«Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» (на примере национальных республик)
|
Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты изучения института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 9
Раздел II. Взаимодействие высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации с органами государственной власти 35
Раздел III. Ответственность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации 62
Заключение 84
Список использованной литературы
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты изучения института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 9
Раздел II. Взаимодействие высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации с органами государственной власти 35
Раздел III. Ответственность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации 62
Заключение 84
Список использованной литературы
В названии второго раздела следует убрать слово «государственной», оставить только «власти», поскольку в разделе речь пойдет, очевидно, и о взаимодействии с муниципальной властью, а это по Конституции РФ - не государственная власть.
Актуальность представленной научно-исследовательской работы определяется особой ролью регионов и региональной политической власти как субъекта региональной и общероссийской общественно-политической систем в условиях современного российского политического процесса. Становление институтов региональной политической власти изначально происходило в условиях, когда федеральный центр старался не вмешиваться в процессы, проходившие на уровне регионов. Такое положение дел привело к формированию в субъектах федерации различных вариаций устройства региональной власти. Однако в 2000-х годах начинается процесс жесткой централизации, что выразилось в приведении законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с общефедеральным. Подобная централизация проводилась под предлогом укрепления вертикали власти и привела к дефедерализации государства. Регионы лишились независимости, которая присутствовала в их отношениях с федеральным центром. Произошедшие изменения также коснулись статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации как институт занимает центральное место в организации государственной власти, системе региональных органов в субъектах РФ. Он оказывает активное влияние на решение задач общефедерального масштаба. В связи с этим определение роли высшего должностного лица в целом, анализ процесса его становления, эволюции в российском государстве является важным условием характеристики его конституционно-правового статуса, места в системе исполнительной власти РФ, роли в решении государственных задач. Вместе с тем, данный институт находится в стадии становления, поскольку его правовой статус все еще не достаточно четко определен в федеральном и региональном законодательстве. Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, еще остается немало нерешенных и дискуссионных вопросов. Повышение ответственности высшего должностного лица перед Президентом Российской Федерации привело к усилению зависимости региональных глав от позиций федеральной власти. Согласно законодательству, Президент РФ имеет большое количество инструментов для влияния на глав регионов. Но некоторые механизмы влияния недостаточно четко определены федеральным законодателем. В качестве одного из таких примеров, можно привести такое основание для отрешения высшего должностного лица субъекта РФ как утрата доверия. Не вполне понятно, что нужно понимать под подобной формулировкой. При несовершенстве федерального законодательства относительно глав регионов, нужно также учитывать положение высшего должностного лица в самом регионе. Необходимо изучение реальных практик, которые сложились в отношениях между главами регионов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, изучение статуса высшего должностного лица является актуальной проблемой в современной России. Она достаточно сложна и многопланова, требует серьезного теоретического осмысления и комплексного анализа нормативных правовых актов всех уровней.
Степень научной разработанности. В современной российской политической науке тематикой статуса высшего должностного лица занимались многие видные отечественные исследователи. Так в рамках представленного исследования, стоит выделить работу Фарукшина М.Х., посвящённую конституционному праву республик в составе Российской Федерации. Также стоит выделить исследование Р.Ф. Туровского, в котором определены основные принципы изучения положения института губернаторов. Также стоит выделить работы таких исследователей как Н.П. Иванов , Н.А. Игнатюк , Б.П, Елисеев , Н.П. Медведев . Однако в упомянутых исследованиях упор делается на изучение конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации без учета тех реальных практик, которые сложились в регионах. Изучением специфики региональной власти занимался С.В. Бирюков. Но в его исследовании упор делается больше на изучение взаимодействия региональной власти и бизнес-структур. Также в рамках изучения моделей региональной власти, которые сложились в регионах Российской Федерации, необходимо выделить работу Н. Лапиной и А. Чириковой. Касательно изучения полномочий высших должностных лиц, необходимо выделить научную работу В.Я. Гельмана. Но проведенное им исследование актуально для 1990-х годов, а с тех пор произошли большие изменения в отношениях между федеральной и региональной властью. Относительно изучения юридической ответственности стоит выделить Д.А, Липинского. Но Д.А. Липинским упор делается на теорию юридической ответственности. В рамках политической ответственности стоит выделить классическую работу, в которой впервые определены основные свойства политической ответственности за авторством М.Х. Фарукшина и И.С.
Самощенко. Авторами больше рассматриваются теоретические аспекты такого вида ответственности. Изучение политической ответственности на практике представляет собой возможность для того, чтобы рассмотреть возможность её наступления на практике. Ввиду сложившейся в стране ситуации, наиболее выгодно будет рассматривать её именно на примере высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В частности, сложение полномочий со стороны главы региона не всегда может быть связано с теми основаниями, которые предусмотрены в федеральном законодательстве.
Объектом представленной работы является конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российский Федерации.
Предметом исследования является положение глав национальных республик в системе органов государственной власти субъекта РФ.
Целью данной работы является изучение особенностей функционирования института глав национальных республик в системе региональной власти.
Цель исследования определяет ряд задач:
1. Уточнить понятие региональная власть.
2. Описать историю становления института губернаторов.
3. Рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность высшего должностного лица субъект РФ.
4. Выявить объем полномочий, которыми обладают высшие должностные лица Российской Федерации относительно законодательной власти в регионе.
5. Определить положение института губернаторов относительно законодательной ветви власти.
6. Рассмотреть понятие юридической ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели и решения задач были применены следующие теоретико - методологические подходы. Метод исторического анализа позволил рассмотреть становление института губернаторов в истории нашей страны. В процессе изучения особенностей конфигурации региональной власти, был применен системный метод. Структурно-функциональный метод позволил рассмотреть внутреннюю систему органов исполнительной власти с позиции назначения каждого её элемента. Для рассмотрения законодательства Российской Федерации и субъектов РФ использовался сравнительно-правовой метод. Сравнительный метод был использован для изучения возможностей влияния исполнительной власти в субъекте Российской Федерации на законодательную и муниципальную власть, и федеральные территориальные органы власти. Возможности влияния были исследованы по следующим индикаторам: контроль законодательного (представительного) представительного органа за высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, зависимость региональных парламентов от глав республик, возможность влияния на местное самоуправление, возможность влияния на территориальные представительства федеральных органов власти.
Научно-практическая значимость определяется тем, что в работе изучено понятие региональной власти. Определены основные функции региональной власти. Рассмотрена история становления института высшего должностного лица. Также изучено законодательство Российской Федерации и субъектов РФ относительно высшего должностного лица субъекта РФ. На основе специальных критериев определена специфика взаимодействия между высшим должностным лицом и органами государственной власти субъекта РФ. Также в предлагаемой работе изучена ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе проанализированы не только законодательно закрепленные полномочия органов исполнительной власти, но и реальные практики отношения между законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта РФ. В работе проведен комплексный анализ актов законодательства субъектов РФ, регулирующего правовое положение их глав, показаны его особенности с учетом современных тенденций в изменении законодательства, определены возможные перспективы его развития. Это позволяет сформулировать некоторые предложения по совершенствованию данного института в условиях укрепления принципа единства государственной власти с учетом разделения полномочий между органами государственной власти субъекта и Федерации.
Актуальность представленной научно-исследовательской работы определяется особой ролью регионов и региональной политической власти как субъекта региональной и общероссийской общественно-политической систем в условиях современного российского политического процесса. Становление институтов региональной политической власти изначально происходило в условиях, когда федеральный центр старался не вмешиваться в процессы, проходившие на уровне регионов. Такое положение дел привело к формированию в субъектах федерации различных вариаций устройства региональной власти. Однако в 2000-х годах начинается процесс жесткой централизации, что выразилось в приведении законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с общефедеральным. Подобная централизация проводилась под предлогом укрепления вертикали власти и привела к дефедерализации государства. Регионы лишились независимости, которая присутствовала в их отношениях с федеральным центром. Произошедшие изменения также коснулись статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации как институт занимает центральное место в организации государственной власти, системе региональных органов в субъектах РФ. Он оказывает активное влияние на решение задач общефедерального масштаба. В связи с этим определение роли высшего должностного лица в целом, анализ процесса его становления, эволюции в российском государстве является важным условием характеристики его конституционно-правового статуса, места в системе исполнительной власти РФ, роли в решении государственных задач. Вместе с тем, данный институт находится в стадии становления, поскольку его правовой статус все еще не достаточно четко определен в федеральном и региональном законодательстве. Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, еще остается немало нерешенных и дискуссионных вопросов. Повышение ответственности высшего должностного лица перед Президентом Российской Федерации привело к усилению зависимости региональных глав от позиций федеральной власти. Согласно законодательству, Президент РФ имеет большое количество инструментов для влияния на глав регионов. Но некоторые механизмы влияния недостаточно четко определены федеральным законодателем. В качестве одного из таких примеров, можно привести такое основание для отрешения высшего должностного лица субъекта РФ как утрата доверия. Не вполне понятно, что нужно понимать под подобной формулировкой. При несовершенстве федерального законодательства относительно глав регионов, нужно также учитывать положение высшего должностного лица в самом регионе. Необходимо изучение реальных практик, которые сложились в отношениях между главами регионов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, изучение статуса высшего должностного лица является актуальной проблемой в современной России. Она достаточно сложна и многопланова, требует серьезного теоретического осмысления и комплексного анализа нормативных правовых актов всех уровней.
Степень научной разработанности. В современной российской политической науке тематикой статуса высшего должностного лица занимались многие видные отечественные исследователи. Так в рамках представленного исследования, стоит выделить работу Фарукшина М.Х., посвящённую конституционному праву республик в составе Российской Федерации. Также стоит выделить исследование Р.Ф. Туровского, в котором определены основные принципы изучения положения института губернаторов. Также стоит выделить работы таких исследователей как Н.П. Иванов , Н.А. Игнатюк , Б.П, Елисеев , Н.П. Медведев . Однако в упомянутых исследованиях упор делается на изучение конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации без учета тех реальных практик, которые сложились в регионах. Изучением специфики региональной власти занимался С.В. Бирюков. Но в его исследовании упор делается больше на изучение взаимодействия региональной власти и бизнес-структур. Также в рамках изучения моделей региональной власти, которые сложились в регионах Российской Федерации, необходимо выделить работу Н. Лапиной и А. Чириковой. Касательно изучения полномочий высших должностных лиц, необходимо выделить научную работу В.Я. Гельмана. Но проведенное им исследование актуально для 1990-х годов, а с тех пор произошли большие изменения в отношениях между федеральной и региональной властью. Относительно изучения юридической ответственности стоит выделить Д.А, Липинского. Но Д.А. Липинским упор делается на теорию юридической ответственности. В рамках политической ответственности стоит выделить классическую работу, в которой впервые определены основные свойства политической ответственности за авторством М.Х. Фарукшина и И.С.
Самощенко. Авторами больше рассматриваются теоретические аспекты такого вида ответственности. Изучение политической ответственности на практике представляет собой возможность для того, чтобы рассмотреть возможность её наступления на практике. Ввиду сложившейся в стране ситуации, наиболее выгодно будет рассматривать её именно на примере высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В частности, сложение полномочий со стороны главы региона не всегда может быть связано с теми основаниями, которые предусмотрены в федеральном законодательстве.
Объектом представленной работы является конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российский Федерации.
Предметом исследования является положение глав национальных республик в системе органов государственной власти субъекта РФ.
Целью данной работы является изучение особенностей функционирования института глав национальных республик в системе региональной власти.
Цель исследования определяет ряд задач:
1. Уточнить понятие региональная власть.
2. Описать историю становления института губернаторов.
3. Рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность высшего должностного лица субъект РФ.
4. Выявить объем полномочий, которыми обладают высшие должностные лица Российской Федерации относительно законодательной власти в регионе.
5. Определить положение института губернаторов относительно законодательной ветви власти.
6. Рассмотреть понятие юридической ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели и решения задач были применены следующие теоретико - методологические подходы. Метод исторического анализа позволил рассмотреть становление института губернаторов в истории нашей страны. В процессе изучения особенностей конфигурации региональной власти, был применен системный метод. Структурно-функциональный метод позволил рассмотреть внутреннюю систему органов исполнительной власти с позиции назначения каждого её элемента. Для рассмотрения законодательства Российской Федерации и субъектов РФ использовался сравнительно-правовой метод. Сравнительный метод был использован для изучения возможностей влияния исполнительной власти в субъекте Российской Федерации на законодательную и муниципальную власть, и федеральные территориальные органы власти. Возможности влияния были исследованы по следующим индикаторам: контроль законодательного (представительного) представительного органа за высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, зависимость региональных парламентов от глав республик, возможность влияния на местное самоуправление, возможность влияния на территориальные представительства федеральных органов власти.
Научно-практическая значимость определяется тем, что в работе изучено понятие региональной власти. Определены основные функции региональной власти. Рассмотрена история становления института высшего должностного лица. Также изучено законодательство Российской Федерации и субъектов РФ относительно высшего должностного лица субъекта РФ. На основе специальных критериев определена специфика взаимодействия между высшим должностным лицом и органами государственной власти субъекта РФ. Также в предлагаемой работе изучена ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе проанализированы не только законодательно закрепленные полномочия органов исполнительной власти, но и реальные практики отношения между законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта РФ. В работе проведен комплексный анализ актов законодательства субъектов РФ, регулирующего правовое положение их глав, показаны его особенности с учетом современных тенденций в изменении законодательства, определены возможные перспективы его развития. Это позволяет сформулировать некоторые предложения по совершенствованию данного института в условиях укрепления принципа единства государственной власти с учетом разделения полномочий между органами государственной власти субъекта и Федерации.
В рамках написания представленной исследовательской работы, нами было изучены такие понятия как регион, региональная власть. Регион в современной политической науке понимается в двух смыслах: широком и узком. Каждый исследователь по-разному определяет понятие регион. Некоторыми даже предложено ввести особое понятие политического региона. Рассмотрев позиции различных авторов, можно определить регион как часть территории государства, которая имеет определенные законом границы, собственные органы государственной власти и специфические особенности, формирующиеся в результате исторического развития региона. При изучении региональной власти нужно учитывать специфику, которая присуща данному понятию. В истории становления региональной власти, как правило, исследователи выделяют 5-6 этапов. Основными характеристиками такой периодизации выступают либо становление нормативной база, либо определенные важные политические события. Затем нами была рассмотрена история становления института губернаторов.
Также рассмотрено законодательство, которое посвящено регулированию института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Были рассмотрены Конституция Российской Федерации, положения №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных органах) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Конституции Республик в составе Российской Федерации. Основными составляющими системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации являются глава исполнительной власти (президент, губернатор, глава администрации и так далее) и правительство. Согласно законодательству, высшим должностным лицом может быть избрано лицо, которое является гражданином Российской Федерации и достигло возраста 35 лет. В некоторых республиках имеются и свои требования к кандидату, например, владение языками, которые на территории субъекта признаны государственными.
Нами рассмотрены основные функции законодательных органов республик в составе Российской Федерации. Таким функциями являются законотворческая деятельность и назначение выборов и референдумов. Также на основе анализа законодательства нами выявлены основные полномочия, которые осуществляют законодательные органы республик в составе Российской Федерации.
Также рассмотрены те основания, согласно которым могут быть прекращены исполнение полномочий законодательного органа.
Для определения положения института губернаторов в системе региональной власти, нами были избраны те критерии, которые были предложены российским исследователем Р.Ф. Туровским. К таким критериям относятся: возможность контроля регионального парламента над
исполнительной властью, зависимость региональных легислатур от высшего должностного лица, позиции местного самоуправления по отношению к руководителю субъекта, а также взаимоотношения между федеральными органами власти и регионами. Подобный выбор критериев обусловлен важностью изучения именно реальных практик по функционированию законодательной и исполнительной власти относительно друг друга, а не только формальных характеристик, которые отражены в федеральном и региональном законодательстве.
Тем самым, на основе проведенного исследования по предложенным критериям, можно сделать вывод о том, что губернаторская власть в регионе реально практически ничем не ограничена, разве что возможным вмешательством со стороны Президента Российской Федерации. Основным выводом является то, что исполнительная власть практически полностью доминирует над законодательной. Подобное доминирование является скорее негативным фактором, чем позитивным, так как полностью концентрирует большой круг полномочий в руках одного лица.
Нами проанализировано понятие юридической ответственности, определены основные критерии, которые характеризуют юридическую ответственность. Также изучено понятие конституционно-правовой ответственности. В результате анализа федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, определены перечень оснований, согласно которым высшее должностное лицо субъекта может быть отстранено от исполнения своих обязанностей. Также рассмотрено понятие политической ответственности. Так политическую ответственность стоит отделять от юридической, потому что она имеет под собой несколько иную природу.
Обращение к институту высшего должностного лица субъекта РФ, его правовому статусу обусловлено не только важностью глубокого теоретического изучения вопроса о месте, занимаемом данным институтом в механизме устройства органов государственной власти современного Российского государства, но, в большей степени, потребностью в обобщении практики функционирования данного института, предложении мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования правового статуса главы региона.
Таким образом, проблема правового статуса высшего должностного лица субъекта Федерации представляет большой как научный, так и практический интерес. При этом необходимость научного осмысления и выявления особенностей организации органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в зависимости от правового положения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также разработка механизмов взаимодействия главы региона с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Также рассмотрено законодательство, которое посвящено регулированию института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Были рассмотрены Конституция Российской Федерации, положения №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных органах) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Конституции Республик в составе Российской Федерации. Основными составляющими системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации являются глава исполнительной власти (президент, губернатор, глава администрации и так далее) и правительство. Согласно законодательству, высшим должностным лицом может быть избрано лицо, которое является гражданином Российской Федерации и достигло возраста 35 лет. В некоторых республиках имеются и свои требования к кандидату, например, владение языками, которые на территории субъекта признаны государственными.
Нами рассмотрены основные функции законодательных органов республик в составе Российской Федерации. Таким функциями являются законотворческая деятельность и назначение выборов и референдумов. Также на основе анализа законодательства нами выявлены основные полномочия, которые осуществляют законодательные органы республик в составе Российской Федерации.
Также рассмотрены те основания, согласно которым могут быть прекращены исполнение полномочий законодательного органа.
Для определения положения института губернаторов в системе региональной власти, нами были избраны те критерии, которые были предложены российским исследователем Р.Ф. Туровским. К таким критериям относятся: возможность контроля регионального парламента над
исполнительной властью, зависимость региональных легислатур от высшего должностного лица, позиции местного самоуправления по отношению к руководителю субъекта, а также взаимоотношения между федеральными органами власти и регионами. Подобный выбор критериев обусловлен важностью изучения именно реальных практик по функционированию законодательной и исполнительной власти относительно друг друга, а не только формальных характеристик, которые отражены в федеральном и региональном законодательстве.
Тем самым, на основе проведенного исследования по предложенным критериям, можно сделать вывод о том, что губернаторская власть в регионе реально практически ничем не ограничена, разве что возможным вмешательством со стороны Президента Российской Федерации. Основным выводом является то, что исполнительная власть практически полностью доминирует над законодательной. Подобное доминирование является скорее негативным фактором, чем позитивным, так как полностью концентрирует большой круг полномочий в руках одного лица.
Нами проанализировано понятие юридической ответственности, определены основные критерии, которые характеризуют юридическую ответственность. Также изучено понятие конституционно-правовой ответственности. В результате анализа федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, определены перечень оснований, согласно которым высшее должностное лицо субъекта может быть отстранено от исполнения своих обязанностей. Также рассмотрено понятие политической ответственности. Так политическую ответственность стоит отделять от юридической, потому что она имеет под собой несколько иную природу.
Обращение к институту высшего должностного лица субъекта РФ, его правовому статусу обусловлено не только важностью глубокого теоретического изучения вопроса о месте, занимаемом данным институтом в механизме устройства органов государственной власти современного Российского государства, но, в большей степени, потребностью в обобщении практики функционирования данного института, предложении мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования правового статуса главы региона.
Таким образом, проблема правового статуса высшего должностного лица субъекта Федерации представляет большой как научный, так и практический интерес. При этом необходимость научного осмысления и выявления особенностей организации органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в зависимости от правового положения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также разработка механизмов взаимодействия главы региона с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Правовой статус высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Государственный контроль и надзор в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации на примере Республики Тыва
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере образования: проблемы теории и Ирак гики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики
как субъекта Российской Федерации
(федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИК
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Судебная власть в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Институт досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



