ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ, ЕГО СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
§ 1.1. Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа 10
§ 1.2. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России
§ 1.3. Имидж как условие эффективной деятельности современной женщины политика 26
Глава 2 . ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ В РОССИИ
§ 2.1. История формирований имиджа женщины-политика в Советской и Постсоветской России 44
§2.2. Проблемы формирования имиджа женщины-политика в современной России 56
§2.3. Пути разрешения проблем формирования политического имиджа женщины в России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Тема, касающаяся положения женщин как гендерной единицы, возможности, которые они могут использовать для расширения своих прав и реализации возможностей, а так же возможность женщин участвовать в социальной, экономической, и, конечно же, политической жизни стран, является одной из самых обсуждаемых в разных государствах. На данный момент времени многие политические теоретики обсуждают существование такого явления как «женская политическая революция мирового масштаба» протекающая «тихо» без силового воздействия. Данное явление представляет собой постепенное приобщение женщины к деловым и политическим кругам. В последнее время наблюдается тенденция кардинальной смены позиции женщин как внутри государства, так и на международной арене. Но, несмотря на благотворное для женской половины человечества, изменение отношения к данной гендерной единице, эта проблема все еще является одной из актуальных для решения на кардинально новом политическом мировом пространстве.
Процесс получения представителями женской половины человечества ведущих политических лидерских позиций становится весьма заметным и в России. Однако, неоднозначное восприятие женщины в роли политического лидера, теоретическая и прикладная значимость данной проблематики, специфичность нормативно-правовой базы, касающейся женщин являются преградой к полной реализации потенциала женщин в роли политического лидера не только и не столько внутри государства, сколько на международном уровне. Для благотворного разрешения данной проблемы должны существовать особые политико-правовые, социально-культурные условия, способные создать очевидную и крепкую поддержку женщины-политического лидера в нашей стране, что для нынешних реалий и условия развития демократии, является злободневной проблемой. Именно это показывает актуальность данной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, многоаспектный характер изучаемой проблемы заставляет обратиться к широкому кругу литературы по политологии, истории политической мысли, психологии, социологии, связям с общественностью, имиджелогии. При этом библиографическую базу диссертационной работы можно условно разделить на несколько научных направлений по теме исследования.
В отечественной литературе проблеме политического лидерства в советский период не уделялось должного внимания, а существовавшее в то время ограниченное количество работ, разрабатываемых в рамках истории политической мысли, носило ярко выраженный идеологический характер. Целенаправленное изучение проблемы политического участия и лидерства с использованием социальных исследований, политических документов, сравнительного анализа, с применением западных методологических подходов началось с конца 80-х годов XX века. В нашем диссертационном исследовании рассматривались работы Н. Шведовой, С. Г. Айвазовой, Н. Л. Пушкаревой, Р. М. Канапьяновой, Г. Г. Силласте, О. А. Хасбулатовой, Т. В. Бендас, А. Е. Чириковой и др., посвященные вопросам политического участия и лидерства женщин.
Особое влияние оказали труды отечественных авторов, разрабатывающих теорию и методологию тендерных исследований. Тендерной подход в полито-логии развивают О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина, О. Г. Овчарова, Н. С. Григорьева и др. Исследованию тендерных стереотипов посвящены работы И. В. Грошева, Т. Б. Рябовой, М. В. Томской и др.
Многие из перечисленных выше исследователей рассматривают специфику лидерства женщин не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Так, А. Е. Чирикова и Н. Ю. Лапин.
Второе направление исследований посвящено вопросам технологий
Сегодня книжный рынок насыщен большим количеством публикаций о создании имиджа политика, бизнесмена, руководителя. Однако в своем большинстве это переводные работы, посвященные чисто практической стороне создания имиджа. Кроме того, авторы подобных исследований привыкли «танцевать от мужчины», вынося за рамки объекта анализа особенности формирования и функционирования имиджа женщины или придавая ему лишь незначительное, дополняющее значение.
Научный анализ данной проблемы ведется в нашей стране с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Можно констатировать, что количество литературы по имиджелогии и политической рекламе в начале 1990-х годов было явно недостаточным. Это в первую очередь связано с тем, что в советское время имиджелогия как научное направление было практически не востребовано, поскольку однопартийный коммунистический режим не предполагал жесткой конкуренции за внимание общественности. Тем не менее можно отметить значимыми для того периода работы Е. В. Егоровой-Гантман, В. М. Шепеля и других авторов9.
Сегодня, несмотря на отсутствие прочной исследовательской традиции, заметен явный прогресс в объеме публикаций на эту тему. Структурные и функциональные изменения в политической системе, выборы, проводившиеся в Российской Федерации в последние десятилетия, использование массовых коммуникаций для завоевания интереса избирателей стимулировали интерес к политическим технологиям, значительно обогатив политическую науку теорией и практикой проведения политических рекламных и избирательных кампаний.
Ряд публикаций оказался весьма полезным для темы диссертационного исследования. Среди них можно выделить работы А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной, рассматривающих различные аспекты проблемы политики.
Среди авторов, раскрывающих теоретический уровень имиджелогии, необходимо выделить Г. Г. Почепцова с работой «Имиджелогия», А. Ю. Панасюк, А. Е. Брянцеву и др. Кроме того, значительную лепту в разработку теоретического аспекта имиджа внесли труды зарубежных исследователей - Ф. Дэвиса, Д. Шмидчена, П. Берда, Р. Дентона, Д. Бурстина. Тем или иным аспектам имиджевых технологий, как виду политических технологий, посвящены работы М. Г. Анохина, А. И. Соловьева, А. А. Вилкова и А. А. Казакова, Н. С. Урсу и др.
Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на большое количество исследований по технологиям формирования имиджа политика, констатировать высокую степень разработанности данной проблематики в тендерном аспекте не приходится. Кроме того, вопросы исследования имиджа женщин-политиков на региональном уровне (на примере Республики Татарстан) не были предметом специального изучения, что также является аргументом в пользу актуальности и новизны диссертационного исследования.
Практическая значимость темы, ее сложность и недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования. Выдвигая на обсуждение данный вопрос, мы не можем не признать важность изучения и тех способов, которые используются для создания политического имиджа того или иного лица. При этом данное лицо приобретает поддержку и симпатию граждан Российской Федерации. Исходя из этого, данные способы и методы формирования политического имиджа должны быть, как минимум, универсальны, то есть подходить и мужчинам и женщинам. Однако в ходе ис-следования было выявлено, что гендерный аспект формирования имиджа политика сильно изменяет ту методологическую базу, которую используют имидж-конструкторы для создания женского политического имиджа. Проще говоря, мужские методы не подходят для женщин. Но именно правильная разработка политического имиджа женщины, имеющего позитивный характер, способствует ее реализации как успешного политического деятеля.
Вопрос о возможности создания грамотного и актуального для российских реалий политического имиджа становится на данный момент весьма важным, учитывая то, что государство проходит стадию демократизации и развития демократии на всех политических и социальных уровнях. Рассматривая российские политические реалии, а так же изучая модели поведения отдельных политических лидеров, можно смело утверждать, что от этого зависит их восприятие потенциальными избирателями. В последнее время было замечено, что от поведения, принятых решений и поддержки каких-то определенных политических взглядов отдельных политических лидеров зависит политический курс целого 6
государства, как внутри страны, так и на международной арене. К тому же, в условиях демократизации и подобной тенденции зависимости от политической личности, то есть, своего рода персонализации политики, весьма важен сознательный и целесообразный выбор самих граждан государства.
Проблемой данного исследования является следующее противоречие: при использовании теоретически эффективных методов формирования имиджа женщины-политика в России, и тщательной его проработки, имидж женщины при этом не становится популярным и критикуется.
Объектом исследования послужил политический имидж в мировом политическом процессе.
Предметом особенности, отличающие процесс формирования имидж женщины-политика в России.
Целью данной работы является выявление специфики формирования политического имиджа, характерного для женщин России.
В соответствии с целью работы, были поставлены следующие задачи:
1. выявление проблем научного изучения политического имиджа
2. изучение специфики формирования имиджа политика в современной России
3. рассмотрение политического имиджа, как одного из условий эффективной реализации политической деятельности у женщин
4. сравнительная характеристика особенностей формирования имиджа женщины-политика в Советской и Постсоветской России
5. формулирование проблем формирования политического имиджа женщин в России
6. предложение решения проблемы создания имиджа женщины-политика в современной России.
Теоретическую базу данной выпускной квалификационной работы составляют политологические и научные тексты, имеющие отношения к полито-логии, социологии, а так же имиджелогии, посвященные обсуждению данной проблемы, и возможности ее разрешения.
Так же в работе был произведен анализ нормативно-правовой базы, имеющей отношение к вопросам защиты интересов и свобод женщин, а так же возможности женщин реализовывать свои права.
Гипотеза работы - политический имидж является одной из ключевых деталей, формирующих политическую карьеру человека. Позитивный, устойчивый образ политического деятеля позволяет ему приобрести поддержку избирателей, а так же дает возможность легально и полностью использовать политический ресурс для продуктивной общественной и политической деятельности.
Методология исследования. Задачи и цели данного исследования, предопределили использование определённых методов сбора и обработки ин-формации, а так же характера данных методов.
Методы, используемы в работе, по способу выявления информации и ее обработки разделились на теоретические и эмпирические.
К классу теоретических методов можно отнести историко-логический анализ всех особенностей поставленной проблемы, а так же ее современного состояния; метод обобщения, метод анализа и синтеза, а так же метод теоретического анализа данных.
К прикладным методам относятся те, что были использованы для исследования во второй главе работы, а именно сравнительно-исторический метод для изучения тех способов формирования политического имиджа женщины, которые были характерны для России с 1917 года. Так же был использован метод синтеза информации. Был проведен вторичный анализ результатов количественных и качественных исследований политического имиджа женщины, методов формирования политического имиджа женщины, характерного для России.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение; две главы, состоящие из трех параграфов; заключение и список литературы.
Во введение обосновывается выбор темы выпускной работы, обозначается ее актуальность, степень научной разработанности, формулируется проблема данного исследования, определяется объект и предмет исследования, ставится цель выполняемой работы, а исходя из цели, формулируются задачи, выполняемые в каждом параграфе выпускной работы, так же предоставлены те методы, которые были использованы для проведения данного исследования.
В первой главе предоставлены теоретические данные, касающиеся политического имиджа женщины: было дано определение понятиям «имидж» и «политический имидж», выявлены проблемы научного исследования политического имиджа, сформированы особенности создания политического имиджа для политических деятелей России, и, наконец, проведено изучение политического имиджа как одного из главных условий реализации политической власти у женщин.
В главе два, представленной результатом практической части исследования, выявлены особенности формирования имиджа женщины-политика, как в СССР, так и на современном этапе существования государства, дающие базу для сравнительного анализа; так же сформулированы проблемы формирования образа женщины-политика в российской политике, и, наконец, в связи с постановкой проблем, во второй главе были предоставлены возможные пути разрешения данных проблем, позволительных для современной России.
В Заключении предоставлены итоги выполнения поставленных в работе задач, делается вывод о выполнении или не выполнении цели исследования, а так же показано разрешение проблемы, поставленной вначале эмпирического исследования.
Список литературы представляет собой упорядоченный по своей природе и в алфавитном порядке, список публикаций, источников и текстов, использованных в данной выпускной работе.
В завершении работы следует констатировать, что поставленная цель достигнута - определены особенности формирования имиджа женщины-политика в период предвыборной кампании в условиях современной политической системы России.
Как было установлено в работе, по мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества.
Характерной приметой последних десятилетий можно считать массовый прорыв женщин в труднодостижимую для них прежде сферу политики и управления, где они стараются с максимальной отдачей реализовать себя, успешно конкурируя с мужчинами. Правительства развитых стран Запада отчетливо осознают важность участия женщин в структурах государственной власти и привлекают их к активной политической деятельности, причем интеграция женщин в политическую жизнь рассматривается как критерий демократизации общества. Сегодня во всем мире наблюдается увеличение представительства женщин в выборных органах всех уровней власти. Что же касается России, то здесь женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере, о чем свидетельствую приведенные в работе статистические данные.
Необходимость увеличения женского представительства в политической элите России очевидна и выводит проблему формирования позитивного имиджа женщины-политика в общественном мнении на одно из первых мест, ибо правильно сформированный политический имидж в значительной степени определяет успех избирательной кампании.
Участие женщин в политической деятельности предъявляет к ним требования, которые касаются поведения и взаимоотношений с государственными чиновниками, большинство из которых мужчины. С этих позиций, имидж должен рассматриваться как условие, без которого невозможна эффективная деятельность женщины-политика.
В современной политике женщины применяют следующие имиджевые стратегии: женщины - «мужчины»; женщины - «серые мышки»; женщины - «сексуальные символы».
Применительно к российской действительности наиболее плодотворной является типологизация представленная отечественной исследовательницей Поповой О.В., которая выделяет четыре основных (базовых) типа имиджей женщин-политиков: «деловая женщина» (И. Хакамада, Э. Набиуллина, Т. Голикова), «интеллигентная интеллектуалка» (Э. Памфилова, Е. Лахова), «деятель советского образца» (Л. Слиска, В. Матвиенко), «борец за права» (С. Умалатова, В. Новодворская).
Данная классификация опирается на следующие критерии: наличие специфической доминирующей черты личности, особый стиль действий в публичной политике, сформированность и устойчивость социальной группы поддержки.
Таким образом, рассматривая имидж женщины-политика, можно выделить некоторые основные принципы его формирования: имидж - это специально создаваемый, преднамеренно формируемый политический образ для достижения поставленных целей; имидж женщины - политика, в сравнении с мужским не должен напоминать его производную, с жестко ограниченным набором возможных средств; имидж женщины - политика должен быть «пульсирующим»;
Формируя имидж, женщина должна использовать свои преимущества, данные от природы, реализовав которые, она может стать успешным лидером. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе.
Итак, формирование имиджа женщины-политика необходимо рассматривать как целостную систему, включающую в себя различные аспекты разно-сторонних областей знания - политологию, психологию, социологию, философию, этикет. Это поле предоставляет широкие возможности для имиджмейкеров и исследователей, где можно проявить различные профессиональные навыки, личностные качества, нередко граничащие с искусством.
Как уже было отмечено ранее, женщина как субъект политики, в первую очередь, используется в кризисные периоды жизни государства. Акт вовлечения женщины в политическую жизнь страны основан либо на глубокой перестройке жизни государства и его граждан, стало быть, о революции, а так же тотальном отрицании опыта устаревших институтов государственной власти. Эта мера, в первую очередь, служит для привлечения и приобретения поддержки индифферентных масс граждан в кризисных для государства условиях, либо это помогает новым, не имеющим твердой опоры и поддержки, а так же полноты политической власти, институтам узаконить свое право на монополию власти. Происходит, своего рода, лигитимизация изменений в политике и в институциональном устройстве государства.
Подобное поведение власти в отношении женщин было продемонстрировано в России после 1917 года, а именно после создания такого государства как СССР. Ввиду полного отсутствия женщин в рабочей сфере, сфере мануфактуры, производства и, естественно, политики, что было характерно для Имперской России, руководством СССР было решено поменять курс отношения к гражданам государства, и женщинам в том числе. Партией было принято решение о политике гендерного уравнивания.
Несмотря на то, что в современной России под влиянием демократизации происходит активная агитация привлечения женщин в политическую деятельность, данное явление не получает положительный отклик как от самих женщин, так и от избирателей.
Самой главной проблемой формирования имиджа женщины-политика сформированное исторически восприятие самим женщин. Существуют несколько факторов, влияющих неблагоприятно на формирование имиджа женщины-политика.
Во-первых, при начале проведения реформ относительно уравнивания мужчин и женщин, было выявлена большая проблема. Проблема заключалась в отсутствии соотношения содержания юридических документов и социально-политической действительности. Вся правда кроется в том, что женщина должна сама завоевывать право на участие в политической жизни страны.
Во-вторых, прошлый опыт создания образа политика в лице женщины. В Советском Союзе женщина хоть и могла учувствовать в политике номинально, но имидж ее был создан как нечто аморфное, безличное, благодарное государству за все, что происходит у нее в жизни.
В-третьих, как уже было ранее обозначено, значительную степень развития в последнее время получило консервативно-патриархальное течение мысли у граждан Российской Федерации.
Данное явление так же полностью возвращает женщин к их исходному статусу. Это отражено даже в законодательных актах, которые предполагают реализацию женщин в семье, а не в политике.
Важным фактором формирования отрицательного политического имиджа женщины является само поведение женщин, причина которому является формирование патерналистской системы взаимоотношений с обществом и государством, при существовании определенных квот при участии в политике.
Одним из актуальных факторов, который является проблемой при формировании образа женщин-политиков, является проводимая партиями агитация. При всем проявлении демократизации и политическом плюрализме, большинство партий отторгают возможность участия женщины в политике, всячески дискредитируя ее как политического деятеля.
Говоря обо всем этом, стоит сказать, с учетом большой важности политического имиджа при формировании деятельности политика, или, так называемой, персонализации политики, в условиях устойчивых патерналистских идеалов и традиционном, устойчивом менталитете женщина не может символизировать собой власть. Большинство граждан государства поддерживают идею о разделении полномочий мужчины и женщины. Даже сами женщины видят защитниками своих интересов именно мужчин.
Так же, говоря о проблемах формирования политического имиджа женщины, мы не можем не сказать о самой важной. Данная проблема представляет собой отсутствие широкой типологии формирования имиджа женщины-политика. Это происходит из-за недостаточной разработанности данной темы и слишком малого объема практического материала, ввиду малого количества женщин-политиков, имеющих действительно положительный образ, помогающим им в деятельности.
Однако, одного женского обаяния для победы недостаточно: кандидат в президенты должна сделать успешную карьеру, на равных конкурируя с мужчинами. Но главным фактором их победы должно стать то, что даже люди, жаждавшие когда-то сильной руки, рано или поздно устают от ее тяжести и избирают женщину, надеясь, что она лучше других сгладит противоречия в обществе. Совсем исключать «женский фактор» из российских президентских выборов нельзя, хотя возможность победы женщины на выборах на столь высокий пост в России пока крайне мала.
1. Постановление ГД ФС РФ «О проекте Федерального закона №284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» от 16 апреля 2003 г. №3893-III ГД.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. №Пр-1895 // Российская газета. - 2000. - №187.
3. Айвазова С. Российские выборы: гендерное прочтение. - М.: Консорциум женских неправительственных объединений, 2008. - 177 с.
4. Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. - М.: Издательство «Эслан», 2000. - 68 с.
5. Айвазова С., Кертман Г. Мы выбираем, нас выбирают... Гендерный анализ парламентских и президентских выборов 2003 - 2004 годов в России. - М., 2004. - 196с.
6. Вешняков А. Глава Центризбиркома предложил увеличить число женщин среди политиков // Новые известия. - 2007. - 11 февраля. - С.3.
7. Гершевич О. Особенности формирования имиджа политического ли-дера в современной России // Власть. - 2007. - №3. - С. 25 - 29.
8. Канапьянова Р. Женщины во властных структурах // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С. 68 - 75.
9. Кочкина Е.В. Политическая система преимуществ для граждан мужского пола в России // Гендерная реконструкция политических систем / Под ред. Степановой Н.М., Кочкиной Е.В. - М.: Алетейя, 2004.
10. Кравченко А. Три имиджа женщин в политике // Ukraine Daily. - 2006. - №5.
11. Куранова Е.В. Имидж политического лидера // Политические коммуникации в России как элемент публичной политики: Материалы Круглого стола, посвященного Международному дню политического консультанта. - Казань: Казан. ун-т, 2010. - С. 303 - 312.
12. Литвинцев Г. Слово Россия - женского рода... (первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Слиска выступает за более широкое участие женщин в политике) // Российская газета-Черноземье. - 2003. -№3356.
13. Максимов А.А. Имидж политика. - М.: Прогресс, 1999. - 227 с.
14. Максимова О.Б. Политическая карьера женщин в России и странах Запада: сравнительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2007. - № 1. - С. 27 - 35.
15. Мякотина О.В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М., 2008. - 28 с.
16. Мясоед А.Н. Женщина и политика // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей студентов и молодых ученых. Том 5. - Красноярск: СибГТУ,
2009. -С. 282 - 284.
17.Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
18. Петрова Е. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации // Корпоративная имиджелогия. - 2007. - №1. - С. 48 - 56.
19. Петрова Е. Имидж политика: работа имиджмейкеров или состояние электората? // Корпоративная имиджеология. - 2008. - № 1. - С. 68 - 71.
20. Политическая имиджеология: научно-прикладные основы (монография) / Под ред. Лаптева Л.Г., Перелыгиной Е.Б., Петровой Е.А. - М.: РИЦ «РУСАКИ», 2004. - 248 с.
21. Попова О.В. Российские женщины-политики: проблемы эффективности имиджа и формирования группы поддержки // Политический анализ. Сборник докладов ЦЭПИ СПбГУ / Под ред. проф. Г.П. Артемова. Вып. 3. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 68 - 80.
22. Почепцов Г.Г. Имиджеология. - К.: Ваклер., 2004.
23. Рыженкова О.Ю. Информационная безопасность. Определение понятия, место в системе национальной безопасности // Закон и право. - 2009. - №1. -С.50 - 52.
24. Скорнякова С.С. Особенности формирования имиджа женщины-политика // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. - СПб: Издательство СПб ГПУ, 2007. - С. 362 - 365.
25. Титова Е.В. Имидж политического лидера в России // Сб. научных трудов. Теория коммуникации и прикладная коммуникация. Вестник российской Коммуникативной Ассоциации. Выпуск 1. - М., 2010. - С. 148 - 160.
26. Улыбина Т.С. Информационная безопасность и задачи государства по ее обеспечению // Власть и общество: грани взаимодействия: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление - 2009». Ч. I. - М.: ГУУ, 2010. - С. 282 - 286.
27. Фатыхова Д.Р. Имидж женщины-политика // Политические коммуникации в России как элемент публичной политики: Материалы Круглого стола, посвященного Международному дню политического консультанта. - Казань: Казан. ун-т, 2010. - С. 331 - 345.
28. Федорова Т.В. Гендерные стереотипы как фактор формирования имиджа политика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Ставрополь, 2008. - 28 с.
29. Фетисова Л.Н. Имидж как условие эффективной деятельности современной женщины политика // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Профессиональная карьера женщин и вызовы времени». - Орел, 2007. - С. 43 - 46.
30. Хоменко М. Образ политического лидера в представлении студентов // Социальная психология. - 2009. - №1. - С. 46 - 52.
31. Шашлов М.Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 84 - 92.
32. Шкель Т. Слабый пол требует роста // Российская газета. - 2011. -№5433(57).
33.Число женщин в российской политике может быть увеличено законодательно // fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_222273.html.
34. Шабалина Ю. В. Формирование политического лидерства женщин: (теория и практика вопроса): автореф. дис. канд. филос. наук / Ю. В. Шабалина. Казань, 1999. - 23 с.
35. Федорова Т. В. Тендерные стереотипы как фактор формирования имиджа политика: автореф. дис. кандидата политических наук / Т. В. Федорова. М., 2008. - 28 с.1. Интернет-ресурсы
36. Антипова Н. Умницы вместо умников / Н. Антипова, Е. Григорьева, Е.
Николаева и д // «Известия» от 26.09.2007. URL:
http://www.izvestia.ru/politic/article310869 l/?print (дата обращения: 01.02.2011).
37. Бавырин Д. Дама с косой / Д. Бавырин // Деловая газета «Взгляд», 8 октября 2007. URL: http://www.vz.ru/soc iety/2007/10/8/115621.html (дата обращения: 25.02.2011).
38. Белоконь О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен
лидерства / О. В. Белоконь. URL:
http://creativity.ipras.ru/texts-/books/socialIQ2009/belokonsocialIQ2009(дата об-ращения: 25.12.2012).
39. Билалов Р. Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе / Р.
Билалов, Р. Галямов // Восточный экспресс. №43 (144), октябрь 2003 г. -URL: http://tatarica.narod.ru/archive/032004/7716.03.04-3.htm/ (дата обращения: 26.02.2011).
40. Бондарев Н. В. По страницам мемуаров Мадлен Олбрайт (к визиту в Россию «мудрецов НАТО) / Н.В. Бондарев // Российский институт стратегических исследований (РИСИ). URL: http.7/www.riss.ru/?commentsld=70(дата об-ращения: 25.02.2011).
41. Ваганов Г. А. Артикуляция политических интересов // Библиотека М. Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/pob/chapt04.htm(дата обращения: 25.02.2011).
42. Валеев М. Дмитрий Медведев третий президент России, который при¬
едет в Казань на Сабантуй / М. Валеев // Электронная газета «Татсеп-ter». 24.06.2011. - URL: http://info.tatcenter.ru/article/102306/(дата обращения: 25.01.2012).
43. Внешность и ее роль в жизни человека Опрос ФОМ. 08.08.2008. -URL: http://bd.fom.ru/report/map/d083225(дата обращения: 25.02.2011).
44. Глава Минкомсвязи провел встречу с журналистами, посвященную итогам 2011 года // Официальный сайт Минкомсвязи РФ. URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id4=:43078(дата обращения: 25.02.2012).
45. Гудков JI. Сила альтернативы / JL Гудков // Журнал «Огонёк», №3 (5212), 23.01.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc-y/1854217(дата обращения: 24.03.2012).
46. В парламентах стран мира лишь каждый пятый депутат женщина //
Newsland - информационно-дискуссионный портал. - URL:
http: //www.newsland.ru/news/detail/id/650640/cat/94/ (дата обращения: 10.06.2011).
47. Каталог СМИ. Численность женщин парламентариев в мире достигла
рекордного количества. URL:
http://www.catalogueofmass-media.ru/-index.php?dn=news=art=8958(дата обращения: 25.02.2011).
48. Кочкина Е. В. Российский электорат: обретение тендерных различий / Е. В. Кочкина // Интернет-конференция: Тендерные стереотипы в современной России с 01.05.06 по 7.07.06. URL: http://ecsocman.-edu.ru/text/16209209/(дата обращения: 25.02.2011).
49.215. Кто она первая леди России? // Информационное агентство Интерфакс. URL: http://www.interfax.by/article/22643(дата обращения: 01.02.2011).
50. Лекарев С. 13 января Маргарет Тэтчер пробило 85 лет. (Досточтимые джентльмены, снимите шляпы) / С. Лекарев // «Аргументы недели», 13 января
2010. URL: http://www.argumenti.ru/news/2010/01/13/45920(дата обращения: 26.02.2011).
51. Мазур А. Французская «мадам 007» Сеголен Руаяль // Газета «Дело».
URL: http://gazeta/delo/na/?/date=2006-l l-17=12315 (дата обращения:
25.03.2011).
52. Маргарет Тэтчер стала «законодателем» мировой моды. URL: http://elvisti.com/node/1302(дата обращения: 26.02.2011).
53. Министерство экономического развития РФ. Официальный инетернет-портал. URL:
http: //www.economy. gov.ru/minec/about/management-/nabiullina(дата обращения: 01.02.2011).
54. Министерство сельского хозяйства РФ. Официальный интернет-портал. URL: http://www.mcx.ru/ministry/employee/show/144.194.htm(дата обращения: 01.02.2011).
55. Может ли женщина стать Президентом? (Опрос от 12.02.2004) // Сайт фонда общественного мнения. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/pres/dof040501(дата обращения: 25.02.2011).
56. Мужчины и женщины равны, но кто из них «равнее» // Пресс-выпуск № 644. 06.03.2007. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=4120(дата обращения: 25.02.2011).
57. Народы Республики Башкортостан. Татары. URL:
http://narodi-rb.krasnousolskп.com/татары (дата обращения: 26.02.2011).
58. Никовская JI. И. Женщины в политике: «за» и «против» / Л. И. Никовская. URL: http://www.spravedlivie.ru/ighenthinyvpolitikezai-protiv.htm(дата обращения: 25.03.2011).
59.225. Ният Г. Известную писательницу и правозащитнику Фаузию Байрамову приговорили к 1 году лишения свободы условно / Г. Ният // Tatarlar.ru. URL: http://tatarlar.ru/news.php?lng=ru&pg==13835 (дата обращения: 26.02.2011).
60.Нуруллина Г. Женщины и бизнес: исламский взгляд / Г. Нуруллина. URL: http://www.mushma.ru/indexnew/index.php?option=com-content&task=view&id=25 9&Itemid=l (дата обращения: 25.10.2010).
61.0 российской женщине. Опрос ФОМ от 6 7 марта 2010. - URL:
http://bd.fom.ru/pdf/d09zhenl0.pdf(дата обращения: 25.10.2010).
62. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года //
Официальный интернет-портал Татстат. URL:
http://www.tatstat.-ru/VPN2010/DocLib8/%ED%E0%F6%20%F1 %EE%F 1 %F2%E0%E2 .pdf (дата обращения: 10.06.2011).
63. Паанукоски E. Леся Украинка. Легенда для Юлии Тимошенко / Е. Па-
анукоски // Московские новости, 04.03.2005. №9. - URL:
http://4vlada.-net/vlast/lesya-ukrainka-legenda-dlya-yulii-timoshenko(дата обращения: 01.10.2011).
64. Панарин И. Н. Принципы и приемы формирования имиджа политика / И. Н. Панарин // Сайт политолога Панарина И. Н. URL: http: //www.panarin.com/catalogue/13