ФУНКЦИОНАЛЬНО - СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ НАЧИНАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВИДА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ. . . . 7
1.1 Проблема вида в английском языке и русском 7
1.2 Вид. Видовой характер глагола в английском языке 17
1.3 Проблема перфектных форм 19
1.4 Функционально- семантическое поле аспектуальности в английском и
русском языках 21
1.5 Видовой характер глагола и способы глагольного действия 28
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
НАЧИНАТЕЛЬНОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В АНГЛИЙСКОМ
ЯЗЫКЕ 31
2.1 Функциональная грамматика и понятие функционально-семантического
поля 31
2.2 Сопоставительный анализ средств передачи значения начинательности
глагольного действия в английском языке 37
2.2.1 Лексико-грамматические средства начинательности глагольного действия в английском языке 39
2.2.2 Лексико-синтаксические средства начинательности глагольного действия
в английском языке 42
2.2.3 Контекстуальные средства начинательности глагольного действия в
английском языке 43
2.2.4 Лексические средства начинательности глагольного действия в
английском языке 43
Выводы по 2 главе 45
ГЛАВА 3. Система упражнений, направленные на выработку речевых навыков, использование разноуровневых средств выражения начинательности действий. 46
3.1 Формирование грамматических речевых навыков 46
3.2 Система упражнений для выработки грамматических речевых навыков . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВИДА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ. . . . 7
1.1 Проблема вида в английском языке и русском 7
1.2 Вид. Видовой характер глагола в английском языке 17
1.3 Проблема перфектных форм 19
1.4 Функционально- семантическое поле аспектуальности в английском и
русском языках 21
1.5 Видовой характер глагола и способы глагольного действия 28
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
НАЧИНАТЕЛЬНОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В АНГЛИЙСКОМ
ЯЗЫКЕ 31
2.1 Функциональная грамматика и понятие функционально-семантического
поля 31
2.2 Сопоставительный анализ средств передачи значения начинательности
глагольного действия в английском языке 37
2.2.1 Лексико-грамматические средства начинательности глагольного действия в английском языке 39
2.2.2 Лексико-синтаксические средства начинательности глагольного действия
в английском языке 42
2.2.3 Контекстуальные средства начинательности глагольного действия в
английском языке 43
2.2.4 Лексические средства начинательности глагольного действия в
английском языке 43
Выводы по 2 главе 45
ГЛАВА 3. Система упражнений, направленные на выработку речевых навыков, использование разноуровневых средств выражения начинательности действий. 46
3.1 Формирование грамматических речевых навыков 46
3.2 Система упражнений для выработки грамматических речевых навыков . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
Категория вида английского языка была и остается предметом наиболее ожесточенных споров грамматистов самых разных направлений. Сюда относятся проблемы видового характера, проблема разграничения глагольного вида и способов действия, а также определение и соотнесение перфектных форм английского глагола. Всё это определило выбор темы нашего исследования.
Проблемой определения вида занимались отечественные и зарубежные грамматисты, такие известные ученые как Бондарко А.В., Бархударов Л.С., Виноградов В.В., Ильиш Б.А., и т.д.
В данной дипломной работе мы попытаемся выявить и описать проблему вида и видового характера глагола в английском и русском языках, затем подробно рассмотрим проблему перфектных форм, так как трактовка перфектных форм неразрывно связана с проблемой вида в английском языке. Предложим различные трактовки функционально-семантических полей средств передачи начинательности глагольного действия в английском и русском языках и, наконец, сделаем анализ способов перевода английских средств на русский язык.
Начинательность глагольного действия является обширно используемой категорией, представленной аналитическими средствами, с содержанием глагольно-герундийных, глагольно-инфинитивных, глагольно-именных
аналитических структур.
Объектом исследования является начинательность глагольного действия, как один из способов глагольного действия в английском языке.
Предметом исследования является разноуровневые средства выражения начинательности действия в английском языке.
Актуальность темы исследования обусловлена общей актуальностью проблемы вида в английском и русском языках. Категория вида и аспектуальности привлекала и привлекает лингвистов не только в английском языке, но и других языках, в частности в русском, в тюрских языках (где лингвисты всё ещё не пришли к единому мнению о наличии категории вида). И даже в русском языке наличие грамматического вида ставится под сомнение.
Целью данного исследования является выявление системы средств выражения значения начинательности глагольного действия в английском и русском языках и разработка системы упражнений. Цель исследования требует решения следующих задач:
1. Сделать обзор теоретических работ, посвящённых проблеме вида в английском и русском языках, рассмотреть разные точки зрения на данную проблему в процессе обсуждения вопроса видового характера глагола.
2. Определить место перфекта в системе видовременных форм.
3. Установить связь способов действия и грамматического вида и их место в функционально-семантическом поле аспектуальности. Изучить проблему функционального анализа грамматических категорий, которая охватывает такие вопросы, как соотношение семантических и структурных функций, языковые семантические функции и понятийные категории, функционально-семантические поля, функционирование грамматических форм и контекст.
4. Методом сплошной выборки собрать фактический материал из произведений художественной литературы (английских, американских авторов), словарей и грамматических пособий, иллюстрирующий средства передачи начинательности глагольного действия в английском и русском языках.
5. Классифицировать собранный практический материал с точки зрения из соотнесённости к разным уровням языка и систематизировать их в виде функционально-семантических полей.
6. Разработать систему упражнений, направленных на выработку речевых навыков использование разноуровневых средств выражения начинательности действия.
Новизна исследования заключается в использовании понятия функционально-семантического поля, разработанного В.А. Бондарко.
Практическая ценность нашей работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка в средней школе и в высшем учебном заведении.
Теоретико-методологической базой нашего исследования являются работы таких как Бархударов Л.С., Блох М.Я., Ильиш Б.А., Виноградов В.В., Кошевая И.Г., Слюсарева Н.А. и т. д.
Эмпирической базой послужили произведения художественной литературы англоязычных и русских авторов.
Структура ВКР:
Данная дипломная работа состоит из оглавления, введения, трёх глав, заключения и библиографии.
Во введении мы определяем предмет, объект и цели исследования. В первой главе мы рассматриваем проблему вида в английском и русском языках, видовой характер глагола и способы глагольного действия, их место в функционально-семантическом поле аспектуальности. Во второй главе мы охватываем такие вопросы как функционально-семантическое поле, функционирование грамматических форм и классифицируем собранный материал из произведений художественной литературы. В методической части разработаем систему упражнений, направленные на выработку речевых навыков, использование разноуровневых средств выражения начинательности действий. В заключении делаем вывод по всем проведённым анализам.
Проблемой определения вида занимались отечественные и зарубежные грамматисты, такие известные ученые как Бондарко А.В., Бархударов Л.С., Виноградов В.В., Ильиш Б.А., и т.д.
В данной дипломной работе мы попытаемся выявить и описать проблему вида и видового характера глагола в английском и русском языках, затем подробно рассмотрим проблему перфектных форм, так как трактовка перфектных форм неразрывно связана с проблемой вида в английском языке. Предложим различные трактовки функционально-семантических полей средств передачи начинательности глагольного действия в английском и русском языках и, наконец, сделаем анализ способов перевода английских средств на русский язык.
Начинательность глагольного действия является обширно используемой категорией, представленной аналитическими средствами, с содержанием глагольно-герундийных, глагольно-инфинитивных, глагольно-именных
аналитических структур.
Объектом исследования является начинательность глагольного действия, как один из способов глагольного действия в английском языке.
Предметом исследования является разноуровневые средства выражения начинательности действия в английском языке.
Актуальность темы исследования обусловлена общей актуальностью проблемы вида в английском и русском языках. Категория вида и аспектуальности привлекала и привлекает лингвистов не только в английском языке, но и других языках, в частности в русском, в тюрских языках (где лингвисты всё ещё не пришли к единому мнению о наличии категории вида). И даже в русском языке наличие грамматического вида ставится под сомнение.
Целью данного исследования является выявление системы средств выражения значения начинательности глагольного действия в английском и русском языках и разработка системы упражнений. Цель исследования требует решения следующих задач:
1. Сделать обзор теоретических работ, посвящённых проблеме вида в английском и русском языках, рассмотреть разные точки зрения на данную проблему в процессе обсуждения вопроса видового характера глагола.
2. Определить место перфекта в системе видовременных форм.
3. Установить связь способов действия и грамматического вида и их место в функционально-семантическом поле аспектуальности. Изучить проблему функционального анализа грамматических категорий, которая охватывает такие вопросы, как соотношение семантических и структурных функций, языковые семантические функции и понятийные категории, функционально-семантические поля, функционирование грамматических форм и контекст.
4. Методом сплошной выборки собрать фактический материал из произведений художественной литературы (английских, американских авторов), словарей и грамматических пособий, иллюстрирующий средства передачи начинательности глагольного действия в английском и русском языках.
5. Классифицировать собранный практический материал с точки зрения из соотнесённости к разным уровням языка и систематизировать их в виде функционально-семантических полей.
6. Разработать систему упражнений, направленных на выработку речевых навыков использование разноуровневых средств выражения начинательности действия.
Новизна исследования заключается в использовании понятия функционально-семантического поля, разработанного В.А. Бондарко.
Практическая ценность нашей работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка в средней школе и в высшем учебном заведении.
Теоретико-методологической базой нашего исследования являются работы таких как Бархударов Л.С., Блох М.Я., Ильиш Б.А., Виноградов В.В., Кошевая И.Г., Слюсарева Н.А. и т. д.
Эмпирической базой послужили произведения художественной литературы англоязычных и русских авторов.
Структура ВКР:
Данная дипломная работа состоит из оглавления, введения, трёх глав, заключения и библиографии.
Во введении мы определяем предмет, объект и цели исследования. В первой главе мы рассматриваем проблему вида в английском и русском языках, видовой характер глагола и способы глагольного действия, их место в функционально-семантическом поле аспектуальности. Во второй главе мы охватываем такие вопросы как функционально-семантическое поле, функционирование грамматических форм и классифицируем собранный материал из произведений художественной литературы. В методической части разработаем систему упражнений, направленные на выработку речевых навыков, использование разноуровневых средств выражения начинательности действий. В заключении делаем вывод по всем проведённым анализам.
В данной дипломной работе была исследована функционально-семантическая категория начинательности действия в английском языке. Решая задачи, мы проделали следующие виды работ:
1. Сделали обзор теоретических работ, посвящённых проблеме вида в английском и русском языках, рассмотрели различные точки зрения на данную проблему в процессе обсуждения вопроса видового характера глагола. Определили место перфекта в системе видовременных форм, установили связь способов действия и грамматического вида, их место в функционально¬семантическом поле аспектуальности.
2. Методом сплошной выборки собрали фактический материал из произведений художественной литературы, словарей и грамматических пособий, которые иллюстрируют средства передачи начинательности глагольного действия.
3. Сопоставив ФСП начинательности глагольного действия английского и русского языков, мы пришли к следующим выводам:
4. а) начинательность глагольного действия является обширно используемой категорией, представленной аналитическими средствами, с содержанием глагольно-герундийных, глагольно-инфинитивных, глагольно-именных аналитических структур;
б) можно определенно сказать, что в английском языке нет чисто грамматических средств, но лексико-грамматические средства доминируют над всеми остальными средствами и встречаются чаще в английском языке, особенно такие конструкции, где глагол выступает как глагол-связка в составном именном сказуемом, а в качестве лексического используются прилагательные. В английском языке наблюдаем глаголы с каузативным значением. В английском лексико-грамматические средства выражены в конструкциях с различными глаголами типа to get, to grow, to come.
в) в лексико-синтаксических средствах английского языка преобладают конструкции с глаголом to come. И отметим, что все эти средства используются в сочетании с предлогами;
г) рассмотрев контекстуальные средства, пришли к выводу, что наречия и обстоятельственные слова, входя в контекст предложения, привносят в семантическую структуру неначинательного глагола значение начинательности действия или состояния.
5. В третьей главе мы разработали систему упражнений, направленных на выработку речевых навыков использование разноуровневых средств выражения начинательности действия.
Таким образом, данная дипломная работа имеет теоретическую и практическую ценность для проведения дальнейших исследований в области теоретической грамматики английского языка и истории развития грамматического строя английского языка. А также может быть использована в учебных целях, для проведения теоретических, практических и семинарских занятий, написания курсовых работ по данным дисциплинам.
1. Сделали обзор теоретических работ, посвящённых проблеме вида в английском и русском языках, рассмотрели различные точки зрения на данную проблему в процессе обсуждения вопроса видового характера глагола. Определили место перфекта в системе видовременных форм, установили связь способов действия и грамматического вида, их место в функционально¬семантическом поле аспектуальности.
2. Методом сплошной выборки собрали фактический материал из произведений художественной литературы, словарей и грамматических пособий, которые иллюстрируют средства передачи начинательности глагольного действия.
3. Сопоставив ФСП начинательности глагольного действия английского и русского языков, мы пришли к следующим выводам:
4. а) начинательность глагольного действия является обширно используемой категорией, представленной аналитическими средствами, с содержанием глагольно-герундийных, глагольно-инфинитивных, глагольно-именных аналитических структур;
б) можно определенно сказать, что в английском языке нет чисто грамматических средств, но лексико-грамматические средства доминируют над всеми остальными средствами и встречаются чаще в английском языке, особенно такие конструкции, где глагол выступает как глагол-связка в составном именном сказуемом, а в качестве лексического используются прилагательные. В английском языке наблюдаем глаголы с каузативным значением. В английском лексико-грамматические средства выражены в конструкциях с различными глаголами типа to get, to grow, to come.
в) в лексико-синтаксических средствах английского языка преобладают конструкции с глаголом to come. И отметим, что все эти средства используются в сочетании с предлогами;
г) рассмотрев контекстуальные средства, пришли к выводу, что наречия и обстоятельственные слова, входя в контекст предложения, привносят в семантическую структуру неначинательного глагола значение начинательности действия или состояния.
5. В третьей главе мы разработали систему упражнений, направленных на выработку речевых навыков использование разноуровневых средств выражения начинательности действия.
Таким образом, данная дипломная работа имеет теоретическую и практическую ценность для проведения дальнейших исследований в области теоретической грамматики английского языка и истории развития грамматического строя английского языка. А также может быть использована в учебных целях, для проведения теоретических, практических и семинарских занятий, написания курсовых работ по данным дисциплинам.
Подобные работы
- Класс интерпретационных глаголов и проблемы их перевода (на материале чешского и английского языков)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022 - Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021



