Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Работа №63068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2014
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическая основа исследования. Трансформации повседневной жизни человека под воздействием Интернета 7
1.1. Теория повседневности: концептуальный анализ, основные понятия . 7
1.2. Виртуализация повседневности как итог влияния Интернет-технологий 12
Глава II. Специфика воздействия Интернет-технологий на основные конституирующие элементы повседневности 17
2.1. Трансформация темпоральности в культуре информационного общества посредством введения в повседневность Интернет-технологии . 17
2.2 Влияние Интернета на повседневность: социокультурные аспекты 22
2.2.1. Социальные сети как средство коммуникации 22
2.2.2. Интернет-технологии в образовании 30
2.2.3. Интернет-торговля 34
2.1.4. Досуг on-line 38
Глава 3. Виртуализация: ожидаемые последствия 42
Заключение 50
Список используемой литературы 55
Приложение 1. Интернет 60
Приложение 2. Никнейм 62
Приложение 3. Число активных пользователей социальных сетей в России . 63
Приложение 4. Социальная сеть «В контакте» 64
Приложение 5. Социальная сеть «Одноклассники» 65
Приложение 6. Интернет-торговля в России по итогам 2013 года 66


В культуре информационного общества, где миром управляет информация, ставшая, в свою очередь, его производительной силой и определяющим фактором его развития, главным и самым дорогостоящим товаром, все большее значение принимает понимание того, каким образом эти процессы влияют на структуры повседневности. Интернет как глобальная система для хранения и передачи информации с каждым годом становится объектом все более пристального внимания исследователей из разных областей знания.
Интернет с каждым днем все больше проникает в жизнь каждого человека, и современное общество уже не может обходиться без социальных сетей, навигаторов, поисковых систем и блогов. Благодаря современным Интернет- технологиям появляется возможность коммуникации с людьми по всему миру, видеть и слышать их, искать любую информацию, не выходя из дома.
С одной стороны, это чрезвычайно полезная оперативная информационная система глобального масштаба. Но, с другой стороны, Интернет представляет собой информационную реальность, которая зачастую выходит из под контроля и живет во многом самостоятельной жизнью, развивается по своим законам, далеко не все из которых изучены.
Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок превратился в социальную систему, субъектами которой становятся как отдельные личности, так и группы и общности, в нем полностью копируется структура реального общества, в Интернет нередко переходят социальные и этические проблемы, такие как социализация и социальное отчуждение посредством Интернета, самоидентификация личностей и групп и т. д. Важным представляется исследование развития социальной системы Интернета, ее социальных вызовов и угроз. Он «вторгается» в реальные социальные отношения и подчас меняет знаки ориентирования: где настоящая, а где ненастоящая реальность.
Очевидно, что одной из главных характеристик современной культуры является виртуализация повседневности. Учитывая то, что всемирная глобальная сеть Интернет создана для хранения и быстрого обмена информацией, необходимо отметить, что она стала отражением и своеобразным концентратом существующей социальной, экономической и духовной реальности.
Информация в современном мире практически свелась к коммуникации, которая становится почти самодостаточной. Из простого средства общения Интернет постепенно превращается в среду виртуализации самого общества. В условиях информационного общества виртуальная реальность готова заменить большинство основных социальных институтов (включая семью, образование, экономические и политические институты и пр.). Поэтому необходимость осмысления трансформации повседневной сферы жизни человека посредством использования Интернет-технологии приобретает практическую значимость и становится все более актуальной.
Тема повседневности является сравнительно новой и малоизученной. Несмотря на то, что вопрос влияния повседневности на культуру интересовал философов со времен Античности, к разностороннему анализу повседневности философская наука в лице Г. Зиммеля, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера приступила лишь на рубеже XIX-XX веков. Кризисные явления в повседневной жизни рассматривали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Камю, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм. Проблемы обыденного существования разрабатывались У. Джеймсом и Г. Гарфинкелем.
В русской философской традиции проблема повседневности поднималась в трудах Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина. В философии советского периода научный интерес к повседневному существованию человека проявился лишь в конце 80-х годов XX века. Среди российских исследователей, посвятивших свои труды изучению повседневности, особо следует выделить А.А. Ахутина, Е.В. Золотухину-Аболину, Л.Г. Ионина, И.Т. Касавина, Г.С. Кнабе,
B. В. Корнева, В.Д. Лелеко, Б.В. Маркова, И.П. Полякову, Г.М. Пурынычеву, C. М. Фролову, С.П. Щавелева и др.
В последние десятилетия современный мир как виртуальный анализируется в широком круге работ различных теоретических и философских направлений. Термин «информационное общество» прочно вошел в научный и медиа дискурс. Кроме макросоциальных феноменов, объектом, на котором можно наблюдать изменения, является повседневная жизнь людей. Виртуализация в виде Интернета, медиа, сотовых телефонов проникает в обыденную реальность и преобразует ее течение. Современные теории созданы Ж. Бодрийяром, М. Кастельсом, Н. Луманом.
Однако проблема трансформации повседневности посредством использования Интернет-технологий по-прежнему остается малоизученной. Все это обусловило выбор темы и предмета данной дипломной работы, определило ее цель и задачи.
Объектом настоящего исследования является социокультурное пространство повседневности.
Предмет исследования - изменение повседневной жизни человека под влиянием Интернет-технологий.
Целью данной работы является исследование влияния Интернет- технологий на повседневную жизнь современного общества.
Исходя из поставленной цели, в исследовании ставятся следующие задачи:
1. раскрыть понятие повседневности, выявить основные сферы, функции и характеристики повседневности;
2. раскрыть социокультурные аспекты влияния Интернет - технологии на повседневность;
3. проанализировать влияние виртуальной среды на различные стороны социокультурной жизни человека: коммуникацию, образование, торговлю, досуг и т.д.;
4. проследить трансформацию темпоральности в культуре
информационного общества посредством введения в повседневность Интернет-технологии.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи дипломной работы.
В первой главе излагается теоретико-методологическая основа исследования, прослеживаются социокультурные аспекты влияния Интернет-технологий на повседневность.
Во второй главе анализируется процесс преобразований под воздействием Интернета таких сфер повседневности, как коммуникация, образование, купля-продажа и досуг, а также на основе трудов М. Кастельса и Л.А. Штомпель прослеживается трансформация темпоральности в культуре информационного общества посредством введения в повседневность Интернет-технологии.
В третьей главе делается попытка прогноза последствий глобальной виртуализации повседневной жизни вследствие повсеместного внедрения Интернет-технологии.
В заключении изложены результаты проведенного исследования, сформулированы выводы.
Исследование, выполненное в рамках данной дипломной работы, предполагало использование комплексного методологического подхода, включающего диахронический и синхронистический методы, сравнительно=исторический метод, элементы семиотического метода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными целями и задачами в данной дипломной работе были рассмотрены трансформации, которые претерпевает повседневность под влиянием Интернет-технологий.
В первой главе был дан краткий обзор философских концепций повседневности, а также рассмотрены социокультурные аспекты влияния Интернет-технологий на повседневность.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей повседневности позволил сделать вывод о том, что под повседневностью следует понимать сферу эмпирической жизни человека, отличительными чертами которой являются связь с практической деятельностью, прагматичность, коммуникативность, персонификация,
интерсубъективность, повторяемость, стереотипность, понятность. Повседневность реализуется в пространственно-временных координатах, она является темпоральным и топологическим опытом.
При исследовании социокультурных аспектов влияния Интернет- технологий на повседневность было рассмотрено такое явление, как виртуальная реальность - искусственно созданная при помощи технических средств нематериальная модель современного общества, объединяющая в себе членов этого общества, отвечающая их потребностям, в то же время свободная для проникновения и трансформации по инициативе любого из представителей этого общества, система.
В качестве свойств виртуальной реальности можно выделить три характеристики: нематериальность, условность и свобода. Виртуальная реальность предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. В эту эпоху индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и во все большей степени воспринимает мир как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Поэтому виртуализация - процесс замещения институционализированных практик симуляциями. Однако ощущения, которые переживает человек, навыки, которые он приобретает и даже возникающие под воздействием виртуальной реальности особенности мышления вполне реальны и проявляются не только в виртуальной среде, но и в повседневной жизни.
Вторая глава была посвящена анализу влияния Интернет-технологий на различные стороны повседневной жизни человека: коммуникацию, образование, торговлю, досуг, а также рассмотрению трансформации темпоральности в культуре информационного общества.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
• под влиянием прогресса информационных технологий происходит глобализация коммуникации - максимально расширяется то пространство, в котором происходят различные виды взаимодействия. Развитие Интернета сопровождается массовым переходом межличностного общения в виртуальную среду. Активность людей, общающихся через Интернет, их силы и время переориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на общение своего виртуального двойника со столь же виртуальными партнерами. Общение через Интернет как раз и привлекательно анонимностью, возможностью конструировать и трансформировать собственную виртуальную личность. С одной стороны, Интернет дает свободу идентификации; с другой - происходит «утрата» - отчуждение реального тела, статуса и т.д. Такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, творческая индивидуальность, активными пользователями Интернета утрачиваются; сознательно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность.
• Интернет-технологии активно преобразуют такую сферу повседневной жизни человека, как образование. Появилась возможность получения дистанционного образования и повышения квалификации, что особенно важно для жителей российской глубинки и людей с ограниченными возможностями. Такая форма образования позволяет значительно снизить затраты на обучение, обучать большее количество человек, создавать единую образовательную среду и повысить качество обучения при помощи визуализации учебных материалов. Существенным преимуществом дистанционного обучения, является гибкость и дальнодействие. Это означает, что учащийся может заниматься в удобное для него время, находясь на любом расстоянии от преподавателя, поддерживая связь при помощи технических средств. Однако образовательный сегмент российского рынка Интернет-услуг находится лишь в начале пути и требует дальнейшей доработки, в том числе и в плане контроля знаний обучающегося;
• процессы модернизации и виртуализации не могли не затронуть такой сферы человеческой деятельности как торговля. Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей. Вместе с тем, электронная торговля имеет и существенные недостатки: государство, контролирующее виртуальные финансовые потоки, может с помощью виртуальных манипуляций контролировать финансовое состояние каждого из своих граждан. Любой платеж, совершенный с помощью виртуальных денег можно отследить, его время, получателя, сумму и цель;
• Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для проведения досуга: прослушивание музыки, просмотр видео, онлайн- игры и т.д. Однако следствием чрезмерной увлеченности виртуальными развлечениями может стать компьютерная зависимость. Люди, подверженные подобной зависимости, стремятся проводить за работой в Интернете или компьютерными играми все больше времени, забывая при этом о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, и даже пренебрегая личной гигиеной и забывая о еде. Так погруженность в виртуальную среду меняет структуру повседневной жизни;
• современные технологии порождают феномены киберпространства и сетевого пространства, в которых разворачивается повседневная жизнь все большего числа людей. Основными характеристиками
темпоральности становятся нелинейность и псевдоцикличность, разупорядочивание, размывание биологической и социальной ритмичности, исчезновение солидаристского понимания времени, переход от периодических к непрерывным операциям.
Третья глава была посвящена ожидаемым последствиям виртуализации как следствия активного внедрения в повседневную жизнь Интернет- технологий. Проникновение виртуальной среды в реальную влечет за собой неотвратимые трансформации социума. Интеграция реальности в виртуальность и перенесения существующей системы общественных отношения в эфемерную цифровую среду ведут к тому, что человек не ощущает границы виртуального и реального;
Итак, в настоящее время Интернет превратился в существенный фактор, оказывающий влияние на повседневную жизнь значительного числа людей. Интернет многофункционален - это не просто среда личностного и делового общения, но и во все большей степени среда электронной коммерции, а также развлечений.
Таким образом, Интернет вторгается в повседневность сразу по нескольким направлениям: он трансформирует представления о пространстве и времени, расширяет коммуникационное пространство, способствует формированию сетевых сообществ, меняет характер трудовой деятельности, предоставляет новые возможности для коммерческой деятельности, игр и развлечений.
Однако по мере роста технической обеспеченности коммуникации и количественного роста виртуальных взаимодействий, значительно уменьшается число живых межличностных контактов, растет индивидуализация общества, возникает «интерактивное» одиночество, спецификой которого является вытеснение живых социальных контактов контактами виртуальными.



1. Балтага, И. История возникновения социальных сетей. Кто был первым? / И. Балтага // В СЕТКЕ - vsetke.ru[Электронный ресурс]: Режим доступа http: //vsetke. ru/po st/20447276.
2. Банных, Г.А. Реальность виртуализации государственного управления / Г.А. Банных // Вопросы управления. - 2008. - № 2 [Электронный ресурс]: Режим доступаhttp://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2008/02/05/.
3. Бизнес в Интернете // Интернет в России и в мире [Электронный ресурс]: Режим доступаhttp: //www. bizhit.ru/index/obzor web commerc/0-22.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа http://bse.sci-lib.com/article005282.html.
5. Больше половины москвичей хотят сохранить анонимность в Сети //
Москва 24 [Электронный ресурс]: Режим доступа
http://www.m24.ru/articles/29990.
6. Виртуализация денег в современном мире // БИЗНЕС-КЛЮЧЪ. Деловой журнал [Электронный ресурс]: Режим доступаhttp://www.bkworld.ru/web-article/web-publication 257.html.
7. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Пер. В.И. Молчанова // Логос. - 2002. - № 1. - С. 132¬143.
8. Гутман, С. Образование в информационном обществе: Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу / С. Гутман. - СПб., 2004.
9. Заливанский, Б.В.Социально-информационная технологизация института государственного управления в виртуализирующемся социуме / Б.В. Заливанский // Социально-экономические и технические системы. - 2006.
- № 2. - С. 15-24.
10. Заковоротная, М. Понятие информационного общества // Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С. 649-661.
11. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов // Зачетка.рф.
Образовательная экономико-правовая библиотека: книги, учебники, лекции по экономическим и юридическим наукам [Электронный ресурс]: Режим доступа
кИр://зачетка.рф/Ьоок/7365/299692/ПОЛИТИКА:%20ВИРТУАЛИЗАЦИЯ%20ВЛАСТИ.Б1Ш1.
12. Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема / Д.В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. - СПб., 2000. - Вып. 3.
13. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов вузов / Л.Г. Ионин [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.textfighter.org/raznoe/Sociolog/Ionin/ionin lg sotsiologiya kultury put v novoe tysyacheletie uchebnoe posobie dlya studentov vuzov.php.
14. Касавин, И.Т., Щавелев, С.П. Анализ повседневности / И.Т. Касавин, С.П. Щавелев. - М.: Канон+, 2004.
15. Кастельс, М. Галактика Интернет / М. Кастельс // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]: Режим доступа http://sbiblio.com/biblio/archive/kastels galaktika/.
16. Кастельс, М., Киселева, Э. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. - 2001. - № 1. - С.35-66.
17. Кириленко, Г.Г., Шевцов, Е.В. Философия / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. - М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»«, 2003.
18. Козлова Н.Н. Повседневность // Современная западная философия: Словарь / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ТОН-Остожье, 1998.
19. Корытникова, Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 85-93.
20. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003.
21. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. / М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005.
22. Минюшев, Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие / Ф.И.
Минюшев. - [Электронный ресурс]: Режим доступа
http://bookucheba.com/sotsiologiya-kulturyi-kniga/1virtualizatsiya-sotsialnoy-jizni-ojidaemyie-20289.html.
23. Мойсеева, Т.Б. Информационные технологии как средство
трансформации повседневной жизни человека: философско-
антропологический анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Т.Б. Мойсеева // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www. dissercat.com/content/informatsionnye-
tekhnologii-kak-sredstvo-transformatsii-povsednevnoi-zhizni-cheloveka-filoso#ixzz33fPmshK1.
24. Мойсеева, Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект / Т.Б. Мойсеева // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 2. - С. 21-28.
25. Муханова, С.А. Социальные проблемы виртуализации образовательного пространства: региональный аспект: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / С.А. Муханова // Электронная библиотека диссертаций dslib.net[Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.dslib.net/soc-struktura/socialnye-problemy-virtualizacii-obrazovatelnogo-prostranstva-regionalnyj.html.
26. О проекте «Универсариум» [Электронный ресурс]: Режим доступа http: //universarium. org/proj ect/.
27. Рынок социальных сетей // Future Today. Карьера на взлете [Электронный ресурс]: Режим доступаhttp://fut.ru/info/linkedin-case-net/.
28. Самая первая социальная сеть // Справочно-энциклопедический портал
Samogo.Net[Электронный ресурс]: Режим доступа
http://samogo.net/articles.php?id=3988.
29. Силаева, В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: Дис. канд. соц. наук / В.Л. Силаева. - М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2004.
30. Слабко, Ю. Рейтинг социальных сетей 2014 по количеству пользователей / Ю. Слабко // SEOROS [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.seoros.ru/146-reyting-socialnyh-setey-2014-po-kolichestvu-polzovateley.html.
31. Троллинг // ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]:
Режим доступа
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%EB%EB%E8%ED%E3.
32. Философский словарь: ВСловаре.Ру [Электронный ресурс]: Режим
доступа http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/virtualnoe-virtual-
virtualnaja-realnost/277650.
Чем опасны социальные сети // Поэтому.Ру. Ежедневное издание для всех любознательных [Электронный ресурс]: Режим доступа
http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/psikhologija/chem opasny socialnye seti/4-1-0-185.
34. Что такое никнейм, ник, nickname и как его придумать? // Nick-Name.ru[Электронный ресурс]: Режим доступаhttp: //nick-name. ru/about/.
35. Чугунов, А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие / А.В. Чугунов. - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.
36. Штомпель, Л.А. Смыслы времени / Л.А. Штомпель. - Ростов-на-Дону, 2001.
37. Шумакова, Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета / Е.В. Шумакова // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 6. - С. 39-41.
38. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129-137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ