулирования и надзора, коммерческие банки), находящихся в тесном взаимодействии между собой и с внешней средой, с целью гарантирования возвратности вкладов, на основе широкого набора методов и инструментов воздействия на банковскую систему и предполагающая создание специализированного фонда гарантирующего возврат средств по вкладам.
Анализ ретроспективного и зарубежного опыта организации деятельности систем страхования вкладов выявил, что последние два десятилетия сопровождались динамичным развитием систем страхования вкладов. При этом, принципы организации и функционирования систем страхования вкладов имеют в каждой стране свои индивидуальные особенности.
В результате проведенного исследования выявлены основополагающие принципы, которым должна соответствовать система страхования вкладов независимо от целей и задач, стоящих перед ней в конкретной стране. К таким принципам относятся нормативное регулирование системы страхования вкладов, обязательность участия банков в системе страхования вкладов, процедура отбора финансово устойчивых банков, прозрачность системы страхования вкладов, ограниченность величины гарантий по вкладам.
Исследование опыта организации деятельности систем страхования вкладов позволило выявить, что, несмотря на большое разнообразие классификаций систем страхования вкладов, наиболее полно отражающей идею системы страхования вкладов, является предложенная в выпускной квалификационной работе обобщенная классификация типов систем, в основе которой лежат задачи, стоящие перед системой страхования вкладов и функции присущие страховщику вкладов.
Анализ типов систем страхования вкладов позволил выявить, что ее развитие должно сопровождаться эволюцией от типа системы «денежная корзина» к типу «с функцией регулирования рисков».
На этапе создания, система страхования вкладов, как правило, создается в форме «денежная корзина», так как данный тип системы является наиболее простым с точки зрения ее создания. Следующим этапом развития системы страхования вкладов является переход к типу систем «с расширенными полномочиями». Для обеспечения полноты и своевременности возврата средств из конкурсной массы обанкротившегося банка, система страхования вкладов наделяется полномочиями по ликвидации данных банков. Совмещение данных полномочий позволяет поддерживать достаточность фонда и снижать ставку страховых взносов.
Последним и наиболее сложным с организационной точки зрения этапом эволюции системы, является переход к типу систем «с функцией регулирования рисков». Кроме задач, преследуемых в первых двух типах систем, перед системой «с функцией регулирования рисков» также стоят задачи мониторинга деятельности банков-участников системы и урегулирование проблем несостоятельности банков.
Анализ становления и развития систем страхования вкладов выявил, что данные процессы, как правило, сопровождаются реструктуризацией регулирующих и надзорных органов банковской системы. Данная реструктуризация сопровождается либо наделением центрального банка функциями страховщика вкладов, либо передачей надзорных функций страховщику вкладов, или созданием координационного механизма между страховщиком вкладов и центральным банком. В любом из вышеперечисленных случаев, происходит усиление и ужесточение процедуры надзора за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов, с целью недопущения в нее финансово неустойчивых банков.
Введение ССВ способствовало формированию конкурентной рыночной среды на рынке вкладов, более равномерному распределению вкладов по банковской системе и, как следствие, содействовало ее устойчивости.
Система страхования вкладов России в соответствии с поставленными перед ней задачами и функциями Агентства по страхованию вкладов, относится к типу систем «с расширенными полномочиями». Результаты ее деятельности показывают, что она функционирует эффективно в рамках узкого понимания поставленных перед ней целей.
Несмотря на достигнутые результаты, развитие системы страхования вкладов сопряжено с рядом проблем. Они могут привести к невозможности прогнозирования расходов фонда страхования вкладов, так как любой банк, прошедший процедуру отбора, потенциально несет в себе угрозу для системы страхования вкладов в целом.
Исследование организационной структуры системы страхования вкладов России выявило, что процедуру надзора и мониторинга финансовой устойчивости банков-участников системы единолично осуществляет Банк России. Агентство по страхованию вкладов, не обладая полномочиями надзора, испытывает недостаток в информации, на основе которой можно с высокой долей достоверности спрогнозировать вероятность наступления страховых случаев.
Агентство по страхованию вкладов, обладая контрольной функцией в отношении фонда страхования вкладов, не имеет возможности прогнозировать размеры вероятных выплат страховых возмещений. Причиной этого является сосредоточение информации о финансовом состоянии банков-участников системы страхования вкладов только у Банка России.
Таким образом, Агентство по страхованию вкладов не имеет возможности достоверно осуществить прогноз потребности в финансировании фонда и управлять принимаемыми на себя рисками, что может привести к неспособности системы выполнять свои функции.
Еще одна проблема заключается в следующем: проходя процедуру оценки финансовой устойчивости, банкам, независимо от «запаса» их финансовой устойчивости, назначается единая ставка страховых взносов. Таким образом, банки с различным уровнем рискованности деятельности несут одинаковое бремя в части платежей по страховым взносам. Это приводит к тому, что банки, которые несут меньшие риски для системы страхования вкладов, вынуждены «оплачивать» повышенные риски системы в целом, источником которых является деятельность других банков, с повышенным уровнем рискованности деятельности. По сути, такие банки недоплачивают за риск, которому они подвергают систему страхования вкладов, зарабатывая при этом для себя сверхдоходы.
В результате исследования проблем функционирования надзора за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов России, были разработаны следующие рекомендации по ее совершенствованию:
во избежание дублирования надзорных функций между Банком России и Агентством по страхованию вкладов, целесообразно расширить объем информации передаваемой Банком России в Агентство, путем предоставления на непрерывной основе информации о финансовом состояния банков-участников системы страхования вкладов России;
включить представителя Агентства в Комитет банковского надзора Банка России с правом совещательного голоса.
Реализовав данные мероприятия, Агентство по страхованию вкладов получит доступ к информации о финансовом состоянии банков-участников системы.
В работе разработана методика, которая на основе анализа данной информации позволит Агентству по страхованию вкладов получить возможность разделить банки по уровням рисков, которым они подвергают фонд обязательного страхования вкладов и определить величину ставки страховых взносов в соответствии с величиной доли их рисков. В зависимости от рассчитанного уровня рискованности, определяется соответствующая тарификация страховых отчислений в фонд страхования вкладов Реализация разработанных рекомендаций позволит Агентству по страхованию вкладов проводить мониторинг за деятельностью банков-участников системы страхования вкладов, что позволит регулировать уровень рисков, стоящих перед системой страхования вкладов России и перейти на этап развития системы «с функцией регулирования рисков». Это будет способствовать стабильному функционированию системы страхования вкладов Российской Федерации и выполнению стоящих перед ней целей.
Реализация предложенных в выпускной квалификационной работе рекомендаций позволит повысить эффективность функционирования системы страхования вкладов и предотвратить негативные тенденции, сопровождающие ее развитие, что будет способствовать развитию банковской системы Российской Федерации.
Подобные работы
- Устойчивость системы страхования вкладов
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Устойчивость системы страхования вкладов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках.
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Система страхования вкладов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Система страхования банковских вкладов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019



