Формирование навыков аудирования с использованием
трансформационных моделей на старшем этапе обучения по УМК
Spotlight 10 на примере изучения тем «Holidays», «Food and health»,
«Let’s have fun»
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические предпосылки применения трансформационных моделей в формировании навыков аудирования иноязычной речи 5
1.1 Формирование навыков аудирования как психолого-методическая
проблема 5
1.2 Применение трансформационных моделей в формировании навыков
аудирования как психолого-методическая проблема 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
Глава 2. Дидактические условия формирования навыков аудирования на старшем этапе обучения английскому языку (на примере тем «Holidays»,
«Food&Health», «Let’shavefun» по УМК Spotlight
10класс) 29
2.1. Дидактические условия реализации дотекстового этапа в аудировании 29
2.2 Дидактические условия обеспечивающие эффективность процесса
аудирования 35
2.3 Дидактические условия организации послетекстового этапа
аудирования на старшем этапе обучения английскому языку 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования.За последние годы число людей, изучающих иностранный язык, заметно возросло. Более того появилось стремление начинать обучать детей иностранным языкам с самого раннего возраста. Это в свою очередь обуславливает необходимость поиска наиболее подходящих способов мотивации школьников к изучению английского языка.
Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения видится в овладении школьниками умения общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Формирование навыков аудирования является необходимой предпосылкой формирования навыков говорения. Многие преподаватели давно оценили широкие возможности аудирования, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что навык аудирования чаще всего дает «сбой» в устном общении и требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Именно организации аудирования в старших классах и посвящена данная работа.
Объектом исследования следует считать процесс обучения аудированию в старшей школе.
Предмет исследования - применение трансформационных моделей в процессе формирования навыков аудирования.
Цель исследования - проанализировать теоретические предпосылки применения трансформационных моделей в формировании навыков аудирования иноязычной речи и обосновать дидактические условия формирования навыков аудирования на старшем этапе обучения английскому языку (на примере тем «Holidays», «Food&Health», «Let’shavefun» по УМК Spotlight 10класс.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы формирования навыков аудирования в теории и практике;
2) исследовать применение трансформационных моделей в формировании навыков аудирования;
3) обосновать дидактические условия реализации дотекстового этапа в аудировании;
4) обосновать дидактические условия эффективности
трансформационных моделей как средства формирования навыков аудированияв процессе изучения тем «Holidays», «Food&Health»,
«Let’shavefun» по УМК Spotlight 10класс;
5) исследовать дидактические условия организации послетекстового этапа аудирования на старшем этапе обучения английскому языку.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования:
- обобщение;
- систематизация;
- классификация.
Теоретическая значимость работы обусловлена углублением теоретических положений об аудировании в целом и использовании трансформационных моделей при формировании навыков данного вида речевой деятельности, в частности.
Практическая ценность данной работы определяется разработкой конкретных трансформационных упражнений по аудированию и возможностью их дальнейшего использованию в преподавательской деятельности.
В процессе проведения исследования мы решали следующие задачи.
Мы изучили состояние проблемы формирования навыков аудирования в теории и практике. Нами было выяснено, что аудирование можно считать неотъемлемым элементом развивающего обучения. Результатом аудирования, который обуславливается исключительно повторением, является способность учащихся выполнять тренировочные упражнения на подстановки и замены морфем, используя правила согласования, и неспособность участвовать в общении.
Далее мы исследовали применение трансформационных моделей в формировании навыков аудирования. Нами было выяснено, что обучение аудированию нацелено на понимание и основное внимание должно фокусироваться на двух моделях ответной реакции: вопросно - ответно ориентированной модели и модели, ориентированной на выполнении заданий. Применение трансформационных моделей помогает сохранять активную позицию учащихся в процессе аудирования, поскольку предлагаемая информация является необходимой для решения определенной коммуникативной или практической проблемы, для успешной коммуникации.
Далее мы обосновали дидактические условия реализации дотекстового этапа в аудировании. Мы выяснили, что этап предтекстовой ориентировки оказывает мотивационное влияние на учащихся, включая формулировку самого задания, способы его выполнения, снятие трудностей, формы контроля понимания и т.д. Таким образом, от первичной установки зависит уровень понимания, концентрация учащихся, и, как следствие, процент понимания текста при аудировании. Мотивационная установка помогает учащимся обратить внимание на трудности и вопросы, которые могут возникнуть в процессе аудирования, а также способы их решения. При этом, когда установки и задачи ясны, текст может восприниматься и усваиваться обдуманно, с пониманием его смысла и значения. Задача педагога при предварительной подготовке - возбуждение интереса к аудированию и к тексту, который необходимо прослушать, а также подготовка к форме работы и ее организации при прослушивании аудиотекста.
Далее мы проводили анализ дидактических условий эффективности трансформационных моделей как средства формирования навыков аудированияв процессе изучения тем «Holidays», «Food&Health», «Let’shavefun» по УМК Spotlight 10класс, а также в процессе послетектового этапа аудирования. Мы выяснили, использование широкого спектра упражнений на аудирование, позволяет поддерживать мотивацию к обучению в рамках преподавания английского языка. При этом мы также выяснили, что в УМК Spotlight 10 класс используется большое количество контрольных упражнений, что позволяет не только выявить и вовремя устранить недостатки в обучении, но и помогает в лучшем усвоении пройденного материала.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.