Арктика и Антарктика: сравнительная характеристика режимов управления (международно-правовой аспект)
|
Введение 3
Глава 1 Исторический контекст формирования правовых режимов Арктики и Антарктики 5
§1 История формирования правого режима управления Арктикой 5
§2 История формирования правового режима управления Антарктикой 18
Глава 2 Особенности международно-правовых режимов управления
Арктикой и Антарктикой 26
§1 Территориальное разграничение 26
§2 Правовой режим экономической деятельности (судоходство, добыча минеральных ресурсов, добыча биоресурсов) 32
Глава 3 Правовой режим охраны окружающей среды 48
Заключение 61
Библиография
Глава 1 Исторический контекст формирования правовых режимов Арктики и Антарктики 5
§1 История формирования правого режима управления Арктикой 5
§2 История формирования правового режима управления Антарктикой 18
Глава 2 Особенности международно-правовых режимов управления
Арктикой и Антарктикой 26
§1 Территориальное разграничение 26
§2 Правовой режим экономической деятельности (судоходство, добыча минеральных ресурсов, добыча биоресурсов) 32
Глава 3 Правовой режим охраны окружающей среды 48
Заключение 61
Библиография
Арктика и Антарктика являются полярными регионами, которые требуют создать особый режим управления ими. Оба региона крайне важны для человечества. Шельфы в Арктике богаты полезными ископаемыми, кроме того, регион рассматривается как «глобальный резервуар чистого воздуха» и «пресной воды (здесь находится треть всех мировых запасов пресной воды)». В Антарктике «обнаружены большие запасы меди, рудного сырья, молибдена, сернистого железа, и, конечно же, главные богатства - месторождения нефти и залежи угля. В целом запасы углеводородного сырья здесь оцениваются учеными в 35-51 млрд. т условного топлива». Оба региона являются своего рода последними кладовыми человека на Земле. При этом экосистема в них крайне хрупка, поэтому практически любая человеческая деятельность может оказаться опасной для окружающей среды в обоих полярных регионах. Государства еще в XX в. начали формирование международно-правовых режимов управления в полярных регионах, однако их подходы к такому управлению в Арктике и Антарктике существенно отличаются.
Целью настоящей работы является сравнение международно-правовых режимов управления в Арктике и Антарктике для выявления возможности применения общих подходов к управлению полярными регионами.
Объектом настоящего исследования являются международно-правовые режимы управления Арктикой и Антарктикой. В качестве предмета исследования можно выделить международно-правовые акты, лежащие в основе рассматриваемых режимов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Сравнение исторического контекста формирования правовых режимов в Арктике и Антарктике.
2. Выявление особенностей международно-правовых режимов управления
в регионах.
3. Сравнение правовых режимов охраны окружающей среды.
В работе используются различные источники, преимущественно нормативные и доктринальные. Среди нормативных используются преимущественно международные договоры, такие как, Конвенция ООН по морскому праву (заключена в 1982 г., вступила в силу в 1994 г.) , Договор об Антарктике (заключен в 1959 г., вступил в силу в 1961 г.) , Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики (заключена в 1980 г., вступила в силу в 1982 г.) , Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (заключена в 1973 г., вступила в силу в 1983 г.) и др.
Среди доктринальных источников преимущественно используются работы правоведов С.А. Егорова, А.Н. Вылегжанина, М.Н. Копылова, И.В. Ирхина, А.В. Михневича, Г.Ф. Ручкиной и др. Кроме того, для наиболее полного изучения темы были использованы работы специалистов в других областях: экономики, географии и международной безопасности. Среди них Е.А. Колесникова, Л.С. Воронков, Е.Ю. Кочемасова, Н.Б. Седова и др.
В работе использовались следующие методы научного познания:
- исторический,
- формально-юридический,
- метод индукции,
- синтез,
- анализ.
Целью настоящей работы является сравнение международно-правовых режимов управления в Арктике и Антарктике для выявления возможности применения общих подходов к управлению полярными регионами.
Объектом настоящего исследования являются международно-правовые режимы управления Арктикой и Антарктикой. В качестве предмета исследования можно выделить международно-правовые акты, лежащие в основе рассматриваемых режимов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Сравнение исторического контекста формирования правовых режимов в Арктике и Антарктике.
2. Выявление особенностей международно-правовых режимов управления
в регионах.
3. Сравнение правовых режимов охраны окружающей среды.
В работе используются различные источники, преимущественно нормативные и доктринальные. Среди нормативных используются преимущественно международные договоры, такие как, Конвенция ООН по морскому праву (заключена в 1982 г., вступила в силу в 1994 г.) , Договор об Антарктике (заключен в 1959 г., вступил в силу в 1961 г.) , Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики (заключена в 1980 г., вступила в силу в 1982 г.) , Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (заключена в 1973 г., вступила в силу в 1983 г.) и др.
Среди доктринальных источников преимущественно используются работы правоведов С.А. Егорова, А.Н. Вылегжанина, М.Н. Копылова, И.В. Ирхина, А.В. Михневича, Г.Ф. Ручкиной и др. Кроме того, для наиболее полного изучения темы были использованы работы специалистов в других областях: экономики, географии и международной безопасности. Среди них Е.А. Колесникова, Л.С. Воронков, Е.Ю. Кочемасова, Н.Б. Седова и др.
В работе использовались следующие методы научного познания:
- исторический,
- формально-юридический,
- метод индукции,
- синтез,
- анализ.
В работе были исследованы международно-правовые режимы управления Арктикой и Антарктикой. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Начальный этап формирования международно-правовых режимов в полярных регионах был одинаковым - государства по мере открытия новых земель объявляли их своими территориями. Однако в дальнейшем политика в регионах изменилась. В Арктике прибрежным государствам удалось договориться и разделить регион на сектора. В связи с этим там так и не сложилось единого режима управления, и вопросы управления регионом разрешаются в рамках нескольких международных организаций, форума и правительств арктических государств. В Антарктике, наоборот, все территориальные претензии государств были заморожены Договором об Антарктике. В связи с этим в регионе сложился единый международно-правовой режим, который сейчас называется Системой Договора об Антарктике.
В связи с различным территориальным делением полярных регионов, в регулирование экономической деятельности в них также происходит по- разному. В Арктике регулирование экономической деятельности происходит методом индукции: от внутреннего права арктических государств к международному. Важную роль в регулировании режима судоходства, рыбной ловли и добычи минеральных ресурсов играет национальное законодательство арктических государств, а также двусторонние соглашения. Стоит отметить, что у некоторых арктических государств (Канада, Российская Федерация) довольно подробно регулируется режим судоходства и рыболовства. Формированию единого режима в этом регионе мешает неурегулированность территориальных претензий государств, а также незавершенность вопроса разграничения континентальных шельфов. В Антарктике, напротив, экономическая деятельность регулируется в рамках Системы Договора об Антарктике, а также иных универсальных международных договоров (КМП-82 и др.). При этом режим в Антарктике также неидеален и периодически испытывает давление со стороны государств, которые пытаются вновь открыть вопрос разделения Антарктики на сектора.
Аналогично правовому режиму экономической деятельности, режим охраны окружающей среды также различен в полярных регионах. Защита экосистемы в Арктике осуществляется в рамках нескольких не связанных между собой международных договоров универсального и регионального характера при содействии Арктического Совета, как международного форума, осуществляющего общий мониторинг состояния окружающей среды и подготавливающего на его основе рекомендации для арктических государств. В свою очередь в Антарктике режим охраны окружающей среды осуществляется централизовано также в рамках нескольких международных соглашений, которые друг на друга ссылаются, таким образом формируя общий режим. Представляется, что в Арктике на базе Арктического Совета возможно сформировать централизованный режим охраны окружающей среды, взяв за основу пример Антарктики.
Таким образом, в Антарктике был сформирован единый, эффективный международно-правовой режим управления, который с точки зрения международного права лучше разработан и в целом значительно превосходит режим в Арктике.
Начальный этап формирования международно-правовых режимов в полярных регионах был одинаковым - государства по мере открытия новых земель объявляли их своими территориями. Однако в дальнейшем политика в регионах изменилась. В Арктике прибрежным государствам удалось договориться и разделить регион на сектора. В связи с этим там так и не сложилось единого режима управления, и вопросы управления регионом разрешаются в рамках нескольких международных организаций, форума и правительств арктических государств. В Антарктике, наоборот, все территориальные претензии государств были заморожены Договором об Антарктике. В связи с этим в регионе сложился единый международно-правовой режим, который сейчас называется Системой Договора об Антарктике.
В связи с различным территориальным делением полярных регионов, в регулирование экономической деятельности в них также происходит по- разному. В Арктике регулирование экономической деятельности происходит методом индукции: от внутреннего права арктических государств к международному. Важную роль в регулировании режима судоходства, рыбной ловли и добычи минеральных ресурсов играет национальное законодательство арктических государств, а также двусторонние соглашения. Стоит отметить, что у некоторых арктических государств (Канада, Российская Федерация) довольно подробно регулируется режим судоходства и рыболовства. Формированию единого режима в этом регионе мешает неурегулированность территориальных претензий государств, а также незавершенность вопроса разграничения континентальных шельфов. В Антарктике, напротив, экономическая деятельность регулируется в рамках Системы Договора об Антарктике, а также иных универсальных международных договоров (КМП-82 и др.). При этом режим в Антарктике также неидеален и периодически испытывает давление со стороны государств, которые пытаются вновь открыть вопрос разделения Антарктики на сектора.
Аналогично правовому режиму экономической деятельности, режим охраны окружающей среды также различен в полярных регионах. Защита экосистемы в Арктике осуществляется в рамках нескольких не связанных между собой международных договоров универсального и регионального характера при содействии Арктического Совета, как международного форума, осуществляющего общий мониторинг состояния окружающей среды и подготавливающего на его основе рекомендации для арктических государств. В свою очередь в Антарктике режим охраны окружающей среды осуществляется централизовано также в рамках нескольких международных соглашений, которые друг на друга ссылаются, таким образом формируя общий режим. Представляется, что в Арктике на базе Арктического Совета возможно сформировать централизованный режим охраны окружающей среды, взяв за основу пример Антарктики.
Таким образом, в Антарктике был сформирован единый, эффективный международно-правовой режим управления, который с точки зрения международного права лучше разработан и в целом значительно превосходит режим в Арктике.
Подобные работы
- Обеспечение безопасности в мировом океане
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКОМ И АНТАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В
АРКТИКЕ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Арктические намерения Китая, Южной Кореи, Японии: водно-бассейновый принцип взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023



