Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности описания жестово-мимической составляющей художественного образа (на материале романа Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени»)

Работа №63411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
Глава 1. Жест как мимическая составляющая художественного образа….. 5
1.1. Определение жеста как художественного элемента литературного
произведения ........................................................................................................ 5
1.2 Признаки жестов в тексте произведения как динамической формы
портретного описания ....................................................................................... 13
1.3 Особенности описания культурно-специфических жестов .................... 17
Глава 2 Анализ особенностей описания жестов в художественной
литературе на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
2.1 Функциональная классификация вербализованных невербальных
компонентов коммуникации в художественном тексте. ................................ 20
2.2 Способы передачи и грамматическое оформление жестов в структуре
художественного текста..................................................................................... 31
2.3 Использование литературных штампов в описании жестов для создания
утрированного романтического образа героя................................................. 36
Глава 3. Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: Жесты и мимика
как невербальные средства общения............................................................... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы работы. В настоящее время растет интерес к изучению художественной речи, но перед исследователями все еще много нерешенных и спорных вопросов. Важной проблемой на сегодняшний день становится постижение логики творческого процесса, изучение психологических и методических особенностей с здания художественного произведения. Огромная роль в создании художественного образа принадлежит жестовым движениям, которые в процессе развития изобразительного искусства сложились в определенную знаковую систему.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Известно, что мимика и жест — элементы аналогового (непрерывного во времени) языка. «Из жестов всех составить алфавит и научиться понимать все мысли» — мечтал Уильям Шекспир. Американский психолог Р. Бёрдвистл попытался выделить кин — мельчайшую единицу движения, аналогичную букве. Таких кинов учёный насчитал около 60. Известны и другие попытки поиска «алфавита жестов», однако ряд психологов настроен скептически. По их мнению, создать код, словарь, дискретный алфавит невербальной коммуникации невозможно, поскольку поиск алфавита — проявление лингвоцентризма — стремления изучать любые виды коммуникации по образу и подобию языка человеческой речи.
Теоритически жест достаточно подробно осмыслен в лингвистике, где телодвижение рассматривается как часть коммуникативного акта. Всякий жест, описываемый в литературном произведении, семантичен. Он обязательно прочитывается с той или иной степенью точности, подвергается интерпретации, непосредственно или контекстуально. При этом отражение жестов в художественном тексте - процесс двусторонний: описание автором жестового поведения персонажей в тексте вербальными средствами и затем восприятие читателем невербальных знаков и их переосмысление и интерпретация.
Для адекватного понимания жеста его важно отделить от нежестовых и пограничных форм. Жест как проявление в достаточной мере импульсивное не связан с целью, он обладает нецеленаправленностью и некоторой непроизвольностью выражения. Во-вторых, для жеста характерны внутренние изменения, которые связаны с областью эмоций и чувств. В- третьих, жест связан с телесностью, когда упоминаются части тела как видимые, так и чувствуемые. Четвертый признак жеста - его кратковременность, которая обусловлена его психологической природой: как проявление эмоции, жест не способен долго длиться. Еще одним признаком жеста является его повторяемость при определенной изменчивости, т.е. эмоции, как правило, имеют типовые формы внешнего выражения. В связи с необходимостью разграничения жеста и полуфизиологических процессов видится необходимым введение шестого признака жеста - частичная или полная контролируемость жеста, его подчинение правилам невербального выражения эмоций.
Несмотря на то, что во многих национальных культурах имеются взаимопонятные жесты, облегчающие общение, а часть жестов унифицируется в процессе развития международных контактов, все же большинство жестов культурно-специфичны, и незнание их значений затрудняет межкультурную коммуникацию. В художественном тексте чувства и душевные состояния героев часто описываются через их внешние проявления: жесты, мимику, позы; причем используются устойчивые словосочетания, за которыми закреплена подача той или иной эмоции (всплеснуть руками, опустить плечи, наморщить лоб, кусать губы и т.п.). Эти словосочетания являются национальными словесными образами, для их адекватного восприятия необходимо знакомство с национально-культурной семантикой инокультурного невербального языка.
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" считают первым русским психологическим романом. В связи со стремлением автора раскрыть "историю души человеческой" роман оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует "душу" не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства, а так же его невербальная коммуникация. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, к состоянию человека, его жестам и позам, именно это делает роман «Герой нашего времени» столь психологичным.
«Г ерой нашего времени» - принципиально новый этап в исторической эволюции романа. Он вмещает в себя не только углубленное отображенную биографию чувств, характерную для субъективного романа, но и в не меньшей мере жизнь и приключения героя, столь характерные для объективного романа. Лермонтов усвоил и творчески переработал достижения субъективного французского романа с его психологизмом, но не отбросил и опыта авантюрного романа, уходящего своими истоками к западному плутовскому и русскому авантюрно-бытовому, нравоописательному и даже историческому роману.
На основе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» было показано, что описание жестов как мимической составляющей являются важнейшими элементами в создании художественного образа героя в литературном произведении. Они делают образ каждого из героев ярче, глубже и понятнее для внимательного читателя.



1 Абеляшева Г алина Евгеньевна. Проблемы поэтики портрета (на материале романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"): Дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / Симферопольский гос. ун-т. — Симферополь, 2011. — 156л.
2 Акишина А.А., Кано Хироко. Словарь русских жестов и мимики. - М.: РЯ Курсы, 2013. - 208 с.
3 Баскакова Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики // Язык прозы Чехова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2012. - С.44-56.
4 Башкеева В. В. Русский словесный портрет. Лирика и проза конца XVIII - первой трети XIX века: диссертация доктора филологических наук: 10.01.01. - М.: 2011. - 351 с.
5 Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - М.: Космополис, 2014. - 237 с.
6 Верещагин Е.И., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жеста вербальными средствами // Вопросы языкознания. - 2014. - №1. - С.37.
7 Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: «Наука», 2011. - 112 с.
8 Диденко А.А. Проблема вербализованного иконического знака в художественном тексте [Электронный ресурс] / Научный журнал КубГАУ, 2012. - №76(02). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru /2012/02/pdf/44.pdf
9 Живое слово: логос - голос - движение - жест. Сборник статей и
материалов/ Под ред. Фещенко В. В.. - М.: Новое литературное
обозрение, 2015. - 480 с.
10 Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи//Вопросы языкознания. 2014. №6. С 26-38.
11 Капанадзе Л.А. Роль жеста в разговорной речи // Русская разговорная речь. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. - С. 236-243.
12 Климашева О. В. Вербальное представление жеста как акцентирование доминантного личностного смысла художественного текста // Вестник МГЛУ. 2012. №557.
13 Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 581 с.
14 Кричевская Л.И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов - М.: Аспект Пресс, 2014. - 184 с.
15 Лебедева М. Л. Практическое литературоведение: что сказал писатель/ М.Л. Лебедева, А.К. Северинец, О.Л. Коренькова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 317 с.
16 Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени: Роман. - СПб: Азбука, Азбука- Аттикус, 2012. - 224 с.
17 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. - СПб: Азбука, 2016. - 704 с.
18 Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М.Лотман. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 416 с.
19 Макаров В. Герой нашего Лермонтова // Литературная учеба. - 2015. - №2, 3. - C.202-208.
20 Малетина Оксана Андреевна. Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса (На материале произведений Т. Драйзера): Дис. канд. филол. наук: 10.02.01: Волгоград, 2011. - 181 с.
21 Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к
индивидуальности и личности. - Владимир: ВГПУ, 2011. - 120 с.
22 Масленникова П. М. Жест как семиотическая проблема // Вестник гуманитарного факультета. - 2012. - Вып. 2. - С. 136- 142.
23 Нетбай И. Кто такой Печорин? Что такое Печорин? // Вопросы
литературы. - 2011. - №4. - C.320-329.
24 Силантьев И. В. Сюжетологические исследования [ Электронный ресурс] / И. В. Силантьев. - М: Языки славянской культуры, 2013. - 224 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/
25 Хроленко А. Т. Параязык и филология // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. - № 3 (31)
26 Цивьян Ю. На подступах к карпалистике: Движение и жест в литературе, искусстве и кино. - М.: НЛО, 2013.
27 Шуховцова Т.А. Обучение иностранных студентов пониманию соматических речений в языке русской художественной литературы// Матер. 44-й науч.-методич. конф. ППС КазНУ «Компетентностно- ориентированная система оценки знаний» 17-18 января 2014 - Алматы, КазНУ, 2014. - Книга 2, С. 284-288.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ