ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Сущность экономической политики государства, ее виды и
принципы 6
1.2. Понятие стратегии экономической безопасности государства и ее
основные направления 15
1.3. Роль государственной экономической политики в обеспечении
экономической безопасности страны 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 28
2.1. Характеристика экономической политики государства и
экономической безопасности России 28
2.2. Анализ эффективности экономической политики России 37
2.3. Оценка современного состояния экономической безопасности
России 45
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1. Приоритетные направления обеспечения экономической
безопасности России 54
3.2. Совершенствование стратегии экономической безопасности России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Сущность экономической политики государства, ее виды и
принципы 6
1.2. Понятие стратегии экономической безопасности государства и ее
основные направления 15
1.3. Роль государственной экономической политики в обеспечении
экономической безопасности страны 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 28
2.1. Характеристика экономической политики государства и
экономической безопасности России 28
2.2. Анализ эффективности экономической политики России 37
2.3. Оценка современного состояния экономической безопасности
России 45
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1. Приоритетные направления обеспечения экономической
безопасности России 54
3.2. Совершенствование стратегии экономической безопасности России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время Россия стоит перед серьёзными «вызовами» глобализации и необходимостью более тесного и эффективного включения в международные отношения. Очевидно, эффективная интеграция возможна лишь на основе создания прочной и стабильной внутренней экономики, опирающейся на весь арсенал рычагов современной экономической политики и экономической безопасности. В этих условиях крайне актуальны проблемы поставленные Правительством РФ по обеспечению устойчивого экономического роста и введению полной конвертируемости национальной валюты. Их решение предполагает развитие инвестиционных процессов, нормализацию положения финансового и банковского секторов, укрепление позиций национального бизнеса в целом. Большое значение имеет и координация действий тех органов власти, в чью компетенцию входят формирование и реализация экономических подходов, ведь от них в немалой степени зависит достижение намеченных целей.
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Такое внимание отнюдь не случайно. Связано оно, прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз. Россия — многонациональная страна, которая включает десятки национальностей, имеющих свою государственность и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением национальной безопасности. Может сложиться впечатление, что в Российской Федерации под национальной безопасностью понимается безопасность только русской нации, но это не так. Понятие «национальной безопасности» отражает состояние, уровень защищенности всех народов и наций, входящих в Россию.
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения более активной экономической политики с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций российской экономики в современном мире.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение экономической политики государства и стратегии экономической безопасности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. раскрыть теоретическую сущность экономической политики государства и стратегии экономической безопасности;
2. проанализировать экономическую политику государства и экономическую безопасность России;
3. рассмотреть перспективы совершенствования государственной экономической политики в сфере экономической безопасности.
Объектом исследования выступают экономическая политика и экономическая безопасность России.
Предметом исследования являются методы оценки экономической политики государства и экономической безопасности России, а так же основные пути их решения.
В качестве теоретической основы для достижения цели и задач выпускной квалификационной работы будут использованы фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам экономической политики государства, а так же стратегии экономической безопасности России.
Методологическая основа исследования. Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Степень разработанности проблемы государственного регулирования экономики достаточно велика как в теоретической, так и в конкретно-экономической литературе.
Значительный вклад в исследование проблем макроэкономики и государственного регулирования экономики внесли российские ученые Бурцев В.В., Бухвальд Е., Ведута Е.Н., Глазьев С.Ю., Григорьева Е.А., Ершов М.В., Молчан А.С.,Сенчагов В.К.
Общим проблемам переходной экономики посвящены вышедшие в 2010-2015 гг. работы исследователей российской экономики: Албегрова И.М., Блинов Н., Виссарионов А., Герасимов А.П., Дронов Р., Захарова О.И., Кокушкина И.В., Колмаков В.С.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Такое внимание отнюдь не случайно. Связано оно, прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз. Россия — многонациональная страна, которая включает десятки национальностей, имеющих свою государственность и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением национальной безопасности. Может сложиться впечатление, что в Российской Федерации под национальной безопасностью понимается безопасность только русской нации, но это не так. Понятие «национальной безопасности» отражает состояние, уровень защищенности всех народов и наций, входящих в Россию.
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения более активной экономической политики с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций российской экономики в современном мире.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение экономической политики государства и стратегии экономической безопасности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. раскрыть теоретическую сущность экономической политики государства и стратегии экономической безопасности;
2. проанализировать экономическую политику государства и экономическую безопасность России;
3. рассмотреть перспективы совершенствования государственной экономической политики в сфере экономической безопасности.
Объектом исследования выступают экономическая политика и экономическая безопасность России.
Предметом исследования являются методы оценки экономической политики государства и экономической безопасности России, а так же основные пути их решения.
В качестве теоретической основы для достижения цели и задач выпускной квалификационной работы будут использованы фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам экономической политики государства, а так же стратегии экономической безопасности России.
Методологическая основа исследования. Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Степень разработанности проблемы государственного регулирования экономики достаточно велика как в теоретической, так и в конкретно-экономической литературе.
Значительный вклад в исследование проблем макроэкономики и государственного регулирования экономики внесли российские ученые Бурцев В.В., Бухвальд Е., Ведута Е.Н., Глазьев С.Ю., Григорьева Е.А., Ершов М.В., Молчан А.С.,Сенчагов В.К.
Общим проблемам переходной экономики посвящены вышедшие в 2010-2015 гг. работы исследователей российской экономики: Албегрова И.М., Блинов Н., Виссарионов А., Герасимов А.П., Дронов Р., Захарова О.И., Кокушкина И.В., Колмаков В.С.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.
Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.
Развитие российской промышленности в 2014-2016гг. показывает, что по отдельным группам товаров достигнут положительный прирост, позволяющий говорить о том, что часть задач, связанная с введением антисанкций, удалось решить. В то же время падение платежеспособного спроса населения сказалось на производстве легковых автомобилей и ряда товаров легкой
промышленности, на перспективах строительной индустрии.
Налицо все предпосылки для ухудшения положения дел в строительстве, где, судя по динамике производства стройматериалов, улучшений не предвидится.
Что касается других секторов, оказывающих негативное влияние на развитие отечественной промышленности, то положение дел в них остается неудовлетворительным. Развал станкостроительной и электротехнической промышленности сказывается на возможностях техперевооружения устаревших мощностей, а предпринимаемые усилия пока не могут исправить ситуацию, так как носят внесистемный характер.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований;
- разработку механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;
- укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.
Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.
Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.
Развитие российской промышленности в 2014-2016гг. показывает, что по отдельным группам товаров достигнут положительный прирост, позволяющий говорить о том, что часть задач, связанная с введением антисанкций, удалось решить. В то же время падение платежеспособного спроса населения сказалось на производстве легковых автомобилей и ряда товаров легкой
промышленности, на перспективах строительной индустрии.
Налицо все предпосылки для ухудшения положения дел в строительстве, где, судя по динамике производства стройматериалов, улучшений не предвидится.
Что касается других секторов, оказывающих негативное влияние на развитие отечественной промышленности, то положение дел в них остается неудовлетворительным. Развал станкостроительной и электротехнической промышленности сказывается на возможностях техперевооружения устаревших мощностей, а предпринимаемые усилия пока не могут исправить ситуацию, так как носят внесистемный характер.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований;
- разработку механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;
- укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.
Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.
Подобные работы
- РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ
МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Экономический рост - условие обеспечения экономической безопасности России (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Внешние опасности и угрозы экономической безопасности России (Московский Финансово-Юридический Университет (Калининградский филиал))
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Разработка мероприятий по совершенствованию миграционной политики в целях обеспечения экономической безопасности России и оценить их экономическую эффективность
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Экономическая Безопасность как интегральный показатель эффективности государственного регулирования экономики России
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Экономическая Безопасность как интегральный показатель эффективности государственного регулирования экономики России
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



