Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арктика и Антарктика: сравнительная характеристика режимов управления (международно-правовой аспект)

Работа №62909

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Исторический контекст формирования правовых режимов Арктики и Антарктики 5
§1 История формирования правого режима управления Арктикой 5
§2 История формирования правового режима управления Антарктикой 18
Глава 2 Особенности международно-правовых режимов управления
Арктикой и Антарктикой 26
§1 Территориальное разграничение 26
§2 Правовой режим экономической деятельности (судоходство, добыча минеральных ресурсов, добыча биоресурсов) 32
Глава 3 Правовой режим охраны окружающей среды 48
Заключение 61
Библиография

Арктика и Антарктика являются полярными регионами, которые требуют создать особый режим управления ими. Оба региона крайне важны для человечества. Шельфы в Арктике богаты полезными ископаемыми, кроме того, регион рассматривается как «глобальный резервуар чистого воздуха» и «пресной воды (здесь находится треть всех мировых запасов пресной воды)». В Антарктике «обнаружены большие запасы меди, рудного сырья, молибдена, сернистого железа, и, конечно же, главные богатства - месторождения нефти и залежи угля. В целом запасы углеводородного сырья здесь оцениваются учеными в 35-51 млрд. т условного топлива». Оба региона являются своего рода последними кладовыми человека на Земле. При этом экосистема в них крайне хрупка, поэтому практически любая человеческая деятельность может оказаться опасной для окружающей среды в обоих полярных регионах. Государства еще в XX в. начали формирование международно-правовых режимов управления в полярных регионах, однако их подходы к такому управлению в Арктике и Антарктике существенно отличаются.
Целью настоящей работы является сравнение международно-правовых режимов управления в Арктике и Антарктике для выявления возможности применения общих подходов к управлению полярными регионами.
Объектом настоящего исследования являются международно-правовые режимы управления Арктикой и Антарктикой. В качестве предмета исследования можно выделить международно-правовые акты, лежащие в основе рассматриваемых режимов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Сравнение исторического контекста формирования правовых режимов в Арктике и Антарктике.
2. Выявление особенностей международно-правовых режимов управления
в регионах.
3. Сравнение правовых режимов охраны окружающей среды.
В работе используются различные источники, преимущественно нормативные и доктринальные. Среди нормативных используются преимущественно международные договоры, такие как, Конвенция ООН по морскому праву (заключена в 1982 г., вступила в силу в 1994 г.) , Договор об Антарктике (заключен в 1959 г., вступил в силу в 1961 г.) , Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики (заключена в 1980 г., вступила в силу в 1982 г.) , Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (заключена в 1973 г., вступила в силу в 1983 г.) и др.
Среди доктринальных источников преимущественно используются работы правоведов С.А. Егорова, А.Н. Вылегжанина, М.Н. Копылова, И.В. Ирхина, А.В. Михневича, Г.Ф. Ручкиной и др. Кроме того, для наиболее полного изучения темы были использованы работы специалистов в других областях: экономики, географии и международной безопасности. Среди них Е.А. Колесникова, Л.С. Воронков, Е.Ю. Кочемасова, Н.Б. Седова и др.
В работе использовались следующие методы научного познания:
- исторический,
- формально-юридический,
- метод индукции,
- синтез,
- анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были исследованы международно-правовые режимы управления Арктикой и Антарктикой. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Начальный этап формирования международно-правовых режимов в полярных регионах был одинаковым - государства по мере открытия новых земель объявляли их своими территориями. Однако в дальнейшем политика в регионах изменилась. В Арктике прибрежным государствам удалось договориться и разделить регион на сектора. В связи с этим там так и не сложилось единого режима управления, и вопросы управления регионом разрешаются в рамках нескольких международных организаций, форума и правительств арктических государств. В Антарктике, наоборот, все территориальные претензии государств были заморожены Договором об Антарктике. В связи с этим в регионе сложился единый международно-правовой режим, который сейчас называется Системой Договора об Антарктике.
В связи с различным территориальным делением полярных регионов, в регулирование экономической деятельности в них также происходит по- разному. В Арктике регулирование экономической деятельности происходит методом индукции: от внутреннего права арктических государств к международному. Важную роль в регулировании режима судоходства, рыбной ловли и добычи минеральных ресурсов играет национальное законодательство арктических государств, а также двусторонние соглашения. Стоит отметить, что у некоторых арктических государств (Канада, Российская Федерация) довольно подробно регулируется режим судоходства и рыболовства. Формированию единого режима в этом регионе мешает неурегулированность территориальных претензий государств, а также незавершенность вопроса разграничения континентальных шельфов. В Антарктике, напротив, экономическая деятельность регулируется в рамках Системы Договора об Антарктике, а также иных универсальных международных договоров (КМП-82 и др.). При этом режим в Антарктике также неидеален и периодически испытывает давление со стороны государств, которые пытаются вновь открыть вопрос разделения Антарктики на сектора.
Аналогично правовому режиму экономической деятельности, режим охраны окружающей среды также различен в полярных регионах. Защита экосистемы в Арктике осуществляется в рамках нескольких не связанных между собой международных договоров универсального и регионального характера при содействии Арктического Совета, как международного форума, осуществляющего общий мониторинг состояния окружающей среды и подготавливающего на его основе рекомендации для арктических государств. В свою очередь в Антарктике режим охраны окружающей среды осуществляется централизовано также в рамках нескольких международных соглашений, которые друг на друга ссылаются, таким образом формируя общий режим. Представляется, что в Арктике на базе Арктического Совета возможно сформировать централизованный режим охраны окружающей среды, взяв за основу пример Антарктики.
Таким образом, в Антарктике был сформирован единый, эффективный международно-правовой режим управления, который с точки зрения международного права лучше разработан и в целом значительно превосходит режим в Арктике.



1. Between the United States of America and His Majesty the Emperor of All
the Russias, Relative to Navigating, Fishing, Etc., in the Pacific Ocean URL: http://www.explorenorth.com/library/history/bl-rusus1825.htm (дата
обращения: 10.02.2020)
2. Договор о Шпицбергене URL: http://docs.cntd.ru/document/902038168
3. Договор об Антарктике [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1901494
4. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19.09.1996 [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901880137
5. Конвенция о биологическом разнообразии [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/biodiv.shtml (дата обращения — 24.04.2020).
6. Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического
океана [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901880160
7. Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического
океана [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901880160
8. Конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью URL: http://bellona.ru/2007/05/07/konventsiya-o- sozdanii-mezhdunarodnogo/(дата обращения — 28.04.2020)
9. Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического
океана [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901892992
10. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901857477
11. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1901254
12. Конвенция ООН по морскому праву. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.Org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.p df
13. Конвенция по освоению минеральных ресурсов Антарктики
[Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901892831
14. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью [Электронный ресурс] URL: http://bellona.ru/2007/05/03/mezhdunarodnaya-konventsiya-o-grazhdansk/
15. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом
море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. [Электронный ресурс] URL:
http://bellona.ru/2007/05/07/mezhdunarodnaya-konventsiya-otnositeln/
16. Международная конвенция по контролю и управлению балластными водами (заключена в 2004) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsh.de/de/Meeresdaten/Umweltschutz/Ballastwasser/Konventio n_en.pdf (дата обращения: 11.02.2018)
17. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов
1973г. [Электронный ресурс] URL:
http://www.randewy.ru/prot/marpol.html
18. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных
водах [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/420376046
19. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4
октября 1991 года [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1901494
20. Соглашение между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901880152
21. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и
спасании в Арктике [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/902395150
22. Соглашение о сохранение альбатросов и буревестников [Электронный
ресурс] URL: https://www.acap.aq/en/acap-agreement/206-agreement-on- the-conservation-of-albatrosses-and-petrels/file (дата обращения -
22.02.2020)
23. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/83 [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/A/RES/43/83
24. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19.09.1996 [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901880137
25. The Ilulissat Declaration. Arctic Ocean Conference. Ilulissat, Greenland, 27-29 May 2008. URL:
https://web.archive.org/web/20120310172346/http://www.oceanlaw.org/do wnloads/arctic/Ilulissat_Declaration.pdf
26. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
27. Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901761796
28. Приказ Минтранса России от 17.01.2013 N 7 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2013 N 28120) // «Российская газета», N 86, 19.04.2013.
Литература
А) Отечественная
1. Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9 (237). С. 138-145.
2. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и Арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее** // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-severo-zapadnogo- prohoda-i-arkticheskiy-suverenitet-kanady-proshloe-nastoyaschee- zhelaemoe-buduschee
3. Белянина А.С. Кому принадлежит остров Ганса: территориальный диспут между Данией и Канадой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 3-2. С. 472-474.
4. Богданова Э.Ю. Процедура оценки воздействия на окружающую среду как один из важнейших инструментов защиты Антарктики // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11 (45). С. 265¬274
5. Боклан Д.С. Меры ограничения международной торговли морскими живыми ресурсами в многосторонних соглашениях по защите окружающей среды // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 1. С. 104-115.Воронков Л.С. Арктический совет: форум сотрудничества или международная межправительственная организация? // Ежегодник Института Международных Исследований Московского Государственного Института Международных Отношений (университета) Министерства Иностранных Дел Российской Федерации. 2014. № 3-4(9). С. 58-66.
6. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. Конвенция ООН по морскому праву и правовой режим арктического шельфа // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 1 (28). С. 284-302.
7. Голицын В.В. Источники интерэкоправа: взгляд судьи Международного трибунала по морскому праву из Гамбурга // Евразийский юридический журнал. М., 2014. N 8(75). [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =6497:2014-09-30-10-4l-17&catid=452:-8-75-2014&Itemid=763
8. Горнова А.М. О состоянии рыболовства в арктических акваториях // Арктика и Север. 2016. № 25. С. 196-210.
9. Губанов А.И. Делимитация морских пространств между Российской Федерацией и Норвегией: исторические позиции сторон и результаты // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2011. № 1. С. 100¬111.
10. Егоров С.А. Международное право // Учебник. 5-е издание. М.: "Статут", 2014.
11. Иванов И.С. Арктический регион: Проблема международного
сотрудничества. [Электронный ресурс] URL:
https://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic%20Anthology%20Vol%20
3. pdf
12. Илюшина Н.В. Проблема территориального раздела Антарктики // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 5. С. 81-86.
13. Ирхин И.В. Конституционный статус Британской Антарктической территории // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 6 (61). С. 24-28.
14. Колесникова Е.А. Антарктика: история освоения и перспективы международного управления в XXI веке // вестник московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. № 4. С. 182-203.
15. Копылов М.Н. О правовом режиме Арктики // Правовая инициатива 2013, № 12 [Электронный ресурс] URL: http://49e.ru/ru/2013/12/1
16. Копылов С.М. Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктиде // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2011.
17. Кочемасова Е.Ю., Журавель В.П., Седова Н.Б. О некоторых научных подходах к определению границ Арктики // Арктика и Север. 2019. №
35. С. 158-169.
18. Кухарев Н.Н., Зайцев А.К. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики и проблемы управления // Водные биоресурсы и среда обитания. 2018. Т. 1. № 2. С. 70-94.
19. Кухарев Н.Н., Корзун Ю.В., Жук Н.Н. Об экосистемном подходе АНТКОМ к управлению промыслом антарктического криля (обзор) // Труды Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. 2017. Т. 54. № -2. С. 34-66.
20. Левит Л.В. Арктический совет как важнейший орган международного сотрудничества в сфере охраны природы и устойчивого развития в Арктике // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 18 С. 82-87
21. Левит Л.В. Организации коренных народов Арктики в системе Арктического совета // Система ценностей современного общества. 2014. № 34 С. 113-118
22. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане. Материалы Международного научного симпозиума. РСМД/Гл. ред. И.С. Иванов. М., 2012. С. 7. [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/upload/wp_arct_112.pdf
23. Михневич А.В., Лебедева М.А. Международно-правовой статус Антарктики: участие России в правовом регулировании спорных вопросов // Colloquium-journal. 2017. № 6-1 (6). С. 4-7.
24.О’Нил У.А. ООН и Международная морская организация Московский
журнал международного права. М., «Международные отношения» №2 1996 - С. 92-99.
25. Повал Л.М. Международно-правовые проблемы раздела
экономических пространств Арктики // Арктика и Север 2011. № 3. С. 5
26. Ручкина Г.Ф., Бразовская Я.Е. Антропогенное воздействие на антарктическую среду и международное право // Океанский менеджмент. 2018. № 2 (3). С. 4-10.
27. Савойский А.Г. Совместное освоение Арктики как возможность улучшения экономических отношений между Россией и США // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Международные отношения. 2012. № С. 51-59
28. Сиваков Д.О. Принципиальные подходы к правовому регулированию Арктической зоны // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4 (25). С. 106-110.
29. Сокова Е.А. Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом // Закон и право. 2018. № 11. С. 123-127.
30. Тимохин К.В. Договор об Антарктике и эволюция его
институциональных механизмов // Московский журнал международного права. 2019. № 4. С. 104-113
31. Тодоров А.А. Перспективы деятельности международного органа по морскому дну в контексте управления Арктикой // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 90-109.
32. Фененко А.В. Международное соперничество за освоение общих пространств // Международные процессы. 2010. Т. 8. № 1 (22). С. 14-30.
33.Чистюхина С.Н. Защита окружающей среды Арктики (международно-правовой аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2008. № 2. С. 94-100.
34. Шамардин В.В. Проблема раздела арктического шельфа и перспективы
России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 6. С. 136-142.
35. Шаповалова Д. Нефтегазовые ресурсы Арктики и международное право: мифы и реальность (Russian) // Bridges Russian. 2015. № 8(2).
36. Юрчук В.С. Особенности правового режима Арктики // Современная
наука. 2015. №1. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-pravovogo-rezhima-arktiki
37. Яковлев А.В. Правовое регулирование предотвращения и возмещения экологического ущерба внутренних морей // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. №2 С.116-120
Б) Зарубежная
1. Paula Kankaanpaa &Oran R. Young (2012) The effectiveness of the Arctic Council, Polar Research, 31:1, 17176, p.3.
2. Prip The Convention on Biological Diversity as a legal framework for safeguarding ecosystem services. Elsevier. 2017. pp. 1-6.
Судебно-арбитражная практика
1. North Sea Continental Shelf (Federal Republic of Germany/Netherlands) Judgment of 20 February 1969, para. 24 URL: https://www.icj- cij.org/files/case-related/52/052- 19690220-JUD-01 -00-EN.pdf
2. United Kingdom v Chile ORDER OF MARCH 16th,1956 URL: https://www.icj-cij.org/files/case-related/27/027-19560316-ORD-01-00- EN.pdf; United Kingdom v ArgentinaORDER OF MARCH 16th,1956 URL: https://www.icj-cij.org/files/case-related/26/026-19560316-ORD-01-00- EN.pdf
3. Whaling in the Antarctic (Australia v. Japan: New Zealand intervening) JUDGMENT OF 31 MARCH 2014
Иные источники
1. Joint IHCO/FAO/UNESCO/WMO group of experts on the scientific aspects of marine pollution, General Report of the First Session (London, 17-21 March 1969), p. 5.
2. Международная конвенция по контролю и управлению балластными водами (заключена в 2004) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsh.de/de/Meeresdaten/Umweltschutz/Ballastwasser/Konventio n_en.pdf
3. Официальный сайт Арктического совета [Электронный ресурс] URL: https://arctic-council.org/ru/explore/work/cooperation/
4. Официальный сайт ЮНЕП [Электронный ресурс] URL: https://www.unenvironment.org/about-un-environment-programme/what- we-do
5. Российские ученые нашли подтверждение прав России на арктический шельф [Электронный ресурс] https://lenta.ru/news/2020/03/13/shelf/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ