ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО ТЕЛЕПРОЕКТА ДМИТРИЯ КОМАРОВА О ПУТЕШЕСТВИЯХ «МИР НАИЗНАНКУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Типология современной телевизионной журналистики 7
1.2. История становления трэвел-журналистики 11
1.3. Специфика трэвел-журналистики и ее современные тенденции
развития 18
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА..25
2.1. Понятие творческого стиля тележурналиста и его особенности... .25
2.2. Методы работы тележурналиста 29
2.3. Телепроект как продукт творческой деятельности журналиста 33
ГЛАВА III. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «МИР НАИЗНАНКУ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАПРОДУКТ В НАПРАВЛЕНИИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 38
3.1. Телепроект «Мир наизнанку» как продукт творческой
деятельности журналиста Дмитрия Комарова 38
3.2. Жанровое своеобразие текстов телеведущего Дмитрия Комарова в
авторском проекте о путешествиях «Мир наизнанку» 42
3.3. Особенности подготовки к эфиру телепроекта о путешествиях
«Мир наизнанку» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Типология современной телевизионной журналистики 7
1.2. История становления трэвел-журналистики 11
1.3. Специфика трэвел-журналистики и ее современные тенденции
развития 18
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА..25
2.1. Понятие творческого стиля тележурналиста и его особенности... .25
2.2. Методы работы тележурналиста 29
2.3. Телепроект как продукт творческой деятельности журналиста 33
ГЛАВА III. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «МИР НАИЗНАНКУ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАПРОДУКТ В НАПРАВЛЕНИИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 38
3.1. Телепроект «Мир наизнанку» как продукт творческой
деятельности журналиста Дмитрия Комарова 38
3.2. Жанровое своеобразие текстов телеведущего Дмитрия Комарова в
авторском проекте о путешествиях «Мир наизнанку» 42
3.3. Особенности подготовки к эфиру телепроекта о путешествиях
«Мир наизнанку» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день тележурналистика является важным средством для популяризации знаний о других странах и народах, их роли в межнациональном общении. В связи с этим в типологии тележурналистики возникло такое направление, как трэвел-журналистика, предоставляющее массовой аудитории разнообразный объем информации о путешествиях, в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм.
Долгое время трэвел-журналистика не воспринималась как жанр и не представлялась как объективной, независимой и актуальной для аудитории. И различия между трэвел-журналистом и обычным путешественником до сих пор остаются размытыми.
Задача трэвел-журналиста - оживить знакомые места и посмотреть на них свежим взглядом, «переоткрыть» земли, которые уже были открыты до него, как будто они до сих пор не известны.
Актуальность исследования.
В современных масс-медиа трудно обозначить, каким должен быть творческий стиль трэвел-журналиста, поскольку он отличаем от представителя традиционной журналистики. Однако индивидуальный творческий стиль является одним из важных элементов профессиональной деятельности журналиста, который выделяет его среди других.
Творчество журналиста Дмитрия Комарова в последнее десятилетие все больше привлекает к себе внимание. Человек, который «вывернул мир наизнанку», такой характеризуют его журналистскую деятельность украинские СМИ. Дмитрий Комаров являет собой образец трэвел- журналиста, который наиболее удачно сочетает в своей профессиональной творческой деятельности черты классической путевой журналистики и современные тенденции ее развития.
В настоящее время направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах. В частности, слабо изучен вопрос о взаимосвязи творческого стиля трэвел- журналиста с его медиа продуктом.
Степень изученности: Проблемам трэвел-журналистики и ее феномену посвящены научные работы исследователей трэвел-журналистики Редькиной Т. Ю., Кривцова Н.В., журналистике путешествий и ее развитии на отечественном телевидении посвящены статьи Показаньевой И.В., Гегеловой Н.С., Сапожниковой О.Д., Катрич К.В., Демченко С.В.
Большинство исследований таких авторов, как Н.В. Кузнецова, Дускаева Л.П., посвящены изучению трэвел-журналистики или отдельным ее аспектам. Трэвел-журналистике как средству построения межкультурного диалога посвящены работы Ревы Е.К., Бывших В.П. и Вольф О.А.
Жанровая специфика трэвел-журналистики освещена в статьях Федосеевой Н.А. и Муха А.В. Однако творческий стиль трэвел-журналиста и его особенности остаются неисследованными. Приемы, методы и высокие результаты творческой деятельности трэвел-журналиста Дмитрия Комарова являются актуальными сегодня и заслуживают глубокого исследования.
Объектом исследования является творческий стиль трэвел- журналиста.
Предметом исследования является авторский телепроект Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
Цель данного исследования - изучение особенностей творческого стиля трэвел-журналиста на примере авторского телепроекта Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
Данная цель предопределила необходимость решения ряда задач:
- рассмотреть типологию современной тележурналистики;
- проследить историю становления трэвел-журналистики, охарактеризовать специфику и обозначить ее современные тенденции развития;
тележурналиста, определить методы его работы;
- проанализировать творческую деятельность журналиста Дмитрия Комарова, описать жанровое своеобразие его текстов;
- провести анализ телепроекта «Мир наизнанку» как продукта творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова и выделить основные особенности создания программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды в области теории и истории журналистики, современных процессов в медиа таких авторов, как Прохоров Е. В., Кузнецов Г.В., Лазутина Г.В. Для изучения данной темы также актуальны работы по жанровой теории в журналистике, которые представлены такими современными исследователями, как Ким М.Н. и Тертычный А.А.
В работе использовались статьи и научные труды, посвященные изучению трэвел-журналистики и трэвел-медиатекста авторов: Кузнецова Н.В., Дускаевой Л. П., Показаньевой И. В., Редькиной Т. Ю., а также блогера Григория Кубатьяна, в которых затронута тема развития трэвел- журналистики.
Эмпирической базой исследования послужило содержание выпусков программ Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку» за период с 2015 по 2017 год, которые включили в себя 39 выходов в телеэфир, а также интервью Дмитрия Комарова в СМИ. Выбор обусловлен темой и проблемой исследования.
Новизна исследования заключается в анализе трэвел-журналистики на примере телепроекта Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
В качестве основных методов исследования были использованы исторический метод, описание, контент-анализ, синтез, серийная выборка эмпирического материала.
Практическая значимость работы заключается в выявлении основных составляющих творческого стиля трэвел-журналиста как автора и ведущего современной программы о путешествиях, и в возможности применения их в практической деятельности будущего трэвел-журналиста. Учитывая выделенные нами тенденции и основные особенности телевизионного продукта формата трэвел-журналистика, результаты исследования могут быть применены при создании уникальной телепередачи о путешествиях.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе мы рассмотрим типологию современной тележурналистики, историю становления трэвел-журналистики, как одного из типов тележурналистики, ее специфику и современные тенденции.
Во второй главе мы определим понятие творческого стиля тележурналиста и его особенности, рассмотрим основные методы работы тележурналиста, а также выделим телепроект, как продут творческой деятельности журналиста.
В третьей главе мы проанализируем телепроект «Мир наизнанку», как продукт творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова, изучим жанровое своеобразие текстов трэвел-журналиста, а также рассмотрим особенности создания программы Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
В заключении представим основные выводы по данной теме и результаты исследования.
Долгое время трэвел-журналистика не воспринималась как жанр и не представлялась как объективной, независимой и актуальной для аудитории. И различия между трэвел-журналистом и обычным путешественником до сих пор остаются размытыми.
Задача трэвел-журналиста - оживить знакомые места и посмотреть на них свежим взглядом, «переоткрыть» земли, которые уже были открыты до него, как будто они до сих пор не известны.
Актуальность исследования.
В современных масс-медиа трудно обозначить, каким должен быть творческий стиль трэвел-журналиста, поскольку он отличаем от представителя традиционной журналистики. Однако индивидуальный творческий стиль является одним из важных элементов профессиональной деятельности журналиста, который выделяет его среди других.
Творчество журналиста Дмитрия Комарова в последнее десятилетие все больше привлекает к себе внимание. Человек, который «вывернул мир наизнанку», такой характеризуют его журналистскую деятельность украинские СМИ. Дмитрий Комаров являет собой образец трэвел- журналиста, который наиболее удачно сочетает в своей профессиональной творческой деятельности черты классической путевой журналистики и современные тенденции ее развития.
В настоящее время направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах. В частности, слабо изучен вопрос о взаимосвязи творческого стиля трэвел- журналиста с его медиа продуктом.
Степень изученности: Проблемам трэвел-журналистики и ее феномену посвящены научные работы исследователей трэвел-журналистики Редькиной Т. Ю., Кривцова Н.В., журналистике путешествий и ее развитии на отечественном телевидении посвящены статьи Показаньевой И.В., Гегеловой Н.С., Сапожниковой О.Д., Катрич К.В., Демченко С.В.
Большинство исследований таких авторов, как Н.В. Кузнецова, Дускаева Л.П., посвящены изучению трэвел-журналистики или отдельным ее аспектам. Трэвел-журналистике как средству построения межкультурного диалога посвящены работы Ревы Е.К., Бывших В.П. и Вольф О.А.
Жанровая специфика трэвел-журналистики освещена в статьях Федосеевой Н.А. и Муха А.В. Однако творческий стиль трэвел-журналиста и его особенности остаются неисследованными. Приемы, методы и высокие результаты творческой деятельности трэвел-журналиста Дмитрия Комарова являются актуальными сегодня и заслуживают глубокого исследования.
Объектом исследования является творческий стиль трэвел- журналиста.
Предметом исследования является авторский телепроект Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
Цель данного исследования - изучение особенностей творческого стиля трэвел-журналиста на примере авторского телепроекта Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
Данная цель предопределила необходимость решения ряда задач:
- рассмотреть типологию современной тележурналистики;
- проследить историю становления трэвел-журналистики, охарактеризовать специфику и обозначить ее современные тенденции развития;
тележурналиста, определить методы его работы;
- проанализировать творческую деятельность журналиста Дмитрия Комарова, описать жанровое своеобразие его текстов;
- провести анализ телепроекта «Мир наизнанку» как продукта творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова и выделить основные особенности создания программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды в области теории и истории журналистики, современных процессов в медиа таких авторов, как Прохоров Е. В., Кузнецов Г.В., Лазутина Г.В. Для изучения данной темы также актуальны работы по жанровой теории в журналистике, которые представлены такими современными исследователями, как Ким М.Н. и Тертычный А.А.
В работе использовались статьи и научные труды, посвященные изучению трэвел-журналистики и трэвел-медиатекста авторов: Кузнецова Н.В., Дускаевой Л. П., Показаньевой И. В., Редькиной Т. Ю., а также блогера Григория Кубатьяна, в которых затронута тема развития трэвел- журналистики.
Эмпирической базой исследования послужило содержание выпусков программ Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку» за период с 2015 по 2017 год, которые включили в себя 39 выходов в телеэфир, а также интервью Дмитрия Комарова в СМИ. Выбор обусловлен темой и проблемой исследования.
Новизна исследования заключается в анализе трэвел-журналистики на примере телепроекта Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
В качестве основных методов исследования были использованы исторический метод, описание, контент-анализ, синтез, серийная выборка эмпирического материала.
Практическая значимость работы заключается в выявлении основных составляющих творческого стиля трэвел-журналиста как автора и ведущего современной программы о путешествиях, и в возможности применения их в практической деятельности будущего трэвел-журналиста. Учитывая выделенные нами тенденции и основные особенности телевизионного продукта формата трэвел-журналистика, результаты исследования могут быть применены при создании уникальной телепередачи о путешествиях.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе мы рассмотрим типологию современной тележурналистики, историю становления трэвел-журналистики, как одного из типов тележурналистики, ее специфику и современные тенденции.
Во второй главе мы определим понятие творческого стиля тележурналиста и его особенности, рассмотрим основные методы работы тележурналиста, а также выделим телепроект, как продут творческой деятельности журналиста.
В третьей главе мы проанализируем телепроект «Мир наизнанку», как продукт творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова, изучим жанровое своеобразие текстов трэвел-журналиста, а также рассмотрим особенности создания программы Дмитрия Комарова о путешествиях «Мир наизнанку».
В заключении представим основные выводы по данной теме и результаты исследования.
В современных масс-медиа трудно обозначить, каким должен быть творческий стиль трэвел-журналиста, поскольку он отличаем от представителя традиционной журналистики. Однако индивидуальный творческий стиль является одним из важных элементов профессиональной деятельности журналиста, который выделяет его среди других.
На сегодняшний день направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах.
Типология современной журналистики обозначила новый взгляд, позволяющий рассматривать такой жанр как трэвел-журналистика.
Несмотря на то, что трэвел-журналистика является сравнительно новым явлением, ее предшественник - путевая журналистика - возник еще в конце XIX века. Журналистика путешествий попала на экраны телезрителей в различных форматах, которые со временем трансформировались и обосновались как в печати, так и на телевидении.
На сегодняшний день, трэвел-журналистика является особым направлением журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.
Ведущий трэвел-программы - это человек, который занимается трэвел- журналистикой, а именно сбором, получением, обработкой и распространением информации о путешествиях, истории, культуры и традиций разных стран мира.
Современный журналист должен обладать целым комплексом навыков и умений, способствующих обеспечению успеха в его творческой деятельности.
Наиболее удачное использование различных методов журналисткой деятельности зависит от способностей и творческой составляющей самого журналиста. Индивидуально-психологические особенности личности определяют качество и уровень медиапродукта.
Специфика создания телевизионной передачи формата «трэвел- журналистика» - это, прежде всего, продукт творческой деятельности самого трэвел-журналиста.
На примере трэвел-проекта «Мир наизнанку» был рассмотрен творческий стиль его автора, ведущего, трэвел-журналиста Дмитрия Комарова.
В трэвел-программе «Мир наизнанку» амплуа журналиста Дмитрия Комарова имеют свою специфическую интерпретацию и методы ее воплощения на экране. Составляющие творческого стиля Дмитрия Комарова - внешний облик телеведущего, его методы и приемы - оказывают положительное влияние на профессиональный уровень, восприятие программы, а также ее популярность.
При анализе 39 выпусков телепроекта о путешествиях «Мир наизнанку» установлено, что телеведущий Дмитрий Комаров в процессе съемок пользуется различными методами сбора информации, характерными для телевизионной журналистки, такими как интервью и включенное наблюдение.
Телепроект «Мир наизнанку» как продукт творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова имеет ряд особенностей создания программы.
Дмитрий Комаров одновременно является автором, руководителем, ведущим, режиссером, сценаристом телепроекта «Мир наизнанку».
Анализ выпусков авторского проекта Дмитрия Комарова «Мир наизнанку» о путешествиях показал, что программы отличаются жанровым своеобразием сюжетов, в которых представлены такие телевизионные жанры, как репортаж, обзор, комментарий.
«Мир наизнанку» - телепрограмма формата «трэвел-журналистика», представляющая общественный интерес, отличающаяся необычностью и экзотичностью тематики, значимостью сообщаемого материала и несущая познавательную ценность.
Полученные при исследовании результаты показывают, что творческий стиль телеведущего Дмитрия Комарова - важный элемент, формирующий результаты его профессиональной творческой деятельности.
Из всего вышенаписанного следует - необходимо продолжить исследование телевизионных программ формата «трэвел-журналистика» для того, чтобы понимать, какие составляющие творческого стиля трэвел- телеведущего могут оказать наибольшее влияние на формирование его профессиональной деятельности.
На сегодняшний день направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах.
Типология современной журналистики обозначила новый взгляд, позволяющий рассматривать такой жанр как трэвел-журналистика.
Несмотря на то, что трэвел-журналистика является сравнительно новым явлением, ее предшественник - путевая журналистика - возник еще в конце XIX века. Журналистика путешествий попала на экраны телезрителей в различных форматах, которые со временем трансформировались и обосновались как в печати, так и на телевидении.
На сегодняшний день, трэвел-журналистика является особым направлением журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.
Ведущий трэвел-программы - это человек, который занимается трэвел- журналистикой, а именно сбором, получением, обработкой и распространением информации о путешествиях, истории, культуры и традиций разных стран мира.
Современный журналист должен обладать целым комплексом навыков и умений, способствующих обеспечению успеха в его творческой деятельности.
Наиболее удачное использование различных методов журналисткой деятельности зависит от способностей и творческой составляющей самого журналиста. Индивидуально-психологические особенности личности определяют качество и уровень медиапродукта.
Специфика создания телевизионной передачи формата «трэвел- журналистика» - это, прежде всего, продукт творческой деятельности самого трэвел-журналиста.
На примере трэвел-проекта «Мир наизнанку» был рассмотрен творческий стиль его автора, ведущего, трэвел-журналиста Дмитрия Комарова.
В трэвел-программе «Мир наизнанку» амплуа журналиста Дмитрия Комарова имеют свою специфическую интерпретацию и методы ее воплощения на экране. Составляющие творческого стиля Дмитрия Комарова - внешний облик телеведущего, его методы и приемы - оказывают положительное влияние на профессиональный уровень, восприятие программы, а также ее популярность.
При анализе 39 выпусков телепроекта о путешествиях «Мир наизнанку» установлено, что телеведущий Дмитрий Комаров в процессе съемок пользуется различными методами сбора информации, характерными для телевизионной журналистки, такими как интервью и включенное наблюдение.
Телепроект «Мир наизнанку» как продукт творческой деятельности журналиста Дмитрия Комарова имеет ряд особенностей создания программы.
Дмитрий Комаров одновременно является автором, руководителем, ведущим, режиссером, сценаристом телепроекта «Мир наизнанку».
Анализ выпусков авторского проекта Дмитрия Комарова «Мир наизнанку» о путешествиях показал, что программы отличаются жанровым своеобразием сюжетов, в которых представлены такие телевизионные жанры, как репортаж, обзор, комментарий.
«Мир наизнанку» - телепрограмма формата «трэвел-журналистика», представляющая общественный интерес, отличающаяся необычностью и экзотичностью тематики, значимостью сообщаемого материала и несущая познавательную ценность.
Полученные при исследовании результаты показывают, что творческий стиль телеведущего Дмитрия Комарова - важный элемент, формирующий результаты его профессиональной творческой деятельности.
Из всего вышенаписанного следует - необходимо продолжить исследование телевизионных программ формата «трэвел-журналистика» для того, чтобы понимать, какие составляющие творческого стиля трэвел- телеведущего могут оказать наибольшее влияние на формирование его профессиональной деятельности.



