АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Регистрационная деятельность в сфере недвижимости: историко-теоретические и административно - процедурные аспекты 10
1.1. История возникновения и развития деятельности по регистрации прав
на недвижимое имущество в России 10
1.2. Регистрационная деятельность как вид юридической деятельности:
понятие и принципы 23
1.3. Содержание и форма регистрационной деятельности 32
Глава 2. Административно - правовое положение органов и должностных лиц в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 38
2.1. Административно-правовой статус Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии 38
2.2. Особенности административно-правового положения государственных
регистраторов 48
Глава 3. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: административно-процедурный аспект 56
3.1. Сущность и стадии государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним 56
3.2. Обжалование решений регистрирующего органа и ответственность за
нарушения в сфере регистрации недвижимости 65
Заключение 74
Список использованной литературы
Глава 1. Регистрационная деятельность в сфере недвижимости: историко-теоретические и административно - процедурные аспекты 10
1.1. История возникновения и развития деятельности по регистрации прав
на недвижимое имущество в России 10
1.2. Регистрационная деятельность как вид юридической деятельности:
понятие и принципы 23
1.3. Содержание и форма регистрационной деятельности 32
Глава 2. Административно - правовое положение органов и должностных лиц в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 38
2.1. Административно-правовой статус Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии 38
2.2. Особенности административно-правового положения государственных
регистраторов 48
Глава 3. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: административно-процедурный аспект 56
3.1. Сущность и стадии государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним 56
3.2. Обжалование решений регистрирующего органа и ответственность за
нарушения в сфере регистрации недвижимости 65
Заключение 74
Список использованной литературы
Актуальность магистерского диссертационного исследования. Рынок недвижимости является одним из наиболее бурно растущих сегментов в структуре экономики нашей страны. Своевременный учет объектов недвижимости и ведение реестра правообладателей являются важнейшими задачами государства, так как практически каждый человек сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество.
В юридической науке существует мнение, что в последние годы общепланетарным направлением становится вмешательство государства в имущественные отношения - слишком сложными и общественно значимыми становятся эти отношения. В числе методов подобного вмешательства указываются, в частности, регистрационные средства, и с этим мнением следует согласиться.
Следует также обратить внимание на тот факт, что все большее количество случаев мошенничества при совершении сделок с недвижимостью становится достоянием широкой общественности. В этой связи в целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов участников таких сделок важнейшей задачей государства сегодня становится четкая регламентация административно-правового статуса органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости, чья деятельность по степени своей интенсивности играет важную роль в системе государственного управления. Так, по данным статистики Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за 9 месяцев (с января по сентябрь) 2017 года в регистрирующий орган подано 952 200 заявлений на осуществление государственной регистрации прав и (или) проведение государственного кадастрового учета. Росреестром принято положительное решение по 545 678 заявлениям на государственную регистрацию прав и по 15 293 заявлений на совместную регистрацию прав и кадастровый учет.
Все вышеперечисленное требует комплексного научного осмысления института регистрационной деятельности в сфере недвижимости в период его реформирования, а также выработки конкретных предложений по совершенствованию административно-правового статуса регистрационных органов и осуществляемой ими юридической деятельности.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрационной деятельностью в сфере недвижимости.
Предмет исследования - административно-правовые нормы, связанные с регулированием регистрационной деятельности и закреплением статуса государственных органов (и их должностных лиц), осуществляющих государственное управление в сфере недвижимости, а также соответствующая практика применения норм указанного правового института.
Степень и научная разработанность темы. В отечественной литературе ранее изучались отдельные аспекты административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере недвижимости. Результаты таких исследований отражены в работах следующих ученых: Г.Ф. Шершеневича, М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Е.В. Васьковского, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе и др. Среди современных ученых выделим работы А.Р. Кирсанова, В.А. Алексеева, Д.В. Василевской, Д.А. Кавешникова, A.B. Широкова, М.С. Игнатовой.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере недвижимости, а также выработке предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество в России;
- раскрыть содержание регистрационной деятельности как вида юридической деятельности через ее понятие и принципы;
- определить содержание и форму регистрационной деятельности;
- раскрыть содержание административно-правового статуса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
- выявить особенности административно-правового положения государственных регистраторов;
- рассмотреть сущность и стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- осуществить анализ обжалования решений регистрирующего органа и ответственности за нарушения в сфере регистрации недвижимости.
Методологическую основу диссертационного исследования составили следующие способы познания, используемые в юридической науке:
- диалектический метод, позволяющий провести наиболее объективное изучение проблем диссертационного исследования в единстве их социального содержания и юридической формы;
- общенаучные методы (теоретический анализ научных изданий и диссертационных исследований; функциональный метод);
- частно-научные методы (метод статистики);
- специально - юридические методы (формально - юридический, сравнительно - правовой).
Теоретической основой диссертационного исследования выступили работы, как современных российских исследователей науки, так и советских ученых. В процессе написания магистерского диссертационного исследования были изучены труды Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейра, А.Р. Кирсанова, В.Н. Карташова, Е.Г. Чуткина, В.В. Михольской, А.Б. Венгерова, О. Епифанова, А.И. Шкутина, М.С. Игнатовой, С.П. Гришаева, А.Н. Доброва, П.Н. Никонова и других.
Нормативную базу диссертационного исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 15.02.2017) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и иные нормативно-правовые акты.
Эмпирическая база диссертационного исследования. В работе проанализированы российское законодательство, правоприменительная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также материалы статистики Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Научная новизна заключается в том, что в магистерской диссертационной работе в соответствии с последними законодательными новеллами представлено административно-правовое исследование регистрационной деятельности в сфере недвижимости. Проведен анализ сущности и порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, детально исследованы административно - правовой статус регистрирующих органов и их должностных лиц и институт ответственности за нарушения в сфере регистрации недвижимости.
Предложены изменения в действующее законодательство, способствующие оптимизации административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере регистрации недвижимости.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложена авторская трактовка термина «регистрационная деятельность». Регистрационная деятельность - это совершаемая от имени государства деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по признанию, удостоверению и учету юридически значимых фактов в определенных областях общественной деятельности в соответствии с законодательно установленным механизмом проведения такой процедуры.
2. Выделены принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости. К ним относятся: законность; гласность; достоверность ведения Единого государственного реестра недвижимости; приоритет ранее зарегистрированных прав; единство; ведение Единого государственного реестра недвижимости на русском языке.
3. Выявлена целесообразность консолидации принципов
регистрационной деятельности в сфере недвижимости в рамках статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Название вышеуказанной статьи предложено изложить в следующей редакции: «Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
Основные принципы осуществления регистрационной деятельности».
4. Установлена основная цель Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии - обеспечение всеобъемлющего учета объектов недвижимости.
5. Сгенерированы задачи Росреестра:
- формирование реестра, содержащего полную и достоверную информацию об объектах недвижимости;
- охрана прав собственников и иных лиц, обладающих вещными правами на недвижимость;
- контроль и надзор за соблюдением законности в области оборота недвижимости.
6. Выявлена целесообразность внесения поправок в статью 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления срока, необходимого для подачи документов на государственную регистрацию после заключения договора купли-продажи недвижимости. Период, необходимый для подачи документов, предложено ограничить тремя месяцами.
7. Обоснована необходимость исключить из ведения Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии полномочия по регулированию и контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих, с последующей их передачей Министерству юстиции Российской Федерации.
8. Предложено ввести претензионный порядок возмещения дополнительных расходов по договору аренды индивидуального банковского сейфа, если такие расходы вызваны нарушением сроков регистрации перехода права на недвижимость.
9. Установлено, что механизм привлечения к ответственности регистрирующего органа работает неэффективно. Выявлена целесообразность дополнения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» статьями 66.1 и 67.1., которые регламентировали бы процедуру привлечения органа регистрации прав и его должностных лиц.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в использовании сформулированных в работе выводов и научных положений в дальнейших теоретических исследованиях, в правоприменительной деятельности при осуществлении регистрации недвижимости и их применении в процессе совершенствования ныне действующего законодательства. Результаты исследования так же могут быть использованы на юридических факультетах при изучении курсов административного права и процесса.
Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Научные положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в двух научных публикациях автора:
Фомина Е.С. Новеллы законодательства в сфере регистрации недвижимости // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 29-32.
Фомина Е.С. О некоторых аспектах административно-правового статуса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) // Актуальные проблемы административного права: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, г. Белгород, 12 декабря 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 26-30.
Структура магистерской диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В юридической науке существует мнение, что в последние годы общепланетарным направлением становится вмешательство государства в имущественные отношения - слишком сложными и общественно значимыми становятся эти отношения. В числе методов подобного вмешательства указываются, в частности, регистрационные средства, и с этим мнением следует согласиться.
Следует также обратить внимание на тот факт, что все большее количество случаев мошенничества при совершении сделок с недвижимостью становится достоянием широкой общественности. В этой связи в целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов участников таких сделок важнейшей задачей государства сегодня становится четкая регламентация административно-правового статуса органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости, чья деятельность по степени своей интенсивности играет важную роль в системе государственного управления. Так, по данным статистики Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за 9 месяцев (с января по сентябрь) 2017 года в регистрирующий орган подано 952 200 заявлений на осуществление государственной регистрации прав и (или) проведение государственного кадастрового учета. Росреестром принято положительное решение по 545 678 заявлениям на государственную регистрацию прав и по 15 293 заявлений на совместную регистрацию прав и кадастровый учет.
Все вышеперечисленное требует комплексного научного осмысления института регистрационной деятельности в сфере недвижимости в период его реформирования, а также выработки конкретных предложений по совершенствованию административно-правового статуса регистрационных органов и осуществляемой ими юридической деятельности.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрационной деятельностью в сфере недвижимости.
Предмет исследования - административно-правовые нормы, связанные с регулированием регистрационной деятельности и закреплением статуса государственных органов (и их должностных лиц), осуществляющих государственное управление в сфере недвижимости, а также соответствующая практика применения норм указанного правового института.
Степень и научная разработанность темы. В отечественной литературе ранее изучались отдельные аспекты административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере недвижимости. Результаты таких исследований отражены в работах следующих ученых: Г.Ф. Шершеневича, М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Е.В. Васьковского, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе и др. Среди современных ученых выделим работы А.Р. Кирсанова, В.А. Алексеева, Д.В. Василевской, Д.А. Кавешникова, A.B. Широкова, М.С. Игнатовой.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования состоит в комплексном анализе административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере недвижимости, а также выработке предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество в России;
- раскрыть содержание регистрационной деятельности как вида юридической деятельности через ее понятие и принципы;
- определить содержание и форму регистрационной деятельности;
- раскрыть содержание административно-правового статуса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
- выявить особенности административно-правового положения государственных регистраторов;
- рассмотреть сущность и стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- осуществить анализ обжалования решений регистрирующего органа и ответственности за нарушения в сфере регистрации недвижимости.
Методологическую основу диссертационного исследования составили следующие способы познания, используемые в юридической науке:
- диалектический метод, позволяющий провести наиболее объективное изучение проблем диссертационного исследования в единстве их социального содержания и юридической формы;
- общенаучные методы (теоретический анализ научных изданий и диссертационных исследований; функциональный метод);
- частно-научные методы (метод статистики);
- специально - юридические методы (формально - юридический, сравнительно - правовой).
Теоретической основой диссертационного исследования выступили работы, как современных российских исследователей науки, так и советских ученых. В процессе написания магистерского диссертационного исследования были изучены труды Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейра, А.Р. Кирсанова, В.Н. Карташова, Е.Г. Чуткина, В.В. Михольской, А.Б. Венгерова, О. Епифанова, А.И. Шкутина, М.С. Игнатовой, С.П. Гришаева, А.Н. Доброва, П.Н. Никонова и других.
Нормативную базу диссертационного исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 15.02.2017) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и иные нормативно-правовые акты.
Эмпирическая база диссертационного исследования. В работе проанализированы российское законодательство, правоприменительная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также материалы статистики Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Научная новизна заключается в том, что в магистерской диссертационной работе в соответствии с последними законодательными новеллами представлено административно-правовое исследование регистрационной деятельности в сфере недвижимости. Проведен анализ сущности и порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, детально исследованы административно - правовой статус регистрирующих органов и их должностных лиц и институт ответственности за нарушения в сфере регистрации недвижимости.
Предложены изменения в действующее законодательство, способствующие оптимизации административно-правового регулирования регистрационной деятельности в сфере регистрации недвижимости.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложена авторская трактовка термина «регистрационная деятельность». Регистрационная деятельность - это совершаемая от имени государства деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по признанию, удостоверению и учету юридически значимых фактов в определенных областях общественной деятельности в соответствии с законодательно установленным механизмом проведения такой процедуры.
2. Выделены принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости. К ним относятся: законность; гласность; достоверность ведения Единого государственного реестра недвижимости; приоритет ранее зарегистрированных прав; единство; ведение Единого государственного реестра недвижимости на русском языке.
3. Выявлена целесообразность консолидации принципов
регистрационной деятельности в сфере недвижимости в рамках статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Название вышеуказанной статьи предложено изложить в следующей редакции: «Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
Основные принципы осуществления регистрационной деятельности».
4. Установлена основная цель Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии - обеспечение всеобъемлющего учета объектов недвижимости.
5. Сгенерированы задачи Росреестра:
- формирование реестра, содержащего полную и достоверную информацию об объектах недвижимости;
- охрана прав собственников и иных лиц, обладающих вещными правами на недвижимость;
- контроль и надзор за соблюдением законности в области оборота недвижимости.
6. Выявлена целесообразность внесения поправок в статью 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления срока, необходимого для подачи документов на государственную регистрацию после заключения договора купли-продажи недвижимости. Период, необходимый для подачи документов, предложено ограничить тремя месяцами.
7. Обоснована необходимость исключить из ведения Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии полномочия по регулированию и контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих, с последующей их передачей Министерству юстиции Российской Федерации.
8. Предложено ввести претензионный порядок возмещения дополнительных расходов по договору аренды индивидуального банковского сейфа, если такие расходы вызваны нарушением сроков регистрации перехода права на недвижимость.
9. Установлено, что механизм привлечения к ответственности регистрирующего органа работает неэффективно. Выявлена целесообразность дополнения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» статьями 66.1 и 67.1., которые регламентировали бы процедуру привлечения органа регистрации прав и его должностных лиц.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в использовании сформулированных в работе выводов и научных положений в дальнейших теоретических исследованиях, в правоприменительной деятельности при осуществлении регистрации недвижимости и их применении в процессе совершенствования ныне действующего законодательства. Результаты исследования так же могут быть использованы на юридических факультетах при изучении курсов административного права и процесса.
Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Научные положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в двух научных публикациях автора:
Фомина Е.С. Новеллы законодательства в сфере регистрации недвижимости // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 29-32.
Фомина Е.С. О некоторых аспектах административно-правового статуса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) // Актуальные проблемы административного права: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, г. Белгород, 12 декабря 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 26-30.
Структура магистерской диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Комплексный анализ проблематики административно-правого регулирования регистрационной деятельности в сфере недвижимости позволяет сформулировать следующие теоретические выводы и практические рекомендации:
1. Институт государственной регистрации недвижимости в России имеет глубокие исторические корни. Проведя сравнительный анализ порядка укрепления прав в дореволюционной России и порядка современной государственной регистрации недвижимости, мы видим, что между ними прослеживаются как сходства, так и различия:
- совпадают моменты возникновения права собственности в российской дореволюционной судебной практике и в современном российском законодательстве;
- в современном праве в отличие от дореволюционного не определен срок, в течение которого после возникновения оснований для регистрации в регистрирующий орган для регистрации прав должны быть представлены необходимые для регистрации права собственности на недвижимое имущество документы;
- существовавшие ранее крепостные книги и реестры к ним можно без преувеличения назвать прообразом существующего Единого государственного реестра недвижимости, а функционирующий в XVI веке институт «площадных подьячих» - аналогом современных нотариусов, при помощи которых в современной России совершается значительная часть сделок с недвижимостью.
2. Считаем целесообразным внести поправки в статью 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления срока, необходимого для подачи документов на государственную регистрацию после заключения договора купли-продажи недвижимости. Период, необходимый для подачи документов, предлагаем ограничить тремя месяцами.
3. В связи с глобальным трендом на активное вмешательство государства в гражданский оборот значимость регистрационной деятельности как формы юридической деятельности будет постоянно расти.
Ввиду отсутствия законодательно закрепленного понятия «регистрационной деятельности» предложена авторская трактовка данной дефиниции. Регистрационная деятельность - это совершаемая от имени государства деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по признанию, удостоверению и учету юридически значимых фактов в определенных областях общественной деятельности в соответствии с законодательно установленным механизмом проведения такой процедуры.
4. Выделены следующие принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости: - законность; - гласность; - достоверность ведения Единого государственного реестра недвижимости; - приоритет ранее зарегистрированных прав; - единство; - ведение Единого государственного реестра недвижимости на русском языке.
Предлагаем:
1) Консолидировать принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости в рамках статьи 1 Федерального закона № 218;
2) Название вышеуказанной статьи изложить в следующей редакции: «Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные принципы осуществления регистрационной деятельности».
5. Внутренняя и внешняя форма регистрационной деятельности имеют огромное значение для практического решения вопросов регистрации. И, несмотря на их возможное противопоставление в юридической литературе, на наш взгляд, данные формы все же составляют единое целое.
6. Сгенерированы цель и задачи Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.
Основная цель деятельности Росреестра - обеспечение всеобъемлющего учета объектов недвижимости.
Задачи Росреестра:
- формирование реестра, содержащего полную и достоверную информацию об объектах недвижимости;
- охрана прав собственников и иных лиц, обладающих вещными правами на недвижимость;
- контроль и надзор за соблюдением законности в области оборота недвижимости.
7. Административно-правовой статус Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии составляет основу административно-правового механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А тенденция законодателя на расширение статуса Росреестра позволяет облегчить правила учёта и регистрации недвижимости, сократить сроки и уменьшить количество бумажных документов, тем самым обуславливая собой долгожданное упрощение и реорганизацию системы регистрации документов.
8. Считаем, что предметная компетенция Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на сегодняшний день остается неоправданно широкой: к ней отнесены и сферы деятельности, не имеющие отношения к недвижимости. Исходя из этого, предлагаем исключить из ведения Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии полномочия по регулированию и контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих. На наш взгляд, указанные полномочия целесообразно передать Министерству юстиции Российской Федерации.
9. Административно-правовой статус государственного регистратора прав базируется на нормах, регламентирующих правовое положение государственных гражданских служащих, но при этом имеет и свои характерные особенности.
10. Процедура государственной регистрации прав на недвижимость после вступления в силу нового Закона о регистрации претерпела существенные изменения, в частности:
- ощутимо снизилось количество бюрократических препон для регистрации прав на недвижимое имущество: уменьшилось число представляемых документов и ускорены регистрационные сроки;
- введен новый вид документа, свидетельствующий о произведенной государственной регистрации, - выписка из Единого государственного реестра недвижимости;
- появилась возможность регистрации объекта недвижимости вне зависимости от места его нахождения.
11. В последнее время достаточно активно при проведении расчетов по сделкам с недвижимостью используются банковские ячейки. Так как на практике законодательно установленные сроки осуществления государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество нередко затягиваются, участники сделки зачастую несут дополнительные расходы по продлению договора аренды индивидуального банковского сейфа.
Предлагаем ввести претензионный порядок возмещения дополнительных расходов по договору аренды индивидуального банковского сейфа, если такие расходы вызваны нарушением сроков регистрации перехода права на недвижимость.
12. Несмотря на достаточно детальное нормативное регламентирование института ответственности органа, осуществляющего регистрацию недвижимости, механизм привлечения ответственности работает неэффективно.
Предлагаем дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» статьями 66.1 и 67.1, которые регламентировали бы процедуру привлечения органа регистрации прав и его
должностных лиц. Так как без такого нормативно закрепленного механизма, на наш взгляд, ответственность носит чисто формальный характер.
1. Институт государственной регистрации недвижимости в России имеет глубокие исторические корни. Проведя сравнительный анализ порядка укрепления прав в дореволюционной России и порядка современной государственной регистрации недвижимости, мы видим, что между ними прослеживаются как сходства, так и различия:
- совпадают моменты возникновения права собственности в российской дореволюционной судебной практике и в современном российском законодательстве;
- в современном праве в отличие от дореволюционного не определен срок, в течение которого после возникновения оснований для регистрации в регистрирующий орган для регистрации прав должны быть представлены необходимые для регистрации права собственности на недвижимое имущество документы;
- существовавшие ранее крепостные книги и реестры к ним можно без преувеличения назвать прообразом существующего Единого государственного реестра недвижимости, а функционирующий в XVI веке институт «площадных подьячих» - аналогом современных нотариусов, при помощи которых в современной России совершается значительная часть сделок с недвижимостью.
2. Считаем целесообразным внести поправки в статью 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления срока, необходимого для подачи документов на государственную регистрацию после заключения договора купли-продажи недвижимости. Период, необходимый для подачи документов, предлагаем ограничить тремя месяцами.
3. В связи с глобальным трендом на активное вмешательство государства в гражданский оборот значимость регистрационной деятельности как формы юридической деятельности будет постоянно расти.
Ввиду отсутствия законодательно закрепленного понятия «регистрационной деятельности» предложена авторская трактовка данной дефиниции. Регистрационная деятельность - это совершаемая от имени государства деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по признанию, удостоверению и учету юридически значимых фактов в определенных областях общественной деятельности в соответствии с законодательно установленным механизмом проведения такой процедуры.
4. Выделены следующие принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости: - законность; - гласность; - достоверность ведения Единого государственного реестра недвижимости; - приоритет ранее зарегистрированных прав; - единство; - ведение Единого государственного реестра недвижимости на русском языке.
Предлагаем:
1) Консолидировать принципы регистрационной деятельности в сфере недвижимости в рамках статьи 1 Федерального закона № 218;
2) Название вышеуказанной статьи изложить в следующей редакции: «Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные принципы осуществления регистрационной деятельности».
5. Внутренняя и внешняя форма регистрационной деятельности имеют огромное значение для практического решения вопросов регистрации. И, несмотря на их возможное противопоставление в юридической литературе, на наш взгляд, данные формы все же составляют единое целое.
6. Сгенерированы цель и задачи Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.
Основная цель деятельности Росреестра - обеспечение всеобъемлющего учета объектов недвижимости.
Задачи Росреестра:
- формирование реестра, содержащего полную и достоверную информацию об объектах недвижимости;
- охрана прав собственников и иных лиц, обладающих вещными правами на недвижимость;
- контроль и надзор за соблюдением законности в области оборота недвижимости.
7. Административно-правовой статус Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии составляет основу административно-правового механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А тенденция законодателя на расширение статуса Росреестра позволяет облегчить правила учёта и регистрации недвижимости, сократить сроки и уменьшить количество бумажных документов, тем самым обуславливая собой долгожданное упрощение и реорганизацию системы регистрации документов.
8. Считаем, что предметная компетенция Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на сегодняшний день остается неоправданно широкой: к ней отнесены и сферы деятельности, не имеющие отношения к недвижимости. Исходя из этого, предлагаем исключить из ведения Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии полномочия по регулированию и контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих. На наш взгляд, указанные полномочия целесообразно передать Министерству юстиции Российской Федерации.
9. Административно-правовой статус государственного регистратора прав базируется на нормах, регламентирующих правовое положение государственных гражданских служащих, но при этом имеет и свои характерные особенности.
10. Процедура государственной регистрации прав на недвижимость после вступления в силу нового Закона о регистрации претерпела существенные изменения, в частности:
- ощутимо снизилось количество бюрократических препон для регистрации прав на недвижимое имущество: уменьшилось число представляемых документов и ускорены регистрационные сроки;
- введен новый вид документа, свидетельствующий о произведенной государственной регистрации, - выписка из Единого государственного реестра недвижимости;
- появилась возможность регистрации объекта недвижимости вне зависимости от места его нахождения.
11. В последнее время достаточно активно при проведении расчетов по сделкам с недвижимостью используются банковские ячейки. Так как на практике законодательно установленные сроки осуществления государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество нередко затягиваются, участники сделки зачастую несут дополнительные расходы по продлению договора аренды индивидуального банковского сейфа.
Предлагаем ввести претензионный порядок возмещения дополнительных расходов по договору аренды индивидуального банковского сейфа, если такие расходы вызваны нарушением сроков регистрации перехода права на недвижимость.
12. Несмотря на достаточно детальное нормативное регламентирование института ответственности органа, осуществляющего регистрацию недвижимости, механизм привлечения ответственности работает неэффективно.
Предлагаем дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» статьями 66.1 и 67.1, которые регламентировали бы процедуру привлечения органа регистрации прав и его
должностных лиц. Так как без такого нормативно закрепленного механизма, на наш взгляд, ответственность носит чисто формальный характер.
Подобные работы
- Административно-правовой механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Особенности документирования и регистрации прав на недвижимое имущество (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование правового регулирования предоставления государственных услуг в современном праве России (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Формы административно-правового акта в России и Германии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование оборота земельных долей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Представительство и защита интересов граждан в градостроительной сфере (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Магистерская диссертация, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017



