Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №63157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2. Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
1.3. Анализ методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ
2.1. Выявление состояния звукопроизношения у дошкольников с общим
недоразвитием речи 39
2.2. Методические рекомендации по коррекции звукопроизношения
дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы
компенсирующей направленности ДОУ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность исследования. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо от-метить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыками обучения (Т.Б. Филичева).
Группой ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией.
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут негативно влиять на успеваемость учащихся, поскольку орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что подчеркивает тесную связь между ними. Также, недостатки речи детей часто служат причиной замкнутости ребенка, так как общение его со сверстниками затруднено. Невозможность понятно для окружающих изложить свои мысли, грамотно ответить на вопросы учителя становится причиной снижения качества обучения. Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. При общем недоразвитии речи у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Существует множество вариантов речевых нарушений, среди которых важно
5 отметить дефекты произношения, которыми определяется качество звучащей речи. Изучение проблем детей с ОНР стало предметом рассмотрения в ра-ботах Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Е.М. Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ф.Спировой и др.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
Актуальность проблемы заключается в том, что своевременная коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, особенно в дошкольном возрасте, - залог успешного освоения грамоты и чтения: грамматически правильная речь возможна только при правильном восприятии и воспроизведении звукового состава слова, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и нарушением звукопроизношения, не получившие специализированной помощи в дошкольном возрасте, могут испытывать впоследствии затруднения при освоении навыков письма и чтения.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения, что и предопределило выбор темы дипломного исследования.
Проблема исследования: каковы особенности организации работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ?
Цель исследования: совершенствование системы коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс коррекции нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Предмет исследования: условия успешности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специальной группы ДОУ.
Гипотеза исследования. Работа по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной при соблюдении следующих условий: включение в комплекс занятий двигательной активности; опора на зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы; повышение мотивации к занятиям по коррекции звукопроизношения средствами компьютерных технологий и игровой деятельности; включение в коррекционную деятельность родителей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды и монографии ряда авторов, таких, как Агранович З.Е., Александрова Т.В., Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В., Визель Т. Г., Голубева Г.Г., Гаркуша Ю.Ф., Дурова Н.В., Ефименкова Л.Н., Иншакова О.Б. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Миронова С.А., Филичева Т. Б., Туманова Т. В. и др.
Методы исследования. В работе применялись следующие методы:
- научно-теоретический (изучение литературы по психологии, нейро-психологии, логопедии, коррекционной педагогике);
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы) - качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ № 52 на базе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Всего в исследовании приняло участие 10 воспитанников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без специальной логопедической помощи. К таким детям относятся дети с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Проблемой звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева, А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и другие.
В картине общего недоразвития речи на первый план выступает не- сформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
Приоритетные направления и формы работы в рамках коррекции звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи - это использование игровой формы проведения занятий, игровых упражнений. Все это будет способствовать более эффективному развитию фонематического восприятия старших дошкольников, так как игра - ведущий вид деятельности
детей дошкольного возраста.
В процессе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Комплекс задач данного этапа эксперимента включал подбор методик диагностики состояния звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проведение диагностики состояния звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи, выявление характера нарушения произношения звуков.
Эмпирическое исследование проводилось в МБДОУ № 52 на базе подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Всего в исследовании приняло участие 10 воспитанников.
Для проведения исследования нами были определены направления ди-агностики и подобраны следующие методики.
1. Диагностика состояния артикуляторной моторики. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей мы использовали методику Е.Ф.Архиповой.
2. Диагностика состояния речеслухового восприятия и фонематических функций по методике Е.Ф.Архиповой
3. Диагностика состояния звукопроизношения (а основе подходов, предложенных Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной.
По данным проведенного исследования был сделан вывод, что только двое детей из 10 показали уровень развития звукопроизношения выше среднего. У остальных испытуемых указанный уровень ниже среднего.
Исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной
пространственно-временной организации движения.
Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2-4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.
При анализе результатов фонематического теста обнаружили затруднения при дифференциации слов, в состав которых входит звук, отсутствующий в речи, со словами со звуком- заместителем.. Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок.
После обработки результатов диагностики по каждой из методик был посчитан общий уровень развития звукопроизношения. В целом по итогам констатирующего эксперимента 80% детей показали уровень развития звукопроизношения ниже среднего (1,66 - 2,33 балла), 20% детей обнаружили уровень выше среднего (2,66 балла). Соответственно, на основе полученных данных необходимо разработать методические рекомендации по осуществлению коррекции звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью разработки методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ являлось формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
Решение этой задачи осуществлялось как на индивидуальных, так и групповых занятиях в ходе коррекционной работы.
В процессе организации работы по коррекции звукопроизношения нами использовались следующие виды работ:
- включение родителей в процесс коррекции звукопроизношения у детей;
- на занятиях использовалась двигательная активность путем включения в учебный процесс различных подвижных игр;
- работа проводилась с опорой на все анализаторы: на тактильные (пальчиковые игры), кинестетические (использование подвижных игр), зри-тельные (использование наглядного материала);
- в работу также были включены компьютерные технологии (использование компьютерных игр с сайта «Мерсибо»).
Таким образом, реализация указанных выше методических рекомендаций будет способствовать получению следующих результатов:
- у детей будет интенсивно формироваться мелкая моторика;
- будут совершенствоваться динамические движения артикуляционного аппарата, появятся плавные переключения от одного движения к другому;
- будут формироваться навыки элементарного звукового анализа и улучшится состояние фонематического слуха;
- речевая динамика у детей с общим недоразвитием речи будет позитивной.



1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов . - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
2. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, - 2005.-160с.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004. - № 1. - с.34-40
4. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2006. - 372 с.
5. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. - С. 513 - 524.
6. Вологодина Н.Г. Домашний логопед/Н.Г. Вологодина. - Ростов н/Д.: Феникс,2006. - 281 с.
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. - 311 с.
8. Воробьев Т.А. Мяч и речь. - Санкт-Петербург: «Каро» ,2003. - 195 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии - М.: Педагогика,2007. - 411 с.
10. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им.
А.И. Герцена: Союз, 2010. - 185 с.
11. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушении речи.//Дефектология. - 1999. - №3. - С. 21-24
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2008. - 286 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство- пресс, 2007. - 108 с.
14. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. 2-е изд., испр.М., «Когито-Центр», 2001. - 351с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург, 2003. - 394 с.
16. 3акрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ООП.//Дефектология. - 2004.-№2.- 19-22 с.
17. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 304с.
18. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 237 с.
19. Козина И.Б.Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения.//Дефектология. - 2005. - №5. - С. 11-14
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)
— СПб.: СОЮЗ, 2009. — 160 с.
21. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 2008.
22. Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников//Логопед. - 2004. -№ 4. - С. 70-72.
23. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 395 с.
24. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.методических рекомендаций. — СПб.: Москва: САГА: ФОРУМ,2006.- 284 с.
25. Малышева Е.Н. Игровые приемы для коррекции речи детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/elenamalysheva
26. Микляева Ю.В.Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №4. - С.43.¬45
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 275 с.
28. Планирование работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. Е.Е. Аюпова - Пермь: ПОИПКРО, 2005. - 20с.
29. Порожняя О.А. Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya- pedagogika/library/2015/01/06/proektnaya-deyatelnost-kak-metod
30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с.
31. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 2004 -344 с.
32. Сабуров В.В. Технологическая модель организации взаимодействия семьи и школы в коррекционно-воспитательном процессе: Метод, рекомендации/ /Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. - 31с.
33. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. - 256с.
34. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. - 32 с.
35. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 266 с.
36. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2007. - 183 с.
37. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 185 с.
38. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. Пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология», М.Просвещение, 2001. - 274 с.
39. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. -384с.
40. Чикунова Э.А. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями при подготовке к школе [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://edu.tatar.ru/upload/images/files
41. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет: учеб. пособие / Н.С. Четвертушкина. - М., 2014. - 165 с.
42. Шарова Т.Ф. Логопедическая игра: «Гласные звуки и буквы» // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1 (январь-февраль). - С. 94-96.
43. Шашкина Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 311 с.
44. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков//Логопед. - 2005. - № 5. - с. 16-18
45. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. - М.:Изд.центр «Академия», 2005. - 193с.
46. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. -- М.: АРКТИ, 2005. - 131 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ