ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ КОН-СУЛЬСКОГО ПРАВА И КОНСУЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ГРАЖДАН 8
§ 1. Исторические особенности и значение института консульства и консульского права 8
§ 2. Консульские отношения государств. Установление и прекращение консульских отношений в современных государствах 15
§ 3. Нормативная регламентация консульских отношений 23
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ 32
§ 1. Этапы исторического развития
консульской службы России 32
§ 2. Персонал консульских учреждений:
функции и обязанности консулов 38
§ 3. Правовой анализ иммунитетов и привилегий консулов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы исследования. С целью мирного сосуществования и сотрудничества, а также для недопущения возникновения любых конфликтов общение между государствами происходит с помощью между-народного пава, которое постоянно развивается. В связи с тем, что государство состоит из граждан, как физических и юридических лиц, которые пери-одически общаются со своими партнерами и, следовательно, такие контакты необходимо обеспечивать общепризнанными и установленными нормами. Определенное место в данном процессе выделяются консульствам как специфическим учреждениям, которые создаются государствами за границей. Вместе с вопросами, которые касаются конкретно назначившего их государства, на них также возложены функции по защите прав и интересов, а также по оказанию помощи гражданам данного государства, а также юридическим лицам, которые находятся за рубежом. Деятельность консульской службы основывается на нормах консульского права, как отрасли международного права. Одним из главных направлений деятельности российской консульской службы можно назвать заботу о гражданах своей страны, а также защиту их интересов.
На протяжении последних лет мировое сообщество является свидетелем очевидного развития международных связей Российской Федерации, которые год от года приобретают все более динамичный характер. Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что процессы глобализации, имеющие место в настоящее время, приводят к расширению отношений между государствами, юридическими лицами и гражданами различных стран в самых разнообразных сферах общественной жизни, науки, экономики, торговли, культуры и туризма.
Российская Федерация продолжает осуществлять консульские отношения, установленные еще Советским Союзом. Однако изменения, происходящие в настоящий момент, как во внутренней, так и во внешней политике нашего государства, не могли не затронуть консульское право и консульскую службу Российской Федерации.
Консульское право, являясь частью международного права, развивалось непосредственно под влиянием мировых экономических связей. Нормы консульского права по своему назначению являются средствами установления, поддержания и укрепления широких политических, экономических, культурных отношений между государствами, основанных на уважении суверенитета, принципе невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимной выгоде. В последние годы в России было принято множество нормативных актов, призванных создать прочную основу функционирования консульских отношений.
Масштабы деятельности консульской службы, несомненно, возрастают. Ежегодно число россиян, выезжающих за рубеж, увеличивается и достигло в 2010 г., по данным Консульского департамента МИД России, 30 миллионов человек. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют более 80 консульств иностранных государств, консульские функции выполняют и 147 консульских отделов посольств, а также 80 почетных консулов иностранных государств, среди которых более половины консулов имеют гражданство Российской Федерации. Российская дипломатическая служба представлена за границей 247 отделениями (генеральные консульства, консульства и консульские отделы посольств). Кроме того, Россия начала активно использовать институт почетного консула. В настоящее время Российская Федерация представлена за рубежом уже 84 почетными консулами.
Консульской службой решаются сегодня принципиально новые задачи, такие как участие в мероприятиях по противодействию нелегальной миграции, координация усилий российской стороны в рамках диалога с Европейским союзом по переходу к безвизовому режиму поездок граждан России и ЕС. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция расширения консульских функций, появления новых (оказание материальной помощи, обеспечение сохранности воинских захоронений, проведение собеседования при процедуре реадмиссии и т.д.).
Степень разработанности темы. В настоящее время отсутствует комплексное историко-правовое исследование, посвященное развитию консульской службы в России.
Объединение консульского права с дипломатическим в общую отрасль «Дипломатическое и консульское право» привело к тому, что консульское право не получило полного и детального исследования, которое свойственно дипломатическому праву.
Данной темой занимались и продолжают работать в этой области крупнейшие советские, российские и зарубежные ученые, юристы, среди которых можно выделить научные работы и статьи таких советских и российских ученых, как: И.П. Блищенко, Г.В. Бобылева, Н.А. Воскресенского, Б.В. Ганюшкина, Ю.Г. Демина, И.П. Дурденевского, Н.Г.Зубкова, Ю.Д. Ильина, Э.С. Кривчиковой, А.А. Ковалева, Ю.М. Колосова, О.В. Плотниковой, Ю.М. Смирнова, О.Н. Хлестова, С.В. Черниченко, Анцилотти Д., Бобылев Г.В., Ганбюшкин Б.В., Зубков Н.Г., Лапин Г.Э., Мартенс Ф.Ф., Санчо В.Л., Соловьев Ю.Я., Смирнов Ю.М. и др. и многих других. Из зарубежных авторов особо хотелось бы отметить Колемана Филлипсона, Карлоса Вилосара, Грэхема Стюарта и др.
Объект исследования. Объектом данной работы являются: консульские отношения, предпосылки их возникновения и этапы исторического раз-вития с древних времен и до наших дней, тенденции развития консульского права, международно-правовые аспекты в деятельности консульской службы, консульских учреждений, их персонала, развитие института почетного кон-сула, современное состояние консульских привилегий и иммунитетов и тенденции их развития.
Предметом исследования являются: правовые отношения, характеризующие юридический статус консульской службы и консулов, правовые нормы многосторонних, двусторонних соглашений (которые относятся к консульской деятельности), внутреннее законодательство России и ряда государств, которое регламентирует деятельность консульских учреждений; анализ норм и предложения об их совершенствовании; обычные нормы, доктринальные разработки по консульской тематике.
Цели и задачи исследования. Основными целями данной работы являются: определение места и роли консульского института на современном этапе, анализ основных направлений и проблем в деятельности консульской службы Российской Федерации в свете нового законодательства и международных соглашений по консульскому праву, а также раскрытие тенденций развития консульских привилегий и иммунитетов.
В данной работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть исторические особенности и значение института консульства и консульского права;
- охарактеризовать консульские отношения государств;
-дать характеристику нормативно-правового регулирования консульской деятельности и порядок внешних сношений;
-рассмотреть этапы развития консульской службы;
- обозначить функции и обязанности консулов
-произвести анализ иммунитетов и привилегий консулов; охарактеризовать правовое положение консулов.
Теоретическую основу работы составляют: международно-правовые соглашения, действующие в сфере консульских отношений, внутренние нормативные акты по консульским вопросам Российской Федерации и ряда государств.
Нормативно-правовой базой явилось использование международных документов, регулирующих институт консульства, Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты.
Методы исследования. При работе над данной темой были использованы следующие методы и приемы познания: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.
В достаточной мере использовался историко-правовой метод, который позволил показать развитие консульских отношений и консульского права и особенности консульского института на современном этапе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка источников.
С выходом России на международную арену в качестве суверенного государства значительно расширяется сфера ее взаимодействия с зарубежными странами.
Анализ международной деятельности РФ показывает, что в последнее время существенно увеличилась активность регионов страны. Они самостоятельно выходят на международную арену, являются участниками международных отношений. На территории многих субъектов РФ открыты консульские учреждения. Со временем, очевидно, будет еще более возрастать интерес иностранных государств к России. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских учреждений на территории субъектов Российской Федерации.
У истоков консульских отношений стояли потребности торговли и мореплавания. С распространением в конце XVI - начале XVII века практики учреждения посольств значение консульств начало уменьшаться, и во франко-голландском договоре 1739 года было сказано, что впредь консулы не будут приниматься ни одной из сторон. Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполитическими вопросами, не обеспечивали торговых и других подобных интересов, и во второй половине XVII века вернулись к испытанному на практике институту консульств. В 1769 году была заключена первая консульская конвенция - франко-испанская.
В XVIII -XIX веках росло число консульств, закреплялось их деление на штатные и нештатные, реформировались консульские службы, издавались консульские уставы. В первой половине XX века получает распространение практика создания консульских отделов посольств.
Консульские привилегии и иммунитеты находятся в постоянном развитии и подвергаются изменениям в силу потребностей международных отношений. Дальнейшее расширение этих отношений объективно влечет за собой увеличение объема консульских привилегий и иммунитетов.
Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемый почетным (не-штатным) консулам и консульским учреждениям уже объема привилегий и иммунитетов, предусмотренных консульским правом для штатных консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц. Вместе с тем в консульской практике России наблюдается тенденция к их расширению, что способствует развитию института почетных консулов, особенно с учетом процессов, происходящих под влиянием глобализации. Институт почетного консула активно развивается в России.
Консульская служба Российской Федерации весьма развита. На начало XXI века за рубежом функционировало 214 российских консульских учреждений, в том числе около 80 генеральных консульств и консульств. В составе дипломатических представительств насчитывалось более 100 консульских отделов. На территории многих субъектов Российской Федерации открыты консульские учреждения дальнего зарубежья.
Знание основ консульского права просто необходимо сотрудникам республиканских, краевых и городских администраций, работникам таможенных служб, правоохранительных органов и сотрудникам туристических агентств.
Основной функцией консульской службы в настоящее время является защита прав и интересов российских граждан за рубежом, тогда как раньше на первое место ставились интересы государства. Новым направлением в работе российской консульской службы стало содействие развитию торгово-экономических связей Российской Федерации и участие в обслуживании сферы бизнеса.
Деятельность российской консульской службы необходимо привести в соответствие с требованиями и нормами классического варианта консульской деятельности, который обеспечивает защиту, в первую очередь, прав и интересов гражданина, что закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 2,61, 71,72), Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 5), Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст. 4), Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников зарубежом» (ст. 7, 15).
Исходя из этого, следует выделить следующие основные, на наш взгляд, принципы современной концепции развития российской консульской службы:
-целенаправленность консульских учреждений на обеспечение защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, а через них — прав и интересов Российской Федерации. Этот порядок объектов защиты должен быть закреплен в Консульском уставе Российской Федерации (обращение к Консульскому уставу СССР 1976 г. показывает, что эти объекты защиты изложены в нем в обратной последовательности);
-профессионализм и опыт консульских должностных лиц, способных обеспечить выполнение основной задачи консульских заграничных учреждений Российской Федерации по защите прав и интересов российских физических и юридических лиц;
-установление и поддержание такого качества контактов и связей на всех возможных уровнях с государственными, муниципальными, судебными, деловыми и общественными кругами страны пребывания, которые гарантировали бы наиболее эффективное выполнение правозащитной функции российского консула;
-расширение (сохранение) сети консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, в особенности в странах СНГ.
Естественно, что основные цели консульской службы Российской Федерации могут быть достигнуты только при опоре на прочную нормативную и договорно-правовую базу. Исходя из этого, актуальной задачей (имеющей постоянный характер) российской консульской службы является правовое обеспечение ее деятельности и скорейшее принятие Консульского устава Российской Федерации, который наиболее полнее участвовал современные российские реалии.
Консульское право должно развиваться с учетом изменений во внутренней и внешней политике нашего государства. В настоящее время в Комиссии международного права нет на рассмотрении проекта новой Конвенции о консульских отношениях. Однако, с учетом новых явлений в области привилегий и иммунитетов, в частности, их сближение с объемом дипломатических привилегий и иммунитетов, появление новых институтов, возможно, было бы в рамках ООН принять резолюцию, которая предусматривала бы разработку Комиссией международного права дополнений к положениям Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, представляется необходимым придерживаться тенденции закрепления наиболее благоприятного режима привилегий и иммунитетов в двусторонних консульских конвенциях либо на практике по договоренности между странами.
Можно сделать вывод, что государства не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом. Все страны вступают в разные связи между собой посредством своей внешней политики, и через нее реагирует на все явления международной жизни.
Также можно отметить, что со времени заключения Венской конвенции 1963 года прошло много лет и некоторые её положения устарели, и не отвечают современным потребностям в консульской области. В целях устранения этой ситуации многие государства по настоящее время идут на заключение двусторонних консульских конвенций, в которых не только устраняются указанные недостатки, но и фиксируются нормы, отвечающие нынешним задачам консульской службы государств.
Стремительное расширение торгово-экономических и социально-культурных связей и закрытие торговых представительств государств, диктуют необходимость совершенствования деятельности консульской службы в дан-ном направлении с тем, чтобы способствовать поступательному и всестороннему развитию торгово-экономических отношений с другими государствами. В этой связи было бы целесообразно использовать опыт западных государств по данной проблематике, в частности, открытие торговых бюро и информационных центров при консульских учреждениях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 470.
2. Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г. //Сборник руководящих материалов по консульским вопросам / Министерство иностранных дел СССР. Консульское управление. - Издание четвертое, исправленное и дополненное. М.: МИД СССР, 1967. 450 с.
3. Венская конвенция с консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. № 7.
4. Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Выпуск I: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу по 1-ое января 1921 года / РСФСР. Народный Комиссариат по Иностранным Делам. - Петербург: Государственное издательство, 1921. 252 с.
5. Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Сборник документов по международной политике и международному праву. Выпуск VII: Мировая экономическая конференция и проблема межсоюзнических долгов//Под редакцией Розенблюма Б.Д. М.: Издание Народного Комиссариата по Иностранным Делам, 1934. - 90 с.
6. Модельный закон «О консульских учреждениях» (Принят в г. Санкт Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-9 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2001. № 26. - С. 289-309.
7. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3554.
8. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»// Судебные издания, Вестник Конституционного Суда РФ, 2005 г.;
9. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации / Конституционный Суд Российской Федерации. - 1998. - № 2. - 65 с;
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12;
11. Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г.;
12. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации 2003 г. № 37.;
13. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г.;
14. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г.;
15. Приказ МИД России от 14.05.2012 № 7063 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консультационных услуг». // Российская газета, № 162, 18.07.2012.
16. Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»// Бюллетень международных договоров / Администрация Президента Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1998. - № 10. 88 с;
17. Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 «Положение о Консульском учреждении Российской Федерации»// Международные договоры, Бюллетень международных договоров, 2002 г.
18. Указ Президента РФ от 11 июля» 2004 г. № 865 «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации»;
19. Указ Президиума ВС СССР от 25.06.1976 «Об утверждении Консульского устава СССР» (утв. Законом СССР от 29.10.1976)// Журнал, Ведомости Верховного Совета СССР, 1976
20. Приказ МИД РФ от 11 марта 2002 г. № 2792 «Об утверждении Положения о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»;
21. Приказ МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304 «Положение о- Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» ;
22. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. «Об утверждении Положения об установлении, формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка - аннулирования визы»;
23. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 г. №370 «Об утверждении Положения о предоставлении, помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию»;
24. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23.05.1966г., Ведомости Верховного Совета СССР 1966. - № 22. - Ст. 378.
25. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 05.11.1998г., № 1330. Сборник материалов по консульским вопросам. Т.П. Документы и нормативные акты. М., 1999.
26. Положение о Департаменте консульской службы Министерства Иностранных Дел Российской Федерации от 14.08.1996г., № 6430. Сборник материалов по консульским вопросам. Т.1. Документы и нормативные акты. - М., 1997.
27. Положение о почетном консуле Российской Федерации, Утверждено приказом по МИД России 13.10.1998г. № 12774 //Судебные издания, Бюллетень Верховного Суда РФ, 2012 г. .
Научные публикации и учебные пособия
28. Абашидзе А.Х. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002.
29. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 25 с.
30. Ашавский Б.М. Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред: Ковалева
А.А., Черниченко С.В.: М.: изд. «Омега - Л». 2011. С. 831
31. Бекяшев К.А. Международное публичное право: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дополн./ М.: ООО «ТК Велби»,2003. Гл. 9,10.
32. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. Гл. 12,14.
33. Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. История возникновения и развития дипломатического и консульского институтов. М., 1962. 253 с.
34. Бобылев Г. В. Консульское право. М., 2003. 350 с.
35. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2000.
36. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право: Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, М., 2010.
37. Ганюшкин Б.В. Неприкосновенность личности работников консульских учреждений // Московский журнал международного права. 2000. №4.
38. Долгов В. И., Лебедева О. В. Консульская служба Российской Федерации на современном этапе: учеб. пособие. М: МГИМО-Университет, 2011. С.184
39. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие МГИМО(У) МИД России. М., 2001
40. Жуковский И. Н. Советская консульская служба. М., 1986.15.3онова Т. В. Корпоративный анализ становления российской и европейской дипломатической службы. М.: РОССПЭН, 2001.
41. Иваненко В.С. Институт почетного консула иностранного государства в правовой системе России // Правоведение. 2002. N 3(242). С. 186 - 200.
42. Иванов И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М., 2002.
43. Игнатенко Г.В. , Тиунова О.И.. Международное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и дополн./- М.: НОРМА, 2003. Гл. 13,14.
44. Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права М.,2009, 123 с.
45. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право в вопросах и ответах. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «ЭКСМО», 2009. 404 с.
46. Кузнецов С.А. Представители государств в международных организациях. М., 1980, 86 с.
47. Лапин Г.Э. Консульская служба. М.: Международные отношения,2002.- 142 с.
48.Лапин Г.Э. Консульская служба: учебное пособие М.: Международные отношения, 2005.- 233 с.
49. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 415 с.
50. Мартенс Ф. Ф. О консулах и консульской юрисдикции на Востоке. Рипол Классик, 2013. 165 с.
51. Нешатаева Т.Н.. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - (2-е изд.). - М.: Дело,1999.- 84 с.
52. Петренко Р. И. Основы консульского права. М., 1986. 116 с.
53. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра, 1999. 334 с.
54. Пустовалова Н. В. Защита основных прав и свобод российских граждан - главная задача консульских учреждений// Журнал «Закон и право».2001.№ 4. 76 с.
55. Пустовалова Н. В. Венская конвенция о консульских сношениях и её роль в развитии консульского права // Журнал «Закон и право» 2002. №
7.5. Интернет источники.
56. Пустовалова Н.В. Международно-правовые и национально-правовые аспекты консульской деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук, Москва, 2003. 168 с.
57. Сабанин А. В. Посольское и консульское право. М., 1934.
58. Сарсембаев М.А. «Дипломатическое и консульское право». Учебное пособие. - Алматы: Данекер, 1999 г, 98 с.
59. Сафронова Е. В. Становление и развитие консульской службы Российской империи в XVIII — начале XX в. // . ДДЮН. М.:МГЮА, 2002. С.18. СПб., 2002.
60. Смирнов Ю.М. Консульское право: практика применения: Курс лекций. М.: Издательство «НИМП», 2001.
61. Соловьев Э.Я. Основы консульского права: Учебное пособие,2014. 59 с.
62. Талалаев А.Н. Международное право. Сборник документов - М.: Юридическая литература, 2000. 489 с.
63. Торшина О. М. История становления и развития консульской службы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2009. № 3. 517 с.
64. Фархутдинов И.З. Международное право в XXI веке // Право и
политика. 2009. № 1. 47 с.
65. Фокин Г. Почетный консул: вчера, сегодня и всегда. Консул. с. 25 № 4 (27) 2011.
66. Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение» «Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ - 4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения, 2003. 624 с.