Введение 3
Глава 1. Обучение иностранному языку посредством чтения 7
1.1 Общая характеристика чтения как вида речевой деятельности 7
1.2 Классификация видов чтения 12
1.3 Роль и место чтения в процессе обучения иностранному языку 18
Глава 2. Технология обучения чтению в старших классах 27
2.1. Психологические особенности обучения чтению старшеклассников 27
2.2 Специфика литературно - художественных текстов (на основе рассказов О.
Генри) 32
2.3 Методические рекомендации по обучению домашнему чтению 35
2.4 Комплекс упражнений для обучения самостоятельному чтению, на основе
рассказов О. Генри 39
Выводы 45
Заключение 46
Библиографический список
Нововведения в государственной образовательной политике в области обучения иностранным языкам в России выдвинули задачу повышения требований к качеству подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, в том числе к овладению разными видами чтения на иностранном языке. В государственном стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку отмечено, что выпускник должен уметь читать литературу на изучаемом языке, используя разные стратегии чтения, то есть владеть умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового чтения. Эти виды чтения позволяют обеспечить решение практически всех задач обращения человека к печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями.
Обучению учащихся чтению - одна из важнейших задач обучения иностранного языка, это ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности.
Также чтение - один из самых важных процессов, без которого освоение иностранного языка является затруднительным. Чтение занимает значимое место в жизни современного человека, оно широко применяется в эстетических и познавательных целях. В реальной жизни чтение является отдельным, самостоятельным видом коммуникативной деятельности, для удовлетворения потребности в информации, содержащейся в тексте.
Чтение можно назвать как целью, так и средством обучения. Цель обучения чтению - формировать, развивать и совершенствовать умение извлечения информации из прочитанного текста. В качестве средства - выполнение разных упражнений. Для выполнения разнообразных заданий, связанных с текстом, нужно его прочесть. Только в дошкольном возрасте возможно обучение языку без опоры на чтение. [5, 94-99]
В методике преподавания иностранных языков одним из наиболее важных вопросов является разработка рациональных, актуальных, надежных методик обучения четырем видам речевой деятельности, в том числе чтению, что и обусловило выбор темы и ее актуальность.
Данная работа посвящена проблеме формирования и развития умений разных видов чтения на английском языке учащихся старших классов общеобразовательных школ, в том числе и внеурочного чтения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Дан теоретический анализ чтения как вида речевой деятельности, выявлены основные особенности, функции, виды чтения с точки зрения отечественной и зарубежной методики.
2. Выявлена и разработана система упражнений для самостоятельного чтения учащихся старших классов средней школы на основе рассказов О. Генри.
Предмет исследования: самостоятельное чтение художественной литературы в старших классах.
Объект исследования: чтение как вид речевой деятельности.
Цель данного исследования: теоретически и практически обосновать значимость введения самостоятельного чтения на старшем этапе обучения общеобразовательных школ.
Задачи:
1. Изучить чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования навыков и умений;
2. Проанализировать сущность, место, роль самостоятельного чтения текстов в системе учебной деятельности учащихся старших классов;
3. Рассмотреть различные виды чтения, определить их роль на разных этапах обучения языку;
4. Разработать методологические приемы обучения и комплекс упражнений для самостоятельного чтения на английском языке на старшем этапе обучения.
Теоретическая значимость заключается в анализе и детальном исследовании известных науке трудов отечественных и зарубежных авторов, методистов о чтении и его видах.
Практическая значимость состоит в том, что результаты и сформированные выводы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения чтения как самостоятельного вида речевой деятельности, а также для проведения учебных занятий по английскому языку для старших классов в образовательных школах.
В ходе работы были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научных и методических материалов по данной теме исследования, систематизация знаний, обобщение, сравнение, классификация;
- эмпирические: педагогический эксперимент с использованием
разработанного комплекса упражнений для самостоятельного чтения.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы страниц компьютерного текста.
Актуальность исследовательской работы, ее объект, предмет, цели, задачи и методы, используемые в ходе детального анализа темы курсовой работы, определены во Введении. К тому же, в данной части работы отражены научная новизна проводимой работы, а также формулируется ее практическая и теоретическая значимость.
В Первой главе курсовой работы рассматривается процесс обучения иностранного языка посредством чтения, общая характеристика чтения как вида речевой деятельности, его классификация, а также роль и место в процессе обучения иностранному языку.
Вторая глава исследует технологию обучения чтению в старших классах, а также методические рекомендации по обучению домашнему чтению, разработанный комплекс упражнений по рассказам О. Генри.
Итоги проделанной работы и перспективы дальнейших разработок по теме исследования находят свое отражение в Заключении.
К тому же, каждая глава сопровождается Выводами, отражающими промежуточные итоги в рамках исследования.
В ходе данной работы мы убедились в том, что чтение является одним из основных видов речевой деятельности.
В чтении, как и во всякой деятельности, различают два плана: содержательный (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальный (элементы процесса деятельности), причем ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель - результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей - понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста).
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы.
Многообразие и сложность задач обучения чтению заставляют в практике работы выделять различные группы и системы приемов, которые получили в методике название «видов чтения».
В ходе изучения специальной литературы крупнейших ученых, психологов и педагогов ХХ века (В.Д. Аракин, И.В. Рахманов, С.К. Фоломкина) мы выявили несколько классификаций видов чтения, одна из которых представляет для нас значительный интерес. Согласно данной классификации существуют следующие виды чтения: просмотровое чтение, ознакомительное и изучающее чтение.
Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов.
В результате проделанной работы и изучении материала по теме исследования, мы пришли к определенным выводам, а именно:
1.Чтение - не только средство обучения языку, но и самостоятельный вид речевой деятельности, следовательно, его нельзя подчинять устной речи, нужно отдельно учить пониманию текста.
2. Процесс обучения чтению складывается из обучения разным видам чтения.
3. При разработке упражнений и выбора тексов для домашнего чтения, необходимо учитывать как психолого - педагогические аспекты обучения чтению в старших классах, так и интересы учащихся.
4. Необходимо обучать старших классов самостоятельному чтению, применяя при этом соответствующие упражнения на формирование и развитие всех видов чтения (просмотровое, поисковое, изучающее)
Перспективой нашей дальнейшей работы над данной темой будет внедрение разработанных методических рекомендаций в профессиональную деятельность для достижения наилучшего усвоения иностранного языка учащимися.
1) Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. - 269 с.
2) Аракин В. Д. Методика преподавания английского языка в 5-7 классах средней школы. М., 1950, 220 с.
3) Артемов А.Ю. « Психология обучения иностранным языкам». М., «Просвещение», 1969, 43 с.
4) Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. - Английский язык, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: М.: «Просвещение», 2012
5) Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1996, 94-99 с.
6) Балакирева М. «Использование книги для чтения на уроках английского языка», «Английский язык», № 8, 1998, 15 с.
7) Беспалько В. П. Психологические парадоксы образования// Педагогика, 2000 №5
8) Беспальчикова Е. В. «Обучение анализу текста», ИЯШ, № 2, 2002
9) Буданова Е. А. Проблемы анализа текста на занятиях по иностранному языку [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. А. Буданова, 2008. - 67 с.
10) Васильева Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-2, 47-54 с.
11) Выгодский Л.С Мышление и речь//Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. М.. 1982
12) Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 411 с.
13) Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным
языкам.Лингводидактика и методика М.: Академия, 2006. 336 с.
14) Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для
студентов педвузов М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, —
15) Груздева И. В., Сурдуковская С. В. Реализация концепции
формирования читательской компетентности учащихся в
образовательной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2011.
№2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-
formirovaniya-chitatelskoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-obrazovatelnoy- deyatelnosti
16) Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, воз-можности [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева, 2010. - 157, [2] с
17) Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009. 280 с.
18) Колеченко, А.Р. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко, 2011. - 367 с.
19) Коробова О.В. Обучение изучающему чтению // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции (Г. Уфа, июль 2012)
20) Крупник К.И. Об обучении беспереводному чтению, Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке, 214 с.
21) Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. М.: «Высшая школа», 1981, 129 с.
22) Мишина Е. Ю., Тартаковская Е. В. Обучение чтению как виду
речевой деятельности в процессе изучения языка для специальных целей // Известия МГТУ. 2014. №2 (20). URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obuchenie-chteniyu-kak-vidu-rechevoy- deyatelnosti-v-protsesse-izucheniya-yazyka-dlya-spetsialnyh
23) Палешева Е.А. Аутентичные тексты как средство развития
познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы // Концепт. 2011. №1 квартал 2011 (январь-март) (01). URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/autentichnye-teksty-kak-sredstvo-razvitiya
24) Панов А. И. «Урок проверки домашнего чтения», ИЯШ, №6, 1967, 58 с.
25) Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности
педагога», М.: «Академия », 2000, 130-148 с.
26) Программа по иностранным языкам для 1-11-х классов
общеобразовательной школы. Вторая модель обучения./МИПКРО; Под ред. В.В. Пономарёвой. - М.: РТ-Пресс, 2000. - 82с.
27) Калистра И. Д. Чтение с предварительно снятыми трудностями понимания// Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке.- 2003, 232 с.
28) Кузьменко О. Д., Рогова Г. В. «Учебное чтение, его содержание и формы», «Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия», 241 с.
29) Рабинович Ф. М. К вопросу о месте аналитического чтения в средней школе, Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке,225 с.
30) Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
31) Селиванов Н.А. Литературно- страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения, ИЯШ, №1, 1991, 60-64 с.
32) Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: «Просвещение» , 2003,140-164 с.
33) Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат докт. Дис. М., 1974.
34) С.Ф.Шатилов Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина Методика обучения иностранным языкам в средней школе.,. М., 1982
35) Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М. 2011г.
36) Шеляпина Л. С., Методика преподавания аналитического
чтения на английском языке в VII классе средней школы. Канд. дисс., М., 1954.
37) Щерба Л. В. Преподавание зыков в школе: общие вопросы методики. М.: «Академия», 2003,115 с.
38) Шишкина Н.А К вопросу о повышении эффективности
самостоятельной работы по иностранному языку при обучении иноязычному чтению // Вестник ВУиТ. 2010. №5. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-povyshenii-effektivnosti- samostoyatelnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-pri-obuchenii- inoyazychnomu-chteniyu
39) Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] : учебное пособие / А. Н. Щукин, 2010. - 186 с.
40) Эльконин Д. Б., Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 144 с.