Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКАХ ТАТАРСТАН И УДМУРТИЯ

Работа №47502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие миграции и миграционных процессов 8
1.2. История миграционного процесса в России 18
2. ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РЕСПУБЛИКАХ ТАТАРСТАН И УДМУРТИЯ 29
2.1. Анализ структуры миграции в Республике Татарстан 29
2.2. Анализ структуры миграции в Республике Удмуртия 39
2.3. Сравнительная характеристика миграций в республиках Татарстан и
Удмуртия 46
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» 50
3.1. Методические рекомендации изучения темы «Миграции населения» 50
3.2. Внеклассное мероприятие по теме «Миграции населения в республиках
Татарстан и Удмуртия» 57
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме «Миграции
населения» 70
Заключение 76
Список использованной литературы


Население находится в постоянном движении: люди рождаются и умирают, женятся и разводятся, переезжают из одного населенного пункта в другой, переходят из одной сферы деятельности, из одной социальной группы в другую и т.д. Все эти формы образуют три основных вида движения населения: естественное, миграционное и социальное. Наиболее многообразным и сложным для понимания и учета выступает миграционное движение.
Миграция в узком значении этого слова - перемещение людей с тех или иных территорий с переменой места жительства. По территориальному признаку среди миграций выделяются два основных типа: внутренние и внешние миграции. Миграция населения является объективным требованием и составным элементом общественного процесса. Она участвует в формировании рисунка расселения населения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально¬экономическому развитию территории, а также разностороннему развитию личности человека (мигранта) и т.д. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и в практическом (применительно к конкретной территории) плане.
Современные процессы миграции населения, происходящие в России, являются непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-политического и экономического развития нашей страны, а также государств - бывших республик СССР. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера - потеря работы, невыплаты заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Масштабы и направления миграционных процессов на уровне регионов существенно менялись на разных этапах реформирования экономики. Это связано как с неодинаковыми темпами обвала и роста экономики районов, появлением безработицы, усилившимися территориальными различиями в уровне жизни населения, так и с обострением военно-политического и социально-экономического положения во многих странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках) и некоторых регионах России.
На протяжении тысячелетней истории цивилизации миграция выступает неотъемлемой составной частью жизни народов, способом приспособления человека к меняющейся действительности. На самых ранних стадиях своего развития человек как разумное существо передвигался в целях выживания на новые земли, реагируя тем самым на истощение флоры и фауны, процесс увеличения численности населения в той или иной местности.
Миграция наряду с рождаемостью и смертностью — это третий главный фактор демографической динамики, один из способов приспособления человека к меняющейся действительности, который моментально реагирует на социально-экономические, политические и другие изменения в обществе. Миграция населения (лат. migratio — переселение) — это перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
С самим процессом миграции человек начинает знакомиться еще в юном возрасте, когда друзья, знакомые, одноклассники переезжают со своими родителями жить в другой город, регион или страну. Можно сказать, миграционный процесс так или иначе касается каждого человека. А с научной точки зрения данный процесс затрагивается на уроках географии в 9-11 классах. Определённую важность в изучении данной темы представляет рассмотрение процессов миграции на локальном уровне. В рамках обширной и сложной административной структуры нашей страны данный процесс происходит в каждом субъекте РФ совершенно по-разному. Даже при рассмотрении двух соседних регионов можно увидеть абсолютно различную миграционную динамику. Так, в данной работе нами были рассмотрены миграционные процессы на примере двух республик-соседей - Татарстан и Удмуртия.
Целью данного исследования является системный анализ процессов, происходящих в сфере миграции населения в Республиках Татарстан и Удмуртия, разработка урока и внеклассного мероприятия на тему «Миграции» в старших классах.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследование теоретических основ миграции;
2. Анализ ситуации, сложившейся в сфере миграционной политики в республиках Татарстан и Удмуртия, а также их сравнительная характеристика;
3. Разработка учебного материала для проведения занятий в старших классах школы на заданную тему.
Объект исследования - миграции населения.
Предмет исследования - миграционные процессы в республиках Татарстан и Удмуртия.
Источниковой базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, а так же данные Росстат.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Миграция как особый феномен рассматривается с самых разных точек зрения - экономической, социальной, исторической, культурной, демографической, этнической. Кроме того, миграционные потоки, различаясь между собой не только количеством, но и качеством (например, по социально-демографическим и этнокультурным характеристикам), способны изменять как отдающее, так и принимающее общество.
Существует множество трактовок понятия миграция. Большинство ученых придерживаются мнения, что миграция - это смена места проживания за пределами конкретного населенного пункта.
Миграция населения стала одним из наиболее характерных признаков современного общества, его неотъемлемой чертой, его необходимым элементом; она выполняет громадной важности общественные функции: не только перераспределения трудовых ресурсов, но и трансляции культуры, преодоления существенных различий между городом и селом, сближения народов.
Мировая миграция имеет многовековую историю, а на протяжении последних двухсот лет происходит свободная массовая миграция — то есть перемещения людей не по принуждению, как, например, рабов и работников по контракту.
В новый век человеческая цивилизация вступила с осознанием феномена глобального мира. В этом мире все более активную роль играют миграционные процессы. С начала 90-х годов XX столетия масштабы миграционных перемещений приобрели беспрецедентный размах.
Наряду с рождаемостью и смертностью миграция выступает в качестве важнейшей составляющей части демографического развития. Поэтому выход страны из сложившегося демографического кризиса, угрожающего депопуляцией населения, объективно предполагает кардинальное совершенствование миграционной политики, которая призвана обеспечить решение проблемы по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития общества.
Участие России в мировых миграционных потоках приобретает с конца 80-х и по настоящее время довольно масштабный и многообразный характер. После распада СССР, Россия стала центром притяжения трудовых мигрантов из стран СНГ. России с ее трудной демографической ситуацией нужно создавать условия для увеличения трудовых миграций, мигранты не должны быть ущемлены в правах, должны работать на равных условиях с россиянами. Так же необходимо принять ряд мер, для того, чтобы высококвалифицированные специалисты не покидали Россию.
При всей значимости учебной миграции в настоящее время властями России не предпринимается конкретных шагов по продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках, не ликвидированы препятствия с точки зрения трудового и миграционного законодательства.
Проведенные нами исследования в области миграции населения в Республике Татарстан могут нам сказать о том. что в республике присутствует довольно активный миграционный поток. Его основными тенденциями являются:
- возрастающая урбанизация региона - основным направлением внутренних перемещений являются крупные города;
- значительная часть трудовой миграции в общем объеме перемещений: приезжих из соседних регионов привлекает высокий уровень жизни населения в Татарстане и большое количество рабочих мест;
- миграционный прирост населения из других регионов РФ преобладает над международным приростом;
- миграционный поток в республику из стран СНГ характеризуется большим числом выбытий и низким числом прибытий;
- в международной миграции из стран дальнего зарубежья наблюдается убыль населения.
Миграционный поток в Республике Удмуртия, напротив, довольно низок. Его основными характеристиками являются:
- возрастающая рурализация (деурбанизация) региона - основным направлением внутренних перемещений является сельская местность;
- среди городов миграционный прирост имеет только столица республики Ижевск;
- миграционные потоки населения из других регионов РФ преобладают над международными;
- только миграционный поток из стран СНГ характеризуется положительной динамикой;
- в международной миграции из стран дальнего зарубежья наблюдается отрицательная тенденция.
Таким образом, Республика Татарстан является более привлекательным регионом для миграции, чем Республика Удмуртия. Об этом говорит стабильно увеличивающаяся численность населения в Татарстане, в том числе городского, повышение естественного прироста, а также высокий уровень зарплат и низкий уровень безработицы. Показатели миграционных процессов говорят сами за себя: в Татарстане наблюдается прирост, в Удмуртии же - убыль. Следует отметить, что в миграционных потоках обеих республик наибольшую роль играют межрегиональные миграции и миграции из стран СНГ. Однако в структуре миграции республики Татарстан преобладают потоки из других регионов РФ, а в структуре миграции Удмуртии - потоки из стран Средней Азии. Это объясняется следующими причинами. Татарстан - динамично развивающаяся республика, имеет достаточно мощный научный комплекс, также в республике большое количество городов, соответственно, биржа труда предлагает больше вакансий, требующих определенной квалификации. Основу экономики Удмуртии в основном составляет сельское хозяйство, административная структура республики включает в себя всего 5 городов при большом количестве сельских поселений, соответственно, и спрос на трудовые ресурсы идет в основном в сфере неквалифицированного труда.
При преподавании темы «Миграции населения» учитель опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к анализу и организации самостоятельной учебной деятельности.
Поэтому в ходе исследовательской деятельности был проведен урок на тему «Миграции населения», а также внеклассное мероприятие в форме игры, в рамках которой учащиеся должны были в группах проанализировать предоставленные им статистические данные и сформировать миграционный портрет конкретного региона. Также учащиеся должны были провести и самостоятельную работу - у некоторых ребят заданием было определить, какими критериями будет руководствоваться его персонаж при выборе региона для миграции. Мероприятие было проведено в одном из исследуемых классов. Итогом стало то, что усвоение материала происходит лучше у того класса, в котором было проведено внеклассное мероприятие, так как ученики вовлечены в процесс, им интересна исследовательская деятельность, в процессе анализа они получают больший объем знаний и лучше его запоминают.
Сочетание работы на уроке и внеклассной работы позволяет повысить качество обучения и воспитания. Такой тип уроков много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета и темы «Миграции населения» во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.



1. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С., Рынок труда: проблемы и
решения: [Электронный
ресурс]: http: //www.labourmarket.ru/books/rynok_truda_kashepov.pdf
2. Главная Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]:http://www.gks.ru.(Дата обращения 29.04.2018 г.)
3. Тайсин А. С. «География Республики Татарстан». Казань: Магариф, 2002.
4. И. Т. Гайсин, Р. Р. Денмухаметов, О. В. Зяблова «Республика Татарстан:
краткий географический справочник». Казань: Татарское книжное
издательство, 2013.
5. Иванова Е. Е., Галимов Ш. Ш., Гайсин И. Т., Мустафин М. Р., Хусаинов
3. А. «Экономическая и социальная география Республики Татарстан». Казань: Издательство КГПУ, 2005.
6. Хусаинов З. А. «Методика обучения географии и экологии Татарстана». Казань, Издательство КГПУ, 2005.
7. «Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан». Казань: Татарстанстат, 2017.
8. Чепалыга А. Л., Чепалыга Г. И. «Регионы России». М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
9. Душина И. В. «Методика и технология обучения географии». М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
10. Гайсин И. Т., Галимов Ш. Ш. «Общая характеристика хозяйства России». Казань: РИЦ «Школа», 2005.
11. «Республика Т атарстан 1920-2010 гг.». Казань: Т атарстанстат, 2009.
12. Гайсин И. Т., Р. Р. Денмухаметов, О. В. Зяблова «Республика Татарстан». Казань: Татарское книжное издательство, 2013.
13. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. «География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
14. М устафин М. Р., Биктимиров Н. М. «Современный этнодемографический и трудовой потенциал Республики Татарстан». Казань: «Отечество», 2012.
15. Корнев И. И. «Общая экономическая и социальная география». Екатеринбург, 2007.
16. Фархуллин Р. Ш., Гайсин Р. И. «Экономическая и социальная география России». Казань, Казанский университет, 2013.
17. Гайсин. И. Т., Рубцов В. А., Корнеев В. Г., Мустафин М. Р., Галимов Ш. Ш., Мусин А. Г., Биктимиров Н. М. «Современные проблемы географии населения и рынка труда». Казань: ТГГПУ, 2011.
18. Корнев И. И. «Общая экономическая и социальная география». Екатеринбург, 2005.
19. Мустафин М. Р., Биктимиров Н. М. «Современный этнодемографический и трудовой потенциал Республики Татарстан». Казань: «Отечество», 2012.
20. Гайсин И. Т., Мусин А. Г., Мустафин М. Р., Салихова А. Ф., Биктимиров Н. М., Михайличенко Е. В., Хайруллина Н. М., Хусаинов З. А., Галимов Ш. Ш. «Современные проблемы географии населения и рынка труда». Казань: РИЦ «Школа», 2008.
21. А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич, В. Н. Горлов «Экономическая и социальная география России». М.: Дрофа, 2001.
22. Е. В. Донец, О. С. Чудиновских «Современные исследования миграции населения». М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015.
23. Иванов Г. С. «Влияние внешней трудовой миграции на структуру социально-трудовых отношений в Российской Федерации». М.: Директ-Медиа, 2015.
24. Мухина А. Ю. «Международная экономическая миграция». М.: Лаборатория книги, 2011.
25. Дьяченко Р. А. «Миграционные процессы и занятость населения России». М.: Лаборатория книги, 2012.
26. Аверков А. Л. «Регулирование миграционных процессов на региональных рынках труда». М.: Лаборатория книги, 2012.
27. Воробьева О. Д., Топилин А. В., Гребенюк А. А. «Миграции
населения:теория и политика». М.: Экономическое образование Москва, 2012.
28. Л. Л. Рыбаковский «История и теория миграции населения». М.: Издательство «Экон-Информ», 2016.
29. Е. С. Красинец «Муждународная миграция населения в России в условиях перехода к рынку». М.: Наука, 2016.
30. Алешковский И. А. «Внутренняя миграция в современной России: тенленции, детерминанты, политика». М.: ТЕИС, 2010.
31. Н. В. Подгорнова «Современные миграционные процессы в России». М.: Наука, 2009.
32. Алешковский И. А., Ионцев В. А. «Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире». М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
33. Воронин В. В. «Экологическая и социальная география Российской Федерации». М.: ТЕИС, 2009.
34. Элефтернова М. П. «Трудовая миграция в России». М.: Лаборатория книги, 2010.
35. Блинова М. С. «Современные социологические теории миграции
населения». М.: Книжный дом, 2009.
36. Воробьев Н. В. «Региональная организация миграции населения». М.:
Наука, 2009.
37. Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. «Миграционная политика России». М. Экон-Информ, 2016.
38. Матраева Л. В., Ерохин С. Г. «Особенности формирования международного рынка труда в условиях активизации процессов миграции». М.: Экон-Информ, 2015.
39. В. В. Локосов, Л. Л. Рыбаковский «Миграционные6 процессы в России». М.: Экон-Информ, 2014.
40. Рыбаковский Л. Л. «Миграция населения: прогнозы, факторы, политика». М.: Наука, 2016.
41. Гоффе Н. «Влияние кризиса на занятость и безработицу». М. Наука, 2012.
42. Зинченко Н. Н. «Причины и сущность социального явления незаконной миграции». М.: Лаборатория книги, 2012.
43. Золин И. В. «Управление миграцией». М.: Лаборатория книги, 2012.
44. Сауткина В. А. «Социальные проблемы незанятости: зарубежный опыт». М.: Наука, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ