Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ

Работа №62901

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость5640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I: Теоретические аспекты формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии 6
1.1 Проблема формирования экологического представления в
теории и практике 6
1.2 Типы и виды экскурсий, их характеристика 19
1.3 Методика формирования экологических представлений
младших школьников средствами экскурсии 28
Выводы по I главе 38
Глава II: Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию экологических представлений младших школьников средствами экскурсии 46
2.1 Роль экскурсий в процессе формирования экологических
представлений младших школьников 46
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию экологических представлений младших школьников средствами экскурсии 53
Выводы по II главе 63
Список литературы

Текущая реформа в общеобразовательной школе нацеливает педагогическую науку и школьную практику на интеграцию теоретических знаний и большей взаимосвязи обучения с жизнью. Наиболее важным она является при изучении окружающей среды. К основным целям экологического образования относятся: совершенствование
экологического сознания, умение понимать и ценить красоту природы, заботливо относиться к окружающей природе, выражая свои активные жизненные взгляды и проявляя нетерпимость к безнравственному отношению к природе.
Вышеназванные задачи способствуют формированию:
- стремления поддерживать общение с живой природой и проявлять интерес к постижению ее законов;
- развития мотивов деятельности, которые направлены на понимание универсальной значимости природы;
- выработки принципов внимательного отношения к природе и сбережение своего и общественного здоровья;
- агитации экологических идей.
Цели и задачи экологического образования устанавливают в педагогической теории и практике принципы, определяющие процесс установления и воспитания заботливого отношения школьников к окружающей среде. Знакомство детей с природой проводится
разнообразными методами. Основными из них являются те, которые обеспечивают наглядное и активное знакомство с живой природой. В связи с этим большое место уделяется наблюдениям,
прогулкам и экскурсиям.
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях переплетаются и сочетаются наблюдения, возникающие по инициативе детей, и наблюдения, организованные учителем, индивидуальные и коллективные наблюдения. Эти наблюдения проходят в естественных условиях, преобразованных и созданных трудом человека. Своеобразные условия, в которых протекают эти наблюдения, определяют их значение, место и методику руководства ими.
Экологические экскурсии несут в себе важное образовательное значение, так как в процессе них происходит непосредственный контакт с явлениями природы и экологическими проблемами как в естественных условиях, так и в процессе хозяйствования человека.
Грамотно организованная экскурсия предоставляет возможность заметить не отдельные формы и явления, а единое целое, в котором все отдельные части взаимосвязаны.
У младших школьников экологические экскурсии помогают выработать навыки представления различных элементов в тесном единстве и взаимосвязи заботливого отношения к окружающей природе. В процессе их проведения можно использовать учебную, игровую, трудовую и прочие виды деятельности. Стало быть, проведение таких экскурсий в экологическом воспитании младших школьников обязательно и им следует уделять пристальное внимание.
Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.
Сказанное позволяет сделать вывод, что выбранная тема выпускной квалификационной работы: «Формирование экологических представлений младших школьников средствами экскурсии» является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования: процесс формирования экологических
представлений детей.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по изучаемому вопросу;
2. Рассмотреть проблемы и подходы по решению экологического воспитания младших школьников;
3. Представить экскурсию как форма экологического просвещения младших школьников;
4. Раскрыть методику формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии;
5. Экспериментально проверить эффективность представленных педагогических условий формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии на примере МБОУ «Лашманская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ.
Для решения данных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; метод научного наблюдения, метод беседы и опроса.
База исследования: МБОУ «Лашманская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов - все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв.
Нарастает беспокойство о наших “соседях по планете” - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все- таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для младших школьников наиболее эффективным средством формирования экологического воспитания являются экскурсии в природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью квалификационной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников, его реализация в процессе изучения курса “Окружающий мир”, и социально-педагогические проблемы связанные с этой темой.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объема и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса“Окружающий мир” и их использование в практической деятельности.
3. Рассмотреть проблемы и подходы по решению экологического воспитания младших школьников;
4. Представить экскурсию как форма экологического просвещения младших школьников;
5. Экспериментально проверить эффективность представленных педагогических условий формирования экологических представлений младших школьников средствами экскурсии на примере МБОУ «Лашманская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, важно чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Опытно - экспериментальное исследование позволило нам подтвердить предположение о том, что процесс формирования экологического воспитания младших школьников будет наиболее эффективно происходить при условии целенаправленного и системного подхода к организации и проведению экскурсий в природу.
Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребенок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.
При помощи экскурсий в природу формируются следующие компоненты экологического воспитания младшего школьника:
1) формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
2) развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
3) обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
4) воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Внедрение в учебный процесс экскурсий в природу с использованием игр и методов активизации познавательных процессов у младших школьников было замечено возрастание интереса к изучению экологического материала, повышение познавательных процессов у детей. При организации экскурсий в природу с целью формирования экологического воспитания младшего школьника необходимо помнить о том, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Кроме того, использование игровой деятельности во время экскурсий (ролевые игры) способствует эмоциональной открытости, облегчает взаимоотношения с замкнутыми, скрытыми детьми, школьники делились личными наблюдениями, опытом, что вызывало у них позитивное восприятие окружающей действительностью.
Формирование бережного отношения к природе у школьников нужно начинать как можно раньше, и в таком возрасте с ребенком обязательно должен находиться грамотный, умный наставник, который способен найти и развить в нем истоки экологической культуры.
С учащимися 2 класса МБОУ «Лашманская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ было проведено анкетирование, которое показало низкие результаты, так как дети не смогли ответить на многие вопросы или ответили неправильно. Далее был проведен экологический проект «Мое дерево». Каждый учащийся выбрал дерево и в течение учебного года наблюдал за ним. Учащиеся оценили данный проект, они с интересом наблюдали за состоянием своего дерева и проделывали задания. Проведенное анкетирование в конце учебного года показало эффективность проекта, учащиеся без труда правильно ответили на все вопросы анкеты. В результате проведения данного проекта у детей изменилось отношение к природе, повысился интерес в ее изучению и охране.


1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 2001. - № 1. С. 19-22.
2. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Просвещение, 2006. 372 с.
3. Артемьева А.А., Переладова Л.В. Экскурсия в природу как способ
экологического образования и воспитания // Г еография и туризм Сборник научных трудов / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный
университет». Пермь, 2010. С. 3-9.
4. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2000 г.
5. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы
начального экологического воспитания // Начальная школа. 1994. №2. С.
32-33.
6. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 2004. № 6. С. 92-94.
7. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс.яз. - 1993. - № 6.
8. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. - 2005
9. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. - 2004.
10. Борейко, В. Е., Краткий курс экологической этики / В. Е. Борейко. - К.: КЭКЦ, 2004. - 72 с.
11. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры, занятия и развлечения с детьми. - М.: Илеска, Ставрополь: Сервис школа, 1999г.
12. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 2000. - № 10. С. 9-11.
13. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 2000. № 6. С. 63-64.
14. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-4 классах. // Рад.шк. - 2003.
15. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 2006. № 6. С. 13-14.
16. Глазачев С.Н. Экологическая культура: учебное пособие. М.: Просвещение, 2007. 247 с.
17. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 2001.
18. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 2003.
19. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. - 2001. № 6. С. 71-76.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986г. - 240с.
21. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников // Начальная школа. 2003. № 6. С.23¬26.
22. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». - М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341
23. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. - 2006. - № 6. С. 19-26.
24. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996г.
25. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. -
26. Дробышева Л.М., Колонтаев В.М. Биологические экскурсии как эффективная форма экологической подготовки учащихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2003. Т. 8. № 2. С. 324-326.
27. Жесткова Н. С. Проведение экскурсии в лес. Слово о словах. // Начальная школа, 1991. - №7, с. 52.
28. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 2003. № 6. С. 125-127.
29. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981.
30. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. 1980г. Шептуховский М. В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях. // Начальная школа. 1996г., № 3, с. 45 - 48.
31. Каннунен С.В. Урок природоведения по программе А. А. Плешакова // Начальная школа. 2008. № 5. С.76-80.
32. Карташова Е. С. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьника в контексте развития нормативного отношения к природной среде //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9, стр. 137-150.
33. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. - 2004. № 6. С. 84-92.
34. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. А.Ю. Коджаспиров / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 176с.
35. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. - 2003. № 6. С. 50-52.
36. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 2000.
37. Котенева И.О. Моя первая экспедиция: методика организации и проведения комплексной экскурсии в природу // Биология в школе. 2012. № 1. С. 34-37.
38. Кривских О.Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию: Дисс.канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 227 с.
39. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 11. С. 48-53.
40. Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 21. С. 64-74.
41. Лисицына Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 401-404.
42. Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. - 2002. № 12. С. 60-61
43. Марина А.В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. 2007. №
6. С. 24-31.
44. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: понятийно¬
терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 2006. 60с.
45. Мухина, В.С. Младший школьник [Текст]/ В.С. Мухина.- М.: Новая школа, 2009
46. Николаева С. Н. Начало экологической культуры. // Начальная школа 1993г., №9.
47. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
48. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 2004. № 6. С. 26-28.
49. Прищепенок Н. С. Роль экскурсии в развитии личности ребенка // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 8. С. 22-25.
50. Руднянская Е.И. Изучение природы на экскурсии: от
дошкольника к младшему школьнику // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 7. С. 51-56.
51. Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 1978. 49с.
52. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. - 2001. № 5. С. 45-51.
53. Сметанкина И. П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. 2003. № 9. С.50-55.
54. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Учебное пособие / Свердл. пед. инст. Свердловск, 2008. 65 с.
55. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит.- М.: Новая школа, 1994.
56. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., 1988. - 38с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
58. Федорова О.А. Эффективные формы и методы экологического образования в практике начальной школы // Начальная школа. 2009. № 8. С.59-62.
59. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. 2008. № 8. C. 40-46.
60. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.
61. Цуганова А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2012. № 7. С. 85-86.
62. Щеглов В.В. Школьная экскурсия как способ сближения человека с природой // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2002. Т. 7. № 1. С. 172-173.
63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. Стр.8
64. Ягодовский К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. - №1. - С. 129


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ