ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов 8
1.1. Проблемы здоровья детей школьного возраста 8
1.2. Значение физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками 14
1.3. Основные задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий
в режиме учебного дня 18
1.4. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы в школьном образовательном учреждении 23
Глава 2. Методы и организация исследования 2 7
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Характеристика и экспериментальная проверка методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня 3 3
3.1. Характеристика экспериментальной методики 33
3.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 40
Выводы 46
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы 49
Приложения
Глава 1. Значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов 8
1.1. Проблемы здоровья детей школьного возраста 8
1.2. Значение физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками 14
1.3. Основные задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий
в режиме учебного дня 18
1.4. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы в школьном образовательном учреждении 23
Глава 2. Методы и организация исследования 2 7
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Характеристика и экспериментальная проверка методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня 3 3
3.1. Характеристика экспериментальной методики 33
3.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 40
Выводы 46
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы 49
Приложения
Актуальность исследования. Проблема поддержания определенного уровня физических кондиций учащихся, а, следовательно, и их здоровья становиться более актуальной.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. На сегодняшний день очень важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему. Важно, насколько оно будет здоровым и дееспособным. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Ежегодно ухудшающиеся показатели здоровья детского населения вызывают тревогу у медицинских работников и педагогов.
Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: "Здоровый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития" [12, с.54].
Взяв это за идеал, к которому необходимо стремиться, коллектив каждой школы должен ставить задачу сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие.
При этом интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (проблемы с массой тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы), снижению их работоспособности [8].
Учебный день школьников начинается в 8.30 и заканчивается в 13.30, он наполнен умственными и эмоциональными нагрузками. Приходя, домой, дети снова садятся делать домашнее задание. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, нарушение режима труда и отдыха - все это служит причиной для утомления, раздражительности, что в свою очередь ведет к переутомлению. Чтобы не было переутомления при умственной работе необходимо активно заниматься физическими упражнениями. Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает восстановление работоспособности.
Проблема заключается в том, что мощный оздоровительный потенциал школы еще не в полной мере учитывается руководством и педагогами школы, дети мало включены в физкультурно-оздоровительную деятельность, активный процесс в большей степени декларируется, чем реализуется.
Сложилось явное противоречие между реальными возможностями школы удовлетворять потребности учащихся в физкультурно-двигательной активности, предупреждать средствами физической культуры умственное переутомление обучающихся, профилактически снижать повышенную интенсивность учебно-образовательного процесса и недостаточной разработанностью методик предоставления физкультурно-рекреативных услуг школьникам, в частности, младших классов.
Цель исследования - разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
Объект исследования - малые формы физической культуры в младших классах в режиме учебного дня.
Предмет исследования - организация и методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияние на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет:
- во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние;
- во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов.
2. Разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников;
2. Тест Бурдона-Рудика;
3. Модифицированная методика САН;
4. Тестирование двигательных способностей;
5. Педагогическое наблюдение;
6. Педагогический эксперимент;
7. Методы математико-статический обработки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.В. Менхин, и др.);
- теория и методика физического воспитания детей и молодежи школьного возраста (Я.С. Вайнбаум, Ю.Д. Железняк, М.Н. Жуков, А.А. Зданевич, А.Г. Комков, Е.А. Короткова, Л.Б. Кофман, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, Г.И. Погадаев, В.Н. Шаулин, А.В. и др.);
- научные положения использования здоровьесберегающих технологий в образовании, вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения (М.В. Антропова, В.Н. Ирхин, В.Ф. Базарный, И.В. Кузнецова, М.М. Безруких, М.Я. Виленский, В.А. Сластёнин, А.Г. Хрипкова и др.).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и получении фактических данных их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний об организации и методике проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в использовании экспериментальной методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня, которая обеспечила достоверное улучшение психического состояния и умственной работоспособности, а также физической подготовленности учащихся младших классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием сочетанием научно-теоретического и практического подходов; применением апробированного инструментария; целесообразным сочетанием и взаимным дополнением исследовательских методов; личным участием автора в экспериментальной работе и внедрением результатов исследования в практику.
Личное участие автора заключается в формулировании научной гипотезы, постановке цели и задач исследования, непосредственном выполнении экспериментальной части работы, обобщении полученных результатов, разработке выводов и научно-практических рекомендаций по использованию результатов научного исследования в практической деятельности, научном изложении и публичном представлении на научных конференциях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Материалы исследования изложены на 56 страницах компьютерного текста, содержат 7 таблиц, 3 рисунка. В работе использовано 41 источник научной и методической литературы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. На сегодняшний день очень важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему. Важно, насколько оно будет здоровым и дееспособным. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Ежегодно ухудшающиеся показатели здоровья детского населения вызывают тревогу у медицинских работников и педагогов.
Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: "Здоровый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития" [12, с.54].
Взяв это за идеал, к которому необходимо стремиться, коллектив каждой школы должен ставить задачу сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие.
При этом интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (проблемы с массой тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы), снижению их работоспособности [8].
Учебный день школьников начинается в 8.30 и заканчивается в 13.30, он наполнен умственными и эмоциональными нагрузками. Приходя, домой, дети снова садятся делать домашнее задание. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, нарушение режима труда и отдыха - все это служит причиной для утомления, раздражительности, что в свою очередь ведет к переутомлению. Чтобы не было переутомления при умственной работе необходимо активно заниматься физическими упражнениями. Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает восстановление работоспособности.
Проблема заключается в том, что мощный оздоровительный потенциал школы еще не в полной мере учитывается руководством и педагогами школы, дети мало включены в физкультурно-оздоровительную деятельность, активный процесс в большей степени декларируется, чем реализуется.
Сложилось явное противоречие между реальными возможностями школы удовлетворять потребности учащихся в физкультурно-двигательной активности, предупреждать средствами физической культуры умственное переутомление обучающихся, профилактически снижать повышенную интенсивность учебно-образовательного процесса и недостаточной разработанностью методик предоставления физкультурно-рекреативных услуг школьникам, в частности, младших классов.
Цель исследования - разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
Объект исследования - малые формы физической культуры в младших классах в режиме учебного дня.
Предмет исследования - организация и методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияние на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет:
- во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние;
- во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение и организационно-методические основы реализации малых форм физической культуры в режиме учебного и продленного дня школьников младших классов.
2. Разработать методику проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников;
2. Тест Бурдона-Рудика;
3. Модифицированная методика САН;
4. Тестирование двигательных способностей;
5. Педагогическое наблюдение;
6. Педагогический эксперимент;
7. Методы математико-статический обработки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.В. Менхин, и др.);
- теория и методика физического воспитания детей и молодежи школьного возраста (Я.С. Вайнбаум, Ю.Д. Железняк, М.Н. Жуков, А.А. Зданевич, А.Г. Комков, Е.А. Короткова, Л.Б. Кофман, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, Г.И. Погадаев, В.Н. Шаулин, А.В. и др.);
- научные положения использования здоровьесберегающих технологий в образовании, вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения (М.В. Антропова, В.Н. Ирхин, В.Ф. Базарный, И.В. Кузнецова, М.М. Безруких, М.Я. Виленский, В.А. Сластёнин, А.Г. Хрипкова и др.).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и получении фактических данных их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний об организации и методике проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня и их влияния на умственную работоспособность и психическое состояние учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в использовании экспериментальной методики проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня, которая обеспечила достоверное улучшение психического состояния и умственной работоспособности, а также физической подготовленности учащихся младших классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием сочетанием научно-теоретического и практического подходов; применением апробированного инструментария; целесообразным сочетанием и взаимным дополнением исследовательских методов; личным участием автора в экспериментальной работе и внедрением результатов исследования в практику.
Личное участие автора заключается в формулировании научной гипотезы, постановке цели и задач исследования, непосредственном выполнении экспериментальной части работы, обобщении полученных результатов, разработке выводов и научно-практических рекомендаций по использованию результатов научного исследования в практической деятельности, научном изложении и публичном представлении на научных конференциях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Материалы исследования изложены на 56 страницах компьютерного текста, содержат 7 таблиц, 3 рисунка. В работе использовано 41 источник научной и методической литературы.
1. В результате анализа и обобщения литературных источников выяснилось, что у большинства современных детей выявлены те или иные отклонения в состоянии здоровья современных школьников. Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха - причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости. Одним из необходимых условий, способствующих повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми школьного возраста, является повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей школьного возраста.
2. На основании результата анализа специальной литературы, педагогического наблюдения была разработана экспериментальная методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня.
Предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет: - во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние; - во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Разработано 12 комплексов физкультминуток, подвижные игры для больших перемен. Проведена методическая подготовка учителей младших классов к реализации малых форм в режиме учебного дня младших школьников.
3. Критериями эффективности экспериментальной методики были следующие:
- умственная работоспособность (тест Бурдона-Рудика);
- психическое состояние (модифицированная методика САН);
- физическая подготовленность (тестирование).
При регулярном использовании комплексов физкультминуток во время общеобразовательных уроков и подвижных игр на больших переменах достоверно (p<0,05) обеспечило повышение, как умственной работоспособности, так и общей физической подготовленности, которые повлияли (p<0,05) на самочувствие, активность и настроение.
2. На основании результата анализа специальной литературы, педагогического наблюдения была разработана экспериментальная методика проведения малых форм физической культуры в режиме учебного дня.
Предполагалось, что организация и методика проведения малых форм физической культуры с учащимися младших классов в режиме учебного дня, будет: - во-первых, положительно влиять на их умственную работоспособность и психическое состояние; - во-вторых, улучшит показатели физической подготовленности за счет увеличения объема двигательной активности.
Разработано 12 комплексов физкультминуток, подвижные игры для больших перемен. Проведена методическая подготовка учителей младших классов к реализации малых форм в режиме учебного дня младших школьников.
3. Критериями эффективности экспериментальной методики были следующие:
- умственная работоспособность (тест Бурдона-Рудика);
- психическое состояние (модифицированная методика САН);
- физическая подготовленность (тестирование).
При регулярном использовании комплексов физкультминуток во время общеобразовательных уроков и подвижных игр на больших переменах достоверно (p<0,05) обеспечило повышение, как умственной работоспособности, так и общей физической подготовленности, которые повлияли (p<0,05) на самочувствие, активность и настроение.
Подобные работы
- Занятия по адаптивной физической культуре с детьми с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста со специфическими расстройствами навыков обучения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С ЗАКАЛИВАНИЕМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



