Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Молчание как невербальный речевой акт коммуникации (на материале английского языка)

Работа №63078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Молчание как речевой акт 6
1.1. Структура и семантика речевого акта молчания 6
1.2. Прагматические функции речевого акта молчания 11
Выводы по главе I 18
Глава II. Прагматическая специфика молчания 20
2.1. Речевой акт молчания с позиции говорящего в письменном тексте 20
2.2. Речевой акт молчания с позиции слушателя в письменном тексте 40
Выводы по главе II 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Список источников иллюстративного материала

В последнее время учёные-лингвисты, философы и другие исследователи уделяют особое внимание изучению одному из самых актуальных и загадочных вопросов в лингвистике - вопросу о молчании как способе передачи информации и выражении чувств и мышления.
Проблема молчания как коммуникативного явления всегда относилась к числу междисциплинарных. Ее научный анализ формировался в различных плоскостях изучения: в художественной литературе, в поэзии, в психологии, в философии и теологии, а также в театральной сфере.
За несколько десятилетий изучения молчания как речевого акта в науке создан широкий спектр значений данного явления. Бесспорно, это обусловлено многозначностью и многофункциональностью молчания как феномена коммуникации. Многие лингвисты, исследователи, языковеды высказывают мысль о том, что молчание сопоставимо с говорением, а иногда и больше, чем с говорением, так как в молчании человек способен познать Бога и самого себя. Отсюда вытекает вывод о том, что молчание определяется как феномен, как часть бытия, как Диалог с большой буквы, как конструкт.
По мнению Я.В. Шабановой (см. Шабанова, 2007), молчание является одним из компонентов нашего общения и неотъемлемой частью коммуникации. Общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых актов молчания и других речевых действий в различных пропорциях. Молчание немыслимо без речи, а речь (вербальная или невербальная) немыслима без молчания. (Шабанова, 2007: 183). Другими словами, общение между людьми имеет разные формы и включает не только устную речь. Одной из форм общения между людьми считается молчание, которое играет важную роль в человеческих отношениях.
О соотношении, взаимоотношении языка (слова) и молчания задумывались в той или иной степени многие исследователи, такие как М. Хайдеггер (см. Хайдеггер, 1993); Н.Д. Арутюнова (см. Арутюнова, 1994);
С.В. Крестинский (см. Крестинский, 1993); В.В. Богданов (см. Богданов, 1997).
Великий российский лингвист, доктор филологических наук, Нина Давидовна Арутюнова считает, что молчание - это отрицательный феномен, так как значение глагола «молчать» толкуется через отрицательную форму наиболее общего и неспецифированного по коммуникативной цели предиката речи - глагола «говорить». Таким образом, концепт молчания, который формируется на основе понятия говорения, вторичен по отношению к нему. Отсюда следует, что прагматика молчания формируется на фоне прагматики говорения (Арутюнова, 1994: 106).
Объектом настоящего исследования являются отрывки из диалогов из классической и современной драматургии на английском языке, отражающие коммуникативные функции молчания.
Предметом исследования является молчание как один из компонентов коммуникативного поведения.
Актуальность данной работы обусловлена крайней малоизученностью проблемы молчания как коммуникативного явления.
Цель данной работы заключается в рассмотрении своеобразия актуализации коммуникативного акта «Молчание» в английском языке, описании его функций в различных типах коммуникативных ситуаций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и проанализировать литературу по теме;
2) рассмотреть терминологическую систему, используемую в теории коммуникативного поведения;
3) описать природу молчания и установить основные аспекты его изучения;
4) установить основные функции молчания;
5) проанализировать художественную литературу на английском языке, содержащую примеры коммуникативных ситуаций с молчанием в качестве составного компонента.
Исследование проводилось на материале классической и современной прозы и драматургии. Было выявлено более 200 актов молчания, в работу вошел прагматический анализ 32 актов молчания.
Методами исследования являются метод сплошной выборки, контекстуальный анализ, анализ авторских ремарок, анализ экстралингвистической ситуации, прагмасемантический анализ реплик говорящего.
Теоретической основой послужили статьи из различных работ и пособий (С.В. Меликян, Н.Д. Арутюнова, С.В. Крестинский, К.А. Богданов), периодические издания, научно-исследовательская лингвистическая литература, терминологические справочники по английскому языку, монографии отечественных и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в ходе преподавания теоретических дисциплин, таких как прагматика, теория речевых актов, теория речевой коммуникации и других, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура дипломной работы: В первой главе рассматриваются теоретические вопросы молчания как речевого акта: структура и семантика речевого акта молчания; прагматические функции речевого акта молчания. Во второй главе уделяется внимание практическим вопросам. Рассматривается прагматическая специфика молчания, а именно речевой акт молчания с позиции говорящего и речевой акт молчания с позиции слушателя. В заключении делаются выводы по проведенному исследованию. В структуру работы входят список использованной литературы и список источников иллюстративного материала. Общий объем работы 61 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив научно-исследовательскую лингвистическую литературу, мы рассмотрели теоретические основы молчания как речевого акта общения на примерах отрывков из диалогов, собранных методом сплошной выборки из классической и современной прозы и драматургии. Раскрыв феномен молчания, мы пришли к выводу, что оно играет важную роль в процессе общения и коммуникации. Человеческая речь немыслима без молчания, а молчание немыслимо без речи. Проанализировав различные отрывки диалогов из драматургии, мы выявили, что молчание присутствует в различных сферах: в поэзии, в психологи, в художественной литературе, в повседневной жизни, а также в театральной сфере.
В ходе исследования было выявлено, что молчание может быть представлено как со стороны говорящего, так и со стороны слушателя. В речевом акте молчания говорящий выполняет действия четырех типов: действие собственно произнесения; пропозициональное действие; иллокутивное действие; перлокутивное действие. С.В. Крестинский в структуре акта молчания выделяет 5 уровней в речевом акте молчания: пресуппозициональное содержание; пропозициональное содержание; импликативное содержание; интрасиленциальное содержание;
постсиленциальное содержание. Импликативное содержание акта молчания является главным звеном всей структуры молчания, так как оно выражает собственно содержание акта молчания, его значение.
Было установлено, что акт молчания и вербальный акт имеют достаточно общих черт. Это позволяет считать молчание речевым актом. Мы выяснили, что коммуникативный акт молчания не имеет локутивной формы, то есть непосредственно произнесения высказывания с помощью языковых средств. Существуют различные типы значений актов молчания. Выделяют конвенциональные («минута молчания»), стандартные («обида», «смущение», «приветствие») и коммуникативные импликатуры. Для установления значения молчания необходимо учитывать контекст, фоновые знания и Принцип Кооперации, который, в свою очередь, состоит из четырех максим: максимы количества, максимы качества информации, максимы релевантности, максимы манеры. Наиболее подробно акт молчания был исследован С.В. Крестинским. Он пришел к выводу, что акт молчания - это сложная коммуникативная единица, которая обладает признаками знака и речевого акта. Он выделяет 8 функций молчания: контактную, дисконтактную, эмотивную, информативную, стратегическую, риторическую, оценочную и акциональную. Контактная функция проявляется при условии полной взаимной идентификации коммуникантов; дисконтактная функция свидетельствует о нежелании собеседников продолжать разговор; эмотивная функция связана с различным эмоциональным состоянием собеседников: страх, радость, удивление; информативная функция молчания сигнализирует о желании или нежелании что-либо осуществлять, одобрении и неодобрении; стратегическая функция молчания связана с нежеланием говорить с определенной целью: нежеланием признаться в чем-либо, не выдать кого-либо и так далее; риторическая функция способствует привлечению внимания слушателя, такое молчание может заинтересовать собеседника, придать важность последующему высказыванию; оценочная функция молчания выражает оценку словам и действиям, например, презрение, неодобрение и так далее; в акциональной функции молчание часто сопровождается жестами и мимикой. Такая функция проявляется при извинениях, прощании, примирении.
Следует заметить, что в процессе общения акт молчания может использоваться как говорящим, так и слушателем. Их молчание выполняет различные функции, однако может выполнять и сходные функции: терминационную и медитативную. Было выявлено, что только молчанию говорящего присущи такие функции как, выжидательная, эмотивная, риторическая. Только молчанию слушателя присущи такие функции как, дисконтактная функция, функция выражения недоверия, эмотивно-оценочная функция.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что молчание не относится к числу понятий, которые часто встречаются на страницах научной литературы. Изучение проблемы молчания как коммуникативного акта является особенно актуальной в настоящее время, так как она обусловлена крайней малоизученностью. Очевидно, что в лингвистике рост интереса к молчанию связан с установлением коммуникативной парадигмы и осознанием важности рассмотрения человека во всем разнообразии его коммуникативных проявлений. Наша речь немыслима без молчания, а молчание, в свою очередь, немыслимо без речи.
В ходе исследования, задачи, поставленные нами, были реализованы, цели достигнуты.



1. Аристов, С.А. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / С.А. Аристов // Тверской лингвистический меридиан: теоретический сборник. - Вып.1. - Тверь: ТГУ, 1998. - С. 74-79.
2. Арутюнова, Н.Д. Молчание: контексты употребления [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Язык речевых действий. - М.,1994. - С. 106-113.
3. Бейкер, А. Пресуппозиция и типы предложений [Текст] / А. Бейкер //
Новое в зарубежной лингвистике. - Вып.16: Лингвистическая
прагматика. - М.: Прогресс, 1985. - С. 406-418.
4. Белецкая, О.Д. Когнитивно-коммуникативный анализ диалога [Текст] / О.Д. Белецкая // Тверской лингвистический меридиан: теоретический сборник. - Вып.2 - Тверь: ТГУ, 1999. - С. 37-42.
5. Богданов, В.В. Молчание как нулевой речевой знак и его роль в вербальной коммуникации [Текст] / В.В. Богданов // Языковое общение и его единицы. - Калинин, 1986. - С. 12-18.
6. Богданов, В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении [Текст] / В.В. Богданов // Языковое общение. Единицы и регулятивы. - Калинин, 1987. - С. 18-25.
7. Богданов, К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens [Текст] / К.А. Богданов. - СПб.: РХГИ, 1997. - 352 с.
8. Вежбицка, А. Речевые акты [Текст] / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1985. - С. 251-275.
9. Гак, В.Г. Высказывание и ситуация [Текст] / В.Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1972. - С. 349-372.
10. Данилов, С.Ю. Тактика молчания в речевом жанре проработки [Текст] / С.Ю. Данилов // Русский язык в контексте современной культуры. - Екатеринбург, 1998. - С. 67-78.
11. Душенко, К.В. Большая книга афоризмов [Текст] / К.В. Душенко. - М.: Эксмо, 2003. - 447 с.
12. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 262 с.
13. Кибрик, А.Е. Молчание как коммуникативный акт [Текст] / А.Е. Кибрик // Действие: лингвистические и логические модели: тезисы доклада. - М., 1991. - С. 49-50.
14. Крестинский, С.В. Интерпретация актов молчания в дискурсе [Текст] /
С.В. Крестинский // Язык, дискурс и личность. - Тверь, 1990. - С. 38¬45.
15. Крестинский, С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге [Текст] / С.В. Крестинский // Личностные аспекты языкового общения. - Калинин, 1989. - С. 92-97.
16. Крестинский, С.В. Коммуникативно-прагматическая структура акта молчания [Текст] / С.В. Крестинский // Коммуникативно- функциональные аспекты языковых единиц. - Тверь, 1993. - С. 59-66.
17. Крестинский, С.В. Молчание в системе невербальных средств коммуникации [Текст] / С.В. Крестинский // Тверской лингвистический меридиан: теоретический сборник. - Вып.1. - Тверь, 1998. - С. 74-79.
18. Кънева, Н.К. Условия успешности коммуникативного акта [Текст] / Н.К. Кънева // Язык и дискурс. - Тверь, 1997. - С. 26-23.
19. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл.ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
20. Меликян, С.В. Речевой акт молчания в структуре общения [Текст] : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / С.В. Меликян. - Воронеж: ВГУ,2003. - 177 с.
21. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория [Текст] /
А.К. Михальская. - М.: Academia, 1998. - 432 с.
22. Мокиенко, В.М. Школьный словарь крылатых выражений Пушкина [Текст] / В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. - 800 с.
23. Павиленис, Р.И. Понимание речи и философия языка [Текст] Р.И.
Павиленис // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып.17: Теория
речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С. 380-388.
24. Столкнейкер, Р.С. Прагматика [Текст] / Р.С. Столкнейкер // Новое в
зарубежной лингвистике. - Вып.16: Прагмалингвистика. - М.:
Прогресс, 1985. - С. 419-438.
25. Сусов, И.П. Языковое общение и лингвистика [Текст] / И.П. Сусов // Языковое общение: Единицы и регулятивы. - Калинин, 1985. - С. 3-12.
26. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. / Сост., пер., вступительная статья, прим. А.В. Михайлова. - М.: Гнозис, 1993. - 464 с.
27. Шабанова, Я.В. Речевой акт «Молчание» в структуре вербальной и невербальной коммуникации [Текст] / Я.В. Шабанова // Язык, коммуникация и социальная среда. - Вып. 7. - Воронеж: ВГУ, 2007. -С. 183-92.
28. Шилова, С.В. Разработка принципов речевого общения: основные направления и тенденции [Текст] / С.В. Шилова. - СПб., 1997. - 16 с.
29. Юганов, В.И. Роль иллокутивных индикаторов в интерпретации текста [Текст] / В.И. Юганов // Личностные аспекты языкового общения. - Калинин, 1989. - С. 37-45.
30. Bruneau, J. Communicative silences: forms and functions [Text] / J. Bruneau // The Journal of Communication. - 1973. - №23. - P. 17-46.
Список источников иллюстративного материала
1. Бекетт, С. В ожидании Годо [Электронный ресурс] / С. Бекетт. - Режим доступа: http: //www.theatre-library.ru/filesZb/beckett/beckett_9 .html
2. Брэндон, Т. Тетка Чарлея [Электронный ресурс] / Т. Брэндон. - Режим доступа: http://gutenberg.net.au/ebooks13/1300571 .txt
3. Мережковский, Д.С. Стихотворения и поэмы [Текст] / Д.С. Мережковский / Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания К.А. Кумпан (Новая Библиотека поэта). - СПб.: Академический проект, 2000. - 928 с.
4. Хаггард, Г.Р. Копи царя Соломона [Электронный ресурс] / Г.Р.Хаггард.
- Режим доступаhttp:ZZknijky.ru/booksZkopi-carya-solomona
5. Шоу, Б. Огастес выполняет свой долг [Электронный ресурс] / Б. Шоу. - Режим доступа: http:ZZlib.ru/INPROZZSHOUZogast.txt
6. Шоу, Б. Пигмалион [Электронный ресурс] / Б. Шоу. - Режим доступа: http:ZZwww.lib.ru/INPROZZSHOUZpigmalio.txt
7. Beckett, S. Waiting for Godot: a tragicomedy in two acts [Electronic resource] / S. Beckett. - Режим доступа:http: //samuel-beckett.net/Waitingfor_Godot_Part 1 .html
8. Brandon, Th. Charley’s Aunt [Electronic resource] / Th. Brandon. - Режим доступа:httpr/gutenberg.net. au/ebooks 13/1300571 .txt
9. Haggard, H.R. King Solomon’s Mines [Electronic resource] / H.R.Haggard.
- Режим доступа:http: //pinkmonkey^om/dl/library 1 /solomon.pdf
10. Shaw, B. Augustus Does His Bit [Electronic resource] / B. Shaw. - Режим доступа:http:ZZwww.gutenberg.orgZfilesZ3487Z3487-h/3487-h.htm
11. Shaw, B. Pygmalion [Electronic resource] / B. Shaw. - Режим доступа: http:ZZwww.bartleby.com/138Z


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ