ВВЕДЕНИЕ 6
1 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.1 Роль межбюджетных отношений в развитии государства и
обеспечения благосостояния граждан 8
1.2 Влияние методов бюджетной политики на межбюджетные
отношения 13
1.3 Проблемы организации межбюджетных отношения 23
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА
СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ СТРАНЫ И БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ 26
2.1 Анализ достижения целей организации системы
межбюджетных отношений по динамике выполнения бюджетов регионов 26
2.2 Оценка эффективности реализации принципов межбюджетных
отношений 29
2.3 Оценка эффективности реформ межбюджетных отношений 33
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ 48
3.1 Направления повышения эффективности бюджетной политики РФ 48
3.2 Оптимизация межбюджетных отношений как инструмента
бюджетной политики РФ 52
3.3 Перспективы роли межбюджетных отношений в реализации
бюджетной политики РФ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основными задачами бюджетной политики, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, являются обеспечение макроэкономической устойчивости, последовательного снижения уровня инфляции, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, совершенствование механизмов применения программно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов, завершение налоговой реформы [8, с.48].
Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного устройства.
Конституция РФ, закрепив модель действующего федерализма, провозгласила равноправие всех субъектов РФ и возможность взаимного делегирования полномочий на договорной основе.
Поэтому организация межбюджетных отношений и бюджетное регулирование стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Объектом работы являются межбюджетные отношения.
Предметом работы является процесс реализации межбюджетных отношений в РФ.
Целью работы является определение оптимизации межбюджетных отношений как фактора повышения эффективности бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить роль межбюджетных отношений в развитии государства и обеспечения благосостояния граждан;
2) определить влияние методов бюджетной политики на межбюджетные отношения;
3) рассмотреть анализ достижения целей организации системы межбюджетных отношений по динамике выполнения бюджетов регионов;
4) провести оценку эффективности реализации принципов межбюджетных отношений;
5) провести оценку эффективности реформ межбюджетных отношений РФ;
6) выделить направления повышения эффективности бюджетной политики РФ;
7) выполнить оптимизацию межбюджетных отношений как инструмента бюджетной политики РФ.
Цели и задачи работы определили ее структуру.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе работы изучена роль межбюджетных отношений в развитии государства и обеспечения благосостояния граждан, определено влияние методов бюджетной политики на межбюджетные отношения.
Во второй главе работы проведен анализ достижения целей организации системы межбюджетных отношений по динамике выполнения бюджетов
В третьей главе работы выделены направления повышения эффективности бюджетной политики РФ, а также оптимизация межбюджетных отношений как инструмента бюджетной политики РФ.
Методами, применяемыми в работе, является метод анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составили монографии, учебники и учебные пособия по рассматриваемой проблеме, а также нормативно-справочная информация, материалы сети Интернет.
В работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и обобщений.
Межбюджетные отношения характеризуют построение бюджетной системы вне зависимости от принципов ее организации. Суть бюджетного федерализма проявляется через эффективную систему межбюджетных отношений, включая бюджетное регулирование. Отсюда следует, что понятие межбюджетных отношений намного шире, чем бюджетный федерализм.
В качестве основных инструментов бюджетного регулирования в регионах используются регулирующие налоги и финансовая помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Так как муниципальные образования имеют различный налоговый потенциал, необходимо осуществлять перераспределение финансовых ресурсов через бюджет субъекта РФ.
В процессе организации межбюджетных отношений между уровнями государственной власти особое внимание уделяется выравниванию бюджетной обеспеченности, хотя не менее важно стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственных доходных поступлений, величина которых свидетельствует о степени устойчивости местных бюджетов. Потеря интереса к увеличению собственных бюджетных доходов может привести к негативным последствиям, как для самих муниципалитетов, так и для бюджета области.
Бюджетное регулирование должно способствовать выравниванию бюджетной обеспеченности в целях достижения одинакового качества предоставляемых на каждом уровне власти бюджетных услуг, что позволит сформировать эффективную бюджетную систему, ориентированную на стимулирование экономического роста, расширение самостоятельности всех уровней бюджетной системы и снижении социально-экономического неравенства и различий в бюджетной обеспеченности территорий.
Совершенствование межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма предлагается осуществить по следующим направлениям:
а) укрепление самостоятельности нижестоящих уровней власти;
б) использование правовых механизмов установления налогов и распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
в) предоставление финансовой помощи нуждающимся территориям в соответствии с четкими критериями, учитывающими численность населения, его возрастной состав, состояние объектов инфраструктуры;
г) использование методов горизонтального выравнивания бюджетного дисбаланса.
Использование программно-целевого подхода позволяет выработать как единую стратегию в решении социально-экономических проблем, так и определить необходимый объем финансовых ресурсов для ее выполнения.
1. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» - СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» - СПС «Консультант Плюс».
3. Аналитический доклад «Основные подходы к формированию межбюджетных отношений в 20152017 гг.». Официальный сайт Министерства Финансов РФ.- : http: //www.minfin.ru.
4. Аничкина, Е.А. Английский язык: учебное пособие для студентов II курса факультета международных отношений, изучающих английский язык как первый (продолжающий поток) / Е.А. Аничкина, В.Н. Чистякова. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2016. - 772 с.
5. Анищенко, Ф.В. Кредиты и займы: учет и налоги / Ф.В. Анищенко. - М.: Налог-Инфо, 2015. - 248 c.
6. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран / Е.П. Баранова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 112 c.
7. Бишенов, А.А., Межбюджетное регулирование на субфедеральном уровне/ Финансы. - 2010. - № 10. - с. 9-14.
8. Быкова, Н.Н., Шайдуллова А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней / Журнал Молодой учёный / Н. Н. Быкова, А. И. Шайдуллова. - Тольятти, 2014. - 14 с.
9. Бюджетная система России / ред. Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 540 c.
16.Зубаревич, Н. В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России. Социальный атлас российских регионов. - :
http://www.socpol.rU/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no24
17. Зубов, В., Сибирское благословение. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 192 с.
18. Из истории международных связей и отношений / ред. В.А. Данилов. - М.: Тюмень: ТГУ, 2015. - 162 c.
19. Инструкция по бюджетному учету. - М.: АКДИ Экономика и жизнь'', 2017. - 280 c.
20. Климанов, В.В. Зарубежный опыт новаций в межбюджетных отношениях / В.В. Климанов. - М.: АНО ИРОФ, 2015. - 152 c.
21. Клисторин, В. И., Анализ межбюджетных отношений в интересах общественности (на примере муниципальных образований Новосибирской области) // Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы. СПБ.: Норма,
2012. - С. 93 - 120.
22. Косов, М. Е. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва. Теоретические и методологические аспекты / М.Е. Косов, Е.А. Зеленская. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 176 c.
23. Леденева, М.В. Мировая экономика и международные экономические отношения стран региона: творческие задания / М.В. Леденева, О.В. Богатырева. - М.: Волгоградское научное издательство, 2017. - 969 c.
24. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебник. - М.: Юнити- Дана, 2015. - 520 c.
25. Международные отношения 1870-1918 /под ред. В.М. Хвостов. - М.: Академия Красной армии, 2017. - 408 c.
26. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2015. - 320 c.
27. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов/ А. С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2012. - 334 с.
28. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 199. ФЗ // Российская газета, 2014 - 5 декабря. С. 3-15.
29.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: - https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/?id_57=64713#ixzz4xuIDI700
30. Панкови, Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / Д.А. Панкови. - М.: Новое знание, 2016. - 409 c.
31. Парыгина, В.А. Бюджетная система России / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2015. - 752 c.
32. Преображенский, Б. Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. Воронеж.: Изд-во Воронежского государственного университетата,
2013. - 160 с.
33. Распределение межбюджетных трансфертов по субъектам Российской Федерации в 2009-2013 гг. в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете».: - http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/03/MBT_20122014_(iz_ FZ_O_fed_bUdzhete).pdf
34. Савиных, Т. С., Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формирования оптимальной модели развития бюджетного федерализма в РФ // Вестник ТГУ. 2011. № 344.
35. Силуанов, А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2. - 43 - 50 с.
36. Суглобов, А. Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации / А.Е.Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. - М.: Юнити-Дана, 2015.-264 с.
37. Тетерин, Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России // Молодой ученый. - 2015. - №3. - 520 - 523 с.
38. Парыгина, В. Бюджетное право и процесс учебник / В. Парыгина, А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2016. - 384 с.
39. Косов, М. Е. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва. Теоретические и методологические аспекты / М.Е. Косов, Е.А. Зеленская. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 176 с.
40. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2016. - 311 с.
41. Алексеенко, М.М. Бюджетно-финансовая работа сельских и поселковых Советов народных депутатов / Алексеенко, М.М. и. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 268 с.