ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Обзор технологии виртуальной реальности 7
1.2 Основные технологии виртуальной реальности 8
1.2.1 Шлем и очки виртуальной реальности 8
1.2.2 MotionParallax3D дисплеи 8
1.2.3 Виртуальный ретинальный монитор 9
1.3 История возникновения виртуальной реальности 10
2 ВР В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 12
2.1 Использование ВР при восстановлении двигательных функций 12
2.2 Использование ВР при лечении психических расстройств 13
2.2.1 Лечение деменции 13
2.2.2 Посттравматическая терапия 14
2.2.3 Лечение фобий 15
2.3 Использование ВР для диагностики дегенеративных заболеваний 16
3 ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕЧЕНИЯ БОЛИ С ПОМОЩЬЮ ВР 17
3.1 Обзор игры «Снежный Мир» 17
3.2 Исследования в Техническом университете Чалмерса 18
3.3 Обоснование выбора направления исследования 20
4 ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
4.1 Виды исследуемых болей 21
4.2 Технические средства для проведения исследования 22
4.3 Проведение тестирования 23
4.3.1 Тестирование подавления болевых ощущений 23
4.3.2 Тестирование пациентов с тазовой и хронической болями 25
5 СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ 29
5.1 Причины создания игры 29
5.2 Реализация концепции игры 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ГЛОССАРИЙ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
По данным статистики большая часть населения мира страдает от хронических болей, связано это со стрессами, недосыпанием, малоподвижным образом жизни и многими другими факторами, которые отрицательно сказываются на уровне жизни.
Согласно данным исследования Американского фонда борьбы с болью среди людей [1]:
• у 59%боль влияет на общую радость от жизни;
• у 77%вызывает чувство депрессии;
• у 70%возникают проблемы с концентрацией внимания;
• у 74%снижается их энергетический уровень;
• у 86%вызывает бессонницу.
Почти в 20% случаях, из-за боли человек не может совершать простые действия, а 13% людей настолько ослаблены болью, что в повседневной жизни нуждаются в помощи.
Но какие же методы борьбы с болью существуют на сегодняшний день?
Как ни парадоксально, но препараты, выписываемые врачами для лечения боли, в большинстве случае только усугубляют боль всего за несколько месяцев приема. Доктор Санджай Гупта, заместитель главного нейрохирурга в больнице Грейди Мемориал и главный медицинский корреспондент CNN, сообщает:
«...Всего после нескольких месяцев приема таблеток в организме начинают происходить изменения. Уменьшается эффективность лекарств и пациенты, как правило, сообщают, что, по сравнению с началом приема таблеток, теперь они уменьшают боль лишь на 30%. Еще большую озабоченность вызывает тот факт, что у подгруппы этих пациентов развивается состояние, известное как гипералгезия, то есть повышенная чувствительность к боли.
Как вы догадываетесь, все это создает ситуацию, когда человек начинает принимать все больше и больше таблеток. И даже если они уже не помогают, они продолжают снижать дыхательную активность организма».
Болеутоляющие также вызывают побочные эффекты. Согласно свидетельствам Американского общества врачей по инвазивному лечению боли, американцы потребляют 80% обезболивающих таблеток в мире, что незамедлительно запускает целый ряд реакций в организме, трудно поддающиеся лечению.
По данным исследования семь из 10 считают, что способы лечения боли должны являться главной задачей медицинского сообщества. Исследование «APPEAL», направленное на изучение и увеличения осведомленности о боли, показало, что лишь 0,2% всего времени изучения в медицинской школе уделено обязательным курсам о боли. А в большинстве медицинских вузов курсы по боли не являются обязательной программой, менее чем в четырех процентах школ проводятся подобные курсы. Несмотря на то, что исследование «APPEAL» было проведено в Европе, оно представляет схожее развитие в США и Канаде. В связи с отсутствием достаточных знаний в области лечения хронических болей, большинству врачей приходится прибегать к единственному решению: рецептурные препараты, не способные действовать на очаг боли.
В связи с развитием компьютерных технологий появилась возможность усовершенствовать подходы в области лечения и снижения болевых ощущений у пациентов.
Реализовать новые подходы лечения помогут технологии, получившие название «виртуальная реальность».Несмотря на то, что технологии виртуальной реальности имеют в основном широкое применение в игровой индустрии, потенциал их внедрения в органы здравоохранения велик. Одним из основных направлений в медицине, применяющих виртуальную реальность, является реабилитация. В последние десять лет технологии виртуальной реальности используется в качестве, как самостоятельной методики, так и интегрированной в другие реабилитационные системы технологий.
На фоне постепенного внедрения технологий виртуальной реальности в медицину, было предпринято проведение исследований в области лечения боли, с помощью данной технологии.
Исследования проводились, совместно с отделением клинической неврологии и клинической лингвистики, на базе университетской клиники Казани.
Цели дипломной работы:
1. Проведение исследований в области лечения боли, с помощью технологий виртуальной реальности.
2. Проведение тестирования с помощью очков виртуальной
реальности.
3. Определение группы болей, наиболее удачно поддающейся лечению.
4. Определение наиболее эффективного игрового терапевтического контента, способного отвлекать пациента от боли.
5. Сбор и анализ результатов проводимых тестирований.
6. Разработка концепции и прототипа игры.
7. Определение возможности дальнейшего внедрения технологий виртуальной реальности в лечебно-диагностический процесс.
В результате выполнения дипломной работы были проведены исследования в области применения технологий виртуальной реальности для подавления боли в лечебно-диагностическом процессе.
В процессе выполнения дипломной работы были осуществлены следующие задачи:
• Рассмотрены и проанализированы существующие исследования в области применения технологий виртуальной реальности в лечебно-диагностическом процессе;
• Проведено собственное исследование в области подавления боли, с помощью технологий виртуальной реальности;
• Получены и проанализированы результаты тестирований;
• Определены группы болей, наиболее удачно поддающиеся лечению боли;
• Определен наиболее эффективный игровой терапевтический контент;
• Разработана концепция и прототип игры.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что возможность внедрения технологий виртуальной реальности для подавления боли в лечебно-диагностический процесс является осуществимой, и, судя по быстрым темпам развития данной технологии, ее внедрение в медицинские учреждения будет незамедлительным.
В ходе выполнения дипломной работы экспериментально был выявлен наиболее эффективный игровой терапевтическийконтент.На его основе был разработан прототип игры, который дает толчок для возможности дальнейшего сотрудничества с медицинскими организациями, заинтересованными в применении технологий виртуальной реальности в лечебно-диагностическом процессе.