Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №63131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Педагогические условия обучения изобразительного искусства в начальных классах 6
1.1. Усвоение изобразительной программы младшими
школьниками 6
1.2. Духовное развитие личности и художественное освоение
действительности в программе Б.М.Неменского 10
Выводы по главе 1
Глава 2.Особенности организация работы на уроках изобразительного искусства в начальных 16
2.1. Развитие творчества учащихся на уроках ИЗО 16
2.2. Изучение, анализ и описание опыта преподавания
ИЗО 21
2.3. Индивидуальная консультация и проектная деятельность как форма
работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусств 27
2.4. Анализ эмпирического исследования развития творческих способностей
на уроках ИЗО у младших школьников 35
Выводы по главе 2
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение


В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного и нравственного мира человека третьего тысячелетия, а отсюда, как следствие, возникает острая необходимость в качественном эстетическом образовании и воспитании. Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Решить эту задачу возможно средствами искусства.
Именно искусство развивает у школьника художественно-творческие способности, помогает приобрести опыт творческой деятельности, формирует систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, гармонизирует его отношения с миром.
До недавнего времени в дидактике рассматривались только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических замечаний, связанный с недостаточным использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся.
В учебных пособиях по педагогике и дидактике, выполненных в последние годы наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма. Она имеет большое значение в художественном воспитании учащихся, совершенствование навыков совместной работы, развитие потребности в общении.
Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов
Предметом исследования являются методические приемы индивидуальной и коллективной форм работы учащихся на уроках изобразительного искусства в начальных классах
Проблема исследования состоит в поиске путей эффективного использования индивидуальной и коллективной форм работы учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах
Цель исследования состоит в обосновании использования индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить усвоение изобразительной программы младшими
школьниками
2. Исследовать духовное развитие личности и художественное
освоение действительности в программе Б.М. Неменского
3.Охарактеризовать развитие творчества учащихся на уроках ИЗО
4. Рассмотреть изучение, анализ и описание опыта преподования ИЗО
5. Проанализхипровать индивидуальная консультация и проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусств.
6. Произвести анализ эмпирического исследования развития
творческих способностей на уроках ИЗО у младших школьнико.
На основе этого была выдвинута гипотеза: если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приёмы развития творческих способностей на уроках ИЗО, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, разных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.
Теоретическая значимость состоит в изучении и обобщении опыта учителей, ведущих специалистов, методистов по индивидуальной и коллективной работе на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства, также в художественных школах и кружках.
Для решения поставленной задачи было проведено эмпирическое исследование на базе, с участием детей младшего школьного возраста
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов научного исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по предмету исследования;
Изучение педагогического опыта;
Анкетирование;
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;
Изучение продуктов учащихся;
Анализ литературных источников.
Методологической основой нашего исследования явились следующие идеи и научные положения, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, раскрывающие творческие способности детей; личностно-ориентированный подход в изучении творческих способностей.
Исследование осуществлялось на базе гимназии № 155,г.Казань.. В эксперименте приняли участие 38 учащихся, учителя, родители детей.
В педагогической, искусствоведческой, методической литературе к изучению данной темы обращались: А. П. Сапожников, Ю.К. Бабанский, Чистяков, Д. Н. Кардовский , К. Ф. Юон, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, В.И. Колякина , Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Т.Я. Шпикалова и другие.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время учителями при планировании занятий отбираются современные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу школьного обучения. Мы рассмотрели индивидуальную и коллективную формы работы на уроках изобразительного искусства. Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Так же мы выяснили, что из индивидуальных форм организации выполнения заданий выделяют индивидуальную и индивидуализированную.
Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. Индивидуальная форма преобладает над коллективной. Она является традиционной формой, практически на каждом уроке используют именно эту форму.
Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, вспоминая, кто что делал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Происходит преображение робких и застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
Мы рассмотрели историю методов преподавания изобразительного искусства, и можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.
Проанализировав программы В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, Б.М.Неменского, мы пришли к выводу, что В.С. Кузина уделяет большое внимание индивидуальной форме работы, но также дети коллективно оформляют выставки, украшают кабинет к Новому году, участвуют в различных викторинах. Материал в программе Т.Я. Шпикаловой представлен блоками. В каждом блоке предусмотрено использование индивидуальных и коллективных форм работы. Оно строится, таким образом, дети занимаются индивидуальной формой работы на каждом уроке, коллективная деятельность организуется только в конце блока при изучении темы « Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект».
Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего коллективная работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Изучая и описывая опыт учителей, мы представили фрагменты уроков по индивидуальной и коллективной работе. Темы уроков по организации индивидуальной формы работы: « Открытка для мамы», « Работа у доски», « Волшебные ниточки». Темы коллективных работ: «Книжка гармошка с пословицами и поговорками», «Иллюстрирование сказки Ефима Честнякова « Чудесное яблоко»», « Азбука Буратино», « Коллекция бабочек», «
Праздничный салют». Собранные материалы могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства. Цель нашего исследования была достигнута, мы обосновали использование индивидуальных и коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства. Так же наше гипотеза подтвердилась: грамотное использование индивидуальной и коллективной форм работы с учетом темы урока и учебной программы будет способствовать художественному, эстетическому и нравственному воспитанию.
В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ литературных источников и обобщили передовой опыт в развитии творческих способностей младших школьников. Дали характеристику творческим способностям и выявили особенности содержания и условия организации учебно-теоретического процесса по проблеме исследования.
Мы так же выявили методы и приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и, осуществив исследовательскую работу по предмету исследования пришли к выводу о том, что дети подросткового возраста любят рисовать, у них есть интерес к изобразительному искусству и желание совершенствовать свой уровень изобразительной грамотности. Но чем они старше, тем больше у них осознание того, насколько несовершенны их умения в этой области творческой деятельности. Именно это становится причиной постепенного спада интереса к изобразительном искусству у подростков и старших школьников. Мы выяснили следующий факт о том, что применять нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству не только полезно для развития творческих способностей и возможностей детей, для их общего развития, но и росту интереса к изобразительному искусству и желание научиться рисовать лучше. Значит, если в деятельности младших школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.



1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение.-2014. - 207 с.
2. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. / А.В. Бакушинский. - Москва,2014. -330 с.
3. Буланова, И. Коллективная изобразительная деятельность / И. Буланова // Искусство в школе. 2014.- №4.- С. 17-25.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М: Просвещение, 2015.-378с.
5. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение.- 2014.-378с.
6. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. -Москва, -Санкт-Петербург: Иматон, 2001.- с. 223
7. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. // Образование и наука. Изв. УрО РАО, № 8 (76) 2010. с.32-43.
8. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие. // Народное образование. 2012. № 1. с.88-94.
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого.- Москва, 2014.-298с.
10. Изобразительное искусство в школе./ Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 2014.- 396 с.Илиев Балкански, Д. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности / Д. Илиев Балкански // Начальная школа. 2012. - №4.- С.63-75.
11. Кардовский, Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию.- Пособие по рисованию / Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова.- М.: Госстройиздата, 2014.- 208 с.
12. Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала. М.М. Кашапов- М.- Ярославль: МАПН.2014.-316с.
13. Матюшкин А.М. Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети// Вопросы психологии. 2015.- № 4.- С.88-97.
14. Савенков А.И. Психологические особенности одаренных детей. -Москва: Генезис, 2014.- с.443
15. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. Изв. УрО РАО, № 1 (90) 2012. С.3-17.
16. Сиденко А.С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога- исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2013.- № 1.-С.34-38.
17. Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2014.- № 2.С.44-49.
18. Тимофеева, Ж.В. Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти / Ж.В. Тимофеева // Начальная школа. 2012.- № 5.- С.66-72.
19. Тимченко, Э.А. Объемный рисунок «Сказочный терем» / Э.А. Тимченко // Начальная школа. 2014. - №7.- С.59-68.
20. Туро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников / И.Н. Туро. - Москва, 2013.-347с.
21. Фомина Т. Н. Нетрадиционные формы работы на уроках ИЗО в начальных классах / Т. Н.Фомина // Вестник ПАУ.- 2014.-№4.-С.11-15.
22. Шиварев П.В. Система вопросов в аксиологически-ориентированной проектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания (на основе анализа опыта реализации программы Intel «Обучение для буду-щего») // Образование и наука. 2014 № 2 (81).С.95-104.
23. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- Москва: Изд.дом РАО, 2013.-с.332.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ