Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №62993

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов 8
1.1. Проблемы здоровья детей школьного возраста 8
1.2. Значение физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками 14
1.3. Основные задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий
в режиме учебного дня 18
1.4. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы в школьном образовательном учреждении 23
Глава 2. Методы и организация исследования 2 7
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Характеристика и экспериментальная проверка методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня 3 3
3.1. Характеристика экспериментальной методики 33
3.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 40
Выводы 46
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы 49
Приложения


Актуальность исследования. Проблема поддержания определенного уровня физических кондиций учащихся, а, следовательно, и их здоровья становиться более актуальной.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. На сегодняшний день очень важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему. Важно, насколько оно будет здоровым и дееспособным. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Ежегодно ухудшающиеся показатели здоровья детского населения вызывают тревогу у медицинских работников и педагогов.
Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: "Здоровый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития" [12, с.54].
Взяв это за идеал, к которому необходимо стремиться, коллектив каждой школы должен ставить задачу сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие.
При этом интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (проблемы с массой тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы), снижению их работоспособности [8].
Учебный день школьников начинается в 8.30 и заканчивается в 13.30, он наполнен умственными и эмоциональными нагрузками. Приходя, домой, дети снова садятся делать домашнее задание. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, нарушение режима труда и отдыха - все это служит причиной для утомления, раздражительности, что в свою очередь ведет к переутомлению. Чтобы не было переутомления при умственной работе необходимо активно заниматься физическими упражнениями. Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает восстановление работоспособности.
Проблема заключается в том, что мощный оздоровительный потенциал школы еще не в полной мере учитывается руководством и педагогами школы, дети мало включены в физкультурно-оздоровительную деятельность, активный процесс в большей степени декларируется, чем реализуется.
Сложилось явное противоречие между реальными возможностями школы удовлетворять потребности учащихся в физкультурно-двигательной активности, предупреждать средствами физической культуры умственное переутомление обучающихся, профилактически снижать повышенную интенсивность учебно-образовательного процесса и недостаточной разработанностью методик предоставления физкультурно-рекреативных услуг школьникам, в частности, младших классов.
Цель исследования - разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
Объект исследования - малые формы физической культуры в младших классах в режиме учебного дня.
Предмет исследования - организация и методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияние на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет:
- во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние;
- во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов.
2. Разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников;
2. Тест Бурдона-Рудика;
3. Модифицированная методика САН;
4. Тестирование двигательных способностей;
5. Педагогическое наблюдение;
6. Педагогический эксперимент;
7. Методы математико-статический обработки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.В. Менхин, и др.);
- теория и методика физического воспитания детей и молодежи школьного возраста (Я.С. Вайнбаум, Ю.Д. Железняк, М.Н. Жуков, А.А. Зданевич, А.Г. Комков, Е.А. Короткова, Л.Б. Кофман, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, Г.И. Погадаев, В.Н. Шаулин, А.В. и др.);
- научные положения использования здоровьесберегающих технологий в образовании, вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения (М.В. Антропова, В.Н. Ирхин, В.Ф. Базарный, И.В. Кузнецова, М.М. Безруких, М.Я. Виленский, В.А. Сластёнин, А.Г. Хрипкова и др.).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и получении фактических данных их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний об организации и методике проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в использовании экспериментальной методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня, которая обеспечила достоверное улучшение психического состояния и умственной работоспособности, а также физической подготовленности учащихся младших классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием сочетанием научно-теоретического и практического подходов; применением апробированного инструментария; целесообразным сочетанием и взаимным дополнением исследовательских методов; личным участием автора в экспериментальной работе и внедрением результатов исследования в практику.
Личное участие автора заключается в формулировании научной гипотезы, постановке цели и задач исследования, непосредственном выполнении экспериментальной части работы, обобщении полученных результатов, разработке выводов и научно-практических рекомендаций по использованию результатов научного исследования в практической деятельности, научном изложении и публичном представлении на научных конференциях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Материалы исследования изложены на 56 страницах компьютерного текста, содержат 7 таблиц, 3 рисунка. В работе использовано 41 источник научной и методической литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В результате анализа и обобщения литературных источников выяснилось, что у большинства современных детей выявлены те или иные отклонения в состоянии здоровья современных школьников. Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха - причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости. Одним из необходимых условий, способствующих повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми школьного возраста, является повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей школьного возраста.
2. На основании результата анализа специальной литературы, педагогического наблюдения была разработана экспериментальная методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня.
Предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет: - во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние; - во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Разработано 12 комплексов физкультминуток, подвижные игры для больших перемен. Проведена методическая подготовка учителей младших классов к реализации малых форм в режиме учебного дня младших школьников.
3. Критериями эффективности экспериментальной методики были следующие:
- умственная работоспособность (тест Бурдона-Рудика);
- психическое состояние (модифицированная методика САН);
- физическая подготовленность (тестирование).
При регулярном использовании комплексов физкультминуток во время общеобразовательных уроков и подвижных игр на больших переменах достоверно (p<0,05) обеспечило повышение, как умственной работоспособности, так и общей физической подготовленности, которые повлияли (p<0,05) на самочувствие, активность и настроение.



1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология [Текст]. - Киев, Здоровье 2000. - 34 с.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья [Текст]. - М.: ФиС, 1991. - 336 с.
3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Учебное пособие для техникумов [Текст]. - Волгоград, 1999. - 34 с.
4. Буллер В.К. Методические указания по проведению учебно-исследовательской работы студентами методами математической статики [Текст]. - Алма-Ата. Коз ИФК, 1982. - 44 с.
5. Бажуков СМ. Здоровье детей - общая забота [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт, 1985. - 44 с.
6. Банин В.Д., Гайда К.В., Гербечевский В.К. Практикум по общей экспериментальной прикладной психологии. Учебное пособие [Текст]. - СПб издательство «Питер», 2000. - 560 с.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов [Текст]. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
8. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
9. Гоч В.П. Путь за Тантру. Серия «Философия высшего
творчества» в 4-х книгах [Текст]. - Екатеринбург, 1990. - 117 с.
10. Готапчик А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие
детей Программы диагностики и коррекции нарушений [Текст]. - С-
Петербург: Речь, 2001. - 147 с.
11. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников [Текст] //Т.М. Жирова. - М.: Панорама, 2010. - 144 с.
12. Змановский Ю.Ф. Здоровье младших школьников [Текст]/ Ю.Ф. Замановский. - М.: Олма-пресс, 2011. - 390с.
13. Зудина Р.О. Пароль в страну здоровья [Текст]//Р.О. Зудина. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 112 с.
14. Ковч Ю.Н. Здоровый образ жизни в школе и дома [Текст]//Ю.Н. Ковч, - М.: Олма-пресс, 2013. - 442с.
15. Куликов А.Ф. «Оздоровительные аспекты воспитания студенческой молодежи. Современные технологии валеологии и физической реабилитации». Материалы Международной научно¬практической конференции [Текст]. - Белгород, 2000. - 159 с.
16. Курган Е., Таламбум А. Физкультура, формирующая осанку [Текст]. - Физическая культура и спорт. - М.: 1990. - 117 с.
17. Куценко Г.И., Комов И.Ф. Режим для школьника [Текст]. - М.: Медицина, 1987. - 40 с.
18. Куркович А.О. Здоровый образ жизни [Текст]//А.О.Крукович, - М.: Овал, 2011. - 233с.
19. Кузина, Р.А. Школа здоровья [Текст]//Р.А. Кузина, - М.: Луч, 2011. - 202с.
20. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст] //Н.И. Лебедева. - Мн.: Книжный дом, 2012. - 112 с.
21. Лагутин А.Б. Новое в методике физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. Спорт в школе: 2001. - С. 17-275.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико¬методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры [Текст]. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
23. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие [Текст]/Санкт- Петербург: Питер, 2010. - 583 с.
25. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе [Текст]. - Белгород, 2002. - 8 с.
26. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей школьного возраста [Текст]. - Омск, 1997. - 94 с.
27. Похлебин В.Г. Уроки здоровья [Текст]. - Просвещение, 1992. - 45 с.
28. Плешаков А.А. Природоведение в 1-4 кл. Метод. Рекомендации к учебникам [Текст]. - М.: Просвещение, 2012 - 165 с.
29. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек [Текст]. - М.: Владос,
2012. - 250 с.
30. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст]//В.Д. Колесов. - М.: Педагогика, 2010. - 176 с.
31. Кузина Р.А. Школа здоровья [Текст]//Р.А. Кузина, - М.: Луч, 2011. - 202с.
32. 20.Савостина Н.С. Ушакова М.Ю., Исупов Н.Б. Физическая культура школьников специальной медицинской группы. Методическое пособие [Текст]. - Волгоград, 2002. - 15 с.
33. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии
(учебно-методическое пособие для студентов заочников пед. ин-тов) [Текст]. - М.: Просвещение, 1979. - 156 с.
34. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст]: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений - 2-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 2008 с.
35. Софронова Г.Б. Движение - залог здоровья [Текст]. - М.: Знание. - 104 с.
36. Сборник инструктивно-методических материалов по
физическому воспитанию. Пособие для учителя [Текст]. - Просвещение, 1984. - 17 с.
37. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. 3-е издание [Текст]. - М.: «Медицина», 1982. - 59 с.
38. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Здоровый образ жизни [Текст]. - М.: Луч, 2011. - 592с.
39. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке [Текст]. - М.: Просвещение, 2012.- 450 с.
40. Харламов И. Ф. Здоровый образ жизни в школе: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]//И.Ф. Харламов. - М.: Высш. шк., 2011. - 576 с.
41. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции Российское Педагогическое Агентство [Текст]. - М.: 1997. - 245 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ