ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 8
1.1. Оздоровление детей как приоритетное направление деятельности
дошкольной образовательной организации 8
1.2. Основные подходы к оздоровлению детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 13
1.3. Педагогические условия оздоровления детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 18
Глава 2. Эксперементальная работа по оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 33
2.1. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста 33
2.2. Организационно - методические основы использования
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 49
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 8
1.1. Оздоровление детей как приоритетное направление деятельности
дошкольной образовательной организации 8
1.2. Основные подходы к оздоровлению детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 13
1.3. Педагогические условия оздоровления детей в условиях
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 18
Глава 2. Эксперементальная работа по оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации 33
2.1. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста 33
2.2. Организационно - методические основы использования
здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей 49
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения
Современное общество, предъявляет высокие требования к человеку, его психическому и физическому здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни личности при формировании культуры здоровья всей нации.
Здоровье как фундамент жизнедеятельности человека рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, который включает в себя физиологические, психологические, социальные и педагогические аспекты. Педагогический подход к проблеме здоровья, понимается как формирование у человека индивидуального способа ведения здорового образа жизни с самого раннего детства и имеет определяющее значение в теории и практике дошкольного образования.
Введение в теорию и методику физического воспитания понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает направление педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к физической культуре, здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в исследованиях В.И. Бондина, Л.Д. Глазыриной, О.А. Карабанова, В.А. Овсянкина, Н.К. Смирнова, Э.Я. Степаненковой, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, В.Н. Шебеко и др.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 % до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 % до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка - дошкольника, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения обозначенных задач становится использование здоровьесберегающей среды, без которой немыслим образовательный процесс современного учреждения дошкольного образования.
В педагогических исследованиях в решении проблемы сбережения здоровья ребенка дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьесберегающей среде, что представлено в исследованиях И.А. Анохиной, М.М. Безруких, Л.Н. Волошиной, О.А. Карабановой, О.В. Крижевских, В.С. Мартынюк, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова и др.
Из - за активных изменениях в системе образования, становятся актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, как одного из условий полноценного развития ребенка.
Актуальность проблемы и своевременность ее исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы:
«Использование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей».
Проблема исследования: каковы возможности здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей?
Цель: разработать и обосновать организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Объект исследования: состояние здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Гипотеза исследования: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- создать санитарно - гигиенически организованную здоровьесберегающую среду;
- педагоги реализуют комплексные и дополнительные
образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- формировать у дошкольниковсистему понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализован принцип резонанса при организации физического развития детей.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия оздоровления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды.
3. Дать оценку состояния здоровья детей и здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать организационно - методические основы оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическая база исследования: представлена исследованиями проблем здоровья в работах Т.Н. Богиной, И.И. Брехман, И.В. Возвышаевой, А.М.Матвеева; здоровья и образования (М.М. Безруких,
В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, О.А. Никифоровой, Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, Л.Г. Татарниковой); здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения (О.В. Крижевских, О.А. Коробановой, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова, А.А. Ухтомского), инициативными исследованиями в области проектирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательном учреждении (Л.Н. Волошиной, Н.С Мартынюк).
Практическая значимость исследования: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выделены и обоснованы педагогические условия оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации; систематизирован диагностический инструментарий для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста и условий его формирования и сохранения; разработаны методические рекомендации для воспитателей по использованию здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анкетирование, тестирование.
3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: дошкольная группа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Смородинская средняя общеобразовательная школа» с. Смородино, Грайворонского района, Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Здоровье как фундамент жизнедеятельности человека рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, который включает в себя физиологические, психологические, социальные и педагогические аспекты. Педагогический подход к проблеме здоровья, понимается как формирование у человека индивидуального способа ведения здорового образа жизни с самого раннего детства и имеет определяющее значение в теории и практике дошкольного образования.
Введение в теорию и методику физического воспитания понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает направление педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к физической культуре, здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в исследованиях В.И. Бондина, Л.Д. Глазыриной, О.А. Карабанова, В.А. Овсянкина, Н.К. Смирнова, Э.Я. Степаненковой, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, В.Н. Шебеко и др.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 % до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 % до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка - дошкольника, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения обозначенных задач становится использование здоровьесберегающей среды, без которой немыслим образовательный процесс современного учреждения дошкольного образования.
В педагогических исследованиях в решении проблемы сбережения здоровья ребенка дошкольного возраста особое внимание уделяется здоровьесберегающей среде, что представлено в исследованиях И.А. Анохиной, М.М. Безруких, Л.Н. Волошиной, О.А. Карабановой, О.В. Крижевских, В.С. Мартынюк, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова и др.
Из - за активных изменениях в системе образования, становятся актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, как одного из условий полноценного развития ребенка.
Актуальность проблемы и своевременность ее исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы:
«Использование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей».
Проблема исследования: каковы возможности здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей?
Цель: разработать и обосновать организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Объект исследования: состояние здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Гипотеза исследования: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- создать санитарно - гигиенически организованную здоровьесберегающую среду;
- педагоги реализуют комплексные и дополнительные
образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- формировать у дошкольниковсистему понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализован принцип резонанса при организации физического развития детей.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия оздоровления детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды.
3. Дать оценку состояния здоровья детей и здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать организационно - методические основы оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическая база исследования: представлена исследованиями проблем здоровья в работах Т.Н. Богиной, И.И. Брехман, И.В. Возвышаевой, А.М.Матвеева; здоровья и образования (М.М. Безруких,
В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, О.А. Никифоровой, Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, Л.Г. Татарниковой); здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения (О.В. Крижевских, О.А. Коробановой, Ю.В. Науменко, В.А. Пискунова, А.А. Ухтомского), инициативными исследованиями в области проектирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательном учреждении (Л.Н. Волошиной, Н.С Мартынюк).
Практическая значимость исследования: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выделены и обоснованы педагогические условия оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации; систематизирован диагностический инструментарий для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста и условий его формирования и сохранения; разработаны методические рекомендации для воспитателей по использованию здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анкетирование, тестирование.
3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: дошкольная группа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Смородинская средняя общеобразовательная школа» с. Смородино, Грайворонского района, Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Целью исследования являлось, разработать организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей.
В ходе теоретического исследования мы определили, что использование здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении представляет собой целую систему, которая включает: комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей; лечебно- оздоровительную работу; физкультурно-оздоровительную работу с детьми; здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения имеет принципиальное значение для формирования гармонически развитой личности. Она должна быть безопасна для психического и физического здоровья детей. Правильно организованная здоровьесберегающая среда - это система условий, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них знаний и навыков здорового образа жизни, развивающая двигательную активность и способствующая физическому развитию дошкольников.
Организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации - комплексная и достаточно сложная задача, для решения которой необходимо создание определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность целевых установок, принципов, компонентов здоровьесберегающей среды, образовательных технологий и результата.
Важными педагогическими условиями образовательной среды дошкольной образовательной организации, влияющими на сохранение и укрепление здоровья детей являются: санитарно - гигиенически организованная здоровьесберегающая среда; комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом; овладение дошкольниками системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни; реализация принципа резонанса при организации физического развития детей.
На основе выявленных педагогических условий оздоровления детей дошкольного возраста в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации нами разработаны организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей. С целью организации здоровьесберегающей среды был разработан практико-ориентированный, долгосрочный проект на тему «Здоровый малыш». Анализ исследования показал, что эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста возможно при выполнении педагогических условий и совместной целенаправленной деятельности родителей, педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- Организованна санитарно - гигиенически здоровьесберегающая
- среда;
- педагогами используются комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- дошкольники овладевают системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализуется принцип резонанса при организации физического развития детей.
В ходе теоретического исследования мы определили, что использование здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении представляет собой целую систему, которая включает: комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей; лечебно- оздоровительную работу; физкультурно-оздоровительную работу с детьми; здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения имеет принципиальное значение для формирования гармонически развитой личности. Она должна быть безопасна для психического и физического здоровья детей. Правильно организованная здоровьесберегающая среда - это система условий, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них знаний и навыков здорового образа жизни, развивающая двигательную активность и способствующая физическому развитию дошкольников.
Организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации - комплексная и достаточно сложная задача, для решения которой необходимо создание определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность целевых установок, принципов, компонентов здоровьесберегающей среды, образовательных технологий и результата.
Важными педагогическими условиями образовательной среды дошкольной образовательной организации, влияющими на сохранение и укрепление здоровья детей являются: санитарно - гигиенически организованная здоровьесберегающая среда; комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом; овладение дошкольниками системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни; реализация принципа резонанса при организации физического развития детей.
На основе выявленных педагогических условий оздоровления детей дошкольного возраста в условиях здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации нами разработаны организационно - методические основы использования здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в оздоровлении детей. С целью организации здоровьесберегающей среды был разработан практико-ориентированный, долгосрочный проект на тему «Здоровый малыш». Анализ исследования показал, что эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста возможно при выполнении педагогических условий и совместной целенаправленной деятельности родителей, педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение: оздоровление детей в дошкольной образовательной организации в условиях здоровьесберегающей среды будет успешным, если:
- Организованна санитарно - гигиенически здоровьесберегающая
- среда;
- педагогами используются комплексные и дополнительные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие формирование у ребенка навыков и привычек ухода за собой, своим телом;
- дошкольники овладевают системой понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
- реализуется принцип резонанса при организации физического развития детей.
Подобные работы
- Организационно-методические основы работы дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Создание здоровьесберегающей среды образовательной организации как направление деятельности педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Реализация технологий здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении (Педагогика и психология начального образования, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



