Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 8
1.1. Оздоровление детей как приоритетное направление деятельности
дошкольной образовательной организации 8
1.2. Основные подходы к оздоровлению детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 13
1.3. Педагогические условия оздоровления детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 18
Глава 2. Эксперементальная работа по оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 33
2.1. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста 33
2.2. Организационно - методические основы использования
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 49
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения
Современное общество, предъявляет высокие требования к человеку, его психическому и физическому здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни личности при формировании культуры здоровья всей нации.
Здоровье как фундамент жизнедеятельности человека рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, который включает в себя физиологические, психологические, социальные и педагогические аспекты. Педагогический подход к проблеме здоровья, понимается как формирование у человека индивидуального способа ведения здорового образа жизни с самого раннего детства и имеет определяющее значение в теории и практике дошкольного образования.
Введение в теорию и методику физического воспитания понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает направление педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к физической культуре, здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в исследованиях В.И. Бондина, Л.Д. Глазыриной, О.А. Карабанова, В.А. Овсянкина, Н.К. Смирнова, Э.Я. Степаненковой, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, В.Н. Шебеко и др.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 % до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 % до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка - дошкольника, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения обозначенных задач становится использование здоровьесберегающей среды, без которой немыслим образовательный процесс современного учреждения дошкольного образования.
В педагогических исследованиях в решении проблемы сбережения здоровья ребенка дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьесберегающей среде, что представлено в исследованиях И.А. Анохиной, М.М. Безруких, Л.Н. Волошиной, О.А. Карабановой, О.В. Крижевских, В.С. Мартынюк, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова и др.
Из - за активных изменениях в системе образования, становятся актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, как одного из условий полноценного развития ребенка.
Актуальность проблемы и своевременность ее исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы:
«Использование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей».
Проблема исследования: каковы возможности здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей?
Цель: разработать и обосновать организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Объект исследования: состояние здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Гипотеза исследования: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- создать санитарно - гигиенически организованную здоровьесберегающую среду;
- педагоги реализуют комплексные и дополнительные
образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- формировать у дошкольниковсистему понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализован принцип резонанса при организации физического развития детей.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия оздоровления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды.
3. Дать оценку состояния здоровья детей и здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать организационно - методические основы оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическая база исследования: представлена исследованиями проблем здоровья в работах Т.Н. Богиной, И.И. Брехман, И.В. Возвышаевой, А.М.Матвеева; здоровья и образования (М.М. Безруких,
В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, О.А. Никифоровой, Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, Л.Г. Татарниковой); здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения (О.В. Крижевских, О.А. Коробановой, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова, А.А. Ухтомского), инициативными исследованиями в области проектирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательном учреждении (Л.Н. Волошиной, Н.С Мартынюк).
Практическая значимость исследования: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выделены и обоснованы педагогические условия оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации; систематизирован диагностический инструментарий для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста и условий его формирования и сохранения; разработаны методические рекомендации для воспитателей по использованию здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анкетирование, тестирование.
3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: дошкольная группа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Смородинская средняя общеобразовательная школа» с. Смородино, Грайворонского района, Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Целью исследования являлось, разработать организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
В ходе теоретического исследования мы определили, что использование здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении представляет собой целую систему, которая включает: комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей; лечебно- оздоровительную работу; физкультурно-оздоровительную работу с детьми; здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения имеет принципиальное значение для формирования гармонически развитой личности. Она должна быть безопасна для психического и физического здоровья детей. Правильно организованная здоровьесберегающая среда - это система условий, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них знаний и навыков здорового образа жизни, развивающая двигательную активность и способствующая физическому развитию дошкольников.
Организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации - комплексная и достаточно сложная задача, для решения которой необходимо создание определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность целевых установок, принципов, компонентов здоровьесберегающей среды, образовательных технологий и результата.
Важными педагогическими условиями образовательной среды дошкольной образовательной организации, влияющими на сохранение и укрепление здоровья детей являются: санитарно - гигиенически организованная здоровьесберегающая среда; комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом; овладение дошкольниками системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни; реализация принципа резонанса при организации физического развития детей.
На основе выявленных педагогических условий оздоровления детей дошкольного возраста в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации нами разработаны организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей. С целью организации здоровьесберегающей среды был разработан практико-ориентированный, долгосрочный проект на тему «Здоровый малыш». Анализ исследования показал, что эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста возможно при выполнении педагогических условий и совместной целенаправленной деятельности родителей, педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- Организованна санитарно - гигиенически здоровьесберегающая
- среда;
- педагогами используются комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- дошкольники овладевают системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализуется принцип резонанса при организации физического развития детей.
1. Абдульманова, Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования [Текст] / Л.В. Абдульманова. - Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т, 2008. - 220 с.
2. Амон, Г. Психосоматическая терапия [Текст]: перевод / Г. Амон. - СПб.: Речь, 2009. - 238 с.
3. Алямовская В.Г. Здоровье [Текст]/В.Г. Алямовская.// Парциальная программа дошкольного образования - М.: Академия, 2015.-167 с.
4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям[Текст]/ Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
5. Ананьева, Н.А. Психологическая антропология: перспективы, направления исследований [Текст]/ Н.А. Ананьева. - М.: Моск. гос. открытый ун-т, 2007. -132 с.
6. Бабенкова, Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья[Текст] / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 1. - С. 19-23.
7. Банникова, Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие [Текст] / Л.П. Банникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 48 с.
8. Безопасная физкультура для дошколят [Текст] / Н.С. Мартынюк [и др.]. -Мозырь: Содействие, 2007. - 52 с.
9. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей [Текст]/ М.М. Безруких // Магистр. - 2012. - № 3. - С. 30-38.
10. Богина, Т.Н. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: метод, пособие / И.В. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 109 с.
11. Брехман, И.И. Проблема обучения человека здоровью [Текст] / И.И. Брехман // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: междунар. сб. науч. тр. / Рос.акад. наук, Дальневост. отд-ние [и др.] ; [отв. ред. И.И. Брехман]. - Владивосток, 2015. - Вып.2. - С.40
12. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты[Текст] / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2007. - №1. - С.48 - 593.
13. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина, Т. Курилова //
Дошк. образование [Электронный ресурс]. - 2006. - № 5. - Режим доступа: http://dob.lseptember.ru/articlef.php?ID=200600511. - Дата
доступа: 07.09.2017.
14. Волошина, Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного
пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика [Текст] : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Л.Н.
Волошина;Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 46 с.
15. «Всемирная Организация Здравоохранения» [Электронный ресурс]
Информационно-правовой портал «Мир здоровья и красоты»- Режим доступа:http://megabook.ru/article/Всемирная%20организация%20здравоохранения%20(ВОЗ).- Дата доступа: 09.10.2017.
16. Голомидова, С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] /
С.Е. Голомидова - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. - 96 с.
17. Глызина М.П. Технологии и методы физического воспитания дошкольников [Текст] / М.П. Глызина - Детство-пресс, 2012 - 187с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального обучения: учеб. пособие по направлению и специальностям психологии [Текст] /В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2014.-282 с.
19. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство [Текст] // Педагогическое образование и наука. 2012, № 3, с. 72-74.
20. Дрижика, А.Г. Базовые прогностические характеристики в современной психодиагностике одаренности в спорте [Текст] / А.Г. Дрижика, О.В. Белоусова // Спортив. психолог. - 2014. - № 2. - С. 64-67.
21. Егоров, Б.Б. Программа «Алтнбулг» - духовное оздоровление детей[Текст] / Б.Б. Егоров // Нач. шк.: плюс - минус. - 2010. - № 2. - С. 16-20.
22. Еременко, Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Н.И. Еременко - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
23. Заруба, Н.А. Адаптивная школа как феномен российского общества: методология и социальная технология управления[Текст]: автореф. дис. д-ра социол. наук: 22.00.08 / Н.А. Заруба;Новосиб. гос. акад. экономики и упр. -Новосибирск, 2013. - 46 с.
24. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / [И.К. Шилова и др.]; науч. ред. М.М. Безруких. - Н. Новгород: Владос, 2011.-334 с.
25. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка[Текст]/В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
26. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе УДО[Текст]: метод, рекомендации / И.А. Анохина. -Ульяновск: Ульян, ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2009. - 49 с.
27. Кадужина, Е.Ф. Тематический педсовет: «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов» [Текст] / Е.Ф. Кадужина // Завуч. - 2015. -№ 3. - С. 133-136.
28. Каменская, Е.А. Особенности развития физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями в РФ как фактор социальной адаптации [Текст] / Е.А. Каменская, В.Е. Петракова // Молодые ученые - 2010: материалы всерос. форума, Москва, 30 нояб.-З дек. 2010 г. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2010. - С. 225-226.
29. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. [Текст] /Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста// М.: Федеральный институт развития образования, - 2014. - С. 5-7.
30. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников [Текст] / М.Ю. Картушина - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.
31. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. [Текст] / Киселева М.В.
- СПб. Речь. -2008 г. - С. 18-20
32. Климова Т.В. Инновационные подходы к организации опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. -С. 30-37.
33. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция[Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб. [и др.] : Питер : Питер принт, 2014. - 480 с.
34. Концепция модернизации российского образования РФ до 2020 года
[Электронный ресурс]/ режим доступа:
http://edu.mari.ru/ou respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г^Г - Дата
обращения 08.11.2017.
35. Крежевских О.В. Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной образовательной организации [Текст] - М.: Юрайт, 2017.
- 165 с.
36. Крившенко Л. П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2010. - 432 с.
37. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст]: програм.-метод.пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
- М.: Линка-пресс, 2010. - 293 с.
38. Мартынюк, В.С. Оздоровление детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды [Текст]:автореф. дис.д-расоциол. наук : 22.00.08 / М.Б. Зацепина ; Мос. гос. ун. -Москва,
2013. - 180 с.
39. Маслоу, А. Мотивация и личность[Текст]: [пер. с англ.] / А. Маслоу; [науч. ред., авт. послесл. Е.П. Ильин]. - 3-е изд. - СПб. [и др.]:Питер: Лидер, 2010. -351с.
40. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]. учеб. пособие / A.M. Митяева. / М.: Изд. центр «Академия»,
2008. -192 с.
41. Митина, Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] // Начальная школа. 2016. № 6. С. 56.
42. Мурашов, В.И. Интегральное воспитание: педагогические беседы [Текст] / В.И. Мурашов. - М.: Школа, 2009. - 56 с.
43. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующее образование, как модель социокультурной педагогической практики [Текст] / Ю.В. Науменко //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - № 4. - С. 13.
44. Общая гигиена с основами экологии человека [Текст]: учеб.пособие / Л.М. Демьянова [и др.]. - М.: Феникс, 2011. - 416 с.
45. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст] / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина; Моск. фонд поддержки книгоиздания. - М.: 2014. - 118 с.
46. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст] / В.И. Панов. / - СПб.: Питер, 2008. - 347 с.
47. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. и др. Построение развивающей предметной среды в учреждении дошкольного образования. [Текст] - М., 2013.-102с.
48. Пискунов, В.А. О фундаментальной основе и понятийном обеспечении здоровья и оздоровления в теории и практике образования [Текст] / В.А. Пискунов // Здоровьесберегающее образование: культура - здоровье - образование. -2011.-№3.-С. 9-13.
49. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13 (последняя редакция) [Электронный ресурс]/режим доступа:
http://www.consultant.ru - Дата обращения 18.03.2018.
50. Семенов, В.Д. Гигиеническая оценка влияния физического воспитания и оздоровительной работы на состояние здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах [Текст]: дис. канд. биол. наук 14.00.07 / В.Н. Семенов. - Иркутск, 2014. - 132 л.
51. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2015. - 320 с.
52. Соловьев, Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования [Текст] / Г.М. Соловьев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 8. - С. 10-14.
53. Стеркина П.В. Современные подходы в дошкольном образовании [Текст]// Дошкольное воспитание. 2015. № 2.
54. Терпугова Е.А. Азбука здоровья [Текст] / Е.А. Терпугова, В.В. Усочева// Валеологическая программа// М.: ПрестижАРТ, 2015.- 212 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]// Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
56. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный
ресурс]/режим доступа: http://www.consultant.ru - Дата обращения - 25.09.2017.
57. Холл, К.С. Теории личности [Текст]: учеб. пособие/ К.С. Холл, Г. Линдсей; [пер. с англ. И.Б. Гриншпун]. - М.: Психотерапия, 2008.- 652 с.
58. Чумичева, P.M. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка [Текст]/ P.M. Чумичева // Дет. сад от А до Я. - 2015. - № 4. - С. 6-17.
59. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст]/С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. -
2009. - №4. - С.40-45.
60. Шарафулина,Ж.Е. Формирование здоровье сберегающей
образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода. [Текст]/ Диссертация. / Кострома-2014.- С. 30-32
61. Шишкина, В. А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольника / В.А. Шишкина. - Мозырь: Белый Ветер, 2015.-40 с.
62. Шнайдер О.С. Обучение основам здорового образа жизни [Текст]/ О.С. Шнайдер// Парциальная программа дошкольного образования. - 2016.- Владос. -208 с.
63. Юнг, К.Г. Психология бессознательного[Текст]: [пер. с нем.] / К.Г. Юнг. - М.:Канон+, 2012.-317 с.
64. Ясвин, В.А. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики [Текст]/ В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, В.И. Панов // Приклад, психология. -2010. - № 4. - С. 52-66.
65. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2011. - 125 с.