Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ РЕФЛЕКСИИ ПРОБЛЕМЫ «ТЕАТР - АКТЕР»

Работа №63154

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
458
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретико-методологические основания изучения взаимодействия
театра и актера 10
1.1 Специфика театра как культурного феномена в современных
условиях 10
1.2 Особенности театрального процесса в современной России 19
2 Новые тенденции в театральной сфере и их критическая рефлексия 33
2.1 Проблема взаимоотношений режиссера и актера 33
2.2 Взаимодействие театра и публики 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для общества театр является традиционным видом искусства, который характеризуется особым видом взаимодействия между публикой и труппой, зависящим от социокультурной ситуации функционирования театра и потребности публики в нем. Театр, как и другие зрелищные искусства сегодня находятся в новой реальности. Экспансия рынка приводит не только к изменению вкусовых, эстетических потребностей публики, но и к тотальной трансформации системы ценностей, к смене их иерархии в общественном сознании. Условия существования современного российского театра во многом обусловлены политикой государства, которое постепенно, но последовательно реализует стратегию снижения затрат на культуру и отказывается от патерналистской политики по отношению к ней.
Сложившиеся в XX веке традиции восприятия взаимоотношений театра и актера исключительно как спектакля и играющих в нем артистов привели к тому, что театральный продукт воспринимается самими деятелями театра не как объемное и стереоскопическое явление, а, как правило, традиционно одномерное. Между тем, в современном обществе театр приобретает значимость для публики не только как явление искусства, но и как элемент моды, престижа, социального статуса, контекста определенного поведения, как способ проведения досуга, самопрезентации, просвещения и т.д. Соответственно, и подходы к изучению взаимодействия театра и актера не могут быть устаревшими. Театр вполне обоснованно можно считать особой формой художественного и социального массового общения, выделившийся из общего списка культурных учреждений как социокультурный институт. Театр удовлетворяет множество потребностей человека, формирует отношения человека к действительности, является способом социальной ориентации и способствует познанию индивидуумом общественного жизненного опыта. Современное развитие театра позволяет с уверенностью говорить о
поступательном повышении его роли в развитии социокультурной составляющей государства.
Степень научной разработанности темы исследования. Массив литературы, отражающей тенденции трансформации взаимодействия в проблеме «театр - актер», недостаточно обширен и носит междисциплинарный характер. Каждый исследователь рассматривает изменение этих отношений на основе одного из аспектов явления культуры.
К первой группе были отнесены труды зарубежных и отечественных исследователей, которые посвящены изучению театра как культурного феномена. Различные подходы к анализу театральной культуры представлены в работах П. В. Богданова [14], Г. Г. Дадамяна [29], В. С. Жидкова [38], О. А. Кривцуна [47] и др.
Во второй группе представлены работы, посвящённые исследованию актерского мастерства. Основу исследования в данной сфере составляют труды С. В. Гиппиус [24], Е. В. Кузина [48], К. С. Станиславского [81] и др.
В художественно-эстетическом аспекте формирование театральной реальности рассматривалось как зарубежными: Аристотелем [3], Б. Брехтом [16], Х.-Т. Леманом [54], так и отечественными исследователями театра: М. К. Мамардашвили [62], И. Н. Соловьевым [80], А. В. Эфросом [89], М. Эпштейном [88].
Раскрыть культурные функции театра стало возможным благодаря исследованиям Н. А. Бердяева [13], В. Н. Дмитриевского [36], В. С. Жидкова [38] и др.
Объектом магистерской диссертации является театр как феномен культуры.
Предметом магистерской диссертации является рефлексия проблемы взаимосвязи театра и актера.
Цель магистерской диссертации - проанализировать современные рефлексии проблемы «театр - актер».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
8
- рассмотреть специфику театра как культурного феномена в современных условиях;
- изучить особенности театрального процесса в современной России;
- исследовать проблему взаимоотношений режиссера и актера;
- дать оценку взаимодействию театра и публики.
Теоретико-методологическая основа исследования. Комплексный характер исследования подразумевает использование разнообразного методологического инструментария, который можно подразделить на три группы методов: общенаучные, искусствоведческие и культурологические.
Первая группа методов - это базовые теоретические и эмпирические общенаучные методы. Диалектический метод рассматривает взаимодействие театра и актера как динамичный многообразный и неоднозначный феномен. Системный метод позволяет выявить во всем их многообразие организованную целостностью. Применение теоретического индуктивного метода позволило сделать выводы о социальных и художественных закономерностях.
Вторая группа методов - методы культурологического исследования, позволяющие выйти на уровень обобщения и концептуализации в процессе анализа современных отношения актера и театра в системе культурной коммуникации. Культурологический принцип исследования осуществляется за счет рассмотрения феномена театра. Культурологическая рефлексия позволяет выявить культурную семантику взаимоотношений актера и театра.
Третья группа методов - искусствоведческие, необходимые для анализа конкретных явлений, составляющих основу театра как социокультурного феномена. Структурный анализ художественных особенностей театральной деятельности позволил проследить наличие определенных устойчивых эстетических установок.
Результаты и выводы исследования могут послужить основой для дальнейших научных изысканий по данной проблематике и помочь при подготовке к курсам по теории и истории культуры и как учебно-методический материал для разработки лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей и теорией театра.
Современному театру необходимы новые формы выражения, новые способы организации спектаклей, репетиционного процесса, отношений со зрителями, - причем эти новые формы не должны открещиваться от традиций, но, напротив, должны быть направлены в глубину и сущность театрального искусства. Эту непростую культурологическую миссию в состоянии выполнить только органически свойственная театру комплексная методика, возвращающая живое и непосредственное искусство театра к его началу.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (состоящих из двух параграфов каждая), заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выводы о понятиях «театр» и «актер» исходили из сложности в определении конкретных понятий. Театр - это такой непрерывно меняющийся живой процесс, медленно создающийся из самых разных фрагментарных частей. Помещение, декорации, мизансцены, звуковые эффекты, музыка, освещение, костюм, грим, само собой имеют огромное значение для качественной работы театра.
Говоря о взаимодействии актера и театра, не лишним будет обратить внимание на то, что актер в процессе выполнения работы обладает уникальной возможностью соединить в общий хор голос каждого - будь то драматург, режиссер, художник, путем вступления в опосредованный разговор с самим театром. Те или иные способы коммуникации сотрудничества с аудиторией ищутся специально, и нужда в них возникает из-за конкретных направлений и правил театрального творчества каждого человека, принимавшего участие на каждом из этапов появления, демонстрации и совокупного настроения от сценического представления. Зрители - это цель осуществления актерского искусства. Это самая многочисленная и важная социальная общность, участвующая в создании спектакля как художественного явления. Публика составляет кратковременные, массовые, неформальные общности.
Акцентируется внимание на том, что в театре актер через создание художественного образа оказывает воздействие на ориентации и установки публики, а публика своей моментальной реакцией задает общий настрой актеров и тем самым влияет на каждое конкретное художественное представление.
Театр - это социокультурный институт, осуществляющий производство и трансляцию особых театральных ценностей, возникающих в процессе социального взаимодействия актеров с публикой на основе сложившихся формальных и неформальных норм, образцов поведения социальных субъектов.
В работе выделены признаки театра. К ним автор относит: собственные принятые установки и образцы поведения, как актеров, так и публики; символические культурные признаки (театральные кулисы, репертуар, труппа); утилитарные культурные черты (сцена, декорации, костюмы); кодекс устный и письменный (нормы поведения при выполнении ролей зрителя, актера и др., такие неформальные традиции как аплодисменты, форма одежды и т.д.) Театр, имея свою собственную сферу деятельности (духовное производство), включает в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, связанных с приобщением публики к сценическому искусству.
Обращается внимание на особые функции, которые выполняет театр: коммуникативная, развлекательная, компенсаторная, ценностно-нормативная, Доказывается, что театр основывает свою деятельность на взаимодействии различных социальных общностей: публики, актеров и других работников театра. Одним из важных понятий, на котором сделан акцент в работе, является понятие социальное взаимодействие при реализации ориентаций и установок субъектов на театральное искусство. Рассмотрен ряд социологических теорий социального взаимодействия.
Работа может представлять интерес не только для режиссеров, актеров, театроведов, она может быть полезна всем, кто интересуется театром и театральной педагогикой.
Импровизационность, яркая образность, активное включение творческого воображения и фантазии на всех этапах работы, структурный подход к организации спектакля и репетиций, юмор, ансамблевый принцип в решении творческих задач, «вертикальная» устремленность творческого процесса, то есть, его духовная ориентация и, наконец, воспитательная составляющая метода, направленная на формирование личности актера-художника - вот основные признаки театрального процесса.
Можно прийти к заключению, что последнее десятилетие взаимодействия театра и актера произошли критически важные перемены, вследствие возникших новых предпосылок, в которых протекало это взаимодействие. Случившиеся глубочайшие исторические, социальные и культурные перемены оставили след в сознании самых разных слоев людей и не могли не повлиять и на театральную публику. Следовательно, некая связь в отношениях театра и актера в изменившихся социальных условиях требует рефлексии на счет определения и рассмотрения тех самых противоречий, которые характеризуют их взаимодействие.
Предлагаемые в работе теоретические и практические подходы позволяют иначе взглянуть на современные возможности и будущее изучение этой темы, которая данный момент является малоизученной и открытой для дальнейших исследований.



1 Азеева И. В. Развитие современной российской театральной школы в ситуации модернизации системы высшего образования / И. В. Азеева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 201-205.
2 Алперс Б. В. Театральные очерки / Б. В. Алперс // Театральные премьеры и дискуссии. - М. : Искусство, 1977. - 519 с.
3 Аристотель. Поэтика / Аристотель. - М. : Знание, 1976. - 645 с.
4 Арутюнов С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие /
С. А. Арутюнов. - М. : Наука, 1989. - 247 с.
5 Базанов В. В. Сцена ХХ века / В. В. Базанов. - СПб. : Искусство, 1990. - 340 с.
6 Бармак А. А. Художественная атмосфера / А. А. Бармак // Этюды. - М. : ГИТИС,2014. - 320 с.
7 Бартошевич А. В. Время не для «Гамлета» / А. В. Бартошевич. - М. : КомКнига, 2008. - 400 с.
8 Барт Р. Избранные работы / Р. Барт // Семиотика, поэтика. - М. : Прогресс, 1994. - 240 с.
9 Батракова С. П. Театр - мир и мир - театр / С. П. Батракова // Театр XX в. - М. : Наука, 2003. - 429 с.
10 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Советская Россия, 1979. - 320 с.
11 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 543 с.
12 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 432 с.
13 Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М. : Правда,
1989. - 607 с.
14 Богданова П. В. Новый зритель и новые ожидания / П. В. Богданова // Беседа с А. Рубинштейном // Современная драматургия. - 2002. - № 2. - С. 34-39.
15 Браславский П. И. Театр и виртуальная реальность /
П. И. Браславский // Предпосылки и перспективы конвергенции. - 2012. -
№ 7. - С. 12-18.
16 Брехт Б. Диалектическая драматургия / Б. Брехт // Теория эпического театра. - М. : Искусство, 1965. - 149 с.
17 Брук П. Пустое пространство / П. Брук . - М. : Прогресс, 1976. - 46 с.
18 Брыжинский В. С. Народный театр мордвы // В. С. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. - 168 с.
19 Буткевич М. М. К игровому театру / М. М. Буткевич // Лирический трактат. - М. : ГИТИС, 2012. - 702 с.
20 Ванина Е. Н. Как Кирилл Серебренников стал главным человеком в современном театре? // Афиша. - 2018. - № 68. - С. 45-47.
21 Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского / И. Н. Виноградская. - М. : ВТО, 1976. - 270 с.
22 Возгривцева К. И. Театральное пространство : культурологический аспект / К. И. Возгривцева // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 35. - С. 67-70.
23 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России / В. Н. Всеволодский-Гернгросс // Русская театральная школа. - М. : ПанЪинтер, 2004. - № 7. - С. 7-59.
24 Гиппиус С. В. Актерский тренинг / С. В. Гиппиус // Гимнастика чувств. - СПб. : Прайм, 2016. - 377 с.
25 Гладков А. К. Об искусстве режиссера / А. К. Гладков. - 2014. - 360 с.
26 Голубовский Б. Г. Лицо автора в спектакле / Б. Г. Голубовский. - М. : Искусство, 1972. - 144 с.
21 Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером / Н. М. Горчаков. - М. : Искусство, 1958. - 283 с.
28 Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского / Н. М. Горчаков // Беседы и записи репетиций. - М. : Искусство, 1951. - 567 с.
29 Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства / Г. Г. Дадамян. - М. : Академия, 1982. - 280 с.
30 Данилов С. С. Очерки по истории русского театра / С. С. Данилов. - М. : Наука, 2018. - 189 с.
31 Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор, М. А. Якубович. - М. : Логос, 2018. - 224 с.
32 Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М. : Академия, 2018. - 298 с.
33 Денисов С. Ф. Постмодерн, или культура в состоянии неправды / С. Ф. Денисов // Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. - Омск, 2017. - 219 с.
34 Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра / В. Н. Дмитриевский // История, теория, практика. - М. : Наука, 2017. - 290 с.
35 Дмитриевский В. Н. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики : от истоков до начала XX в / В. Н. Дмитриевский. - СПб. : Вече,
2017. - 156 с.
36 Дмитриевский В. Н. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики : от истоков до начала XX в. - 2018. - № 7. - С. 18-23.
37 Дмитриевский В. Н. Театр и зрители / В. Н. Дмитриевский // Отечественный театр в системе отношений сцены и публики : от истоков до начала XX в. - СПб. : Вече, 2017. - 189 с.
38 Жидков В. С. Театр и время / В. С. Жидков. - М. : Просвещение, 1975. - 280 с.
39 Захаров М. А. Театр без вранья / М. А. Захаров. - М. : ACT, 2017. - 606 с.
40 Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / О. К. Иванов, К. Е. Кривицкий. - М. : Московский рабочий, 1984. - 157 с.
41 Кирилл Серебренников : У нас современному театру нигде не учат» (интервью режиссера порталу OPENSPACE. RU, размещенное на официальном сайте МХТ им. А. П. Чехова). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mxat. ru/press/2000/13209.
42 Козловский П. В. Культура постмодерна / П. В. Козловский // Общественно-культурные последствия технического развития. - М. : Республика, 2015. - 238 с.
43 Кондратенко Ю. А. Проект «Современное искусство Мордовии» / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова // Изв. Самар. науч. Центра РАН. - 2014. - № 2. - С. 264-266.
44 Кондратенко Ю. А. Феноменальность национального в современном искусстве / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова // Феникс-2012 (13) : науч. ежегодник каф. культурологии, этнокультуры и театрального искусства. - Саранск, 2012 - С. 41-43.
45 Константин Райкин и Константин Богомолов открывают новые театральные школы // Интервью К. Райкина и К. Богомолова А. Киселеву [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gorod. afisha. ru/archive/rajkin- bogomolov. - Загл. с экрана.
46 Котлер Ф. Все билеты проданы / Ф. Котлер // Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М. : Классика, 2014. - 688 с.
47 Кривцун O. A. Психология искусства / О. А. Кривцун. - М. : Изд-во литератур, ин-та им. М. Горького, 2000. - 294 с.
48 Кузин А. С. Современные смыслы театральной «школы» /
А. С. Кузин // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - № 1. - С. 191-196.
49 Кузин А. С. Театральная школа : современные смыслы / А. С. Кузин. - Ярославль : Ярославский театральный институт, 2018. -196 с.
50 Кузина Е. В. Энергия актера : миф и практика / Е. В. Кузина / Театральная жизнь. - 2008. - № 3. - С. 66-68.
51 Кухта Е. М. Театральная антропология / Е. М. Кухта // Петербургский театральный журнал. - 2002. - № 28. - С. 51-60.
52 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан // Феноменология. Герменевтика. Философия языка. - М. : Прогресс, 1995. - 277 с.
53 Левшина Е. А. Формирование зрительской аудитории театров / Е. А. Левшина. - СПб. : Вече, 1989. - 209 с.
54 Леман Ханс-Тис Постдраматический театр / Ханс-Тис Леман. - М. : ABCdesign,2018. - 312 с.
55 Логинова М. В. Методологические подходы к проблеме «искусство и этнос» / М. В. Логинова // Инфосфера финно-угорского мира в XXI в. : социокультурные константы и векторы модернизации. - Саранск, 2012. - С. 89-91.
56 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман // Быт и традиции русского дворянства. - СПб. : Искусство, 1996. - 399 с.
57 Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман // Структура художественного текста. - СПб. : Искусство, 1998. - 750 с.
58 Лотман Ю. М. Семиотика кино и вопросы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1973. - 137 с.
59 Лотман Ю. М. Семиотика сцены / Ю. М. Лотман // Театр. - 1980. - № 1. - С. 89-93.
60 Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1970. - 384 с.
61 Мальцева О. Н. Театр Эймунтаса Някрошюса / О. Н. Мальцева. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 304 с.
62 Мамардашвили М. Время и пространство театральности / М. Мамардашвили // Театр. - 1989. - № 4. - С. 105-108.
63 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньяковская. - СПб. : Алетейя, 2019. - 347 с.
64 Мейерхольд В. Э. К проекту новой драматической труппы при Московском Художественном театре / В. Э. Мейерхольд // Статьи, письма, речи, беседы. - М. : Искусство, 1968. - 208 с.
65 Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы / В. Э. Мейерхольд. - М. : Искусство, 1968. - 380 с.
66 Мокульский С. С. Изучение специфики театра / С. С. Мокульский // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве. - М. : Наука, 1977. - 300 с.
67 Москалев И. М. Уроки театра и жизни / И. М. Москалев. - М. : Просвещение, 2005. - 143 с.
68 Наумов Н. П. Режиссер и драматург творческий дуэт? / Н. П. Наумов // Материалы лаборатории театра кукол. - 2007. - № 7 - С. 35-41.
69 Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера / В. И. Немирович- Данченко // учеб. пособие. - М. : Искусство, 1984. - 623 с.
70 Павис П. Словарь театра / П. Павис. - М. : ГИТИС, 2003. - 516 с.
71 Полякова Е. И. Станиславский / Е. И. Полякова. - М. : Искусство, 1977. - 463 с.
72 Попов А. Д. Воспоминания и размышления о театре / А. Д. Попов. - М. : ВТО, 1963. - 311 с.
73 Попов А. Д. Художественная целостность спектакля / А. Д. Попов. - М. : ВТО, 1959. - 292 с.
74 Поссе В. А. Московский Художественный театр / В. А. Поссе // Жизнь. - 2017. - № 4. - С. 56-60.
75 Рябова Т. И. Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России / Т. И. Рябова // Встория и современность. - Брянск : БГИТУ, 2018. - 455 с.
76 Сартр Ж. П. К театру ситуаций / Ж. П. Сартр // Как всегда об авангарде : Антология французского театрального авангарда. - М. : Знание, 1992. - 207 с.
77 Серафима Ролл Постмодернисты о посткультуре / Ролл Серафима // Интервью с современными писателями и критиками. - М. : Лит.-изд. агентство
Р. Элинина, 1996. - 213 с.
78 Симов В. А. Моя работа с режиссерами / В. А. Симов // Сов. искусство. - 2018. - № 21. - С. 23-29.
79 Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.
80 Соловьева И. Н. Художественный театр / И. Н. Соловьева // Жизнь и приключения идеи. - М. : МХТ, 2007. - 676 с.
81 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станислаский. - М. : Вагриус, 2007. - 448 с.
82 Станиславский К. С. Об искусстве театра / Ю. С. Калашников,
В. Н. Прокофьева. - М. : ВТО, 1982. - 510 с.
83 Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. - СПб. : Прайм, 2008. - 478с.
84 Строева М. Н. Чехов и Художественный театр / М. Н. Строева // Работа К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко над пьесами
А. П. Чехова. - М. : Искусство, 1955. - 314 с.
85 Товстоногов Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. - СПб. : Искусство, 1984 - 303 с.
86 Чехов М. А. Путь актера / М. А. Чехов. - М. : ACT, 2007. - 554 с.
87 Шульгина Т. М. Пути повышения экономической эффективности
деятельности организаций театральной сферы / Т. М. Шульгина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. -
№ 3. - С. 337-342.
88 Эпштейн М. Игра в жизни и в искусстве / М. Эпштейн // Современная драматургия. - М. : Искусство, 1982. - 251 с.
89 Эфрос А. В. Профессия - режиссер / А. В. Эфрос. - М. : Просвещение, 2000. - 574 с.
90 Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр / А. А. Бродский. - СПб. : Госиздат, 1924. - 449 с.
91 Юзовский И. И. Зачем люди ходят в театр / И. И. Юзовский. - М. : Искусство, 1964. - 416 с.
92 Юрьева А. В. Театр в системе культуры города / А. В. Юрьева // Театральная жизнь. - 2018. - № 14. - С. 70-73.
93 Юрьева А. В. Театральное сознание как объект маркетингового изучения / А. В. Юрьева // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2011. - №1. - С. 412-415.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ