Введение 3
Глава 1. Учебно-лабораторные практикумы по дисциплине «Органическая химия» 5
1.1. Актуальность использования учебно-лабораторных практикумов в
обучении 5
1.2. Преимущества и недостатки содержания учебно-лабораторных
практикумов по дисциплине «Органическая химия» 9
1.3. Реформирование учебно-лабораторных практикумов по дисциплине
«Органическая химия» 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Лабораторные работы для учебно-лабораторного практикума по дисциплине «Органическая химия» 17
2.1. Лабораторная работа по теме «Спирты» 17
2.2. Лабораторная работа по теме «Карбоновые кислоты» 24
2.3. Лабораторная работа по теме «Аминокислоты» 31
2.4. Лабораторная работа по теме «Качественный элементный анализ
тиомочевины» 36
2.5. Лабораторная работа по теме «Прикладное применение химических
свойств целлюлозы» 39
Вывод по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения
Химия - это экспериментальная наука, которую очень сложно понять, не проведя какой-либо эксперимент. Несмотря на то, что в наше время большая часть знаний компьютеризирована и учащимся интереснее провести виртуальный эксперимент, остаются очень важными реальные и полувиртуальные опыты, так как виртуальные эксперименты не смогут дать реальный опыт работы с приборами и реактивами [1-3]. Если при использовании виртуальной лаборатории не развивается реальный опыт и не создает чувства доверия, что все эти реакции могу протекать и реальности (так как все это компьютерная программа, а не реальность), то для полувиртуальных и реальных экспериментов идет формирование и развитие практического (реального) опыта и доказывается реальность тех или иных физических, химических и других свойств веществ. Для того, чтобы учащимся и учителям было легче работать, созданы учебно-лабораторные практикумы как в распечатанном виде, так и в электронном. Учебно¬лабораторные практикумы помогают сформировать профессиональные компетенции, развивая практические умения, самостоятельность, аккуратность, ответственность и закрепляя теоретические знания. Поэтому учебно-лабораторные практикумы очень важны для обучения как школьников, так и студентов.
Актуальность
Но многие учебно-лабораторные практикумы по дисциплине «Органическая химия» неудобны в использовании, поэтому возникает необходимость их реформировать. Одной из причин реформирования практикумов является то, что большинство лабораторных опытов взаимосвязаны между собой, но не оформляются в лабораторную работу по общей теме или относятся к общей теме, но по оформлению не взаимосвязаны из-за разных целей, а, значит, не имеют взаимосвязанных выводов. А если выводы лабораторных опытов не будут взаимосвязаны, то и смысл их использовать в общей теме отсутствует [4].
Объект исследования: учебно-лабораторные практикумы по
дисциплине «Органическая химия».
Предмет исследования: реформирование учебно-лабораторных
практикумов по дисциплине «Органическая химия».
Цель исследования: реформирование учебно-лабораторных
практикумов по дисциплине «Органическая химия».
Задачи:
1) Рассмотреть актуальность использования учебно-лабораторных практикумов в обучении;
2) Рассмотреть преимущества и недостатки учебно-лабораторных практикумов по дисциплине «Органическая химия»;
3) Оформить примеры современных лабораторных работ для учебно-лабораторного практикума по дисциплине «Органическая химия».
Химические эксперименты и опыты - важная часть обучения как школьников, так и студентов, с помощью которой учащиеся закрепляют знания и получают новую информацию. Для удобного поиска и применения химических экспериментов и опытов, относящихся к общей теме, созданы учебно-лабораторные практикумы.
Учебно-лабораторный практикум - это учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
На основе анализа и сравнения преимуществ и недостатков учебно-лабораторных практикумов по дисциплине «Органическая химия» с учетом уровня знаний, опыта и специализации учащегося определена цель реформирования учебно-лабораторных практикумов. Целью
реформирования учебно-лабораторных практикумов по дисциплине «Органическая химия» является необходимость наличия взаимосвязи опытов.
Реформировать практикум необходимо с учетом уровня обученности и специализации учащегося.
Реформированный учебно-лабораторный практикум по дисциплине «Органическая химия» способствует:
1) Сокращению времени на поиск и объединение опытов;
2) Сформированию у учащихся представление целостности лабораторных работ;
3) Осознанию взаимосвязи опытов между собой;
4) Наглядности взаимосвязи между структурой, физическими и химическими свойствами молекулы, радикала или иона;
5) Приобретение новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем;
6) Формирование и развитие ответственности, самостоятельности,
логики, аналитических способностей.