Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №63323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2 Понятие текста и его понимание 12
1.3 Особенности пересказывания текста старших дошкольников с
общим недоразвитие речи 17
1.4 Обзор методической литературы по проблеме развития навыка
пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация диагностики изучения уровня сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .... 31
2.2 Результаты диагностики по изучению сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.3 Методические рекомендации организации коррекционно-
педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


По мнению многих отечественных ученных, главной задачей воспитания и обучения старших дошкольников является развитие речевого общения. Для этого речь детей должна состоять из ряда предложений и описывать главные стороны и свойства предмета. События, описываемые ребенком должны быть последовательными и логичными, для этого речь ребенка должна быть связной.
Для того чтобы связная речь развивалась правильно, у ребенка должны быть сформировано умственное и речевое развитие, мышление, восприятие. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно хорошо представлять предмет, о котором говоришь, уметь выбирать главные свойства и качества.
А так как навык пересказа текста является одним из компонентов связной речи, то он частот является нарушенным у дошкольников с общим недоразвитие речи.
Такие исследователи как М.Р. Львов, М.Ф. Гнездилов, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман и др., считали пересказ средством развития мышления. По словам М.Ф. Гнездилова, пересказ является сложным актом переработки и воспроизведения прочитанного, включающий целый ряд мыслительных операций, а именно: вычленение основных моментов, выбор из них значимых, объединение их в соответствии с заданием.
Вопросам, пересказа, занимались такие исследователи как Е.А. Адамович, В.Я. Коровиной, В.Я. Лемещенко, М.Р. Львов, М.И. Омороковой. Исследователи выделяли, важную роль пересказа в областях предметно-практической деятельности и коммуникации.
Во время пересказа дошкольники должны увидеть главное, понять идею, сюжет произведения, определить главных героев, мотивы их поступков, отобрать ключевые слова. Что в свою очередь требует от детей большой мыслительной деятельности.
В исследованиях, Л.А. Одинаевой, М.Ф.Гнездилова, Б.И. Пинского, В.А. Озолайте и др., описаны характерные ошибки пересказов старших дошкольников с нарушением речи: аграмматизмы, сокращение прочитанного текста, несоблюдение последовательности, добавление выдуманных событий и др.
В настоящее время мы можем наблюдать рост числа дошкольников, у которых наблюдается нарушение навыка пересказа текста. Формирование связного высказывания, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются основными задачами речевого воспитания старших дошкольников. Это выражается, прежде всего, в ее социальной значимости и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь, в том числе и пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче он может выразить свою мысль, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Развитие навыка пересказа - одно из главных направлений в коррекции речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вопрос о развитии навыка пересказа, изучен недостаточно. Поэтому необходимо создание методов и приемов, которые смогут оптимизировать процесс развития связной речи с помощью пересказа.
В связи с не разработанность вопроса обучения старших дошкольников с нарушение речи пересказу, малое количество исследований, целью которых было разработка приемов преодоления трудностей в овладении навыком пересказом, определяют актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: каковы условия развития навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - выявление условий для формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования - развитие навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Соблюдение этапов работы по развитию навыка пересказа текста
2. Систематическое проведение занятий по развитию навыка пересказа текста
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Предложить методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).
3. метод количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории раз-вития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С.
Выготский и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.); исследования В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Л.Ф. Спировой и др. о нарушениях связного высказывания.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было изучить навык пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Поставленные нами задачи были выполнены. Мы выполнили анализ специальной литературы и выяснили, что пересказ является одним из главных средств развития речи и мыслительных процессов у старших дошкольников, так как некоторые виды пересказа, предполагают сжатую передачу смысловых частей текста.
Многие авторы в пересказе текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают следующие ошибки: пропуски, искажения, перестановки материала, их изложение не соответствует содержанию. Они отмечают в работах детей многочисленные аграмматизм, лексические и синтаксические ошибки. Дети не могут передать содержание грамматически и стилистически верно.
Нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого мы выявили уровни сформированности навыков пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи пересказ вызывает большие затруднения.
В ходе исследования мы выявили, что детям со средним уровнем сформированности навыков пересказа характерны следующие ошибки: аграмматизмы, воспроизведение текста с сокращениями, средний объем высказывания. Эти дети испытывают трудности в соблюдение логичности и последовательности текста. Они затрудняются в определении границ предложений.
Дети с низким уровнем сформированности навыков пересказа текста в своих работах допускали большое количество ошибок. В их пересказе отмечались такие ошибки как: нарушение логической последовательности воспроизведения текста, значительное его сокращение и искажение. Нарушение или искажение слоговой структуры слов. Данные дети испытывают трудности определения границ предложений. Также в работах этих детей отмечаются грубые нарушения норм связного высказывания.
Полученные нами в ходе экспериментального исследования данные показывают, что со старшими дошкольниками у которых общее недоразвитие речи необходимо проведение коррекционной работы не только по развитию навыков пересказа, но и по преодолению нарушений связной речи.
На основании полученных данных мы разработали методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая, по нашему мнению, должна помочь в развитии у старших дошкольников самостоятельную связную речь, а также навыки смыслового восприятия прочитанного, которые необходимы при пересказе.



1. Бархин, К.Б. Развитие речи и изучение художественных
произведений / К.Б. Бархин. - М.: Рабпрос, 2001.
2. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка Учебное пособие для студентов пединститутов / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 2001.
3. Волкова, Л.С. Логопедия : Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст]: / Л.С. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
4. Воробьева ,В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева - М.: Логос, 2006.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: пособие для логопеда/ Л. С. Выготский.- СПб.: Лань.,2003.
6. Глухов, В.М. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.М. Глухов. - М.: Слово, 2005.
7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст]: / В.П. Глухов // Дефектология. 2004. -№2.
8. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст]: Логопедия. - 2005. - № 3.
9. Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах / М.Ф. Гнездилов. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2001.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) Пособие для логопедов. / Л.Н. Ефименко - М.: Просвещение, 2011.
10. Жукова, И.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] :Учеб. пособие для студ. вузов. / И.С. Жукова. - М.: Эксмо-Пресс,2004.
11. Каноныкин, Н.П. Методика преподавания в дошкольном учреждении / Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова. - М.: Просвещение, 2000.
12. Карнаухова, Я.Б. Использование изографического моделирования в формировании творческого рассказывания/ Я.Б. Карнаухова// Логопед - 2013- №4
13. Корицкая, Е.Г Нарушение речи у дошкольников [Текст]:Пособие для воспитателей детского сада. / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович. - М.: Просвещение, 2002.
14. Кочаровская, З.Д. Краткий пересказ в начальных классах / З.Д. Кочаровская. - М.: Начальная школа. - 2011. - №5.
15. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. [Текст] / Т.А. Ладынежская - М.: Педагогика, 2008.
16. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. [Текст]: /Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2008.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
18. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович Ф.Я. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1998.
19. Львов, М.Р. Речь старших дошкольников и пути её развития [Текст] / М.Р. Львов, - М.: Просвещение, 2005.
20. Методика обучения чтению в саду. Избранные труды. / Под ред. Н. С. Рождественского. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011.
21. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: «Академия», 2000.
22. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания текста старшими дошкольниками // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. - М: Просвещение,2005.
23. Оморокова М.И. Построение уроков чтения / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 2005.
24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения старших дошкольников. / М.И. Оморокова. - М.: АРКТИ, 2009.
25. Парфенова, Э.Б. Оптимизация процесса понимания речевого сообщения детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Э.Б. Парфенова. - М.: Просвещение,2000.
26. Пищагина, Н.А. Формирование связной речи дошкольников с ОНР / Н.А. Пищагина //Логопед. - 2012- № 2.
27. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.
[Текст]: /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2001.
28. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителей/ М.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 2003.
29. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А. Смирнов.- М.: Просвещение, 2006.
30. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] :Пособие для воспитателя детского сада. / Ф. А. Сохин - Просвещение,1976.
31. Средневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте/ И.И. Средневский. - М.: Издательство: "Книга по Требованию", 2012.
32. Строгова С.Ю. Развитие связной речи с использованием метода моделирования/С.Ю.Строгова//Логопед -2010- № 8.
33. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. [Текст]: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. / Т.А. Ткаченко - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2003.
34. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2004.
35. Ушинский, К.Д Педагогическое сочинение [Текст]: / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990
36. Федоренко Л.П. Методика развития речи дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева - М.: Просвещение, 2000.
37. Шмидт, Е.В. Коммуникационный подход, как основа развития связной монологической речи старших дошкольников/ Е.В. Шмидт // Логопед - 2012- №5
38. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст]: / Д.Б. Эльконин: - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
39. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.:Академия, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ