ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Проектная деятельность - педагогическая технология, применяемая в
современном образовательном процессе 7
1.2 Особенности организации проектной деятельности в школе в условиях
реализации ФГОС 8
1.3 Теоретическая база проектной деятельности учащихся, направленной на выявление зависимости уровня физического и физиологического развития подростков от уровня их двигательной активности 13
1.3.1 Особенности физического развития подростков 16
1.3.2 Особенности дыхательной и кровеносной систем подростков 23
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Проектная деятельность - педагогическая технология, применяемая в
современном образовательном процессе 7
1.2 Особенности организации проектной деятельности в школе в условиях
реализации ФГОС 8
1.3 Теоретическая база проектной деятельности учащихся, направленной на выявление зависимости уровня физического и физиологического развития подростков от уровня их двигательной активности 13
1.3.1 Особенности физического развития подростков 16
1.3.2 Особенности дыхательной и кровеносной систем подростков 23
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта четко определена цель современного образования - воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию [50].
Социальный заказ общества к школе в настоящее время заключается в том, что она призвана готовить молодых людей способных адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приносить пользу себе и окружающим, постоянно самосовершенствоваться. Современному обществу необходимы здоровые, нравственные, коммуникабельные, творческие и инициативные люди, которые могут самостоятельно организовывать, осуществлять и корректировать свою деятельность, прогнозируя её возможные последствия, способные работать в коллективе, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свои действия и поступки. В настоящее время, чрезвычайно важным является то, что школьник должен стать не просто образованным в разных отраслях знаний - он должен научиться применять полученные на уроках и во время внеурочной деятельности знания, для решения той или иной проблемной ситуации. Иными словами, ребенок, выйдя из стен школы, должен обладать такими качествами, которые могли бы поспособствовать ему, влиться в социальную жизнь общества, раскрыть свой личностный потенциал, найти свое истинное предназначение.
Таким образом, можно смело говорить о том, что, в первостепенные обязанности школы, сегодня, входит регулярная работа по сохранению здоровья, развитию интеллекта и эмоционально чувственной сферы ребенка, социально-личностную адаптацию. Стоит отметить, что для того, чтобы добиться данного результата, необходимо чтобы каждый педагог, числящийся в рядах образовательного учреждения, регулярно и эффективно работал именно по формированию этих качеств у учащихся, а не просто передавал знания в той или иной учебной области. Именно поэтому, мы считаем, что современный образовательный процесс требует немедленного преобразования и перестройки.
Проанализировав различные методики преподавания биологии в школе, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством достижения поставленной цели при организации процесса обучения биологии может послужить систематическое применение исследовательской проектной деятельности. Поэтому перед современным педагогом лежит очень важная и трудная задача - создать такую обстановку на уроке, в которой через исследовательскую проектную деятельность учащиеся смогут реализовать свой творческий и учебный потенциал. При этом на первый план выдвигается не столько проблема прочности приобретённых учащимися биологических знаний, которые в большинстве своём быстро устаревают, сколько умение учащихся самостоятельно добывать эти знания, постоянно их совершенствовать и дополнять.
С определённой долей уверенности мы можем говорить о том, что превалирующая до сих пор в школе традиционная классно-урочная система не в полной мере способствует разностороннему развитию личности школьника. Поэтому вопрос об использовании, при организации учебно-воспитательного процесса, необычных и интересных для учащихся методов, таких как, например, метод проектного обучения -в настоящее время является весьма актуальным.
Цель исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с основными этапами и особенностями проектной деятельности и сформировать у них умение проводить экспериментальное исследование на примере изучения состояния физического и физиологического развития подростков.
2. Провести анализ состояния физического развития подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» в течение 2016-2017 учебного года.
3. Изучить совместно с учащимися влияние технологии увеличения двигательной активности, интегрированной в учебно -воспитательный процесс, на физическое и физиологическое развитие школьников.
Объект исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Метод проектов - педагогическая технология, обладающая способностью легко встраиваться в современный образовательный процесс, при этом улучшая его результаты путем самостоятельной и творческой работы учащихся над проектом.
2. Исследование особенностей физического и физиологического развития подростков совместно с учащимися способствует лучшему пониманию ими механизма функционирования организма человека.
3. Увеличение двигательной активности подростков способно оказать положительное влияние на развитие его систем органов.
Научная новизна результатов исследования
Получены данные об особенностях физического и физиологического развития школьников - подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко». Показано, что на изучаемые показатели учащихся положительное влияние оказывают занятия в военно-патриотическом клубе.
Практическая значимость работы
Проведенное исследование показателей физического и физиологического развития подростков учащимися 8-х классов способствовало лучшему пониманию и усвоению ими материала в курсе «Человек и его здоровье».
Внедрение в школьную практику результатов данного исследования способствует решению важной задачи современного образовательного процесса - оптимизации здоровья и правильной организации учебного дня школьника.
Внедрение результатов в практику
Результаты работы внедрены в педагогическую практику МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» и были использованы педагогами при организации урочной и внеурочной деятельности с учащимися, в том числе и при подготовке проектов по биологии.
Социальный заказ общества к школе в настоящее время заключается в том, что она призвана готовить молодых людей способных адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приносить пользу себе и окружающим, постоянно самосовершенствоваться. Современному обществу необходимы здоровые, нравственные, коммуникабельные, творческие и инициативные люди, которые могут самостоятельно организовывать, осуществлять и корректировать свою деятельность, прогнозируя её возможные последствия, способные работать в коллективе, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свои действия и поступки. В настоящее время, чрезвычайно важным является то, что школьник должен стать не просто образованным в разных отраслях знаний - он должен научиться применять полученные на уроках и во время внеурочной деятельности знания, для решения той или иной проблемной ситуации. Иными словами, ребенок, выйдя из стен школы, должен обладать такими качествами, которые могли бы поспособствовать ему, влиться в социальную жизнь общества, раскрыть свой личностный потенциал, найти свое истинное предназначение.
Таким образом, можно смело говорить о том, что, в первостепенные обязанности школы, сегодня, входит регулярная работа по сохранению здоровья, развитию интеллекта и эмоционально чувственной сферы ребенка, социально-личностную адаптацию. Стоит отметить, что для того, чтобы добиться данного результата, необходимо чтобы каждый педагог, числящийся в рядах образовательного учреждения, регулярно и эффективно работал именно по формированию этих качеств у учащихся, а не просто передавал знания в той или иной учебной области. Именно поэтому, мы считаем, что современный образовательный процесс требует немедленного преобразования и перестройки.
Проанализировав различные методики преподавания биологии в школе, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством достижения поставленной цели при организации процесса обучения биологии может послужить систематическое применение исследовательской проектной деятельности. Поэтому перед современным педагогом лежит очень важная и трудная задача - создать такую обстановку на уроке, в которой через исследовательскую проектную деятельность учащиеся смогут реализовать свой творческий и учебный потенциал. При этом на первый план выдвигается не столько проблема прочности приобретённых учащимися биологических знаний, которые в большинстве своём быстро устаревают, сколько умение учащихся самостоятельно добывать эти знания, постоянно их совершенствовать и дополнять.
С определённой долей уверенности мы можем говорить о том, что превалирующая до сих пор в школе традиционная классно-урочная система не в полной мере способствует разностороннему развитию личности школьника. Поэтому вопрос об использовании, при организации учебно-воспитательного процесса, необычных и интересных для учащихся методов, таких как, например, метод проектного обучения -в настоящее время является весьма актуальным.
Цель исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с основными этапами и особенностями проектной деятельности и сформировать у них умение проводить экспериментальное исследование на примере изучения состояния физического и физиологического развития подростков.
2. Провести анализ состояния физического развития подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» в течение 2016-2017 учебного года.
3. Изучить совместно с учащимися влияние технологии увеличения двигательной активности, интегрированной в учебно -воспитательный процесс, на физическое и физиологическое развитие школьников.
Объект исследования: организация проектной деятельности учащихся по биологии.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся по биологии на примере темы: «Особенности физического и физиологического развития подростков».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Метод проектов - педагогическая технология, обладающая способностью легко встраиваться в современный образовательный процесс, при этом улучшая его результаты путем самостоятельной и творческой работы учащихся над проектом.
2. Исследование особенностей физического и физиологического развития подростков совместно с учащимися способствует лучшему пониманию ими механизма функционирования организма человека.
3. Увеличение двигательной активности подростков способно оказать положительное влияние на развитие его систем органов.
Научная новизна результатов исследования
Получены данные об особенностях физического и физиологического развития школьников - подростков МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко». Показано, что на изучаемые показатели учащихся положительное влияние оказывают занятия в военно-патриотическом клубе.
Практическая значимость работы
Проведенное исследование показателей физического и физиологического развития подростков учащимися 8-х классов способствовало лучшему пониманию и усвоению ими материала в курсе «Человек и его здоровье».
Внедрение в школьную практику результатов данного исследования способствует решению важной задачи современного образовательного процесса - оптимизации здоровья и правильной организации учебного дня школьника.
Внедрение результатов в практику
Результаты работы внедрены в педагогическую практику МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» и были использованы педагогами при организации урочной и внеурочной деятельности с учащимися, в том числе и при подготовке проектов по биологии.
1. В ходе исследовательской деятельности учащиеся познакомились с основными этапами проектной деятельности такими как: целеполагание, планирование, создание проекта (исследование, эксперимент), контроль и коррекция результата исследования, презентация проекта (выступление с готовым продуктом) и рефлексия. Также было установлено, что метод проектов при изучении биологии способствует повышению уровня познавательной активности к изучению предмета и позволяет углубить имеющиеся у учащихся знания по теме проекта.
2. У подростков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» показатели физического развития находятся в пределах границ физиологической нормы как в начале, так и в конце учебного года.
3. В конце года по сравнению с началом, у испытуемых произошли достоверные изменения системы внешнего дыхания:
- у девушек и мальчиков, занимающихся в военно-патриотическом клубе, увеличились показатели резервного объёма выдоха;
- у мальчиков контрольной группы эти показатели, наоборот, снизились.
Полученные фактические данные позволяют нам утверждать, что регулярная двигательная активность подростка способствует формированию более развитой системы дыхания.
2. У подростков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» показатели физического развития находятся в пределах границ физиологической нормы как в начале, так и в конце учебного года.
3. В конце года по сравнению с началом, у испытуемых произошли достоверные изменения системы внешнего дыхания:
- у девушек и мальчиков, занимающихся в военно-патриотическом клубе, увеличились показатели резервного объёма выдоха;
- у мальчиков контрольной группы эти показатели, наоборот, снизились.
Полученные фактические данные позволяют нам утверждать, что регулярная двигательная активность подростка способствует формированию более развитой системы дыхания.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



