Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тацит о древней Германии ( по сочинению «Германия»)

Работа №63191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Публий Корнелий Тацит - выдающийся римский историк: основные аспекты жизни и деятельности 9
1.1 Личность и творчество Публия Корнелия Тацита в оценках историков . 9
1.2 Сочинение «Германия» как исторический источник 27
Глава II. Древняя Германия в интерпретации Публия Корнелия Тацита (на материалах сочинения «Германия») 36
2.1 Особенности материальной культуры древних германцев 36
2.2 Религия, обычаи и нравы древнегерманского общества 41
2.3 Социальная структура древнегерманских племен 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60


Актуальность темы исследования. Современная историческая наука берет свои истоки с глубокой древности, когда только начинали зарождаться, фиксироваться и анализироваться первые события, явления и процессы. В данном контексте особую значимость приобретает изучение творчества римских историков древности.
Наиболее выдающимся римским историком I-II веков нашей эры был Публий Корнелий Тацит. Сведения о Таците скудны. О нем можно судить только на основе его сочинений, где указывает несколько главных вех своего административного продвижения вплоть до проконсула Азии при Траяне. Даты, жизни, место рождения, подавляющее большинство страниц биографии или совсем неизвестны, или остается на уровне предположений.
Происходя из всаднического сословия, будущий историк быстро продвинулся как талантливый оратор, а дальнейшему продвижению по лестнице государственных должностей способствовала его женитьба на дочери знаменитого полководца и видного сенатора Агриколы. Веспасиан же сначала включил Тацита в число наиболее преданных лиц своего окружения, а затем помог удержаться в кругу политической элиты Римской империи.
Литературная деятельность Корнелия Тацита началась довольно рано благодаря изданию речей, которые и доставили славу их автору. В течение жизни Тацит написал много сочинений разной направленности и проблематики. Для них характерен субъективизм и вымысел, противоречивость событий и фактов. Тем не менее, они предоставляют современному исследователю ценнейший материал по истории древнего мира.
В рамках данной работы акцентируем внимание на сочинения о Германии «De origine, situ, moribus ac populis Germanorum» («О происхождении, расположении, нравах и населении Германии»). Это —
географический и этнографический очерк о жизни древних германцев и о расположении отдельных племён.
Труд «Германия» - уникальное явление в римской литературе. Среди произведений, дошедших до нас от античности, аналогов ему нет, потому что до этого ни один автор не посвящал отдельное сочинение целиком варварскому народу. В связи с тем что «Германия» стоит особняком среди сохранившихся произведений латинской письменности.
У сочинения «Г ермания» очень много вопросов, ответы на которые уже несколько столетий ищут историки, философы и другие научные деятели. Постоянные дискуссии, обсуждения, диспуты, заставляют исследователей заниматься изучением творчества Тацита, поскольку именно работы древности позволяют осветить и понять истоки современных процессов европейского континента.
С учетом выше обозначенного данная проблематика является актуальной и научно значимой для исследования.
Целью данного исследования является рассмотрение основных социальных, политических и религиозных аспектов жизни германских племен в интерпретации историко-этнографического очерка «Германия» Корнелия Тацита.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение личности и творчества Публия Корнелия Тацита;
- характеристика сочинения «Германия» как исторического источника;
- выявление особенностей материальной культуры древних германцев по сочинению Тацита «Германия»;
- выделение основные аспекты религии, обычаев и нравов древнегерманского общества по сочинению Тацита «Германия».
Объектом исследования являются социальные, политические и религиозные аспекты жизнедеятельности германских племен.
Предмет исследования - историко-этнографический очерк «Германия» Корнелия Тацита, содержащий описание жизни и быта германских племен.
4
Методологические принципы. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, таких как: принцип историзма, конкретно-исторический подход к анализу явлений прошлого, научная объективность, требующая учета максимально возможного количества фактов и факторов при анализе исследуемого явления, дедукция, синтез, сравнительно-исторический, системный и историко-хронологический и другие методы научного исследования.
Источниковая база данного исследования представлена сочинением Публия Корнелия Тацита «Германия». Поскольку наша работа носит источниковедческий характер и основные аспекты источникового материала будут освещены в основной части, обозначим ключевые моменты сочинения «Германия».
Известно, что в 98 году н.э. Корнелий Тацит написал историко-этнографический очерк «Германия» («De Germania»). Этот небольшой по объему трактат (46 глав-параграфов) содержит исключительно ценные данные по исторической географии и этнографии Центральной и Северо-восточной Европы.
Автор обстоятельно описывает положение и границы областей, населенных германцами, сообщает о климате их страны, ее богатствах и обитателях. Описывая подробно быт и общественный строй германских племен, Тацит останавливается одновременно на жизни и быте их соседей - галлов, иллирийцев, сарматов - и, что особенно важно и интересно советскому читателю, славянских и прибалтийских племен.
Труд Корнелия Тацита содержит ряд исключительно ценных указаний. Противопоставляя экономическое и моральное разложение современного ему римского общества варварскому быту германских племен, подчас даже несколько идеализируя этот последний, чтобы резче подчеркнуть отрицательные стороны окружавшей его общественной жизни, Корнелий Тацит все же достаточно реально описал жизнь и быт древних германцев. Они живут еще в условиях родоплеменного строя. У них еще сохраняется общинное землевладение. Однако уже существует рабство, но, отмечает Тацит, «рабов они не употребляют для служб на ваш лад». Наряду с положительными сторонами быта у германцев имеются и значительные пороки: «Проводить день и ночь в попойках никому не вменяется в бесчестие. Частые, как это бывает между пьяными, ссоры редко кончаются бранью, а чаще убийствами и ранами... Если потакать их пьянству, доставляя им столько налитков, сколько они желают, то легче победить их пороками, чем оружием» (22). На основании таких материалов написано это произведение? Был ли сам автор в Германии или нет? На эти вопросы современная наука не в состоянии точно ответить. Несомненно одно, что автор прекрасно изучил материал своей темы и оставил потомству ценнейшее научное сочинение.
Историография. Изучением личности и творчества Публия Корнелия Тацита занимались отечественные историки как в дореволюционной, так в советский периоды. В рамках данной работы акцентируем внимание только на наиболее важных трудах.
В дореволюционной исторической науке можно выделить три этапа изучения антиковедения.
1. «Донаучный» (до 1840-х гг.). Этому этапу свойственно дилетантское, «просветительское» отношение к античности; он ценен накоплением фактических знаний. С начала XVIII в. античность становится «модной», к этой теме, наряду с произведениями Тацита, охотно обращались деятели культуры .
2. Становление и развитие российского антиковедения (1840- 90-е гг.). Русское антиковедение развивалось в самой тесной связи с европейской наукой и концентрировалось главным образом в университетах .
3. «Золотой век» дореволюционного антиковедения (1890-е гг. - 1917). Этот период дал большое число интересных, хотя и не бесспорных, публикаций, посвящённых Тациту. После октябрьского переворота антиковедение оказалось в упадке .
Первая в советской историографии большая монография о Таците была опубликована И.М. Гревсом (1860-1941 гг.). Всю свою сознательную жизнь он посвятил изучению Тацита.
В 1954 г. в Харьковском университете И.М. Сидорова защищает кандидатскую диссертацию, специально посвящённую Тациту . В том же 1954 г. А.Г. Бокщанин издает свою монографию «Социальный кризис Римской империи в I веке н.э.» . В ней отмечена важность Тацита для рассмотрения социально-экономических отношений раннего периода Римской империи.
Важным событием явился новый перевод всех произведений Тацита, давший новый толчок к дальнейшему изучению его творчества. В этом издании весьма ценной для понимания исторического наследия Тацита является статья И.М. Тронского , в которой анализируются условия деятельности историка, наступившие в период Римской империи.
В 1970 г. выходит книга «Историки Рима» с избранными переводами с латинского языка на русский. Большое значение в ней имеет вступительная статья С.Л. Утченко «Римская историография и римские историки» . В хронологическом обзоре римской историографии автор много внимания уделил Тациту, произведения которого пронизывает ненависть к тирании.
Дальнейшее развитие изучения Тацита связано, прежде всего, с именами А.С. Крюкова и, особенно, Г.С. Кнабе. Они представляют собой новый, более высокий этап отечественного «тацитоведения».
Научная новизна заключается по нашему представлению в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа социальных, политических и религиозных аспектов жизнедеятельности германских племен в интерпретации историко-этнографического очерка «Германия» Корнелия Тацита.
Использование современных мировоззренческих, политических концепций позволило по-новому взглянуть на жизнь и быт древней Германии в трактовке Корнелия Тацита.
В нашей работе затронут ряд и дискуссионных проблем и проанализировано их различное историографическое толкование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов по специальности «История» и «Филология» в рамках таких учебных дисциплин как «История Древнего мира», «История античной литературы» и других.
Структура работы. Цели и задачи нашей работы определили ее структуру. Она написана по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка рассмотреть основные социальные, политические и религиозные аспекты жизнедеятельности германских племен в описании Корнелия Тацита.
В ходе изучения данного исторического документа и литературы, посвященной его изучению, были получены некоторые выводы и умозаключения.
Наиболее выдающимся римским историком I-II веков нашей эры был Публий Корнелий Тацит. В 98 году Корнелий Тацит написал свой замечательный историко-этнографический очерк "Германия" ("De Germania"). Этот небольшой по объему трактат (46 глав-параграфов) содержит исключительно ценные данные по исторической географии и этнографии Центральной и Северо-восточной Европы.
Согласно Тациту у германцев было земледелие, но занимались они им «не особенно усердно», они не хотят «променять войну на земледельческую работу». Германцы в своем быте, в своих представлениях еще сохранили значительные элементы архаики, уходящей корнями в период арийской общности. Скотоводство как отрасль экономики, судя по произведению Тацита, играет у германцев весьма важную роль.
Германцы разводили крупный рогатый скот, причем и для молока и для мяса. Допустима версия и о разведении коз и баранов. Выращиваются лошади, которые используются для войны, хотя германцы предпочитают сражаться пешим строем. По мнению Тацита, германцы - это скотоводческие племена, т.е. скотоводство у них развито гораздо лучше, чем земледелие. Про садоводство, огородничество и виноградарство у германцев Тацит ничего не говорит.
По Тациту германцы не очень искушены в ремеслах. Низкий уровень сельскохозяйственного и ремесленного производства, неразвитые материальные потребности не предполагают обширных и постоянных торговых операций. Однако, торговлю, которую ведут германцы денежная, не меновая.
«Германия» представляет собой описание общественной жизни, быта, нравов и верований германцев. В течение столетий римлян воспринимали эти племена и народы как своего рода эталон дикого, нецивилизованного общества. Содержание «Германии», таким образом, составляет описание общественного состояния, которое древние, как бы они к нему ни относились, называли варварством; слова «германцы» и «варвары» Тацит на протяжении всей книги употребляет как синонимы. Состояние это характеризуется для него двумя главными чертами — экономической отсталостью и отсутствием развитой государственности.
Германцы не знают даже минимального изобилия, необходимого для эстетического оформления жизни. Германцы для Тацита язычники. Они обожествляют силы природа и недалеко ушли от коренных индоевропейских верований. Они почитают лишь солнце огонь и луну.
Сочинение Тацита позволяют значительно расширить наши представления об общественном устройстве германцев и систематизировать их. Он упоминает округа и сотни, семейства и рода. Высшая суверенная власть внутри этих племен принадлежала общему народному собранию. Основу этого строя составляли роды, на которые распадалось каждое отдельное племя. Роды представляли группы кровных родственников, охватывавшие до сотни семей; поэтому они назывались также сотнями. Каждый род располагал территорией в одну или в несколько квадратных миль и жил в общей деревне, имевшей вид слабо связанного и далеко разбросанного селения. При жалком состоянии земледелия место поселка часто изменялось в пределах территории рода с той целью, чтобы можно было время-от-времени обращаться к возделыванию новой плодородной почвы. Германское право даже в позднейшие времена относило дом не к недвижимому, а к движимому имуществу. Хотя германцы уже не были норманнами, однако, они лишь очень слабо были связаны с землей, которая оставалась коммунистической собственностью, принадлежала совокупности рода. В соответствии с этим организация рода была решительно демократическая, все его члены были свободные люди, обязанные каждый защищать свободу остальных, равные по своим личным правам, представлявшие братство, связанное кровными узами.
Во время мира избирались старейшины родов, во время войны - предводители, но они оставались такими же рядовыми свободными членами, как все остальные. Разделение труда существовало лишь в чисто-стихийно сложившейся форме: оно осуществлялось только между мужчиной и женщиной. Мужчина вел войну, занимался рыболовством и охотой, добывал сырые материалы для приготовления пищи и необходимые при этом орудия. Женщина вела домашнее хозяйство, изготовляла одежду и пищу, варила и шила. Домашнее хозяйство было общее для нескольких, иногда для многих семей. Тем не менее, если не внутри родов, то внутри племен мы находим первые следы аристократии. Таким образом, в каждом племени над массой обыкновенных рядовых свободных начали возвышаться одна или несколько семей, которые; в виде долей добычи, даней, подарков и т. д. приобретали большие богатства по мерке тогдашних германцев. Это дало им возможность держать при себе дружину, - свободных людей, наиболее храбрых воинов, которые обязывались следовать за своим господином. Из этих семей обыкновенно избирались «первейшие», «князья», которые в мирное время разбирали судебные дела племени, а на войне были его главными предводителями. Однако, за ними отнюдь не признавалось право на эти функции: решающей инстанцией для каждого племени оставалось общее народное собрание. Эта аристократия со своими дружинами, которые удавалось удерживать только благодаря новой и новой добыче, в свою очередь, немало содействовала упрочению той склонности к насилиям и разбоям, которая характеризовала германцев, подобно другим варварским народам. Как-раз их вторжения в провинции Римской империи и вызвали у римлян решение подчинить себе суровую и неприютную страну, которая сама по себе не представляла ничего привлекательного. Но все усилия римлян разбились о стихийную силу этих варваров.
Германцы остались свободными не столько потому, что для Римской империи было бы абсолютно невозможно с течением времени покорить их, сколько потому, что это покорение потребовало бы чудовищных жертв, на которые Рим уже не рисковал пойти при том внутреннем разложении, какое, несмотря на весь внешний блеск, переживало его мировое господство.
Частью системы властвования являются жрецы, которые водворяют порядок на народных собраниях, а также приводят в исполнение приказы вождя: казнят, заковывают в оковы, подвергают телесному наказанию.
Тацит обращался и к описанию рабства у германцев. Говоря о германцах, трудно точно определить, чей труд превалирует, свободных и рабов, но рабы выращивают хлеб, скот, занимаются ремеслом (ткут одежду), а это больше напоминает классическое рабство. Важнейшая характеристика общественного состояния германцев — отсутствие у них развитой государственности. Следует отметить, что автор обстоятельно описывает положение и границы областей, населенных германцами, сообщает о климате их страны, ее богатствах и обитателях.
Таким образом, следует резюмировать, что «Германия» - это не историческое, а этнографическое сочинение. Оно не было основано на личном знакомстве Тацита со страной. Тацит плохо знает географию Германии, по мере удаления от Рима его сведения все более туманны и фантастичны. Часть их решительно опровергает современная историческая наука. Ни сам Тацит, ни греческие и римские авторы, трудами которых он пользовался, не знали германского языка. Тацит допускает грубейшие ошибки при рассказе о современном ему положении Германии, что говорит о его слабом знакомстве с объектом своего сочинения. Тем не менее, данное сочинение является важнейшим и ценным источником по изучению жизни и деятельности германских племен.


1. Grews I. M. Tacitus. Leipzig, 1952.
2. Merivale Ch. History of the Romans under the Empire. London, 1856;
3. Sievers G. Tacitus und Tiberius. Hamburg, 1879.
4. Stahr A. Tiberius Leben, Regierung, Charakter. Berlin, 1862.
5. Taciti Agricola. Вновь пересмотренный текст, с примечаниями других и своими издал Димитрий Крюков. М., 1937. V.
6. Бокщанин А. Римские историки эпохи Империй//Исторический журнал. 1940. № 1.
7. Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I веке н.э. М., 1954. 239 с.
8. Бонгард-Левин Г. М., Ляпустина Е. В. Вячеслав Иванов и диссертация И. М. Гревса по истории римского землевладения // ВДИ 4.2003
9. Вайнштейн О.Л. Историография истории средних веков - М.-Л., Соцэгиз, 1940.
10. Вержбицкий К.В. Политические взгляды Тацита// История: мир прошлого в современном освещении. - СПб., 2008.
11. Вехов С. И. Анналы Тацита. Курс лекций, читанных студентам II курса историко-филологического факультета Варшавского Императорского университета в 1909-1910 гг. Варшава, 1910
12. Вопрос о Dialogus de oratoribus // ЖМНП. СПб., Декабрь 1894. Ч. CCXCVI.
13. Гревс И. М. Тацит // Энциклопедический словарь Русского
Библиографического Института “Гранат”. 7-е изд. СПб., 1902. Т. 41. Ч. VII.
14. Гревс И. М. Тацит: Жизнь и творчество. М.—Л., 1946
15. Гримм Э. Д. Исследования по истории развития римской императорской власти. Т. I. Римская императорская власть от Августа до Нерона. СПб., 1900. Т. II. Римская императорская власть от Гальбы до Марка Аврелия. СПб., 1901.
16. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков - М. Высшая школа. 1985
17. Дементьева В. В. Римская история Шарля Роллена, прочитанная русским дворянином // Вестник древней истории 4 (1991).
18. Драгоманов М. П. Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит. Киев, 1869
19. Драгоманов М. П. Император Тиберий. Киев, 1864.
20. Дювернуа М. Н. Историческая объективность Тацита // Гермес 18 (1908).
21. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М. Наука. 1986
22. Елагина А. А. Римское общество в историко-литературных источниках I в. н. э. Омск, 1998.
23. Елагина А. А. Тацит в российском антиковедении // Русский вопрос: история и современность. Материалы докладов Второй всероссийской научной конференции. Ч. 1. Омск, 1994.
24. Еще о Dialogus de oratoribus // ЖМНП. СПб., Ноябрь 1895. Ч. CCCII.
25. Историография античной истории / Ред. В. И. Кузищин. М., 1980. С. 172.
26. История Кая Корнелия Тацита / Переведено с латинского языка Ф. Поспеловым. СПб., 1807.
27. Источники для Историй и Летописи // ЖМНП. СПб., Апрель 1894. Ч. CCXCII.
28. Источники для Историй и Летописи // ЖМНП. СПб., Май 1894. Ч. CCXIII.
29. Карамзин Н. М. Главы из «Истории государства Российского» (Царствование Иоанна IV) // Избр. соч.: В 2 т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 325.
30. Карамзин Н. М. Тацит // Избр. соч.: В 2 т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 73.
31. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит (время, жизнь, книги) / Г.С. Кнабе. - М., 1981
32. Корнелий Тацит. Соч.: В 2 тт. Л., 1969. Т. I. 444 с.; т. II. 369 с
33. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993
34. Крюков А. С. Летопись первого века: историческая проза Тацита. — Воронеж: ВГУ, 1997
35. Кудрявцев П. Н. Лекции. Сочинения. Избранное. М., 1991.
36. Летописи К. Корнелия Тацита / Переведено с латинского языка Ф. Поспеловым. Ч. I-III. СПб., 1805-1806
37. Малинин А. И. Пушкин, Аврелий Виктор и Тацит // Пушкин в мировой литературе. М., 1926.
38. Меринг Франц История Германии с конца средних веков. М., 1924.С.15
39. Модестов В. И. Лекции по истории римской литературы. СПб., 1888
40. Модестов В. И. Тацит и его сочинения. - СПб., 1864.
41. Модестов В. И. Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. СПб., 1864
42. Нетушил И. В. Обзор Римской истории по лекциям, читанным в Императорском Харьковском университете и на Харьк. Высш. Женских Курсах. 1-е изд. Харьков, 1912.
43.О положении, обычаях и народах (древней) Германии (Германия). Из сочинений Кая Корнелия Тацита / Переведено с латинского Академии Наук переводчиком В. П. Световым. СПб., 1772.
44. Покровский М. М. Анналы Тацита. 1 -ая книга. Лекции, читанные на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета в осеннем семестре 1907 г. М., 1907
45. Разговор об ораторах, или о причинах испортившегося красноречия / Переведено с латинского языка Ф. Поспеловым. СПб., 1805
46. Соболевский С. И. Тацит // История римской литературы. Т. 2. Под ред. С. И. Соболевского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского. — М.: Изд- во АН СССР, 1962
47. Тацит П. К. Жизнь Юлия Агриколы / Переводчик И. Горон . М., 1798.
48. Тацит. Анналы / пер. А.С. Бобовича под ред. Я.М. Боровского // Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. - М. , 2005.
49. Тацит. Германия / пер. А.С. Бобовича под ред. М.Е. Сергеенко // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 2: История. - СПб., 1993.
50. Тацит. Диалог об ораторах / пер. А.С. Бобовича под ред. М.Е. Сергеенко // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 2: История. - СПб., 1993.
51. Тацит. Жизнеописание Агриколы / пер. А.С. Бобовича под ред. М.Е. Сергеенко // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. 2: История. - СПб., 1993
52. Тацит. История / пер. Г.С. Кнабе // Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. - М., 2005.
53. Тацит. Юлий Агрикола / Переведено с латинского языка надворным советником Федором Поспеловым. СПб., 1802
54. Тронский И. М. Корнелий Тацит // Корнелий Тацит. Соч.: В 2 т. Л., 1969. Т. II.
55. Утченко С.Л. Римская историография и римские историки // Историки Рима / Пер. с латин. М., 1970.
56. Фролов Э. Д. Русская наука об античности (историографические очерки). СПб., 1999.
57. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., ЛГУ. 1980.
58.Энгельс Ф. О первоначальном христианстве, Огиз. 1933.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ