Специфика использования электронных средств обучения в изучении временных понятий младшими школьниками с нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.2 Специфика использования электронных средств обучения в начальной школе для детей
1.3 Обучение учащихся начальной школы временным представлениям с помощью электронных средств обучения
Внимание!!! Если вам по каким то параметрам не подошла данная готовая работа, у вас есть возможность заказать у наших партнеров индивидуальное выполнение дипломной работы, подготовку курсового проекта, написание диссертации либо научной статьи по вашим требованиям, с учетом методических рекомендаций вашего ВУЗа и научного руководителя.
Современный период развития общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого–педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
В школах всё чаще учителя прибегают к использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках. Средства информационно-коммуникативных технологий обучения позволяют глубже раскрыть содержание учебных дисциплин, организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.
В тоже время вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми. Некоторые трудности восприятия времени сохраняются у детей в начале школьного обучения (Д.В. Клименченко, О. Комар, Е.Н. Тальянова, А.В. Тихоненко, С.Н.Шабалин, Я.А. Шор и др.). Тем более сложен процесс усвоения времени для детей с нарушениями речи.
Известно, что для школьников данной категории характерно нарушение процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Важность знания временных представлений заключается в том, что детям предстоит планировать свой день, свою деятельность во времени, влиять на ее ход и результат, экономить свое личное время. Поэтому вопросы формирования временных представлений у школьников очень значимы.
В работах многих современных исследователей (Глейзер Г.Д., Гужвенко Е.И., Капустина Т.В., Кравцов С.С., Майер В.Р., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Розов Н.Х., Якобсон Л.Л. и др.) подчеркивается необходимость использования электронных средств обучения (ЭСО) при изучении математики, а точнее при изучении временных представлений, имеется много ссылок на применение компьютера. При использовании компьютера в процессе изучения математики ученикам должна быть предоставлена возможность там, где это целесообразно, развивать и применять навыки использования ЭСО на его базе.
Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Цель: изучить специфику использования электронных средств обучения в изучении временных понятий младшими школьниками с нарушениями речи в условиях образовательной интеграции.
Объект исследования - временные представления младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс формирования временных представлений у школьников 1-4 классов с нарушениями речи с помощью электронных средств обучения.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
2.Изучить особенности использования электронных средств обучения в образовательном процессе начальной школы.
3.Проанализировать особенности использования электронных средств обучения при обучении временным представлениям в начальной школе.
4.Рассмотреть специфику работы с младшими школьниками с нарушениями речи при обучении временным представлениям.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, беседы.
1. Абрамова, С. П. Программа «Введение в геометрию»/ С.П.Абрамова //Современный урок.-2009.-№1.-С.122-128.
2. Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей/Б.Г.Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 1976. - 86 с.
3. Андерсен, Б. Бент. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс/ Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк; авторизованный перевод с английского. - 2 изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2008. - 224 с.
4. Белошистая, А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Книга для учителя / А.В.Белошистая. – М.: Классикс-стиль, 2004. – 112с.
5. Волкова, С.И. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы/ С.И. Волкова.– М.: Просвещение, 2007. – 96с.
6. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. -М.: АПН РСФСР, 1961. - 89 с.
7. .Гордиевских, В.М. Технические средства обучения / В.М. Гордиевских — Шадринск: ШГПИ, 2010. - 152 с.
8. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев — М.: Владос, - 2008. – 124 с.
9. Гусинский, Э.Н. Современные образовательные теории / Э.Н.Гусинский – М.: «Университетская книга», 2009. – 256 с.
10. Давидчук,А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества/А.Н.Давидчук. – М.: Педагогика, 1996. –342 с.
11. Дебашина, Е.Ю.Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения/Е.Ю.Дебашина//Начальная школа.-2003.-№7.С.101-103.
12. Ершова, Г.В.Использование геоплана на уроках математики/Г.В.Ершова//Начальная школа.-2003.-№12.-С.93-96.
13. Истомина, НБ. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед учеб. заведений/ Н.Б.Истомина.- М.: Акакдемия, 2000. - 288 с.
14. Колягин, Ю.М.Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения/ Ю.М.Колягин//Начальная школа - 2000.-№4.-С.26-32.
15. Кождаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова — М.: «Академия», 2001. - 256 с.
16. Медведева, Н.В.Занимательная геометрия .Игра «Пантомино»./Н.В.Медведева// Справочник классного руководителя.-2008.-№9.-С.60-63.
17. Мокрушина, О.А.поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро,М.А.Бантовой и др./О.А.Мокрушина.-М.:ВАКО,2005.-432 с.
18. Носенко, Л.Д.Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материал/Л.Д.Носенко//Начальная школа.-2004.-№9.-С.86-88.
19. Осипова, А.И. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий/ А. И. Осипова . — М.: Экон-Информ, 2011.- 227с.
20. Повышение результативности начального образования; проблемы и решения: учебно-методическое пособие/под. ред. Н.В. Калининой. - Ульяновск: ИПК ПРО,2003.-40 с.
21. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 208 с.
22. Семаго,Н.Я.Элементарные пространственные представления /Н.Я.Семаго.-М.: АЙРИС-пресс ,2006.-24с.
23. Тарасова, О.В.Роль наглядной геометрии в обеспечении приемственности при обучении математике/О.В.Тарасова//Начальная школа.-2001.-№5.-С.81-83.
24. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся/О.В.Трофимова.//Специалист.- 2003. - № 1.-С. 143 - 215.
25. Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). — М.: Локус-Пресс, 2008, - 64 с.