ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО 8
1.1 Сущность понятия патриотизм и декоративно-прикладное искусство 8
1.2 Формы и методы формирования патриотизма у студентов системы СПО . 110
Выводы по первой главе Ошибка! Закладка не определена.7
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО СРЕДСТВАМИ ДПИ 19
2.1 Формы и методы патриотического воспитания студентов системы СПО
средствами ДПИ 19
2.2 ДПИ как средство формирования национального самосознания личности
студента системы СПО 254
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА... 321
3.1 Особенности национального орнамента народностей, проживающих на
территории Среднего Поволжья 321
3.2 Технология изготовления кукол и декорирования костюмов национальными орнаментами 38
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
На современном этапе развития российского общества особенно остро стоит вопрос о воспитании молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан своей страны. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи - одна из самых актуальных задач системы образования на сегодня.
Правительством нашей страны утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Одной из задач данной программы является совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства. Представленная задача включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений [20].
Обострение общественных противоречий (национальных, социальных) в последнее время увеличило значение необходимости усиления патриотического воспитания молодого поколения. В связи с этим выдвигаются новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодежи (личностный, средовой, системно-деятельностный, культурологический, ценностный, творческий), в частности, у студентов. Этим обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование патриотизма у студентов системы среднего профессионального образования средствами декоративно-прикладного искусства».
При рождении человек не наделяется духовным и нравственным богатством, поэтому для него необходимо внешнее воздействие родителей, преподавателей, всей образовательной среды учебного заведения, в котором созданы благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания. В учебные заведения системы среднего профессионального образования юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. То есть, их нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. Также, с раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние социальных сетей, средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, учебное заведение системы СПО не первым и не в одиночку воспитывает студента. Оно только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО, кроме подготовки специалистов определенной сферы деятельности, формируют, также, гражданские качества студентов (трудолюбие, добропорядочность, патриотизм, национальное достоинство) [25].
Цель работы: выявление и теоретическое обоснование патриотического и нравственного потенциала декоративно-прикладного искусства (на примере авторских кукол в девичьих национальных костюмах: русском, удмуртском. татарском) как средства формирования патриотизма у студентов системы среднего профессионального образования.
Исходя из выше указанной цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Раскрыть содержание понятий патриотизм и декоративно-прикладное искусство;
3. Выявить значение патриотического воспитания студентов системы СПО в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству (на примере изучения девичьего национального костюма народов Среднего Поволжья - русских, удмуртов, татар);
4. Исследовать орнаментальное искусство народов Среднего Поволжья (русских, удмуртов, татар), которое лежит в основе формирования патриотизма студентов системы СПО ;
Объект исследования: патриотическое воспитание студентов системы среднего профессионального образования.
Предмет исследования: условия, методы формирования патриотизма у студентов с использованием средств декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования: теоретические - изучение литературы и
дополнительных источников по теме исследования, также анализ документов, программ; эмпирические - изучение продуктов деятельности обучающихся учреждения системы среднего профессионального образования, беседы с обучающимися и преподавателями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в таких регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности. Готовые изделия - куклы в девичьих национальных костюмах (русская, удмуртка, татарка), выполненные из полимерной глины, могут послужить методическим наглядным материалом или же экспонироваться на выставке.
Теоретическая основа исследования: Вопросами формирования
патриотизма подрастающего поколения занимались В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие. В их произведениях поднималась тема духовного и психологического естества русского народа, национальных ценностей в воспитании и образовании, среди которых в качестве важнейшей выделяли патриотизм. Они считали, что личность должна обладать национальным своеобразием и знанием истории своей страны, жизни народа. Основой теории воспитания студентов системы СПО средствами декоративно-прикладного искусства являются работы таких ученых, как: Б.Т. Лихачев, М.В. Мацкевич, В.С. Собкин, В.Н. Шацкая и другие. В основу исследования русского орнаментального искусства вошли работы: Ф.Г. Солнцева, Ф.И. Буслаева, В.И. Бутовского;
татарского - Ю.Ш. Ахметзянова, Ф.М. Буреева, Е.В. Киреева; удмуртского - К.М. Климова, К.И. Куликова, В. А.Семенова.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Сегодняшнее повышенное внимание патриотическому воспитанию молодежи, объясняется весьма значительным политическим и идеологическим, социально-психологическим и образовательно-воспитательным значением народного прикладного искусства, исторически обусловленным необходимостью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, проживающих на столь поистине уникальной, в смысле этнического многообразия, земле Среднего Поволжья,
Декоративно-прикладное искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, а, следовательно, гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает детям увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности. Подводя итоги проделанной работы, считаем, что необходимо сделать следующие выводы:
Студенты системы СПО в процессе приобщения к произведениям народного искусства приобретали умение говорить о декоративно-прикладном искусстве, о своих чувствах, вызванных им, а также овладевать патриотическими знаниями посредством декоративно-прикладного искусства.
Одним из направлений нашей воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений, достижение которых предполагается на примере изучения авторских кукол в девичьих национальных костюмах: русском, удмуртском. татарском.
Таким образом произведения декоративного народного искусства имеют духовную, материальную и патриотическую значимость и ценность, в которой сочетаются утилитарные и художественные особенности, поражающие нас своей красотой, изяществом и гармонией форм.
Для облегчения выполнения поставленных целей и задач патриотического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства при рассмотрении и изучении произведений народного творчества Татарстана следует учитывать их особенности, многообразие и стилистическое единство.
Национальная культура и прежде всего декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы патриотического воспитания студентов, способствующими воспитанию любви и интереса к Родине.
Анализируя и обобщая положительный опыт, накопленный в методике патриотического воспитания студентов средствами декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить, что использование образцов девичьих традиционных костюмов народов Среднего Поволжья позволяет содействовать воспитанию у студентов здорового нравственного и духовного начала; воспитанию патриотизма, уважения к культуре своего края и народному труду. Народное декоративно-прикладное искусство в силу своих специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия на человека создает особые условия для изучения культурно-исторического наследия и может служить своеобразным средством патриотического воспитания студентов системы СПО.
1. Алгазин, Д.А. Воспитание юных патриотов /Д. А. Агазин. - М.: Просвещение, 2007. - 260 с.
2. Беляева, А.А. Эстетика /А. А. Беляева. - М.: Просвещение, 2012. - 447 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь /Б.М. Бим-Бад. - М.: Просвещение, 2002. - 350с.
4. Виппер, Б.Р. Статьи об искусстве /Б.Р. Виппер. - М.: Просвещение, 2013. - 260 с.
5. Гиреева Л.М., Декоративно-прикладное искусство как средство
патриотического воспитания [Электронный ресурс] Л.М. Гиреева
//Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2016. — 175-178 с. - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11203/
6. Зырянов, П.Н. История России /П.Н. Зырянов. - М.: Просвещение, 2014. - 370с.
7. Использование современных композитных материалов в изготовлении куклы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //bibliofond.ru/view.aspx?id=803936
8. Киященко, Н.И. Эстетическое творчество /Н.И. Киященко. - М.: Знание, 2014. - 112 с.
9. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты /Г.М. Коджаспирова. - М.: АСТ, 2013. - 128с.
10. Концепция патриотического воспитания студентов в современных условиях
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.ksai.ru/content/0/read536.html
11. Критерии оценки патриотического воспитания [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http: //www.rosvoencentr-rf. ru/deyatelnost/trete-
napravlenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii- sborniki/kriterii-i-osnow-metodiki-otsenki-rezultatov.php
12. Кузьмин, Э.Л., Мировое государство: иллюзии или реальность? /Э.Л. Кузьмин.
- М.: Просвещение, 2012. - 135с.
13. Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http: //www.dissercat.com/content/kulturnava-dinamika- kostvuma-narodov-srednego-povolzhva
14. Лебедева, С.Х. Удмуртская народная одежда /С.Х. Лебедева. - Ижевск: Удмуртия, 2014. - 38 с.
15. Лейбсон, В.И. Искусство, слово и эстетическое воспитание подрастающего поколения /В.И. Лейбсон. - М.: Просвещение, 2015. - 227 с.
16. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников /Б. Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 2014. - 354 с.
17. Мартынова, М.Ю. Особенности повседневного уклада жизни русских /М.Ю. Мартынова //Информационно-просветительское пособие серии «Практикум межнационального общения». - М.: Этносфера, 2012. - 68 с.
18. Народное искусство как средство патриотического воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplaver.ru/40199019-Narodnoe-iskusstvo-kak- sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniva-detev.html
19. Народный костюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ok.ru/kazachvama/topic/62268567260139
20. (О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. - Режим доступа:
http://www.gospatriotprogramma.ru/upload/gospotriot 2016 2020.pdf
21. О декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94929
22.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
- М.: А ТЕМП, 2016. - 896с.
23. Орнамент удмуртской национальной одежды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //cheloveknauka.com/ornament-udmurtskov-traditsionnov-odezhdv
24. Принципы патриотического воспитания [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.univer5.ru/sotsiologiva/sotsiologiva-molodezhi-kurs-
lektsiy/Page-61 .html
25. Скворцов, К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении /К.А. Скворцов //Школа и производство. - 2005. - № 1. - 52-58 с.
26. Саттарова, З.М. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и
духовности в учреждениях СПО [Электронный ресурс] /З.М. Саттарова //Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. - 2015. - 182-186 с. - Режим доступа:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/150/8059/
27. Татарский национальный костюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http: //nazaccent.ru/content/5373-tatarskii -nacionalnvi -ko stvum.html
28. Удмуртский национальный костюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/communitv/folk/19/detail.php7IBLOCK ID=46&SECTI ON ID=357&ELEMENT ID=2467
29. Фарфоровский, В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников /В.Ф. Фарфоровский. - М.: Просвещение, 2012. - 280с.
30. ФГОС СПО Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.072601/st1/index.php
31. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /В.Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 181 с.