ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 6
1.1. Возникновение ядерной программы Ирана в шахский период (1953 - 1978 гг.) 6
1.2. Трансформация роли ядерной программы в Исламской республике Иран (1979-2002 гг) 15
1.3. Иранская ядерная проблема: международный аспект (2002-2015 гг.) 25
ГЛАВА 2. ИРИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 35
2.1. Проблема урегулирования иранского ядерного кризиса 35
2.2. Постсанкционный этап: вызовы и возможности для международного
сотрудничества 44
2.3. Перспективы двусторонних отношений РФ и ИРИ в условиях отмены
санкционного режима 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глобализационные процессы, берущие начало еще в XX в., обуславливают тесную взаимосвязь государств мира, проницаемость границ, взаимозависимость национальных экономик, формирующих мировой рынок, таким образом, способствуя процессу интеграции стран, ведущей к общему всестороннему развитию. Подобные положительные тенденции, однако, являются не единственным следствием глобализации. Одним из результатов тесного сближения стран является актуализация вопроса безопасности, выражающегося в необходимости обеспечения стабильности, мирного характера развития всех государств как элементов единой системы на фоне ряда ее дисфункций - локальных конфликтов, находящихся в активном или замороженном состоянии, агрессивных действий со стороны различных организаций, террористических групп и т.д. Последнее делает крайне значимым вопрос нераспространения ядерного оружия, применение которого грозит крупномасштабными и долгосрочными последствиями. С учетом активизации воинствующих бандформирований, способных получить доступ к ядерным материалам, в чувствительном регионе Ближнего Востока, ядерный вопрос Исламской Республики Иран приобретает первостепенное значение для поддержания мира и укрепления системы региональной безопасности, в том числе через создание зоны свободной от ядерного оружия в ближневосточном регионе. Затяжной характер рассматриваемой проблемы делает ее тем интереснее, что при совместных усилиях часто противопоставляемых друг другу акторов мировой политики, удалось добиться соглашения, таким образом, разрешив критические противоречия. Однако, исторический контекст определяемый антагонизмом основных сторон переговорного процесса по ядерной программе - Ирана и США, создает условия для обнуления прогресса.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значительной ролью ядерной проблематики в рамках системы международных отношений в условиях актуализации проблем безопасности, в том числе связанных с режимом нераспространения.
Целью представленной работы является комплексный анализ ядерного фактора в истории Ирана, его влияния на отношения Ирана с другими государствами мира, с последующей оценкой процесса урегулирования и его последствий.
Задачами данного исследования ставятся:
1. Рассмотрение процесса становления и развития ядерной программы Ирана в различные исторические периоды, а именно во времена правления шахской династии Пехлеви, исламского режима, установленного в стране в ходе Исламской революции 1979 г.
2. Отслеживание основных этапов кризиса, возникшего вокруг ядерной программы со времени возникновения Исламской Республики Иран
3. Оценка перспектив, возникших в связи с достижением соглашения по ядерной программе
4. Оценка возможных угроз реализации положений достигнутого соглашения
5. Оценка перспектив двусторонних российско-иранских отношений после достижения соглашения
Объектом исследования в данной работе выступает современный Иран в контексте глобальной политики.
Предметом исследования является ядерная программа Ирана на различных исторических этапах.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили системный и исторический подходы.
Источниковедческой базой данного исследования выступают нормативные акты МАГАТЭ, двусторонние межгосударственные договоры и соглашения различных лет, рассекреченные документы американских разведывательных и внешнеполитических органов, а также международные и национальные акты, имеющие отношение к установлению санкционного режима в отношении ИРИ.
Научная новизна и практическая значимость работы обусловлена сравнительно небольшим количеством отечественных комплексных исследований рассматриваемой проблемы, являющейся принципиально важной с точки зрения выстраивания внешней политики РФ в современных условиях, характеризующихся взаимозависимостью государств, главным образом в вопросах обеспечения безопасности. Также, важным представляется то, что подписание Совместного всеобъемлющего плана действий в июле 2015 г. положило начало процессу «выбора ориентации» Тегерана на международной арене. Россия, будучи традиционным партнером Ирана, в новых условиях, когда ИРИ становится привлекательной для других государств, должна тщательно подходить к вопросу выработки стратегии двустороннего российско-иранского взаимодействия, учитывая возможность столкновения интересов двух сторон в определенных сферах.
Ядерная программа Ирана, начавшаяся благодаря инициативе президента США Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира» (1953), в период правления Мохаммеда Резы Пехлеви получила значительную поддержку со стороны стран Запада. Сотрудничество Вашингтона с Тегераном в сфере ядерной энергии может рассматриваться в более общем контексте американо-иранских отношений того периода. Последние характеризовались стремлением США к оформлению в Иране лояльного режима в целях распространения влияния в ближневосточном регионе, создания регионального центра силы в лице Тегерана в контексте противоборства с СССР, а также заинтересованностью Вашингтона в обеспечении доступа к значительным запасам энергоресурсов, как в самом Иране, так и в близлежащих странах. Противоречия в вопросе развития ядерной программы проявились еще в шахский период и были обусловлены амбициями шаха в области развития ядерной мощи страны. При этом в процессе урегулирования возникших вопросов, Запад шел на значительные уступки Ирану, обсуждая, в том числе возможность строительства завода по переработке урана, а также хранения ОЯТ на иранской территории. Исламский режим, установленный в ходе Исламской революции 1979 г. в Иране во главе с аятоллой Хомейни, проводя политику отторжения Запада на почве отстаивания идеи культурной автономии, приостанавливает национальную ядерную программу, однако, получающую развитие в период ирано-иракской войны 1980-1988 гг. и рассматривающуюся в качестве фактора обеспечения безопасности страны через ядерное сдерживание. Кроме того, начавшийся в стране в конце 70-х гг., и усугубившийся во время ирано-иракской войны энергетический кризис, привел к актуализации ядерной программы в качестве дополнительного источника электроэнергии. Подпольный характер активности Тегерана в ядерной сфере, развитие ракетной программы, поддержка Хезболлы и ХАМАСа определяют усиление противоречий между Ираном и Западом, увеличивая подозрения последнего в разработке ИРИ ядерного оружия. С начала 1990-х гг. возобновляется деятельность в атомной энергетической сфере при поддержке России. Начало подобного сотрудничества, во многом, носило вынужденный характер и определялось, фактически, отсутствием альтернатив у Ирана, в связи с препятствованием США в налаживании сотрудничества с европейскими и азиатскими государствами, неспособными или нежелающими оказать сопротивление Вашингтону.
Период 2002- 2015 гг. является кризисным этапом ядерной программы Ирана и характеризуется действием санкционного режима, опирающегося как на международные, так и на односторонние национальные акты. В это же время имеет место переговорный процесс в формате «Евротройки», с последующим присоединением новых сторон и образованием «шестерки», в создании и деятельности которой Россия играла ведущую роль. Достигнутое в июле 2015 г. соглашение открыло новый этап в истории ядерной программы и самой ИРИ.
Ключевыми последствиями снятия санкций стали:
1. Для Ирана:
1.1. Приток капиталов, выразившийся в освобождении ранее недоступных, в связи с заморозкой, активов
1.2. Возвращение на мировые рынки нефти и газа
1.3. Восстановление соединения с мировой финансовой и рыночной системами
1.4. Возможность полноценного участия в международных организациях, в частности возобновление процесса вступления в ШОС в качестве полноправного члена
2. Для международных акторов:
2.1. Возможность участия в совместных с иранскими партнерами проектах в энергетической сфере, в том числе нефтегазовой промышленности
2.2. Открытие рынка сбыта товаров и услуг в Иране
2.3. Открытие альтернативного источника энергоносителей в лице Ирана
Успех, достигнутый в ходе диалога по ядерной проблеме, был обусловлен наличием ряда предпосылок, способствующим заключению соглашения. Во-первых, в Иране в условиях действия санкционного режима и как следствие тяжелой экономической ситуации, создался запрос преодоления кризиса, что нашло отражение в победе действующего президента-реформатора Х. Роухани на выборах. Во-вторых, европейские страны-участницы переговорного процесса, а также Китай были заинтересованы в снятии санкций, в связи с ориентацией на широкое экономическое взаимодействие с Тегераном. Кроме того, активизация террористических группировок, главным образом ИГ, в регионе, сделало Иран выгодным союзником, создав, таким образом, объективные условия, подкрепляемые увязкой Ираном вопроса участия в антитеррористической коалиции решением ядерной проблемы, для достижения соглашения.
На постсанкционном этапе Иран реализует прагматичную политику, направленную главным образом на восстановление своей экономики, развитие промышленности и инфраструктуры через привлечение иностранных капиталов, увеличение объемов экспорта нефти. Происходит налаживание отношений с государствами-соседями, ЕС, рассматриваемыми ИРИ потенциальным рынком сбыта энергоресурсов, преимущественно газа. В целом положительная динамика постсанкционного этапа отмечается сохраняющимся напряжением в отношениях ИРИ и США, что также обуславливается высоким уровнем недоверия к Тегерану Тель- Авива. Ракетная программа остается одним из основных пунктов повестки, т.к. рассматривается в качестве механизма производства средств доставки ядерного оружия, а, следовательно, вопрос последнего остается актуальным. Таким образом, срыв реализации положений СВПД может иметь место в случае интенсификации противоречий США, Израиля, стран Запада с одной стороны, Ирана - с другой. В случае выхода одной из сторон из соглашения, возможна реанимация силового сценария разрешения кризиса, что, безусловно, грозит дестабилизацией ситуации в ближневосточном регионе и может привести к глобальным последствиям. Динамика развития отношений и урегулирования существующих противоречий будет зависеть от политики новой администрации США, где в ноябре 2016 г. пройдут президентские выборы, а также позиции будущего президента ИРИ, выборы которого пройдут летом 2017 г.
Двусторонние российско-иранские отношения на постсанкционном этапе в целом характеризуются серьезным потенциалом сотрудничества в различных сферах. Наиболее перспективным представляется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. Снятие санкционного режима с Ирана способствовало интенсификации двусторонних отношений в области политической кооперации, реализации проектов в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Политический вес Ирана в регионе представляется стратегическим фактором, способным повлиять на урегулирование локальных конфликтов, способствовать укреплению системы региональной безопасности, а также режима нераспространения; исключительная боеспособность Корпуса стражей исламской революции (КСИР), с учетом заинтересованности Тегерана в борьбе с терроризмом создает дополнительный потенциал для антитеррористической деятельности, в частности борьбы с ИГ и другими бандформированиями. В военно-технической области Россия может выступить основным поставщиком вооружений Тегерану. При этом, велика вероятность, что поставки оружия могут начаться в соответствии с разрешительным порядком поставок ранее оговоренного в Резолюции СБ ООН № 2231 срока.
Проблематичным видится активное участие России в инвестиционной деятельности в Иране на фоне трудной экономической ситуации в стране. При этом, как отмечал в начале февраля 2016 г. Советник Рахбара Али Акбар Велаяти - желание «иметь обширные связи» должно быть подкреплено соответствующими денежными
средствами.
Наиболее острым вопросом взаимодействия видится сфера энергоресурсов. Несмотря на то, что в ближайшей перспективе в силу объективных причин Ирану не удастся занять место России в газовом секторе в Европе, тема сотрудничества в этой сфере, не поднимается со стороны иранских партнеров с момент заключения ядерной сделки. В то же время, известно, что ИРИ прорабатывает различные варианты доставки своего газа в Европу. Так, в частности, известно, что Иран успешно ведет переговоры о поставках газа в ЕС с использованием FLNG - морских судов, сжижающих газ и поставляющих его покупателям.231 Перспективным может рассматриваться сотрудничество России и Ирана как в газовой, так и нефтяной сфере, с учетом заинтересованности обеих стран в высоких ценах на энергоносители и освоении рынков сбыта ресурсов. Вероятность подобного, однако, низка, в силу заинтересованности Тегерана в сохранении ресурсной автономии, способности самостоятельно, пусть и в долгосрочной перспективе осваивать новые рынки. России в подобных условиях необходимо выработать стратегию, позволяющую оказывать влияние и осуществлять контроль над поставками иранских энергоресурсов на рынки. Так, можно изучить возможность включения в условия двусторонних соглашений и контрактов в военно-политической сфере статью, связанную с энергетической безопасностью; обуславливать выдачу кредитов, участие в энергетических проектах, в том числе по ядерной энергии, взаимными гарантиями по поставкам ресурсов; заняться разработкой возможности участия России в создании совместных производств и разработки месторождений; рассмотреть иные механизмы воздействия с участием интеграционных образований.
1. Договор о нераспространении ядерного оружия [Электронный ресурс] // Сайт
ООН. - Режим доступа:
http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt. shtml
2. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ - Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf70/5D03959EA7B7215943257F7700477720
3. Долгосрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между СССР и ИРИ, на период до 2000 года (Москва, 22 июня 1989 г.) [Электронный ресурс] //Bestpravo.ru. - Режим доступа: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12913.htm
4. Протокол между Правительством РФ и Правительством ИРИ о внесении дополнения в Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС от 25 августа 1992г. [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ. - Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/CC864D1C707216BD43257F77004778EF
5. Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС от 25 августа 1992 г. [Электронный ресурс] // Росатом. - Режим доступа: http://www.rosatom.ru/resources/03a10680462aa521b6ecf6d490c073ed/protocol_russia_iran_rus.pdf
6. Резолюция 2231 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7488-м заседании 20 июля 2015 года. [Электронный ресурс] // Резолюции Совета Безопасности ООН от 2015 года. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2231(2015)
7. Совместный всеобъемлющий план действий, Вена, 14 июля 2015 года [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/225/51/PDF/N1522551.pdf?OpenElement
8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана АЭС [Электронный ресурс] // Архив МИД РФ. - Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0ZEA6DD2836253625243257F77004797BF
9. Указ Президента РФ от 28.11.2007 г. № 1593 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/26539
10. Указ Президента РФ от 05.05.2008 г. №682 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. Режим доступа:http://kremlin.ru/acts/bank/27355
11. Указ Президента РФ от 22.09.2010 г. № 1154 [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/31772
12. GOV/2003/40 [Electronic resource] // IAEA. 6 June.2003. -Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-40.pdf
13. GOV/2003/69 [Electronic resource] // IAEA.12 September.2003. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-69.pdf
14. GOV/2003/75 [Electronic resource] // IAEA.10 November, 2003. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2003-75.pdf
15. GOV/2005/77 [Electronic resource] // IAEA. 24 September, 2005. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2005-77.pdf
16. GOV/2006/14 / [Electronic resource] // IAEA. 4 February, 2006. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2006-14.pdf
17. GOV/2006/27 [Electronic resource] // IAEA. 28 April, 2006. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2006-27.pdf
18. GOV/2006/53 [Electronic resource] // IAEA. 31 August, 2006. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2006-53.pdf
19. GOV/2016/8 [Electronic resource] // IAEA. 29.02.16. -Режим доступа: https ://www. iaea.org/site s/default/file s/gov2016_8_rus .pdf
20.INFCIRC/637 [Electronic resource] // IAEA. 26 November, 2004. -Режим доступа:https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/2004/infcirc637.pdf
21.INFCIRC/648 [Electronic resource] // IAEA. 4 August, 2005. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/2005/infcirc648_rus.pdf
22. S/PRST/2006/15 [Electronic resource] // IAEA. 29 March, 2006. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/unsc_sprst2006-15.pdf
23. Canada and Iran Agreement for cooperation in the peaceful uses of atomic energy [Electronic resource] // UN Treaty Collection. 7 January, 1972. - Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20977/volume-977-I-14184-English.pdf
24. Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, And Divestment Act of 2010[Electronic resource] // U.S. Department of the Treasury. - Режим доступа: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/hr2194.pdf
25.Iran Threat Reduction and Syria Human Rights Act of 2012 [Electronic resource] //U.S. Department of the Treasury. - Режим доступа:https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/hr_1905_pl_112_158.pdf
26. National Security Decision Memorandum 292, “U.S.-Iran Nuclear Cooperation,” 22 April 1975, signed by Henry Kissinger, Secret [Electronic resource] // The National Security Archive. The George Washington University. - Режим доступа: http://nsarchive.gwu.edu/nukevault/ebb521-Irans-Nuclear-Program-1975-vs-2015/05.pdf
27. Restrictive measures in force [Electronic resource] // European Union External Action. - Режим доступа: http://eeas.europa.eu/cfsp/sanctions/docs/measures_en.pdf Special National Intelligence Estimate: Prospects for Further Proliferation of Nuclear Weapons [Electronic resource] //The National Security Archive. The George
Washington University. August, 1974. -Режим доступа:
http://nsarchive.gwu. edu/NSAEBB/NSAEBB240/snie.pdf
28. State Department cable 125971 to Embassy Tehran, “U.S.-Iran Nuclear Cooperation Agreement,” 17 May 1978, Confidential [Electronic resource] // The National Security Archive. The George Washington University. - Режим доступа: http://nsarchive.gwu.edu/nukevault/ebb521-Irans-Nuclear-Program-1975-vs-2015/09.pdf
29. United States of America and Iran Agreement for cooperation concerning civil uses of atomic energy. October 3, 1959. [Electronic resource] - Режим доступа: https://ahlambauer.files.wordpress.com/2012/04/19570305_iran-usa_nuclear-co-operation.pdf
30. U.S. Embassy Tehran cable 5192 to Department of State, “Shah’s Alleged Statement on Nuclear Weapons,” 25 June 1974, Confidential [Electronic resource] // The National Security Archive. The George Washington University - Режим доступа: http://nsarchive.gwu.edu/nukevault/ebb521-Irans-Nuclear-Program-1975-vs-2015Z01.pdf
31. U.S. Embassy Tehran cable 5397 to State Department, “Audience with Shah,” 20
June 1977, Confidential [Electronic resource] // The National Security Archive. The George Washington University - Режим доступа:
http://nsarchive.gwu.edu/nukevault/ebb521-Irans-Nuclear-Program-1975-vs-2015/08.pdf
Книги и периодические издания
32. Алиев С.М. История Ирана. XX век / М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. -с. 648
33. Евсеев В.В. Перспективы иранской ядерной программы при президенте Хасане Роухани / М., ИБВ. 2013. -с. 226
34. Иванов М.С. История Ирана / М., Издательство МГУ, 1977. - с.488
35. Сажин В.И. Ситуация вокруг иранской ядерной программы // Санкции и их влияние на Иран / отв. редактор Н.М. Мамедова. ИБВ. М., 2012. - с.138
36. У ядерного порога: уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под ред. А. Арбатова. Моск. Центр Карнеги. - М.: РОССПЭН, 2007. - с. 184
37. Ша’бани Риза. Краткая история Ирана / СПб.: Петербургское Востоковедение.
2008. - с. 399
38. Шарипов УЗ. Внешнеполитические действия ИРИ в связи с углеводородными и ядерными проблемами // Актуальные проблемы современных международных отношений в Азии и Африке.2015/ Под.ред. М.И. Крупянко/ ИВ РАН. - М.: ИВ РАН, 2016.- с. 154
39. Cordesman A., Al-Rodhan K. Iran’s Weapons of Mass Destruction: The Real and Potential Threat. / Center for Strategic and International Studies. 2006. - 366 p.
40. Dershowitz A. The Case Against the Iran Deal: How Can We Now Stop Iran From Getting Nukes? / RosettaBooks. New-York. 2015. - 244 p.
41. Ehteshami, A., Zweiri, M.Iran’s Foreign Policy: From Khatami to Ahmadinejad / Ithaca Press.2008. - 180 p.
42. Fayazmanesh S. The United States and Iran: sanctions, wars and the policy of dual containment / Routledge studies in Middle Eastern politics, 2008 - 273 p.
43. Mousavian S.H. The Iranian nuclear crisis: a memoir / Carnegie Endowment for International Peace. 2012. - 612 p.
44. Orr T. Iran and nuclear weapons / The Rosen Publishing Group. 2010. - 80 p.
45. Patrikarakos D. Nuclear Iran / I.B.Tauris. August 2012. - 320 p.
46. Soofi A., Ghazinoory S. Science and innovation in Iran: Development, Progress and Challenges / Palgrave Macmillan. 2013. - 259 p.
47. Vaez A., Sadjadpour K. Iran’s Nuclear Odyssey: Costs and risks. / Carnegie Endowment for International Peace. 2013. - 62 p.
Источники на электронных носителях
48. Австрия и Иран хотят увеличить торговый оборот в пять раз до 2020 года [Электронный ресурс] // РИА Новости. 08.09.15. - Режим доступа:: http://ria.ru/world/20150908/1238196436.html
49. Александр Новак: Россия и Иран могут реализовать сделку «нефть в обмен на товары» [Электронный ресурс] // Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса. 15.03.16. - Режим доступа:http://nangs.org/news/industry/aleksandr-novak-rossiya-i-iran-mogut-realizovat-sdelku-neft-v-obmen-na-tovary-9149
50. Арбатов А., Сажин В. Ядерное соглашение с Ираном: финал или новый этап? [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 4 декабря 2015. - Режим доступа: http://carnegie.ru/2015/12/04/ru-62179/imoe
51. Бочинин А. США продлили санкции против Ирана [Электронный ресурс] // ТАСС. 9.03.2016. - Режим до ступа:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2726060
52. Внешняя торговля РФ по основным странам за январь-октябрь 2015 г.
[Электронный ресурс] // Сайт ФТС РФ. - Режим доступа: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22232:
2015-&catid=125:2011-02-04-16-01-54&Itemid=1976
53. В ожидании иранской нефти: Тегеран освободился от западных санкций [Электронный ресурс] // РИА Новости. 17.01.16 - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160117/1360960235.html
54. Володин В., Искендеров П. Бушер спасен [Электронный ресурс] // ИД «Время». 25.12.2006. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2006/238/5/168529.html
55. Встреча главы и членов Совета экспертов шариата с лидером Исламской революции [Электронный ресурс] // Информационная база данных центра защиты и распространения трудов Хаменеи. 10 марта 2016 г. - Режим доступа: http://russian.khamenei.ir/index.php?
option=com_content&task=view&id=1250&Itemid=60
56. Гурова М. Иранская ядерная веха (интервью с Хлопковым А.) [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 15.07.15. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6341#top-content
57. Давыдов Д. Пакситан наконц начал что-то делать, чтобы получить иранский газ [Электронный ресурс] // Тэкно:///блог.29.03.16. - Режим доступа: http://teknoblog.ru/2016/03/29/57871
58. Давыдов. Д. Иран нашел быстрое решение для доставки своего газа в Европу [Электронный ресурс] // Тэкно://блог. 8.04.16. - Режим доступа: http://teknoblog.ru/2016/04/08/58423
59. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (Глава VII Устава ООН) [Электронный ресурс] // Справочник по практике Совета Безопасности. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/repertoire/actions.shtml
60. Делегация Еврокомиссии во главе с Могерини посетит Иран в апреле [Электронный ресурс] // РИА Новости. 11.03.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160311/1388261191.html
61. Демиденко С. Иран - «шестерка»: пока воз и ныне там, но вот надолго ли? [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 25.02.15. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5338#top-content
62. Джорбенадзе И. Для чего России иранская нефть? [Электронный ресурс] //
Росбалт. 17.06.16. - Режим доступа:
http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/06/17/1409407.html
63. Дипломаты России и Ирана обсудили нагорно-карабахское урегулирование [Электронный ресурс] // РИА Новости. 26.01.16. - Режим доступа:: http://ria.ru/politics/20160126/1365325570.html
64. Добыча газа в России за 2015 год снизилась на 1% [Электронный ресурс] //
РБК. 2.01.16. - Режим доступа:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56877b619a7947121169c43b
65. Добыча нефти в РФ выросла в марте на 2% - до 46.1 млн тонн [Электронный ресурс] // ТАСС. 4.04.16. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3174080
66. ДНЯО. Проблемы преодоления [Электронный ресурс] // Сайт службы внешней разведки РФ. - Режим доступа:http://svr.gov.ru/material/4-iran.htm
67. Евсеев В.В. Иранская ракетная программа в свете северокорейского ядерного кризиса [Электронный ресурс] // ИБВ.2009- Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=8771
68. Зариф: Иран и Турция могут эффективно решать региональные кризисы [Электронный ресурс] // ТАСС. 19.03.16. - Режим доступа: http ://tas s. ru/mezhdunarodnaya-panorama/2756214
69. Зыкова Т. «Газпром»: Иран не сможет полностью обеспечить Турцию газом [Электронный ресурс] // Российская Газета. 02.02.16. - Режим доступа: http://rg.ru/2016/02/02/gazprom-iran-ne-mozhet-polnostiu-obespechit-turciiu-v-gazom.html
70. Интервью Мехди Санаи на Россия 24 [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 4.12.2015. - Режим доступа:http://sanaei.livejournal.com/164601.html
71. Иран хочет привлечь в нефтегазовые проекты 185 миллиардов к 2020 году [Электронный ресурс] // РИА Новости. 23.07.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150723/1143940766.html
72. Ирану нужны $50 млрд. для развития авиапрома и покупки 500 самолетов [Электронный ресурс] // РИА Новости. 10.11.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20151110/1317804249.html
73. Иран и Китай договорились о строительстве АЭС и поставках нефти [Электронный ресурс] // Интерфакс. 24.01.16.- Режим доступа: http://www. interfax. ru/busine ss/491255
74. Иран-Китай: грандиозный дипломатический прорыв [Электронный ресурс] //
Iran.ru. РИА. 25.01. 2016 г. - Режим доступа:
http://www.iran.ru/news/analytics/99895/IRAN_KITAY_GRANDIOZNIY_DIPLOMATIChESKIY_PRORIV
75. Иран призвал Россию не ограничиваться выдачей кредита в $7 млрд [Электронный ресурс] // РБК. 04.02.16. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56b381949a79474ab79f025a
76. Ирану нужны 200 миллиардов инвестиций на развития индустрии нефти [Электронный ресурс] // РИА Новости. 09.02.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160209/1371796119.html
77. Иран и Россия выработали беспроигрышную стратегию, чтобы поставлять свою нефть в Европу [Электронный ресурс] // Геополитика. 16.02.16. - Режим доступа:http://geo-politica.info/iran-i-rossiya-vyrabotali-besproigryshnuyu-strategiyu-chtoby-postavlyat-svoyu-neft-v-evropu.html
78. Иран и Япония построят новые АЭС [Электронный ресурс] // Iran.ru. 18.02.16. -
Режим доступа:
http://www.iran.ru/news/politics/100170/Iran_i_Yaponiya_postroyat_novye_AES
79. Иран и Россия создают таможенный зеленый коридор для торговли сельхозпродукцией [Электронный ресурс] //Iran.ru. 02.03.16. - Режим доступа:http://www.iran.ru/news/economics/100269/Iran_i_Rossiya_sozdayut_tamozhennyy_zelenyy_koridor_dlya_torgovli_selhozprodukciey
80. Источник: Иран получит 114 самолетов компании Airbus в конце июня [Электронный ресурс] // РИА Новости. 17.01.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160117/1360997697.html
81. Итальянская Danieli подписала с Ираном соглашения на 5,7 млрд евро [Электронный ресурс] // РИА Новости.25.01.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160125/1365115338.html
82. История переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС. 10 ноября 2014. Обновлено 31 марта 2015. - Режим доступа:http://tass.ru/info/1563027
83. Китай построит на юге Ирана две новые атомные станции [Электронный ресурс] // РИА Новости. 22.07.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/atomtec/20150722/1141716020.html
84. Лавров призывает мировое сообществ инициировать переговоры с Ираном [Электронный ресурс] // РИА Новости. 11.03.2008. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20080311/101101949.html
85. Лебедев И. США ввели дополнительные санкции в связи с ракетной программой Ирана [Электронный ресурс] // ТАСС.24.03.16. - Режим доступа: http://tass.ru/napryazhennost-vokrug-irana/3014909
86. Лейва М. Иран провел испытание баллистической ракеты в нарушение резолюций ООН [Электронный ресурс] // РБК. 8.12.2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/08/12/2015/566666309a79470d2d2fbd37
87. М. Котюков обсудил с делегацией Ирана вопросы научного сотрудничества [Электронный ресурс] // Сайт ФАНО. 02.03.16. - Режим доступа:: http://fano.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=36893
88. МИД Ирана: у Тегерана и стран Европы общие угрозы и общее будущее [Электронный ресурс] // РИА Новости. 12.02.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160212/1373611607.html
89. Минобороны ИРИ: достигнут поворотный момент в сотрудничестве с Россией [Электронный ресурс] // РИА Новости. 28.02.16.- Режим доступа: http://ria.ru/defense_safety/20160228/1381579090.html
90. Могерини: сотрудничество ЕС и Ирана положительно скажется на регионе [Электронный ресурс] // РИА Новости. 28.02.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160228/1381693294.html
91. Новак: Иран тормозит реализацию контрактов с Россией, выдвигая новые условия [Электронный ресурс] // ТАСС. 14.03.16. - Режим доступа: http ://tas s. ru/ekonomika/2737089
92. Новак получил согласие Ирана на «заморозку» добычи нефти на уровне 4 млн баррелей в сутки [Электронный ресурс] // ТАСС. 14.03.16. - Режим доступа: http ://tas s. ru/ekonomika/2738068
93.0 переговорах заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с Руководителем Ветеринарной организации Ирана Мехди Халаджем [Электронный ресурс] // Россельхознадзор (официальный сайт). - Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/16249.html
94. Окончание 12-дневного визита Зарифа на юго-восток Азии [Электронный
ресурс] //ParsToday. 17.03.2016. - Режим доступа:
http://parstoday.com/ru/news/iran-i 16621
95. Омская область будет поставлять в Иран зерно и древесину [Электронный ресурс] // Российская газета. 20.11.15. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/11/20/reg-sibfo/iran-anons.html
96. Ответ официального представителя МИД России М.В. Захаровой на вопрос
агентства ТАСС относительно неверных интерпретаций резолюции Совета Безопасности ООН 2231 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. 20.02.16. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/maps/ir/-/asset_publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/2105425
97. Первый танкер с иранской нефтью направился в Европу [Электронный ресурс] // РИА Новости. 15.02.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160215/1374565423.html
98. Петербург и Тегеран развивают сотрудничество [Электронный ресурс] // Сайт Администрации Санкт-Петербурга. 20.11.15. - Режим доступа: http://gov.spb.ru/press/governor/77262/
99. Президент Ирана приказал расширить ракетную программу [Электронный
ресурс] // РИА Новости. 31.12.15. - Режим доступа:
http://ria.ru/world/20151231/1352429326.html
100. Проект строймонтажной базы для АЭС «Бушер-2» сделают к лету 20146 года [Электронный ресурс] // Российское атомное общество. - Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/news/2016/03/09/64003
101. Прокуроры РФ и Ирана обсудили борьбу с коррупцией в странах Каспия [Электронный ресурс] // РИА Новости. 29.01.16.- Режим доступа: http://ria.ru/defense_safety/20151029/1310203709.html
102. Речь президента США г-на Двайта Д. Эйзенхауэра на заседании ГА ООН 8 декабря 1953 года. [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/iaea/eisenhower-2.htm
103. РЖД подписали контракт на электрификацию ж/д линии в Иране [Электронный ресурс] // РИА Новости. 23.11.15. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20151123/1327192533.html
104. Россия призывает Иран возобновить переговоры с «шестеркой»
[Электронный ресурс] // Вести/ru. 30.04.2008. - Режим доступа:
http ://www.ve sti. ru/doc. html?id= 178735&cid=9
105. Российско-иранский товарооборот может достичь 10 млрд. долл. [Электронный ресурс] //Iran Russian Radio. 27.02.14. - Режим доступа: http://russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/200160
106. Россия подпишет с Ираном контракт на поставку СУ-30СМ в этом году [Электронный ресурс] // РИА Новости. 17.02.16. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20160217/1375957148.html
107. Ростех: «Технопромэкспорт» построит две ТЭЦ в Иране на $4,8 миллиарда [Электронный ресурс] // РИА Новости. 25.12.15. - Режим доступа: http://ria.ru/science/20151225/1348842269.html
108. Сажин В.И. 2014 год переломный для Ирана? [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 28.10.15. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4682#top-content
109. Салехи: Иран предусматривает особые привилегии для России в области мирного атома [Электронный ресурс] // ТАСС. 21.01.16. - Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2603065
110. Санаи. М. Десять замечаний о важности отношений Ирана и России после достижения ядерного соглашения [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 04.08.15. - Режим доступа:http://sanaei.livejournal.com/154167.html
111. Санаи. М. Иранская делегация на международном авиасалоне МАКС- 2015[Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 26.08.2015. - Режим доступа: http ://sanaei.livejournal .com/156558. html
112. Санаи М. На совместной ирано-российской комиссии по экономическому сотрудничеству подписано 5 документов [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 15.11.15. - Режим доступа:http://sanaei.livejournal.com/161651.html
113. Санаи М. Проведение встречи В.В. Путина с Верховным лидером Исламской революции Ирана аятоллой Али Хаменеи [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 24.11.2015.- Режим доступа: http://sanaei.livejournal.com/162924.html
114. Санаи М. Между Ираном и Россией подписано семь документов о сотрудничестве [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 24.11.15. - Режим до ступа:http ://s anaei. livejournal. com/163379. html
115. Санаи М. Снятие санкций с Ирана и тема ирано-российских отношений [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. 18.01.16.- Режим доступа: http://sanaei.livejournal.com/169213.html
116. Сатановский. Е. О демократии в Иране [Электронный ресурс] // YouTube.com. 17.10.15. - Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=1iOEcbaqhF0
117. Саудовская Аравия развязала нефтяную войну с Ираном [Электронный ресурс] // Тэ кно :///б л о г. 0 5.0 4.1 6 . - Режим доступа: http://teknoblog.ru/2016/04/05/58237
118. Сергей Собянин провел рабочую встречу с Мэром Тегерана [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Москвы. 18.11.15. - Режим доступа:https://www.mos.ru/mayor/themes/11051/2998050
119. СМИ: сумеет ли Иран не поссориться с Россией из-за поставок газа в Европу? [Электронный ресурс] // Тэкно:///блог. 01.02.16. - Режим доступа: http://teknoblog.ru/2016/02/01/54948
120. Соглашение по иранской ядерной программе официально вступает в силу [Электронный ресурс] // ТАСС. 18 октября 2015. - Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2356369
121. Спикер: парламент Ирана не ратифицирует дополнительный протокол к ДНЯО [Электронный ресурс] // РИА Новости. 25.09.2005. - Режим доступа: http://ria.ru/politics/20050925/41500761.html
122. Страны Запада назвали запуск ракет Ираном нарушением резолюции СБ ООН [Электронный ресурс] // РИА Новости. 29.03.2016. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160329/1399592368.html
123. Статистика поставок [Электронный ресурс] // Газпром Экспорт. - Режим доступа:http://www.gazpromexport.ru/statistics/
124. ТВ: иранские фирмы готовы закупать в Чехии тракторы и грузовики [Электронный ресурс] // РИА Новости.19.01.2016- Режим доступа: http://ria.ru/world/20160119/1361870807.html
125. Тегеран консультируется с Москвой по вопросам безопасности в регионе [Электронный ресурс] // РИА Новости. 16.02.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160216/1375624485.html
126. Тер-Оганов Н.К. Очередная резолюция Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе и реакция Ирана [Электронный ресурс] // ИБВ. - Режим доступа:http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/10-03-08a.htm
127. Торговые отношения России и Ирана [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ir/ir_ru_relations/ir_ru_trade/
128. Фейнберг А. Иран провел новые испытания баллистических ракет после критики США [Электронный ресурс] // РБК. 9.03.2016. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/09/03/2016/56dfcfb69a79471ed2cdbc5a
129. Филипенко. А. Иран назвал правила возвращения иностранцев на нефтяные месторождения [Электронный ресурс] // РБК. 28.11.2015. - Режим доступа:http://www.rbc.ru/economics/28/11/2015/565961df9a7947ebc5ae270a
130. Хронология развития иранской ядерной программы и международной ситуации вокруг нее (1968-2014) [Электронный ресурс] // ПИР-Центр. - Режим доступа:http://www.pircenter.org/pages/356-hronologiya-razvitiya-iranskoj-yadernoj -programmy-i-mezhdunarodnoj-situacii-vokrug-nee-1968-2013
131. Чемезов: первые С-300 поставят в Иран в августе или сентябре[Электронный ресурс] // РИА Новости. 11.03.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160311/1388105012.html
132. Черненко Е. «Тем, кто выходит на иранский рынок, нужно привезти деньги или технологии» (интервью вице-президента Ирана Сорена Саттари) [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. 28.08.15. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2797451
133. Член ТПП Ирана: в РФ отправлены 500 грузовиков с продуктами питания [Электронный ресурс] // РИА Новости. 13.01.16. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20160113/1359220082.htmlШитов А. Госдеп: США готовы наложить вето в СБ ООН на поставки оружия РФ Ирану [Электронный ресурс] // ТАСС. 05.04.16. - Режим доступа:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3178848
134. Эйбоженко А. Посол РФ в Тегеране: Иран для нас в определенной степени конкурент, но и перспективный партнер[Электронный ресурс] // Интерфакс. 29.10.15. - Режим доступа:http://www.interfax.ru/interview/476247
135. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2015 годы (по данным ФТС России и Росстата) [Электронный ресурс] // Сайт ЦБ РФ. Дата последнего обновления: 25 июня 2015 г. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/crude_oil.htm
136. Fesco начинает перевозки грузов между Россией и Ираном по Каспию [Электронный ресурс]// ТАСС. 24.03.1 6.- Режим доступа: http ://tas s. ru/transport/2978364
137. Jan. 21st, 2016 (Интервью Мехди Санаи от 20 января 2016 г. телеканалу «Россия 24») [Электронный ресурс] // Блог Мехди Санаи. - Режим доступа: http://sanaei.livejournal.com/169972.html
138. Albright D., Hinderstein C. Iran Building Nuclear Fuel Cycle Facilities: International Transparency Needed [Electronic resource] // Institute for Science and International Security. December 12, 2002. - Режим доступа:http://isis- online.org/isis-reports/detail/iran-building-nuclear-fuel-cycle-facilities-international- transparency-need/8#images
139. Annual Statistical Bulletin 2015 [Electronic resource] // OPEC. -Режим доступа:http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2015.pdf
140. Asculai E. Security Council Resolution 1737: Too Little, Too Late [Electronic resource] // The Institute for National Security Studies. January 11, 2007. - Режим доступа: http://www.inss.org.il/index.aspx?id=4538&articleid=1425
141. Baev P.K. The China factor in Russian support for the Iran deal [Electronic resource] // Brookings. July 21, 2015. - Режим доступа: http://www.brookings.edu/blogs/order-from-chaos/posts/2015/07/21-china-russia- support-for-iran-deal-baev
142. Beirut Marine Barracks Bombing Fast Facts [Electronic resource] // CNN.
Updated October 19, 2015. - Режим доступа:
http://edition.cnn.com/2013/06/13/world/meast/beirut-marine-barracks-bombing-fast-facts/
143. Ben-Chorin L. Netanyahi and IDF Are Split on the Iran Nuclear Deal [Electronic resource] // The National Interest. March 2, 2016. - Режим доступа: http://nationalinterest.org/feature/netanyahu-idf-are-split-the-iran-nuclear-deal-15368
144. Bruno G. Iran’s Nuclear Program [Electronic resource] // Council on Foreign Relations. March 10, 2010. - Режим доступа:http://www.cfr.org/iran/irans-nuclear-program/p16811
145. Congress Must Reauthorize the Iran Sanctions Act [Electronic resource] //
AIPAC. March 2 9, 2 0 1 6. - Режим доступа:
http://www.aipac.org/-/media/publications/policy-and-politics/aipac-analyses/issue-memos/2016/congress-must-reauthorize-the-iran-sanctions-act.ashx
146. Davenport K. History of Official Proposals on the Iranian Nuclear Issue [Electronic resource] // Arms Control Association. Updated: January 2014. - Режим доступа:https://www.armscontrol.org/factsheets/Iran_Nuclear_Proposals
147. Davenport K. Timeline of Nuclear Diplomacy With Iran [Electronic resource] // Arms Control Association. September 18, 2015. - Режим доступа: https://www.armscontrol.org/factsheet/Timeline-of-Nuclear-Diplomacy-With-Iran
148. ElBaradei M. Introductory Statement to the Board of Governors [Electronic
resource] // IAEA. 17 March, 2003. - Режим доступа:
https://www.iaea.org/newscenter/statements/introductory-statement-board-governors-46
149. Faucon B. Iran Seeks Rapid Reboot for Natural Gas Exports [Electronic resource] // The Wall Street Journal. January 26, 2016. - Режим доступа: http://www.wsj. com/articles/iran-seeks-rapid-reboot-for-natural-gas-exports-1453821547
150. Foreign Ministers Issue Statement on Iran [Electronic resource] // IAEA. 31 January, 2006. - Режим доступа:https://www.iaea.org/newscenter/news/foreign-ministers-issue-statement-iran
151. GDP at market prices [Electronic resource] // World Bank. - Режим доступа:http://data.worldbank.org/indicator/NY. GDP.MKTP.CD/countries/IR?display=graph
152. IAEA Director General’s Statement on Iran [Electronic resource] // IAEA site.
- Режим доступа:https://www.iaea.org/newscenter/news/iaea-director-general%E2%80%99s-statement-iran
153. Information on Two Top Secret Nuclear Sites of the Iranian Regime (Natanz & Arak) [Electronic resource] // Iran Watch. December 1.2002. - Режим доступа: http://www.iranwatch.org/library/ncri-info-2-top-secret-nuclear-sites-12-02
154. Iran Signs Additional Protocol on Nuclear Safeguards [Electronic resource] //
IAEA. 18 December, 2003. - Режим доступа:
https://www.iaea.org/newscenter/news/iran-signs-additional-protocol-nuclear-safeguards
155. Iran To Resume Suspended Nuclear Research and Development [Electronic
resource] // IAEA. 3 January, 2006. - Режим доступа:
https://www.iaea.org/newscenter/pressreleases/iran-resume-suspended-nuclear-research-and-development
156. Iran [Electronic resource] // Nuclear Threat Initiative Site - Режим доступа: http://www.nti.org/learn/countries/iran/nuclear/
157. Iran Nuclear Chronology [Electronic resource] // Nuclear Threat Initiative. May, 2011. - Режим доступа:http://www.nti.org/media/pdfs/iran_nuclear.pdf?_=1316542527
158. Lee C., Solomon J. Obama Wrote Secret Letter to Iran’s Khamenei About Fighting Islamic State [Electronic resource] // The Wall Street Journal. Nov. 6, 2014. - Режим доступа: http://www.wsj.com/articles/obama-wrote-secret-letter-to-irans- khamenei-about-fighting-islamic-state-1415295291
159. Katzman. K. CRS Report for Congress: The Iran-Libya Sanctions Act [Electronic resource] // U.S. Department of State. -Режим доступа: http://fpc.state.gov/documents/organization/66441.pdf
160. Many US sanctions on Iran remain in effect despite ban lift [Electronic resource] / / S T E P . 2 1 J a n u a r y , 2 0 1 6 . - Режим доступа: http://www.step.org/news/many-us-sanctions-iran-remain-effect-despite-ban-lift
161. Nuclear power in Iran [Electronic resource] // World Nuclear Association. Updated January 16. - Режим доступа:http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-g-n/iran.aspx
162. Pierre B. Shahab-2 [Electronic resource] // Missile Defense Advocacy Alliance. - Режим доступа:http://missiledefenseadvocacy.org/missile-proliferation/iran/ballistic-missile-program-overview/shahab-2/
163. Pierre B. Shahab-3 [Electronic resource] // Missile Defense Advocacy Alliance. - Режим доступа:http://missiledefenseadvocacy.org/missile-proliferation/iran/ballistic-missile-program-overview/shahab-3/
164. Ravid B. Netanyahu: Iran Nuclear Deal Makes World Much More Dangerous, Israel Not Bound by It [Electronic resource] // HAARETZ. July 14, 2015. - Режим доступа:http://www.haaretz.com/israel-news/E665821
165. Report in Iran’s Nuclear Programme Sent to UN Security Council [Electronic
resource] / / I A E A . 8 M a r c h , 2 0 0 6 . - Режим доступа:
https://www.iaea.org/newscenter/news/report-irans-nuclear-programme-sent-un-security-council
166. Russian Approaches Towards the Iranian Nuclear Programme [Electronic resource] // The Embassy of the Russian Federation to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland - Режим доступа: http://www.rusemb.org.uk/in4b/
167. Said S., Faucon B. Iran’s Oil Exports Jump Ahead of Producers’ Freeze Talks [Electronic resource] // The Wall Street Journal. April 3, 2016. - Режим доступа: http://www.wsj. com/articles/iran-oil-minister-refuses-saudi-demand-to-curb-crude-output-1459696604
168. Security Council demands Iran suspend uranium enrichment by 31 August, or face possible economic, diplomatic sanctions [Electronic resource] // UN. 31 July, 2006. - Режим доступа:http://www.un.org/press/en/2006/sc8792.doc.htm
169. Significant relief of sanctions against Iran, but certain restrictions remain [Electronic resource] // De Brauw Blackstone Westbroek. 19.01.2016. - Режим доступа:http://www.debrauw.com/alert/significant-relief-sanctions-iran-certain-restrictions-remain/
170. Significant Changes to U.S. and E.U. Sanctions Against Iran [Electronic resource] // Ropes&Gray. January 26, 2016. - Режим доступа: https://www.ropesgray.com/newsroom/alerts/2016/January/Significant-Changes-to- US-and-EU-Sanctions-Against-Iran.aspx
171. Starr J. The U.N. Resolutions [Electronic resource] // The Iran Primer. United States Institute of Peace. Updated November 2015.-Режим доступа: http://iranprimer.usip. org/resource/un-re s olutions
172. The Better Alternative to the JCPOA [Electronic resource] // AIPAC. August 14, 2015. - Режим доступа:http://www.aipac.org/-/media/publications/policy-and-politics/aipac-analyses/issue-memos/2015/thebetteralternativetothejcpoa.ashx
173. Top importers of Iranian crude oil [Electronic resource] // Reuters. February 6, 2 0 12. - Режим доступа:http://www.reuters.com/article/iran-oil-buyers-idAFL3E8C529I20120206
174. Transcript of interview with Iranian President Mohammad Khatami [Electronic resource] // CNN. January 7.1 9 9 8. -Режим доступа: http://edition.cnn.com/W ORLD/9801/07/iran/interview.html
175. UN Security Council considers action on Iran's nuclear programme [Electronic resource] // UN News Centre. 3 May, 2006. - Режим доступа: http://www.un. org/apps/news/story. asp?
NewsID=18342&Cr=Iran&Cr1=#.VwAio_mLRD8
176. US to tighten nuclear export controls [Electronic resource] //The Milwaukee Journal - Sep 9, 1982. - Режим доступа:https://news.google.com/newspapers?id=FmoaAAAAIBAJ&sjid=1ykEAAAAIBAJ&pg=2991%2C4670430