ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЖАНРОВ ЛЕГКОЙ МУЗЫКИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ США ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
|
Введение
Глава I. Состояние европейской и западноафриканской составляющих американской музыкальной традиции к началу ХХ века.
Глава II. Локальные аспекты в становлении «неакадемической музыки»
2.1. Сравнительная характеристика сельской и городской традиции
исполнения легкой музыки.
2.2. Формирование «музыкальной сцены» в крупных городах Америки в
20-30- ых годах.
Глава III. Легкая и популярная музыка на основных этапах их становления в межвоенный период.
3.1. Методы и характер распространения легкой музыки в обществе.
3.2. Разновидности системы СМИ в 20-30-ых годах в США
3.3. Особенности становления коллективного и индивидуального творчества
в легкой и популярной музыке
Заключение
Список источников и литературы
Глава I. Состояние европейской и западноафриканской составляющих американской музыкальной традиции к началу ХХ века.
Глава II. Локальные аспекты в становлении «неакадемической музыки»
2.1. Сравнительная характеристика сельской и городской традиции
исполнения легкой музыки.
2.2. Формирование «музыкальной сцены» в крупных городах Америки в
20-30- ых годах.
Глава III. Легкая и популярная музыка на основных этапах их становления в межвоенный период.
3.1. Методы и характер распространения легкой музыки в обществе.
3.2. Разновидности системы СМИ в 20-30-ых годах в США
3.3. Особенности становления коллективного и индивидуального творчества
в легкой и популярной музыке
Заключение
Список источников и литературы
Настоящая работа посвящена сложному и малоизученному периоду в истории музыки ХХ века. Жанры легкой музыки до сих пор вызывают различного рода споры среди ведущих специалистов в области музыки, социологии, психологии, этнопсихологии, культурологии и журналистики. Однозначного ответа по сей день невозможно дать на вопросы касающихся происхождения и видоизменения основных принципов бытования и распространения легкой музыки в обществе. Если жанры легкой музыки можно отчетливо отделять от серьезной музыки уже с середины Х1Х века, то первая половина ХХ века, на примере США, показала, что природа развития легкой музыки неоднозначна и имеет социальные и стилистически сформировавшиеся условия, которые свойственны только ей.
Хронологический период и место, которые взяты в качестве основного поля для изучения поставленной проблематики является во многом отправной точкой для междисциплинарного подхода в разрешении поставленных целей и задач. Период взят не случайно и полностью соответствует логике данной работы. Хронологические рамки в данной работе были установлены по следующим причинам:
1) Появление новых форм легкой музыки
2) Появление систем СМИ, которые повлияли на механизм распространения форм легкой музыки
3) Наблюдение социальной дифференциации в обществе в межвоенный период, которая затронула культурную сторону жизни людей
4) С началом Второй мировой войны происходят качественные изменения в интересующем нас предмете исследования. С этого периода наш предмет исследования приобретает другие масштабы и выходит за рамки интересующих нас вопросов
Музыкальное исполнительство в США в начале двадцатого века может послужить ярким примером того, как этот вид искусства и его механизмы взаимно влияют на культурную обстановку в таком социально полихромном государстве как США. В этой работе мы постараемся последовательно обозначать и выделять основные этапы изменений культурной жизни американского общества через призму становления музыкальной индустрии и природы ее существования.
Актуальность данной темы высока, т.к. если анализировать нынешнее состояние данного вопроса, то на передний план сразу встают аспекты, которые определяют степень популярности той или иной музыкальной продукции. Механизмы распространения, которые были сформированы в прошлом столетии часто терпели изменения, но каркас коммерческой индустрии в музыке сыграл если не глобальную роль, то точно определил вектор развития музыкальной культуры на американском континенте.
В этой части введения необходимо подвести читателя к основным элементам структуры данной работы. В первую очередь понять, чем является объект и предмет нашего исследования. В качестве объекта выступают жанры легкой музыки в рассматриваемый нами период. Предметом исследования является совокупность тех механизмов распространения легкой музыки, которые наиболее качественно формируют общественное мнение о получаемом продукте.
С помощью изученных материалов представляется возможным сформулировать и выдвинуть на передний план наиболее важные на наш взгляд цели и задачи. Итак, проблематика данного вопроса дает нам возможности прийти к постановке следующих целей: 1) выявить культурные и социальные предпосылки развития музыкальной индустрии США в первой половине ХХ века, а также 2) изучить воздействие легкой музыки на протекание тех или иных социальных процессов. Так же не менее важным моментом является 3) обоснование границ этапов складывания жанра легкой музыки и 4) обоснование закономерностей потребительского спроса. Цели указанные выше будут в полной мере освещены во второй и третьей главах данной работы. В свою очередь 5) определение причины востребованности легкой музыки подводят нас к вполне закономерным задачам. К ним в первую очередь относится 1) точная оценка современных исследований на основании изученного материала. Но главная и первостепенная задача, которую нужно будет достигнуть в этой работе будет заключаться в 2) описании динамики востребованности музыкальной продукции в затрагиваемых социальных группах и классах.
Теперь следует охарактеризовать и дать точную оценку тем источникам и литературе, которые наиболее качественно затрагивают интересующую нас проблематику.
Хотелось бы в первую очередь сказать пару слов об отечественной историографии, а так же затронуть вопрос о ее актуальности на текущий момент. Сразу нужно сказать, что предмет нашего исследования достаточно редко освещался в отечественной литературе. Достаточно часто прослеживается тенденция субъективного подхода, а так же присутствует склонность к однобокости в изучении интересующего нас периода. Даже на сегодняшний день в нашей стране нет ни одного исследования (во всяком случаи, нами не было найдено), которое бы исключало «преемственность» с советской традицией изучения жанров легкой музыки в интересующем нас месте и периоде. Хотя нужно учитывать, что современные условия позволяют гораздо шире подойти к такому неоднозначному периоду в музыкальной культуре. Тенденция одностороннего подхода подразумевает углубление в изучении той или иной научной дисциплины и широкий анализ определенных вопросов в какой- либо сфере. В частности, в сфере музыковедения, истории музыки, музыкальной психологии, а также социологии музыки. Следует отметить, что без учета междисциплинарного подхода велика вероятность допустить искажение в восприятии основополагающих структурных компонентов.
Тем не менее, всю изученную нами отечественную литературу можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся работы общего характера, вторая же группа состоит из работ специальной и узкоспециальной направленности.
Начнем с работ общего характера. Одна из самых ранних работ в нашей стране, относится к началу 60-ых годов прошлого столетия, которая напрямую затрагивает интересующий нас сюжет. Эта работа Валентины Джозефовны Конен - «Пути американской музыки» 1965 года. Содержание этого исследования имеет достаточно поверхностный характер, хотя в то же время автором была предпринята попытка охватить достаточно большой временной промежуток. Конен рассматривает эволюцию становления музыкального исполнительства в Америке начиная с середины XVIII века, а так же актуализирует вопрос о дальнейших перспективах развития музыки на Американском континенте. С учетом того, что как раз в 60-ых годах был зафиксирован неподдельный интерес к джазу в нашей стране, то эта работа может расцениваться как некая реакция на существующее положение дел.
Следующие по значимости работы, на наш взгляд, относятся к авторству одного из ведущих советских журналистов - Ефима Семеновича Барбана. Он традиционно считается одним из главных популяризаторов джазовой музыки в Советском Союзе. За весь период просветительской и общественной деятельности им было написано и издано немало работ. В данном разделе нас интересуют одна его работа: «Черная музыка, белая свобода» 2007 года.
К работам, которые носят больше поверхностный и ознакомительный характер, но то же время привлекают наше внимание, стоит отнести ряд трудов, которые были изданы в России в первом десятилетии XXI века. Подавляющее большинство этих трудов описывают психологический портрет музыкантов, которые внесли значительный вклад в жанры легкой музыки. В то же время, эти труды дают иллюстрацию культурного и социального фона США первой половины ХХ века. К работам такого плана стоит отнести: Мошкова К. «Блюз. Введение в историю» , Теплякова С. «Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателя».
Особо хочется выделить ряд работ, которые напрямую затрагивают исследования в области массовых коммуникаций и психологии общественного сознания. Дисциплины, несомненно, мало изученные в нашей стране, но с перспективами для дальнейшего углубления и изучения в этих областях. В связи с этим, неподдельный интерес вызывают статьи Баринова Д.Н. «Массовая коммуникация как фактор формирования социальной тревожности» 2008 года, а так же статья Бодиной Е. А. «Роль музыки в формировании социально определенного типа личности» 2012 года. Крупными трудами, которые наиболее качественно прослеживают историю эволюции массовых коммуникаций, являются работы Терина В. П. «Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада» и Докторова Б. З. «Реклама и опросы общественного мнения в США: История Зарождения».
Наряду с общей литературой следует сказать пару слов о литературе специального и узкоспециального характера. Наиболее ярким примером такой литературы является труд Владимира Фейертага «Джаз. Энциклопедический справочник» 2008 года. Переработанное и дополненное издание 2008 года вбирает в себя практически весь основополагающий теоретический материал по изучаемому нами периоду. Подобного рода литература, несомненно, облегчает поиск персоналий, нужных дат, а так же творчество интересующих нас музыкантов. Так же привлекает внимание антология Владимира Симоненко «Мелодии джаза» 1984 года издания. Главным достоинством этой антологии является то, что в ней содержатся данные касающиеся наиболее популярных композиций интересующего нас периода. К этим данным относится тематика песен, эволюция общественного отношения к музыкальным композициям, а так же расширенная информация по музыкальной текстологии.
Следуя логике последовательного анализа наиболее значимых работ, есть смысл перейти к западной историографии. На западе, в частности в США, сложилась совершенно иная традиция в изучения того круга проблем, который мы очертили в настоящей работе. Подходы и методы всестороннего анализа эволюции легкой музыки в западных странах приобретали со временем совершенно другие масштабы. Уже на современном этапе становится очевидным тот факт, что отечественные труды очень сильно уступают в общем комплексе междисциплинарных исследований, которые напрямую связаны с социологией музыки, а так же в вопросах области культурологи.
Одной из самых ранних и обширных работ можно по праву считать труд Маршала Стеарнса, который предпринял попытку пересмотреть всю историю легкой музыки США в лице одного из самых ярких ее проявлений - в джазе. Труд «История джаза» 1963 года издания, переведенная в свое время на русский язык, по праву считается отправной точкой для по следующих исследований. Автор работы критически подходит к анализу роли афроамериканской музыки в становлении джаза, долго и тщательно изучает роль потребительского спроса на коммерческую продукцию. Так же автором была предпринята попытка статистически зафиксировать представителей той аудитории, чье формирование художественного вкуса напрямую зависит от коммерциализации легкой музыки.
Не менее значимым трудом для нас является работа Яна Чамберса. Издание датируется 1985 годом. Автор преследует цель выявить культурный и социальный фон Америки межвоенного периода и перспективу в складывании той среды, где наиболее четко формируется представления о популярной культуре в среде молодежи. Прибегая к сравнительному методу, автор, смог сопоставить разные хронологические периоды и статистику о «приобретении» статуса популярного продукта в определенной аудитории слушателей.
Совершенно в особую группу хочется выделить три англоязычные работы трех разных авторов. На примере этих работ можно убедиться, насколько актуально в современных условиях найти правильный вектор в систематизации и типологизации жанров легкой музыки. Все три работы написаны журналистами и музыкальными критиками. В свою очередь одной из негативных сторон, которые свойственны каждому из этих трех исследований является чрезмерный пафос и склонность к беллетристике, хотя нужно учитывать, что работы направлены все- таки на широкий круг читателей. Исследую сугубо коммерческую сторону создания шлягеров, каждый из авторов приходит так или иначе к выводам, что, начиная с середины ХХ века и вплоть до сегодняшнего дня, существует строгая и отработанная до иде ала схема взаимодействия между музыкальным продюсером и исполнителем, между исполнителем и слушателем. Авторами этих новейших исследований являются журналисты: Джон Сибрук, Стивен Уитт и Саймон Рейнолдс.
Помимо англоязычной традиции интересующего нас предмета исследования, существует ряд работ немецких авторов, которые по праву считаются родоначальниками в области социологии музыки. Это в первую очередь работа Макса Вебера «Рациональные и социологические основы музыки» 1921 года, а так же работа Теодор Адорно «Избранное: Социология музыки» переведенная на русский язык и вышедшая в публикацию в 1999 году.
Наравне и с отечественными исследованиями можно выделить интересную и более чем информативную литературу специальной направленности. К ней относится громадный труд британского публициста Колина Ларкина «Энциклопедия популярной музыки», составленная в 1989 году и претерпевшая большое количество переизданий.
Неподдельный интерес вызывают так же ряд статей рассматривающие историю зарождения и развития радиостанций и радио эфиров, с точки зрения характера их распространения на американском континенте в первой половине ХХ века, а так же с точки зрения технических нововведений. Наиболее качественно данная проблематика обсуждается в статье Джеймса Хинтона 1954 года и статье Теодора Адорно 1945 года.
Следует так же сказать пару слов об источниковедческой базе. Подавляющее большинство источников носят нарративный характер. Одним из источников для написания данной работы послужили исследования в области социологии, которые во многом опираются на данные проекта «Radio Research Project» при Принстонском университете. При этом следует отметить одного из основателей данного проекта - Пауля Лазарсфельда, который считается одним из первых социологов, обратившим внимание на феномен массмедиа и на ее роль в современном обществе. Так же немало важную роль сыграл Хэдли Кэтрил, чьи аналитические данные в области общественного мнения сильнейшим образом повлияли на дальнейшее изучение механизмов массового сознания и поведения. Анализ общественных изменений и математические методы фиксации данных в области социологии служит неоценимым источником в разрешении проблем, выдвинутых на передний план.
Мемуары и автобиографии представлены воспоминаниями наиболее ярких джазовых музыкантов ХХ века. К ним относятся мемуары джазового трубача и композитора Майлса Дэвиса, а так же автобиография канадского джазового пианиста Оскара Питерсона. Так же были найдены мемуары джазового фотографа - Херба Снитзера, который смог зафиксировать на пленке наиболее именитых музыкантов. Среди отечественных музыкантов стоит выделить автобиографию Валерия Пономарева.
В качестве отдельной группы источников стоит выделить две работы, которые были изданы относительно недавно. Первая работа является сборником интервью, а второй труд по содержанию является исследованием - опросом. Обе работы подвержены критическому анализу со стороны авторов. Первый труд Ханса Ульриха Обриста содержит полные тексты интервью с музыкантами авангардистского течения, которые подкреплены комментариями самого автора. Второй труд «Послушай, что я тебе расскажу.» изобилует рассказами очевидцев самых разных периодов истории легкой музыки: начиная от становления джаза в Новом Орлеане и заканчивая модернистскими течениями 50-ых годов. Несомненно, такого рода источники помогут нам наиболее качественно подойти к разрешению поставленных целей и задач.
В завершении вводной части нашей работы хочется сказать, что структура исследования выглядит следующим образом:
-введение, в котором отражены основные положения данного исследования
-три главы, две из которых разбиты на более мелкие смысловые части - параграфы
-заключение, в котором будет подведен итог и сделан анализ изучаемого нами вопроса
-список используемых источников и литературы
Хронологический период и место, которые взяты в качестве основного поля для изучения поставленной проблематики является во многом отправной точкой для междисциплинарного подхода в разрешении поставленных целей и задач. Период взят не случайно и полностью соответствует логике данной работы. Хронологические рамки в данной работе были установлены по следующим причинам:
1) Появление новых форм легкой музыки
2) Появление систем СМИ, которые повлияли на механизм распространения форм легкой музыки
3) Наблюдение социальной дифференциации в обществе в межвоенный период, которая затронула культурную сторону жизни людей
4) С началом Второй мировой войны происходят качественные изменения в интересующем нас предмете исследования. С этого периода наш предмет исследования приобретает другие масштабы и выходит за рамки интересующих нас вопросов
Музыкальное исполнительство в США в начале двадцатого века может послужить ярким примером того, как этот вид искусства и его механизмы взаимно влияют на культурную обстановку в таком социально полихромном государстве как США. В этой работе мы постараемся последовательно обозначать и выделять основные этапы изменений культурной жизни американского общества через призму становления музыкальной индустрии и природы ее существования.
Актуальность данной темы высока, т.к. если анализировать нынешнее состояние данного вопроса, то на передний план сразу встают аспекты, которые определяют степень популярности той или иной музыкальной продукции. Механизмы распространения, которые были сформированы в прошлом столетии часто терпели изменения, но каркас коммерческой индустрии в музыке сыграл если не глобальную роль, то точно определил вектор развития музыкальной культуры на американском континенте.
В этой части введения необходимо подвести читателя к основным элементам структуры данной работы. В первую очередь понять, чем является объект и предмет нашего исследования. В качестве объекта выступают жанры легкой музыки в рассматриваемый нами период. Предметом исследования является совокупность тех механизмов распространения легкой музыки, которые наиболее качественно формируют общественное мнение о получаемом продукте.
С помощью изученных материалов представляется возможным сформулировать и выдвинуть на передний план наиболее важные на наш взгляд цели и задачи. Итак, проблематика данного вопроса дает нам возможности прийти к постановке следующих целей: 1) выявить культурные и социальные предпосылки развития музыкальной индустрии США в первой половине ХХ века, а также 2) изучить воздействие легкой музыки на протекание тех или иных социальных процессов. Так же не менее важным моментом является 3) обоснование границ этапов складывания жанра легкой музыки и 4) обоснование закономерностей потребительского спроса. Цели указанные выше будут в полной мере освещены во второй и третьей главах данной работы. В свою очередь 5) определение причины востребованности легкой музыки подводят нас к вполне закономерным задачам. К ним в первую очередь относится 1) точная оценка современных исследований на основании изученного материала. Но главная и первостепенная задача, которую нужно будет достигнуть в этой работе будет заключаться в 2) описании динамики востребованности музыкальной продукции в затрагиваемых социальных группах и классах.
Теперь следует охарактеризовать и дать точную оценку тем источникам и литературе, которые наиболее качественно затрагивают интересующую нас проблематику.
Хотелось бы в первую очередь сказать пару слов об отечественной историографии, а так же затронуть вопрос о ее актуальности на текущий момент. Сразу нужно сказать, что предмет нашего исследования достаточно редко освещался в отечественной литературе. Достаточно часто прослеживается тенденция субъективного подхода, а так же присутствует склонность к однобокости в изучении интересующего нас периода. Даже на сегодняшний день в нашей стране нет ни одного исследования (во всяком случаи, нами не было найдено), которое бы исключало «преемственность» с советской традицией изучения жанров легкой музыки в интересующем нас месте и периоде. Хотя нужно учитывать, что современные условия позволяют гораздо шире подойти к такому неоднозначному периоду в музыкальной культуре. Тенденция одностороннего подхода подразумевает углубление в изучении той или иной научной дисциплины и широкий анализ определенных вопросов в какой- либо сфере. В частности, в сфере музыковедения, истории музыки, музыкальной психологии, а также социологии музыки. Следует отметить, что без учета междисциплинарного подхода велика вероятность допустить искажение в восприятии основополагающих структурных компонентов.
Тем не менее, всю изученную нами отечественную литературу можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся работы общего характера, вторая же группа состоит из работ специальной и узкоспециальной направленности.
Начнем с работ общего характера. Одна из самых ранних работ в нашей стране, относится к началу 60-ых годов прошлого столетия, которая напрямую затрагивает интересующий нас сюжет. Эта работа Валентины Джозефовны Конен - «Пути американской музыки» 1965 года. Содержание этого исследования имеет достаточно поверхностный характер, хотя в то же время автором была предпринята попытка охватить достаточно большой временной промежуток. Конен рассматривает эволюцию становления музыкального исполнительства в Америке начиная с середины XVIII века, а так же актуализирует вопрос о дальнейших перспективах развития музыки на Американском континенте. С учетом того, что как раз в 60-ых годах был зафиксирован неподдельный интерес к джазу в нашей стране, то эта работа может расцениваться как некая реакция на существующее положение дел.
Следующие по значимости работы, на наш взгляд, относятся к авторству одного из ведущих советских журналистов - Ефима Семеновича Барбана. Он традиционно считается одним из главных популяризаторов джазовой музыки в Советском Союзе. За весь период просветительской и общественной деятельности им было написано и издано немало работ. В данном разделе нас интересуют одна его работа: «Черная музыка, белая свобода» 2007 года.
К работам, которые носят больше поверхностный и ознакомительный характер, но то же время привлекают наше внимание, стоит отнести ряд трудов, которые были изданы в России в первом десятилетии XXI века. Подавляющее большинство этих трудов описывают психологический портрет музыкантов, которые внесли значительный вклад в жанры легкой музыки. В то же время, эти труды дают иллюстрацию культурного и социального фона США первой половины ХХ века. К работам такого плана стоит отнести: Мошкова К. «Блюз. Введение в историю» , Теплякова С. «Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателя».
Особо хочется выделить ряд работ, которые напрямую затрагивают исследования в области массовых коммуникаций и психологии общественного сознания. Дисциплины, несомненно, мало изученные в нашей стране, но с перспективами для дальнейшего углубления и изучения в этих областях. В связи с этим, неподдельный интерес вызывают статьи Баринова Д.Н. «Массовая коммуникация как фактор формирования социальной тревожности» 2008 года, а так же статья Бодиной Е. А. «Роль музыки в формировании социально определенного типа личности» 2012 года. Крупными трудами, которые наиболее качественно прослеживают историю эволюции массовых коммуникаций, являются работы Терина В. П. «Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада» и Докторова Б. З. «Реклама и опросы общественного мнения в США: История Зарождения».
Наряду с общей литературой следует сказать пару слов о литературе специального и узкоспециального характера. Наиболее ярким примером такой литературы является труд Владимира Фейертага «Джаз. Энциклопедический справочник» 2008 года. Переработанное и дополненное издание 2008 года вбирает в себя практически весь основополагающий теоретический материал по изучаемому нами периоду. Подобного рода литература, несомненно, облегчает поиск персоналий, нужных дат, а так же творчество интересующих нас музыкантов. Так же привлекает внимание антология Владимира Симоненко «Мелодии джаза» 1984 года издания. Главным достоинством этой антологии является то, что в ней содержатся данные касающиеся наиболее популярных композиций интересующего нас периода. К этим данным относится тематика песен, эволюция общественного отношения к музыкальным композициям, а так же расширенная информация по музыкальной текстологии.
Следуя логике последовательного анализа наиболее значимых работ, есть смысл перейти к западной историографии. На западе, в частности в США, сложилась совершенно иная традиция в изучения того круга проблем, который мы очертили в настоящей работе. Подходы и методы всестороннего анализа эволюции легкой музыки в западных странах приобретали со временем совершенно другие масштабы. Уже на современном этапе становится очевидным тот факт, что отечественные труды очень сильно уступают в общем комплексе междисциплинарных исследований, которые напрямую связаны с социологией музыки, а так же в вопросах области культурологи.
Одной из самых ранних и обширных работ можно по праву считать труд Маршала Стеарнса, который предпринял попытку пересмотреть всю историю легкой музыки США в лице одного из самых ярких ее проявлений - в джазе. Труд «История джаза» 1963 года издания, переведенная в свое время на русский язык, по праву считается отправной точкой для по следующих исследований. Автор работы критически подходит к анализу роли афроамериканской музыки в становлении джаза, долго и тщательно изучает роль потребительского спроса на коммерческую продукцию. Так же автором была предпринята попытка статистически зафиксировать представителей той аудитории, чье формирование художественного вкуса напрямую зависит от коммерциализации легкой музыки.
Не менее значимым трудом для нас является работа Яна Чамберса. Издание датируется 1985 годом. Автор преследует цель выявить культурный и социальный фон Америки межвоенного периода и перспективу в складывании той среды, где наиболее четко формируется представления о популярной культуре в среде молодежи. Прибегая к сравнительному методу, автор, смог сопоставить разные хронологические периоды и статистику о «приобретении» статуса популярного продукта в определенной аудитории слушателей.
Совершенно в особую группу хочется выделить три англоязычные работы трех разных авторов. На примере этих работ можно убедиться, насколько актуально в современных условиях найти правильный вектор в систематизации и типологизации жанров легкой музыки. Все три работы написаны журналистами и музыкальными критиками. В свою очередь одной из негативных сторон, которые свойственны каждому из этих трех исследований является чрезмерный пафос и склонность к беллетристике, хотя нужно учитывать, что работы направлены все- таки на широкий круг читателей. Исследую сугубо коммерческую сторону создания шлягеров, каждый из авторов приходит так или иначе к выводам, что, начиная с середины ХХ века и вплоть до сегодняшнего дня, существует строгая и отработанная до иде ала схема взаимодействия между музыкальным продюсером и исполнителем, между исполнителем и слушателем. Авторами этих новейших исследований являются журналисты: Джон Сибрук, Стивен Уитт и Саймон Рейнолдс.
Помимо англоязычной традиции интересующего нас предмета исследования, существует ряд работ немецких авторов, которые по праву считаются родоначальниками в области социологии музыки. Это в первую очередь работа Макса Вебера «Рациональные и социологические основы музыки» 1921 года, а так же работа Теодор Адорно «Избранное: Социология музыки» переведенная на русский язык и вышедшая в публикацию в 1999 году.
Наравне и с отечественными исследованиями можно выделить интересную и более чем информативную литературу специальной направленности. К ней относится громадный труд британского публициста Колина Ларкина «Энциклопедия популярной музыки», составленная в 1989 году и претерпевшая большое количество переизданий.
Неподдельный интерес вызывают так же ряд статей рассматривающие историю зарождения и развития радиостанций и радио эфиров, с точки зрения характера их распространения на американском континенте в первой половине ХХ века, а так же с точки зрения технических нововведений. Наиболее качественно данная проблематика обсуждается в статье Джеймса Хинтона 1954 года и статье Теодора Адорно 1945 года.
Следует так же сказать пару слов об источниковедческой базе. Подавляющее большинство источников носят нарративный характер. Одним из источников для написания данной работы послужили исследования в области социологии, которые во многом опираются на данные проекта «Radio Research Project» при Принстонском университете. При этом следует отметить одного из основателей данного проекта - Пауля Лазарсфельда, который считается одним из первых социологов, обратившим внимание на феномен массмедиа и на ее роль в современном обществе. Так же немало важную роль сыграл Хэдли Кэтрил, чьи аналитические данные в области общественного мнения сильнейшим образом повлияли на дальнейшее изучение механизмов массового сознания и поведения. Анализ общественных изменений и математические методы фиксации данных в области социологии служит неоценимым источником в разрешении проблем, выдвинутых на передний план.
Мемуары и автобиографии представлены воспоминаниями наиболее ярких джазовых музыкантов ХХ века. К ним относятся мемуары джазового трубача и композитора Майлса Дэвиса, а так же автобиография канадского джазового пианиста Оскара Питерсона. Так же были найдены мемуары джазового фотографа - Херба Снитзера, который смог зафиксировать на пленке наиболее именитых музыкантов. Среди отечественных музыкантов стоит выделить автобиографию Валерия Пономарева.
В качестве отдельной группы источников стоит выделить две работы, которые были изданы относительно недавно. Первая работа является сборником интервью, а второй труд по содержанию является исследованием - опросом. Обе работы подвержены критическому анализу со стороны авторов. Первый труд Ханса Ульриха Обриста содержит полные тексты интервью с музыкантами авангардистского течения, которые подкреплены комментариями самого автора. Второй труд «Послушай, что я тебе расскажу.» изобилует рассказами очевидцев самых разных периодов истории легкой музыки: начиная от становления джаза в Новом Орлеане и заканчивая модернистскими течениями 50-ых годов. Несомненно, такого рода источники помогут нам наиболее качественно подойти к разрешению поставленных целей и задач.
В завершении вводной части нашей работы хочется сказать, что структура исследования выглядит следующим образом:
-введение, в котором отражены основные положения данного исследования
-три главы, две из которых разбиты на более мелкие смысловые части - параграфы
-заключение, в котором будет подведен итог и сделан анализ изучаемого нами вопроса
-список используемых источников и литературы
В настоящей работе был рассмотрен один из самых неоднозначных периодов в истории музыкальной культуры США. На примере поднятых нами вопросов становится очевидным тот факт, что на современном этапе существуют значительные пробелы в области изучения коммерческой музыкальной индустрии, а так же в области жанров легкой музыки, которые напрямую подверглись современным на тот момент механизмам транслирования в американском обществе. В процессе ознакомления и изучения историографии вопроса выяснилось, что актуальность темы в равной степени существует как в отечественных трудах, так и в западных. Следует отметить, что в качестве основного метода нашей работы была сделана попытка изучить проблематику с помощью междисциплинарного подхода, который подразумевал всесторонний анализ дисциплин, полностью или косвенно касающихся нашего предмета исследования.
Так или иначе, но в ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы и заключения:
1) Характер воздействия музыкальной продукции на общество ограничивался степенью предшествующей эволюции жанра легкой музыки.
2) Средства СМИ, в частности транслирование с помощью радио, не оказывали всеобъемлющего воздействия на формирование общественного мнения до начала 30-ых годов. Это было вызвано локальными особенностями некоторых регионов США, а так же не очень высоким техническим уровнем новых систем СМИ.
3) Расовый и социальный фактор к середине 20-ых годов сыграл важную роль в формировании индивидуального исполнительского мастерства в таких видах музыкального искусства как джаз. В свою очередь уровень индивидуальных качеств музыканта в исполнении легкой музыки имел сильное значение в становлении рекламной отрасли крупных городов Америки.
В заключении хочется так же отметить один важный момент, напрямую касающийся использованного материала в данной работе. В перспективе предполагается привлечь архивные и аудиовизуальные источники по затронутой проблематике, подавляющее большинство которых находится в национальной библиотеке Конгресса США. Из-за недостатка на данный момент подобного рода источников многие вопросы остаются открытыми, а некоторые культурные и социальные процессы интересующего нас периода носят субъективный характер. Такого рода материалы смогли бы пролить свет на многие основополагающие моменты, касающиеся легкой музыки и природы ее существования в обществе . К примеру, неоценимыми источниками, которые только предстоит изучить, являются оцифровки аналоговых носителей звука. Эволюция подобного рода источников достаточно неоднозначна, но в то же время, такие носители звука как грампластинки всегда имели высокую социальную и «посредническую» функцию между исполнителем и слушателем. Так же немало важную роль сыграли наиболее популярные программы радио эфиров, которые определили новый художественный вектор развития общества в новом информационном пространстве. Такие источники только предстоит изучить. Подводя итог о проделанной работе надо сказать, что поставленные цели и задачи были достигнуты и решены, но частично. Остается много белых пятен в поднятой проблематике. На данный момент существует необходимость углубиться в целый ряд вопросов, которые на наш взгляд все еще имеют статус ознакомительных и неразрешенных.
Так или иначе, но в ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы и заключения:
1) Характер воздействия музыкальной продукции на общество ограничивался степенью предшествующей эволюции жанра легкой музыки.
2) Средства СМИ, в частности транслирование с помощью радио, не оказывали всеобъемлющего воздействия на формирование общественного мнения до начала 30-ых годов. Это было вызвано локальными особенностями некоторых регионов США, а так же не очень высоким техническим уровнем новых систем СМИ.
3) Расовый и социальный фактор к середине 20-ых годов сыграл важную роль в формировании индивидуального исполнительского мастерства в таких видах музыкального искусства как джаз. В свою очередь уровень индивидуальных качеств музыканта в исполнении легкой музыки имел сильное значение в становлении рекламной отрасли крупных городов Америки.
В заключении хочется так же отметить один важный момент, напрямую касающийся использованного материала в данной работе. В перспективе предполагается привлечь архивные и аудиовизуальные источники по затронутой проблематике, подавляющее большинство которых находится в национальной библиотеке Конгресса США. Из-за недостатка на данный момент подобного рода источников многие вопросы остаются открытыми, а некоторые культурные и социальные процессы интересующего нас периода носят субъективный характер. Такого рода материалы смогли бы пролить свет на многие основополагающие моменты, касающиеся легкой музыки и природы ее существования в обществе . К примеру, неоценимыми источниками, которые только предстоит изучить, являются оцифровки аналоговых носителей звука. Эволюция подобного рода источников достаточно неоднозначна, но в то же время, такие носители звука как грампластинки всегда имели высокую социальную и «посредническую» функцию между исполнителем и слушателем. Так же немало важную роль сыграли наиболее популярные программы радио эфиров, которые определили новый художественный вектор развития общества в новом информационном пространстве. Такие источники только предстоит изучить. Подводя итог о проделанной работе надо сказать, что поставленные цели и задачи были достигнуты и решены, но частично. Остается много белых пятен в поднятой проблематике. На данный момент существует необходимость углубиться в целый ряд вопросов, которые на наш взгляд все еще имеют статус ознакомительных и неразрешенных.



