Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристика психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте

Работа №63084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Иностранный язык, как специфический учебный
предмет 7
1.2 Особенности обучения иностранному языку в подростковом
возрасте 13
1.3 Трудности освоения иностранного языка в разных видах
речевой деятельности 20
Выводы по I главе 30
Глава II. ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ТРУДНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1 Методика и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по II главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современное общество очень быстро развивается и возрастает интерес к изучению иностранных языков. Люди стремятся к изучению языка по нескольким причинам, главной из которых, чаще всего, является желание путешествовать по миру, изучить культуру различных стран зарубежья, так как на сегодняшний день английский язык является международным языком. Поэтому не случайно он является одним из распространенных языков, изучаемых в школе. Но не всем детям удается быстро его освоить.
В основу обучения учащихся иностранному языку входит осуществление различных речевых ситуаций, в которых возникают разного рода ошибки. Их возникновение объясняется тем, что учащийся пытается сравнить английский язык с русским. К сожалению, не каждый учитель знает, как правильно избавиться от этой ошибки.
Проблема трудностей изучения английского языка рассматривалась такими психологами, как Артемов В.А., Беляев Б.В., Зимняя И.А. По их мнению, основной причиной возникновения трудностей в изучении иностранного языка является различие его структуры и структуры русского языка. Они считали, что дети переносят многие явления родного языка на английский.
Целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных навыков школьников, обучение практическому овладению языком. Проблема психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте является актуальной, так как благодаря этому мы сможем воспитать нестандартно мыслящую личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Тема исследования: психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
Проблема исследования: каковы психологические условия
эффективного преодоления психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте?
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования: психологические трудности, возникающие при изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
психологические трудности в изучении иностранного языка.
Гипотеза исследования:
1) в подростковом возрасте чаще всего встречаются следующие трудности при изучении иностранного языка: сложности восприятия иностранной речи на слух, языковой барьер, прием информации и ее осмысление;
2) трудности при изучении иностранного языка в подростковом возрасте обусловленные неуверенностью в собственных силах.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме возникновения трудностей при изучении иностранного языка в подростковом возрасте;
2) определить связь трудностей усвоения знаний с видами речевой деятельности;
3) провести исследование и выявить связь между особенностями ученика восприятия информации, внимания, памяти, и имеющихся у него трудностей при изучении иностранного языка;
4) обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать выводы и оформить результаты работы;
5) составить рекомендации для учителей иностранного языка по преодолению трудностей в обучении.
Теоретико-методологическими основами данного исследования являются теоретические положения о проблеме психологических трудностей, которые представлены в трудах отечественных психологов (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, Б.Д. Парыгин, Р.Х. Шакуров). В зарубежной психологии проблему психологических трудностей рассматривали известные психологи, такие как З. Фрейд, К.Г. Юнг. Также исследователями предложены различные классификации психологических трудностей (В.А. Лабунская, И.А. Зимняя, А.И. Волкова).
В настоящее время в современной психологии уделяется внимание специфики иностранного языка как учебного предмета (И.А. Зимняя, Б.В. Белов, В. А. Артемов).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез и систематизация;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, опрос, тестирование, беседа, наблюдение.
- статистические методы обработки результатов исследования.
База исследования: МОУ СОШ №4 и №10 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 30 подростков, изучающих английский язык.
Научная новизна работы состоит в выявлении психолого¬педагогических условий возникновения трудностей у подростков в процессе изучения иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее основные положения и выводы позволяют обновить существующие теоретические представления о возможностях нейтрализовать появление
психологических трудностей у подростков в ходе изучения английского языка, определить перспективные способы преодоления трудностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности их использования учителями английского языка для преодоления психологических трудностей при изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап: (сентябрь-декабрь 2016 г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также изучение практического состояния рассматриваемой проблемы, разработка программы и плана исследования.
II этап: (февраль-март 2017 г.) - разработка путей преодоления психологических трудностей у подростков в процессе обучения иностранному языку, реализация исследования.
III этап: (апрель - май 2017 г.) - осуществление работы по
формированию результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по проблеме психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте и проведенное эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:
Современное общество очень быстро развивается и возрастает интерес к изучению иностранных языков. Люди стремятся к изучению языка по нескольким причинам, главной из которых, чаще всего, является желание путешествовать по миру, изучить культуру различных стран зарубежья, так как на сегодняшний день английский язык является международным языком. Целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных навыков школьников, обучение практическому овладению языком. Проблема психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте является актуальной, так как благодаря этому мы сможем воспитать нестандартно мыслящую личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Анализ психолого¬
педагогической литературы позволил выделить основные трудности в изучении иностранного языка в подростковом возрасте. Психологи выявили, что все трудности восприятия и понимания иноязычной речи на слух можно разделить на три основные группы:
- трудности, связанные с особенностями слушания и речевой деятельности слушающего;
- трудности, связанные с особенностями речи носителей языка;
- трудности, связанные с особенностями страны изучаемого языка в целом, а также овладением компонентами коммуникативной компетенции (социокультурный, социолингвистический).
Как и любой другой вид речевой деятельности, говорение имеет ряд своих трудностей. Трудности возникают в монологической и диалогической формах речи.
Трудность монологической речи заключается в том, что учащемуся следует поддерживать логичность, связность, непрерывность и смысловую законченность своего высказывания в процессе говорения. Основная трудность понимания диалогической речи учащимися заключается в том, что диалогическая речь требует сосредоточенности за ходом мысли собеседника. Еще одна трудность - это страх перед общением с носителями языка. Страх заключается в боязни не так понять речь, или же неправильно ответить.
С точки зрения психологии ошибки при чтении можно разделить на:
- ошибки «дисгармонии между сенсорными и моторными процессами»;
- ошибки восприятия. К данной группе относятся ошибки при различении отдельных букв, а также понимании слова в целом по его опознавательным признакам;
- ошибки мышления. Это ошибки, которые появляются после ранее прочитанного текста, и мешающие восприятию последующего.
Основными ошибками при письменной речи являются:
- опора на слуховое восприятие слова, без учета правил обозначения буквами звуков, так называемые фонетизмы.
- перенесение отдельных явлений родного языка на изучаемый иностранный;
- неумение применять правила.
Анализ результатов исследования позволил нам прийти к выводу, что большинство опрошенных респондентов имеют трудности в восприятии иностранной речи на слух, в преодолении языкового барьера, они не уверенны в себе и в своих способностях.
Восприятие речи на слух является одним из сложных этапов в изучении иностранного языка. Большое количество учащихся считают аудирование одним из скучных видов речевой деятельности. Лишь у немногих учеников этот процесс может вызвать интерес.
В ходе исследования нам удалось выявить, что языковой барьер возникает у скромных и спокойных учащихся, которые нуждаются во времени, для формулировки и изложении своих мыслей. Активные ученики быстро излагают свою мысль и не задумываются о том, что они могут допустить ошибку и не боятся критики со стороны преподавателя. Для устранения этой проблемы учителю стоит найти особый психологический подход.
Опросник «Уверенность в себе», разработанный С.А. Рейзасом, позволил нам прийти к выводу, что большинство опрошенных подростков обладают средним уровнем уверенности в себе. Они без особых затруднений принимают участие в беседах на уроках, высказывают свое мнение, они могут дать отпор, сдержанны, могут сделать замечание одноклассникам, которые мешают им на уроках, в усвоении нового материала, своими разговорами.
В настоящее время учителя, работающие с подростками, обладающими психологическими трудностями, которые возникают при изучении иностранного языка, осознают важность и преимущество использования различных средств, и методов обучения иностранному языку способствующих преодолению этих трудностей у подростков.
По завершению нашей исследовательской работы, нам удалось доказать гипотезу исследования. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме нашей дипломной работы, подробно изучили психологические трудности, возникающие при изучении иностранного языка в подростковом возрасте и выявили причины их возникновения. Нам удалось рассмотреть пути преодоления основных психологических трудностей подростков. Цель и задачи исследования были достигнуты.



1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - М.: Известия АПН РСФСР, 1950. - Вып. 70. - 34 с.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. - М.: Просвещение,1969. - 368 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1997. - 187 с.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1965. - 287с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение,1966. - 278 с.
6. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1998. - 268 с.
7. Гальскова Н.Д. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.И. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 1. - С. - 19-27.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез // Лингводидактика и методика. - 2006. - С. - 43-51.
9. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам / под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
10. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / под ред. А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. - 128 с.
11. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 2006. - 116 с.
12. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 98-104.
13. Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. - М.,1953. - 207 с.
14. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться. - М.,1996. - №4. - С. 67-94.
15. Зак А.З Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. - М.: Обнинск, 2010. - 13 с.
16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.,1985. - С. 98-101.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение,1991. - 222 с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
19. Зинченко В.П., Б.Г. Мещеряков. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - № 4. - 868 с.
20. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.,1983. - 207 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.:УРАО, 1997. - 176 с.
22. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.
23. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М: Наука, 1974. - 368 с.
24. Леонтьев А.А. Речевые ошибки как проблема психологии // Общая психология и психофизиология / сборник материалов 3 всесоюзного съезда общества психологов СССР, т.1. - М.,1968. - С. 37-53.
25. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М.: Высшая школа, 1971. - 294 с.
26. Лурия А.Р. Познавательные процессы личности и методика их развития. - Псков, 1994. - C. 17-24.
27. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение,1974. - С. 87-90.
28. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлина. - М.: Просвещение, 1967. - 448 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведение: в 3 кн. - 4-е изд. - М.,2003. - 651 с.
30. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. - М.: Владос, 1999. [ Электронный ресурс]. URL: http: //www. gumer. info/bibliotek Buks/Psihol/n emov3/03.php (дата обращения 27.02.2017).
31. Никифорова О.А. Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку. - Спб., 1954. - 143 с.
32. Низкодубов Г.А. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования. Томск: Вестник ТГПУ, 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-i-yazykovye- trudnosti-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-v-kontekste-nepreryvnogo- obrazovaniya (18.01.17).
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование МГППУ, 2009. - 460 с.
34. Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1983. - 72 с.
35. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
36. Психология подростка для учителя и родителей: учебно-методическое пособие. / Панфилов А.Н. [и др.] - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013. - 410 с.
37. Разумовская Р.Н. Ошибки учащихся в иностранном языке. - 1948. - №3. - 64 с.
38. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. - Спб.: Питер, 2012. - 816 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2006. - 129 с.
40. Самойлова Н.Н. Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения / дип. работа. - 2002. - 87 с.
41. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 402 с.
42. Худжаниязова Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа, 2013. - С. 15-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3550 (дата обращения 21.04 2017).
43. Цетлин В.С. Трудности текстов для чтения // Иностранные языки в школе. - 1994. -№3. - С. 33-38.
44. Шишова Е.О. Системный подход к изучению психологических факторов успешности овладения неродным языком . - Томск: Вестник ТГПУ,2010. [Электронный ресурс]. URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/ciste mnyy-podhod-k-izucheniyu-psihologicheskih-faktorov-uspeshnosti-ovladeniya- nerodnym-yazykom (дата обращения 2.03.2017).
45. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики // Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Феникс, 1996. - 544 с.
46. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамотности // Вопросы психологии. - М.: Академия, 1956. - №5. - 384 с.
47. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 12.02.2017).
48. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ