ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Круговая тренировка и ее содержание 6
1.2 Виды и методы круговой тренировки и их организационные особенности 12
1.3 Методические основы организации круговой тренировки на уроках физической культуры с детьми старшего школьного возраста 22
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Характеристика выборки исследования, диагностика физических качеств
у старших школьников 16-17 лет 28
2.2 Программа по воспитанию физических качеств у старших школьников
16-17 лет и ее реализация 35
2.3 Результаты работы 38
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования: в последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к обучению, необходимой для упорной, систематической учебной работы. Только положительное отношение к учебе может обеспечить полноценное усвоение учебного материала.
Круговая тренировка является эффективным способом для развития двигательных качеств. При круговой тренировке большая плотность занятий. Простота упражнений возможна для занятий любого учащегося. При изучении видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, волейбола, баскетбола, футбола применяются интересные уроки по круговой тренировке. На уроках физической культуры в школе было замечено, что детям очень нравятся уроки по круговой тренировке. Если подобрать хорошую музыку, то эффективность уроков также станет очень высокой.
Обобщение современной практики обучения в системе физического воспитания и анализ научно-методической литературы показывает, что занятия по программе круговой тренировки являются научно обоснованной системой физических упражнений, она совмещает эффективные гимнастические упражнения с тренировкой и отягощениями, упражнениями на сопротивление и гибкость, использование принципов перегрузок, повторений и специфичности нагрузок. Успешная учебно-образовательная деятельность и необходимая двигательная активность возможны только при оптимальном состоянии здоровья, должном физическом развитии и физической подготовленности каждого человека. Следовательно, данный процесс должен быть целенаправленным, так как двигательные качества, необходимые для многих видов спорта, выступают в комплексной форме и поэтому требуют комплексного подхода. Это «скоростная сила», «силовая выносливость», «скоростная выносливость». Весь комплекс базовых видов спорта, таких как легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание индивидуализируются с учетом психических свойств учащихся, а двигательные качества при этом совершенствуются преимущественно с учетом специализации, отвечая особенностям избранного вида спорта.
В публикации последних лет отмечается, что здоровье детей ухудшается из-за стрессов, эколого-гигиенических условий, социально экономических факторов, во многом, здоровье школьников зависит от двигательной активности. И проблема поиска путей повышения эффективности занятий на уроках физической культуры поможет решить оздоровительные задачи. Уроки по методу «Круговой тренировки» оказывают положительное влияние на физическое состояние учащегося, воспитывают устойчивый интерес к занятиям на уроках физической культуры в школе, повышают его эффективность, и оказывают оздоровительную направленность, поэтому на сегодняшний день эта тема «Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в школах» актуальна.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте.
Объект исследования - процесс физического воспитания старших школьников.
Предмет исследования - применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры позволит повысить уровень физического развития школьников старших классов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте.
2. Изучить уровень развития физических качеств у старших школьников.
3. Реализовать работу по развитию физических качеств у старших школьников и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно -
экспериментальной работы.
Методики исследования: педагогические тесты «Отжимание в упоре лежа», «Прыжок в длину места», «Челночный бег 4х9 м», «Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (пресс)», «Бег 100 метров» [16].
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по воспитанию физических качеств у старших школьников.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа № 6 г.
Елабуга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Объем работы составляет 50 страницы печатного текста, не включая приложение.
Исследование на тему «Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте» позволило решить ряд задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что круговая тренировка, проводимая на уроках физкультуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки.
Основная задача использования данного метода на уроках - это эффективное всестороннее развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени при строгой индивидуально подобранной дозировке выполняемых физических упражнений. Особенностью круговой тренировки является не какой-либо способ выполнения определенных упражнений, она включает несколько методов упражнения, в общем, так и точечно воздействовать на организм учеников.
Круговая тренировка научит школьников к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает организованность и собранность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка позволяет предельно эффективно использовать время урока для решения задачи физической подготовки. Ведь обучая школьников какому-либо техническому элементу, одновременно оказывается воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательных умений и навыков.
Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности учащихся.
Круговая тренировка помогает добиться высокой работоспособности организма, дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
Для решения второй задачи мы провели констатирующую диагностику физических качеств у старших школьников 16-17 лет с помощью пяти тестов: «Отжимание в упоре лежа», «Прыжок в длину места», «Челночный бег 4х9 м», «Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес)», «Бег 100 метров».
Результаты констатирующего этапа исследования показали преобладание среднего и низкого уровня развития физических качеств старших школьников из обеих групп.
На втором этапе была реализована программа, отличие которой от программы в школе в том, что предлагаемая программа совершенствования физических качеств у старших школьников основана на введении специальной программы скоростно-силовой подготовки по круговому методу.
На третьем этапе исследования проводили контрольную диагностику, которая показала, что на констатирующем этапе школьники из экспериментальной группы в основном показывали средний и низкий уровень развития физических качеств, то на контрольном этапе в основном преобладали дети со средним и высоким уровнем развития физических качеств. Школьники из контрольной группы в основном показывали средний и низкий уровень развития физических качеств, на контрольном этапе ситуация не изменилась существенно.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Акулич, И. На полном доверии : свободные игры : [на уроке физкультуры] / И. Акулич. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 10. - С. 34
2. Антонова, Е. В. Круговая тренировка в V-VIII классах / Е. В. Антонова, Е. Н. Чернышева, Е. М. Власова // Физическая культура в школе.
— 2009. — № 5.— С. 26-28.
3. Барков, В.А. Курсовая работа по специальности «Физическая культура»: метод. рек. по подготовке, оформлению и защите курсовых работ / В.А. Барков, А.М. Полещук. - Гродно: ГрГУ,2011. - 37 с
4. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 2-е изд. стереотип. - Москва : КноРус, 2012. - 365 с.
5. Бельский, И.В. Теоретико-методические основы специальной силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов в атлетических видах спорта / И.В. Бельский. - М: Минск 2000. - 42 с.
6. Борисова В.В. Эффективность оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в школе / В.В. Борисова, А.В. Кучина // Науч. альм. - 2015. - № 9. - С. 382-385. Доступ после регистрации (открыть ссылку).
7. Валеев М. Лучший тренажер : комплексы упражнений со скакалкой / Марсель Валеев. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2014.
- № 2. - С. 20-22.
8. Горбачев, М.С. Гимнастические упражнения в парах по методу круговой тренировки 9-10 кл. / М.С. Горбачев // Физическая культура в школе. 2008. - №7. - С. 9-11.
9. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. - 3-е изд. перераб. и доп. - Минск : Высш. шк., 1985. - 256 с.
10. Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. — / Изд. 2-е, перераб. и доп. — Минск, 1980. — 256 с.
11. Елина Н.В. Круговая тренировка игровой направленности // Физическая культура в шк. - 2014. - № 2. - С. 27-28.
12. Елина, Н. В. Круговая тренировка игровой направленности: 1-4 классы / Н. В. Елина // Физическая культура в школе. — 2014. — № 2. — С. 27-28.
13. Железняк Ю. Д. Методика обучения физической культуре : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиль "Физическая культура" / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина ; под ред. Ю. Д. Железняка. - Москва : Академия, 2013 [т.е. 2012]. - 254, [1] с.
14. Железняк, Ю.Д Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб.пособие для студ. выш. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - 2 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 272 с.
15. Железняк, Ю.Д. Основы начно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский дом «Академия», 2012. - 264 с.
16. Иванова Л.М. Круговая тренировка как метод воспитания физических качеств в спортивных играх : метод. рекомендации / Л.М. Иванова, Г.С. Ковтун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2011. - 23 с.
17. Ким, Т. К. "Круговая тренировка" для детей и родителей / Т. К. Ким // Физическая культура в школе. — 2014. — № 1. — С. 53-56.
18. Комарова Т. Метод или форма? : на уроке - круговая тренировка / Татьяна Комарова, Станислав Легоньков. - (Школа. Методические мелочи) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2014. - № 7/8. - С. 35-37
19. Копейкин Г.А. Развитие двигательных качеств школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время методом круговой тренировки // Совершенствование системы подготовки специалистов физкультурно-спортивной направленности / авт-сост. А.А. Никифоров. - Белгород : БелРИПКППС, 2009. - Вып. 1.
20. Кротова, Т. Е. С гантелями под музыку. Урок гимнастики в VI классе / Т. Е. Кротова // Физическая культура в школе. — 2015. — № 1. — С. 27-29.
21. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /Учебник. - 2-е издание исп. - М.: «Советский спорт»,2014, 464с.
22. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 с.
23. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2013 - 192 с.
24. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с юношами 10-11-х классов общеобразовательной школы / авт.- сост. Ш. А. Шамсутдинов. — Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2015. — 79 с.
25. Миронова Е. Праздник физической нагрузки : круговая тренировка в 7-м классе / Е. Миронова. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 3. - С. 48-49.
26. Мирошниченко А. С мячом и скакалкой : занимательные упражнения / Анна Мирошниченко. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 24-25.
27. Нечаев, А.В. В период полового созревания. / А.В. Нечаев // Физическая культура в школе. 2015. - №8 - С. 45-46.
28. Оленева Н. Б. Использование круговой тренировки на уроках физической культуры : на примере баскетбола / Оленева Н. Б. // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2013. - № 2. - С. 85¬88.
29. Основы круговой тренировки на уроках физической культуры в школе : учеб.-метод. пособие / [сост. М.С. Горбачев]. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 40 с.
30. Основы круговой тренировки на уроках физической культуры в школе: учеб.-метод. пособие / [сост. М. С. Горбачев]. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. — 40 с.
31. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М. : Физкультура и спорт, 2016.
32. Романенко, В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В. А. Романенко, В. А. Максимович. — М. : Физкультура и спорт, 2016 . — 143 с.
33. Руденик, В.В. Теоретико - методические основы обучения двигательным действиям: монография / В.В. Руденик - Гродно: ГрГУ,2017. - 275 с.
34. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. выш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 608 с.
35. Современные научно-методические подходы к преподаванию физической культуры в контексте ФГОС нового поколения : материалы Первого регионального слета учителей физической культуры и тренеров - преподавателей ДЮСШ, 14-15 ноября 2012 года / [отв. за вып.: Е. К. Танасейчук]. - Архангельск : Издательство Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2013. - 90 с.
36. Соловьева, И.А. Домашнее задание по методу круговой тренировки. / И.А. Соловьева // Физическая культура и здоровье. 2004. - №1 - С. 28-41
37. Ставцева Р.Л. Круговая тренировка на уроках // Физическая культура в шк. - 2016. - № 6. - С. 23-24.
38. Старцева, Р.Л. Круговая тренировка на уроках / Р.Л. тарцева // Физическая культура в школе. 2014. - №5 - С. 23-24.
39. Туговикова Т. Круговая тренировка : 5-9-е классы // Спорт в шк. - 2013. - № 12. - С. 14-20.
40. Туговикова, Т. Круговая тренировка: 5-9-е классы / Т. Туговикова // Спорт в школе. — 2009. — № 12. — С. 14-20.
41. Туркунов Д.М. Круговая тренировка на уроках спортивных игр // Физическая культура в шк. - 2012. - № 3. - С. 26-29.
42. Тухтасинов А. Кроссфит - путь к здоровью : необычная форма круговой тренировки : [сценарий урока физкультуры в 7 классе] / А. Тухтасинов. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 4. - С. 22-24.
43. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов / авт. сост.: А.Л. Димова, Р.В. Чернышова. - М.: Советский спорт, 2015.
44. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 202. С. 64-237.
45. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студ. выш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Академия», 2001. - 480 с.
46. Царук О.В. Силовая подготовка юношей старших классов на уроках физической культуры // ППМБПФВС. - 2012. - № 7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/silovaya-podgotovka-yunoshey- starshih-klassov-na-urokah-fizicheskoy-kultury (10.05.2017).
47. Шарков, С. Метод круговой тренировки / С. Шарков // Учитель. — 2010. — № 3 .— С. 64-65.
48. Шеститка С. Один на один : баскетбольная дуэль : [на уроках физкультуры] / С. Шеститка. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 1. - С. 33.
49. Шеханин В. Фронтальный круг : о необычном использовании метода круговой тренировки / Владимир Шеханин. - (Школа. Урок) // Спорт в школе - Первое сентября. - 2012. - № 4. - С. 38-40.
50. Шильникова Л.С. Метод круговой тренировки как педагогическая
технология, используемая в физической культуре [Электронный ресурс] // Науч.-практ. конф. «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма : инновации и перспективы развития» : [сайт]. - 21.06.2012. - URL: http://www.conf-
v.narod.ru/Shilnikova.pdf (10.05.2017).