КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2 Понятие текста и его понимание 12
1.3 Особенности пересказывания текста старших дошкольников с
общим недоразвитие речи 17
1.4 Обзор методической литературы по проблеме развития навыка
пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация диагностики изучения уровня сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .... 31
2.2 Результаты диагностики по изучению сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.3 Методические рекомендации организации коррекционно-
педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2 Понятие текста и его понимание 12
1.3 Особенности пересказывания текста старших дошкольников с
общим недоразвитие речи 17
1.4 Обзор методической литературы по проблеме развития навыка
пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация диагностики изучения уровня сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .... 31
2.2 Результаты диагностики по изучению сформированности навыка
пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.3 Методические рекомендации организации коррекционно-
педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
По мнению многих отечественных ученных, главной задачей воспитания и обучения старших дошкольников является развитие речевого общения. Для этого речь детей должна состоять из ряда предложений и описывать главные стороны и свойства предмета. События, описываемые ребенком должны быть последовательными и логичными, для этого речь ребенка должна быть связной.
Для того чтобы связная речь развивалась правильно, у ребенка должны быть сформировано умственное и речевое развитие, мышление, восприятие. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно хорошо представлять предмет, о котором говоришь, уметь выбирать главные свойства и качества.
А так как навык пересказа текста является одним из компонентов связной речи, то он частот является нарушенным у дошкольников с общим недоразвитие речи.
Такие исследователи как М.Р. Львов, М.Ф. Гнездилов, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман и др., считали пересказ средством развития мышления. По словам М.Ф. Гнездилова, пересказ является сложным актом переработки и воспроизведения прочитанного, включающий целый ряд мыслительных операций, а именно: вычленение основных моментов, выбор из них значимых, объединение их в соответствии с заданием.
Вопросам, пересказа, занимались такие исследователи как Е.А. Адамович, В.Я. Коровиной, В.Я. Лемещенко, М.Р. Львов, М.И. Омороковой. Исследователи выделяли, важную роль пересказа в областях предметно-практической деятельности и коммуникации.
Во время пересказа дошкольники должны увидеть главное, понять идею, сюжет произведения, определить главных героев, мотивы их поступков, отобрать ключевые слова. Что в свою очередь требует от детей большой мыслительной деятельности.
В исследованиях, Л.А. Одинаевой, М.Ф.Гнездилова, Б.И. Пинского, В.А. Озолайте и др., описаны характерные ошибки пересказов старших дошкольников с нарушением речи: аграмматизмы, сокращение прочитанного текста, несоблюдение последовательности, добавление выдуманных событий и др.
В настоящее время мы можем наблюдать рост числа дошкольников, у которых наблюдается нарушение навыка пересказа текста. Формирование связного высказывания, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются основными задачами речевого воспитания старших дошкольников. Это выражается, прежде всего, в ее социальной значимости и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь, в том числе и пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче он может выразить свою мысль, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Развитие навыка пересказа - одно из главных направлений в коррекции речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вопрос о развитии навыка пересказа, изучен недостаточно. Поэтому необходимо создание методов и приемов, которые смогут оптимизировать процесс развития связной речи с помощью пересказа.
В связи с не разработанность вопроса обучения старших дошкольников с нарушение речи пересказу, малое количество исследований, целью которых было разработка приемов преодоления трудностей в овладении навыком пересказом, определяют актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: каковы условия развития навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - выявление условий для формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования - развитие навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Соблюдение этапов работы по развитию навыка пересказа текста
2. Систематическое проведение занятий по развитию навыка пересказа текста
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Предложить методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).
3. метод количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории раз-вития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С.
Выготский и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.); исследования В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Л.Ф. Спировой и др. о нарушениях связного высказывания.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.
Для того чтобы связная речь развивалась правильно, у ребенка должны быть сформировано умственное и речевое развитие, мышление, восприятие. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно хорошо представлять предмет, о котором говоришь, уметь выбирать главные свойства и качества.
А так как навык пересказа текста является одним из компонентов связной речи, то он частот является нарушенным у дошкольников с общим недоразвитие речи.
Такие исследователи как М.Р. Львов, М.Ф. Гнездилов, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман и др., считали пересказ средством развития мышления. По словам М.Ф. Гнездилова, пересказ является сложным актом переработки и воспроизведения прочитанного, включающий целый ряд мыслительных операций, а именно: вычленение основных моментов, выбор из них значимых, объединение их в соответствии с заданием.
Вопросам, пересказа, занимались такие исследователи как Е.А. Адамович, В.Я. Коровиной, В.Я. Лемещенко, М.Р. Львов, М.И. Омороковой. Исследователи выделяли, важную роль пересказа в областях предметно-практической деятельности и коммуникации.
Во время пересказа дошкольники должны увидеть главное, понять идею, сюжет произведения, определить главных героев, мотивы их поступков, отобрать ключевые слова. Что в свою очередь требует от детей большой мыслительной деятельности.
В исследованиях, Л.А. Одинаевой, М.Ф.Гнездилова, Б.И. Пинского, В.А. Озолайте и др., описаны характерные ошибки пересказов старших дошкольников с нарушением речи: аграмматизмы, сокращение прочитанного текста, несоблюдение последовательности, добавление выдуманных событий и др.
В настоящее время мы можем наблюдать рост числа дошкольников, у которых наблюдается нарушение навыка пересказа текста. Формирование связного высказывания, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются основными задачами речевого воспитания старших дошкольников. Это выражается, прежде всего, в ее социальной значимости и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь, в том числе и пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче он может выразить свою мысль, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Развитие навыка пересказа - одно из главных направлений в коррекции речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вопрос о развитии навыка пересказа, изучен недостаточно. Поэтому необходимо создание методов и приемов, которые смогут оптимизировать процесс развития связной речи с помощью пересказа.
В связи с не разработанность вопроса обучения старших дошкольников с нарушение речи пересказу, малое количество исследований, целью которых было разработка приемов преодоления трудностей в овладении навыком пересказом, определяют актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: каковы условия развития навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - выявление условий для формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования - развитие навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Соблюдение этапов работы по развитию навыка пересказа текста
2. Систематическое проведение занятий по развитию навыка пересказа текста
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Предложить методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).
3. метод количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории раз-вития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С.
Выготский и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.); исследования В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Л.Ф. Спировой и др. о нарушениях связного высказывания.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников, приложения.
Целью нашего исследования было изучить навык пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Поставленные нами задачи были выполнены. Мы выполнили анализ специальной литературы и выяснили, что пересказ является одним из главных средств развития речи и мыслительных процессов у старших дошкольников, так как некоторые виды пересказа, предполагают сжатую передачу смысловых частей текста.
Многие авторы в пересказе текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают следующие ошибки: пропуски, искажения, перестановки материала, их изложение не соответствует содержанию. Они отмечают в работах детей многочисленные аграмматизм, лексические и синтаксические ошибки. Дети не могут передать содержание грамматически и стилистически верно.
Нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого мы выявили уровни сформированности навыков пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи пересказ вызывает большие затруднения.
В ходе исследования мы выявили, что детям со средним уровнем сформированности навыков пересказа характерны следующие ошибки: аграмматизмы, воспроизведение текста с сокращениями, средний объем высказывания. Эти дети испытывают трудности в соблюдение логичности и последовательности текста. Они затрудняются в определении границ предложений.
Дети с низким уровнем сформированности навыков пересказа текста в своих работах допускали большое количество ошибок. В их пересказе отмечались такие ошибки как: нарушение логической последовательности воспроизведения текста, значительное его сокращение и искажение. Нарушение или искажение слоговой структуры слов. Данные дети испытывают трудности определения границ предложений. Также в работах этих детей отмечаются грубые нарушения норм связного высказывания.
Полученные нами в ходе экспериментального исследования данные показывают, что со старшими дошкольниками у которых общее недоразвитие речи необходимо проведение коррекционной работы не только по развитию навыков пересказа, но и по преодолению нарушений связной речи.
На основании полученных данных мы разработали методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая, по нашему мнению, должна помочь в развитии у старших дошкольников самостоятельную связную речь, а также навыки смыслового восприятия прочитанного, которые необходимы при пересказе.
Поставленные нами задачи были выполнены. Мы выполнили анализ специальной литературы и выяснили, что пересказ является одним из главных средств развития речи и мыслительных процессов у старших дошкольников, так как некоторые виды пересказа, предполагают сжатую передачу смысловых частей текста.
Многие авторы в пересказе текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают следующие ошибки: пропуски, искажения, перестановки материала, их изложение не соответствует содержанию. Они отмечают в работах детей многочисленные аграмматизм, лексические и синтаксические ошибки. Дети не могут передать содержание грамматически и стилистически верно.
Нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого мы выявили уровни сформированности навыков пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи пересказ вызывает большие затруднения.
В ходе исследования мы выявили, что детям со средним уровнем сформированности навыков пересказа характерны следующие ошибки: аграмматизмы, воспроизведение текста с сокращениями, средний объем высказывания. Эти дети испытывают трудности в соблюдение логичности и последовательности текста. Они затрудняются в определении границ предложений.
Дети с низким уровнем сформированности навыков пересказа текста в своих работах допускали большое количество ошибок. В их пересказе отмечались такие ошибки как: нарушение логической последовательности воспроизведения текста, значительное его сокращение и искажение. Нарушение или искажение слоговой структуры слов. Данные дети испытывают трудности определения границ предложений. Также в работах этих детей отмечаются грубые нарушения норм связного высказывания.
Полученные нами в ходе экспериментального исследования данные показывают, что со старшими дошкольниками у которых общее недоразвитие речи необходимо проведение коррекционной работы не только по развитию навыков пересказа, но и по преодолению нарушений связной речи.
На основании полученных данных мы разработали методические рекомендации по развитию навыка пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая, по нашему мнению, должна помочь в развитии у старших дошкольников самостоятельную связную речь, а также навыки смыслового восприятия прочитанного, которые необходимы при пересказе.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016



