ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Особенности физического и физиологического развития подростков
и их адаптация к физическим нагрузкам 5
1.2 Функциональные особенности системы дыхания школьников 12
1.2.1 Понятие системы дыхания, механизм дыхания 12
1.2.2 Возрастные особенности системы дыхания школьников 17
1.2.3. Действие физических нагрузок на систему дыхания обучающихся...19
1.3 Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы
школьников 22
1.3.1 Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы
школьников 23
1.3.2 Действие физических нагрузок на сердечно - сосудистую систему
школьников 25
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Задача общеобразовательной школы - подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить. Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности [10].
Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важнейших мест занимает физическая культура. Одной из главных задач образования является активное внедрение сбережения здоровья в подростковые массы, увлечение школьников занятиями в спортивных секциях и кружках.
Занятия в спортивных кружках должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение функционального развития организма в целом, повышения работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Медико-биологической основой этих процессов являются физиологические, биохимические и морфологические изменения, возникающие во время занятий физическими упражнениями, а также совершенствование нервной и гуморальной регуляции функций организма учащихся [1].
Одним из основных физиолого-педагогических требований к занятиям в кружке «Волейбол» является получение тренировочного эффекта. В физиологическом отношении он заключается, прежде всего, в повышении показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников.
При тренировочных нагрузках следует учитывать функциональные возможности организма, возраст и пол школьников. Для правильного и грамотного проведения занятий педагогу необходимо знать и учитывать целый ряд методических и медико-биологических положений.
В процессе регулярных занятий определенным видом деятельности в организме человека формируется специальная функциональная система адаптации. Образование такой системы у школьников составляет принципиальную основу долговременного приспособления к физическим нагрузкам и реализуется повышением работоспособности различных органов, систем и организма в целом.
Исходя из выше изложенного, исследование влияния физических нагрузок на показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников, занимающихся в спортивной секции, является актуальным и имеет важное практическое значение [4].
Целью работы была оценка влияния физических нагрузок на показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников, регулярно посещающих секцию по волейболу в рамках внеурочной деятельности.
Объект исследования: обучающиеся, посещающие и не посещающие спортивную секцию по волейболу в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова» (пос. Борисовка, Белгородская область).
Предмет исследования: показатели сердечно-сосудистой и
дыхательной систем школьников с различной физической активностью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить динамику физического развития подростков.
2. Исследовать изменения показателей системы дыхания обучающихся,
регулярно занимающихся в секции по волейболу.
3. Определить влияние физических нагрузок на показатели сердечно-сосудистой системы школьников.
1. Регулярные занятия в секции по волейболу в течение года оказывают положительное влияние на физическое развитие девушек. К концу года по сравнению с началом у испытуемых опытной группы показатель массы тела снизился на 3,92%.
2. У мальчиков, занимающихся в секции по волейболу, уменьшился показатель окружности грудной клетки на вдохе на 3,78-4,82%, на выдохе - на 7,70% соответственно по сравнению с контрольной группой.
3. Показатель, характеризующий резервный объем вдоха у девушек, занимающихся в секции по волейболу, увеличился к концу года на 3,83% по сравнению с началом и на 8,28% по сравнению с аналогичным показателем группы контроля.
4. Занятия в секции по волейболу оказали положительное влияние на показатель резервного объема выдоха: в конце года он увеличился на 11,21% в опытной группе девушек по сравнению с контрольной группой испытуемых.
5. У девушек, занимающихся в секции по волейболу, в конце учебного года по сравнению с началом, увеличилось на 1,8% систолическое и на 3,0% диастолическое артериальное давление.
6. Занятия в секции по волейболу способствовали увеличению частоты сердечных сокращений и снижению систолического давления к концу года по сравнению с началом на 4,3% и на 2,8% соответственно.
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / сост. Н.А. Агаджанян, Р.М. Бабаевский, А.П. Берсенева. - М.: Просвещение 2006. - 238 с.
2. Антропова М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / сост. М.В. Антропова, М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1983. - 45 с.
3. Айзман Р.И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене / сост. Р.И. Айзман, В.М. Ширигова Учебное пособие - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2002. - 133 с.
4. Александрова Н.П., Исаев Г.Г. Механизмы вовлечения фарингеальных мышц в компенсаторные реакции дыхательной системы на инспираторную резистивную нагрузку // Российский физиол. журн. им. И.М. Сеченова. Т. 87, №10, 2001. - С. 1422-1431.
5. Алимова И.Л. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / сост. И.Л. Алимова, В.В. Бенезин, С.Б. Козлов [и др.]. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008. - 98 с.
6. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология / под ред. Антоновой Н.А. - М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.
7. Анохин И.М. Влияние климатографических условий среды обитания на показатели внешнего дыхания у детей разного возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук: защищена 04.06.2000 / сост. И.М. Анохин; Российский государственный медицинский университет (РГМУ). - Москва, 2000. - 19 с.
8. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / сост. М. Н. Арцев //Завуч. - 2005. - № 6. - с. 4-29.
9. Ашуров Т.А. Антропометрические показатели детей школьного возраста г. Ташкента / сост. Т.А. Ашуров, Ф.Х. Олимхужаев, Ф.Н. Бахадиров. / Морфология, 2006. - Т. 129. - Вып.4. - С. 15.
10. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / сост.
A. А. Баранов. - М.: Издательский Дом «Династия», 1999. - с. 69-92.
11. Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранов,
B. Р. Кучма, Л.М. Сухарева - М.: Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.
12. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / сост. А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал, 2000. - № 5. - с. 5-11.
13. Баранов А.А. Материалы совместной научной сессии российских академий наук, имеющих государственный статус «Здоровье и образование детей: основа устойчивого развития общества». - Мед. вестн. - 2006. - 230 с.
14. Баранов В.С. Внешняя Среда и развивающийся организм / сост. В.С. Баранов [и др.]. - М., 1977. - 384 с.
15. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия. Физиология / под ред. М.: Оникс, 2012. - 312 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.С. Выготский Л.С. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
17. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия дыхательной системы и сердца / под ред. И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук - М.: ЭЛБИ- СПб, 2006. - 40 с.
18. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма : справочник / сост. В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонкова- Ямпольская. - М., 1997. - 224с.
19. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация / сост. Загвязинский В.И. - М., 2011. - 186 с.
20. Зарубин В.Г. Современная школа / под ред. В.Г. Зарубин, Ю.В. Новиков - М.: Астрель, 2015. - 262 с.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно -
целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
22. Каменский А.А., Ким А.И., Великанов Л.Л., Лопина О.Д., Баландин
С.А., Валовая М.А., Беляков Г.А. Биология. Справочник студента - М.: Физиологическое общество «СЛОВО», 2007. - 640 с.
23. Колегова Н.Г. Состояние функции внешнего дыхания у детей, проживающих в экологически неблагополучных регионах Пермской области: Автореф. дис. канд. мед. наук: защищена 01.10.2002.
24. Крукович Е.В. Изучение особенностей функции внешнего дыхания и акустических закономерностей звукопроведения у подростков Приморского края с использованием трансторакальной компьютерной бронхофонографии / под ред. Е.В. Крукович, Г.Н. Бондарь / Тихоокеанский медицинский журнал, 2011. - № 2. С. 56-60.
25. Крукович Е.В. Физическое развитие подростков Приморского края / сост. Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова / Тихоокеанский медицинский журнал, 2006. - № 3. - с. 35-39.
26. Крукович Е.В. Особенности функции внешнего дыхания у подростков Приморского края / под ред. Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова / Бюл. физиологии и патологии дыхания, 2004. - Вып. 19. - 55-59 с.
27. Крукович Е.В. Региональные особенности законов роста и развития подростков / под ред. Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, О.В. Подкаура, М.М. Цветкова / Клиники дружественные к подросткам: медико-социальные и психологические аспекты: Материалы 13-й Европейской конференции Международной Ассоциации Здоровья Подростков (г. Санкт-Петербург, 12¬14 сентября, 2007 г.). - Санкт-Петербург, 2007. - С. 52.
28. Куприянов С.В. Метод регистрации внешнего дыхания / сост. С.В. Куприянов / Сборник научных трудов Чувашский государственный университет. - Чебоксары, 2005. - с. 194.
29. Лукина О.Ф. Современные методы исследования функции внешнего дыхания в педиатрии / сост. О.Ф. Лукина / Пульмонология детского возраста: проблемы и решения / Под ред. Ю.Л. Мизерницкого, А.Д. Царегородцева. - М.: «Медицина», 2005 - Вып. 5. - С. 35-41.
30. Лукина О.Ф. Исследования функции внешнего дыхания в педиатрии / под ред. О.Ф. Лукина, Д.Е. Бостанов / Актуальные вопросы современной педиатрии: Межрегиональный сборник научных работ с международным участием. - Ярославль, 2012. - 182-185 с.
31. Лучанинова В.Н. Функциональные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, их вегетативной регуляции у здоровых юношей 15-20 лет / под ред. В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, Э.В. Лучанинов / Подросток, проблемы роста и развития: Материалы V региональной конференции (г. Владивосток, 1 октября 2007 г.). - Владивосток, 2007. -. 131-137 с.
32. Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы / сост. Менчинская Н.А - М.: Педагогика. - 1968. - 114 с.
33. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 87 с.
34. Поповян К.Л. Конституциональные особенности вентиляционной функции легких / под ред. К.Л. Поповян, А.В. Кондрашев, Н.В. Дроботя / Морфология, 2004. - № 4. - 101 с.
35. Прищепа И. М. Возрастная анатомия и физиология человека / сост. И. М. Прищепа. - Минск: Новое знание, 2006. - 416 с.
36. Савельев Б.П. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков: руководство для врачей / под ред. Б.П. Савельев, И.С. Ширяева. - М.: Медицина, 2001. - 232 с.
37. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма / сост. Сапин М.Р. - Издательский центр «Академия», 2005. - 448 с.
38. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. учебное пособие для студентов пед вузов. 3-е издание - М: изд. Центр «Академия», 2004. - 456 с.
39. Сафонов В.А., Лебедева М.А. Атоматия или ритмообразование в дыхательном центре. Физиология человека / под ред. Сафонова В.А., Лебедевой М.А.Т.29, №1, 2003. - 108-121 с.
40. Цейтлин А.Г. Физическое развитие детей и подростков / А. Г. Цейтлин. - Москва: Медгиз, 1963. - 204 с.
41. Чернявских С.Д. Лабораторный практикум по возрастной физиологии и геронтологии: учебное пособие / сост. С.Д. Чернявских, А.А. Присный. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 128 с.
42. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека / под ред. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. - М.: «ВЛАДОС». - 2002. - 243 с.
43. Шик Л.Л. Регуляция дыхания и ее нарушения /сост. Шик Л.Л. В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания. М. - 1980. - 209-233 с.
44. Интернет - источник: http://www.who.int/ru- Всемирная
организация здравоохранения.