Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования способов выражения вероятности в современном английском языке
1.1. Подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия “вероятность”
1.2.Основные характеристики способов выражения вероятности в современном английском языке
1.2.1. Модальные глаголы со значением “вероятность” в английском
языке
1.2.2. Применение модальных слов для выражения вероятности Выводы по главе I
Глава II Практические аспекты изучения способов выражения вероятности на уроках английского языка.
2.1. Особенности изучения модальных глаголов для выражения вероятности.
2.2. Использование упражнений при изучении модальных глаголов в значении вероятности.
2.3 Использование видеоматериалом при изучении модальных глаголов в значении вероятности.
Вывод по главе II Заключение
Список использованной литературы
В наши дни в английском языке можно наблюдать применение немалого количества способов выражения вероятности. Значение вероятности может быть передано при помощи модальных глаголов, которые утратили присущий им изначальный смысл, а также модальных слов. Модальные глаголы передают различные оттенки предположения, начиная с предположения, граничащего с уверенностью и заканчивая предположением, в котором говорящий не уверен. Именно модальные глаголы являются основным инструментом передачи значения вероятности и модальности в целом. Так как эти глаголы дают лишь оценку совершенного действия, а не само действие, в роли самостоятельного члена предложения их не используют, они утрачивают свою смысловую нагрузку. Модальных слова в такой же степени играют существенную роль при выражении вероятности. Изучение модальных слов в качестве части речи затрагивает весьма интересную задачу лингвистики наших дней. Среди ученых до сих пор идет множество споров о вопросе модальных слов как о частях речи. Некоторые из них относят модальные слова к наречиям, другие лингвисты подразделяют их в отдельную группу слов.
Если затрагивать тему сослагательного наклонения в значении предположения, то и здесь возникают немалые разногласия в трактовке. И в наше время в английском языке существует много спорных точек зрения касательно сослагательного наклонения. Представляет серьезное затруднение определение формы глагола, обозначающей предполагаемое событие, когда она совпадает с формой изъявительного наклонения и аналитической формой сослагательного наклонения. В английском языке подразделяют дополнительные типы сослагательного наклонения, которые были определены некоторыми грамматистами в ряд иных видов сослагательного наклонения. Неоднозначность решения вопросов способов выражения вероятности подчеркивает актуальность темы дипломной работы.
Научная новизна работы заключается в том, что систематизация лексико-грамматических средств выражения вероятности в английском языке и их сравнение с аналогами в русском языке, а также проведенное распределение лингвистических средств по оси вероятности вносят определенный вклад в общее и сопоставительное языкознание.
Целью настоящей дипломной работы является анализ способов выражения вероятности в современном английском языке и их применению на уроках английского языка.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть различные точки зрения ученых на категорию “вероятность”.
2. Описать различные способы выражения вероятности в современном английском языке.
3. Рассмотреть способы использования модальных глаголов для обозначения различных оттенков вероятности.
4. Исследовать вопрос о статусе модальных слов.
5. Создать методику использования упражнений и видеоматериалов, используемую при изучении модальных глаголов со значением вероятности.
Объектом дипломной работы являются модальные глаголы, модальные слова в современном английском языке.
Предмет дипломной работы- способы выражения вероятности в современном английском языке.
Теоретической основой данного исследования послужили положения по теоретической грамматике английского языка следующих авторов, как: М.Я. Блох, В.Н. Жигадло, А.И. Смирницкий, Б.А. Ильиш, И.П. Иванова, Е.А. Корнеева и другие.
Основными методами лингвистического исследования,
примененными в данной работе, являются сравнительный,
сопоставительный, трансформационный, дистрибутивный и аналитические методы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что положения, выдвинутые в данном исследовании, способны послужить основой для дальнейшего улучшения применения способов выражения предположения в современном английском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в ходе занятий по английскому языку, в частности, в курсе грамматики при прохождении таких тем, как «Выражение вероятности в английском языке», «Характерные черты английского синтаксиса», «Аналитические формы в английском языке».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В современном мире умение правильно использовать информацию, правильно выражать свои мысли играет очень большую роль. Поэтому так важно уметь корректно подобрать и использовать средства выражения того, или иного модального значения. Дальнейшее изучение данной темы дает нам возможность найти универсальные средства и методы выражения модальности. Разнообразие техник и стилей различных лингвистов отражает ее многогранность и представляет большие перспективы в развитии языка.
Изучение способов выражения вероятности и модальных глаголов в целом - один из самых сложных вопросов в теории и практике преподавания языка. В связи с этим проблема дифференциации модальных глаголов остается актуальной для исследования. Очевидно, что традиционные взгляды не охватывают всей полноты модальных глаголов как проблемы исследования. Поэтому необходимо обращать внимание не только на формально - грамматические признаки, структурные характеристики и семантические особенности, но и учитывать особенности употребления модальных глаголов определенном контексте, их стилистические и функциональные черты.
Очень эффективным в этом плане является метод с использованием видеоматериалов. Было выявлено её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Нетрадиционные методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным,
что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
На наш взгляд перспективным направлением в изучении данной темы является диагностика всех представленных подходов, и на их основе образование единой системы средств выражения вероятности и модальности в целом. В процессе преподавания следует уделить больше внимания практическому использованию средств выражения модальности, чаще употребляя их в живой разговорной речи, тем самым стимулировать потребность учащихся в применении определенных конструкций модальности. Этим в свою очередь обусловливается разработка новейших программ обучения.
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов:словарь/ О.С. Ахманова.-М.:Стереотип, 2013. -45 с.
2. Бархударов, Л.С. Грамматика английского языка.:учеб.для вузов/ Л.С. Бархударов, Д.А. Штелинг.- М.: Книжный дом «Либроком». - 2012. - 234 с.
3. Барабаш Н.А. Руководство к лучшей грамматике. М.2012-366 с.
4. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. М.2013- 69 с.
5. Беляева М.А. Грамматика английского языка. М.2014.-70 с.
6. Блох, М.Я. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. для студентов филол. фак. и фак. англ. яз. педвузов/ М.Я. Блох - М.: Высш. школа, 2012. - 18 с.
7. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике:учеб.- метод.пособие/ В.В. Виноградов. - М.:Наука, 2014. - 66 с.
8. Виноградова Л.П. Грамматика английского языка. М. 2014.-100 с.
9. Вейхман, Г.А. Новое в грамматике английского языка:учеб.для вузов/ Г.А. Вейхман.-М.:АСТ Астрель, 2012. - 155 с.
10. Верховския, И.П. Практикум по английскому языку. Глагол:учеб.для вузов/ И.П. Верховския, Т.А. Расторгуева, Л.А. Бармина. - М.: АСТ Астрель. - 2014. - 88 с.
11. Голубева, Т.М. Модальные глаголы (английский как второй язык):учеб.для вузов / Т.М. Голубева. - М.:РИФ «Интеграф»,2014. - 79 с.
12. Гордон, Е.М. Грамматика современного английского языка (A Grammar of Present-day Еп§НвЬ):уч.для вузов/ Е.М. Гордон, И.П. Крылова. - М.: Книжный дом «Университет». - 2013. -345 с.
13. Ермолаева. Л. С. О сущности модальности/ Л.С. Ермолаева. - М.: Проспект . - 2005. - 25с.
14. Жигадло, В.Н. Современный английский язык. Теоретический курс грамматики:учеб.для вузов/ В.Н. Жигадло, И.П. Иванова, Л.Л. Иофик. - М.:изд. «Литература на иностранных языках», 2011. - 301 с.
15. Зильберман, Л. И. Соотношение анализа и перевода при обучении изучающему чтению на иностранном языке / Л. И. Зильберман, 2001. - 6575с.
16. Иванова, И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка: учеб.для вузов/ И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов. - М.: Высш. школа, 2011. - 64 с.
17. Ионина, А.А . Англ.грамматика. Теория и практика:уч.для вузов/ А.А. Ионина, А.С. Саакян. - М.: Проспект. - 2011. - 77 с.
18. Качалова, К.Н. Практическая грамматика английского языка:уч.для вузов/ К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич. - М.:Ладком. - 2012. - 36 с.
19. Кортни, Р. Английские фразовые глаголы:учеб.для вузов/ Р.Кортни. - М.: Русский язык, 2014. - 74 с.
20. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов:словарь/ Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2011. - 35-36 с.
21. Ломаев Б. Ф. К вопросу о модальности в логике и лингвистике/ Б.Ф. Ломаев— М.: Буки-Веди, 2014. — 88-90с.
22. Смирницкий, А.И. Лексикология английского языка:уч.для вузов/ А.И. Смирницкий. - М.:Высш.образование, 2012. - 88 с.
23. Черненко, Д.В. Модальные галголы английского языка:уч.для вузов/ Д.В. Черненко. - М.: Эксмо, 2011. - 125 с.
24. Aijmer, Karin. Seem and evidentiality/ Karin Aijmer: Functions of Language, 2009. - 63-88 c.
25. Chandler, Raymond. Farewell, my lovely/ Raymond Chandler: Collins ELT, 2014. - 69-71 p.
26. Chichton, Michael. Disclosure/ Michael Chichton:Random House Audio, 2011.-166-170 p.
27. Cornillie, Bert. Evidentiality and epistemic modality/ Bert Cornillie: Functions of Language, 2009.-32-44p.
28. Fleming, Ian. The man with the Golden Gun/ Ian Fleming: Penguin Books LTD, 2012. - 220-223 p.
29. Golden, Arthur. Memoirs of a Geisha/ Arthur Golden: Dambi, 2011. - 156160 p.
30. Palmer Frank R. Modals and Actuality/ Frank R. Palmer: Journal of Linguistics, 2009. - 1-23p.
31. Plungian Vladimir. The place of evidentiality within the universal grammatical space /Vladimir Plungian: Journal of Pragmatics, 2001.-349-357p.
32. Tolkien, J.R. Fellowership of Ring/ J.R. Tolkien: H. Miffin, 2013. - 68-69 p.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
1. «Потому что я так хочу» («Because I said so», реж. Майкл Леманн, 2007)
2. «Брюс Всемогущий» («Bruce Almighty», реж. Том Шедьяк, 2003)
3. «Шерлок Холмс» («Sherlock Holmes», реж. Гай Ричи, 2009)