Введение 4
1. Сущностные характеристики выручки от продажи продукции как объекта
учета, контроля и анализа 6
1.1. Экономическая сущность понятия о выручке от продажи продукции 6
1.2. Отражение выручки от продажи продукции в МСФО и ПБУ 16
2. Особенности учета и контроля выручки от продажи продукции и направления
их совершенствования (по материалам ООО «ПТО « Медтехника») 27
2.1. Синтетический учет выручки от продажи продукции 27
2.2. Аналитический учет выручки от продажи продукции 35
2.3. Организация контроля выручки от продажи продукции и направления его
совершенствования 43
3. Анализ выручки от продаж продукции ООО «ПТО «Медтехника» 53
3.1. Цель, задачи и информационная база анализа выручки от продажи продукции.
Обобщенный анализ выручки от продажи продукции 53
3.2. Факторный анализ выручки от продажи продукции и резервы ее увеличения 57
3.3. Прогнозный анализ выручки от продажи продукции 62
Заключение 69
Список использованных источников
Выручка относится к числу важнейших показателей экономического и социального развития любого предприятия сферы материального производства. Она оказывает влияние как на производство, так и на процессы накопления и потребления. Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является объем выручки (товарооборота). Этот показатель формируется под влиянием множества факторов. Главным из них является спрос потребителей, который в свою очередь зависит от изменения доходов населения, цен на товары и услуги и других факторов.
Вместе с тем выручка торгового предприятия по своему составу не является однородной. В её состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а также продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть выручки от реализации в торговле непосредственно связана с личным потреблением населения. В её динамике находят отражение изменение объемов производства, с одной стороны, изменение благосостояния населения - с другой. Она оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов выручки от реализации, изыскании резервов по её увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.
От объёма и структуры выручки торгового предприятия зависят объемы его валового дохода, прибыль, рентабельность, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние и др. В то же время на объем и структуру товарооборота непосредственное влияние оказывают издержки обращения. Поэтому объем выручки должен обосновываться, с одной стороны, спросом, который необходимо прогнозировать, а с другой стороны - должен формироваться с учетом критериев выгодности.
Актуальность проблемы формирования и использования выручки на торговом предприятии предопределила выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования является формирование и использование выручки в ООО «ПТО «МЕДТЕХНИКА».
Предмет исследования - комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с формированием и использованием выручки.
Целью данной работы является исследование вопросов осуществления выручки от продажи продукции и отражения их в учете и отчетности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и регламентацию понятия выручки;
- ознакомиться с организацией учета выручки;
- выявить особенности раскрытия выручки;
- проанализировать и прийти к общему выводу, а также выделить предложения по совершенствованию учета.
При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Информационной базой дипломной работы послужили материалы ООО «ПТО «МЕДТЕХНИКА». В процессе подготовки дипломной работы использовался системный подход, применялся метод экономического анализа.
Таким образом, важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффект, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия.
Процесс продажи продукции, работ, услуг представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных средств производства, получение прибыли и создание фондов накопления. Объем продаж характеризует степень участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от продажи продукции. Вот почему учет операций по продаже продукции, работ, услуг - важнейший участок работы бухгалтерии.
В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. По результатам реализации продукции предприятие определяет насколько рентабельно оно работало, определяет прибыль от реализации.
В ходе процесса продаж у предприятия возникают неизбежные дополнительные к издержкам производства расходы, которое предприятие несет за свой счет. Эти расходы связаны с сортировкой продукции, ее упаковкой, транспортировкой до места назначения, обусловленного договором. Такие расходы называются коммерческими или расходами на продажу. При этом большое значение при реализации продукции (работ, услуг) придается договорам. В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам-поставкам, договорам мены и договорам комиссии — важнейшим экономическим показателям работы, определяющим эффективность, целесооб¬разность хозяйственной деятельности предприятия. Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствие с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ.
ООО «ПТО «Медтехника» в 2015 году достигло высоких результатов хозяйственной деятельности по сравнению с базисным годом, о чем свидетельствует увеличение за отчетный период выручки от реализации, которая возросла на 9665 тыс. руб. или на 7%. Также увеличилась чистая прибыль с 491 тыс. руб. в 2014 г. до 8492 тыс. руб. в 2015 г., т.е. на 8001 тыс. руб. или более чем в 17 раз.
В ООО «ПТО «Медтехника» учет готовой продукции осуществляется по фактической производственной себестоимости без использования счета 40, то есть фактическая себестоимость выпущенной продукции отражается по дебету счета 43 и кредиту счета 20 «Основное производство». Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах предприятия, оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства, а оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной в отчетном месяце продукции.
Говоря о совершенствовании учета продажи продукции, материально - производственных запасов (товаров), а также учета в целом необходимо провести ряд мероприятий и создать центры финансовой ответственности, которые бы осуществляли контроль за сохранностью и движением материально¬производственных запасов (товаров), пересмотреть документирование учета, а также провести пересмотр некоторых нормативных документов. Для увеличения продаж продукции предприятиям и организациям следует расширить рекламную деятельность, проводить рекламные акции и др. А чтобы повысить доход от реализации продукции (работ, услуг) предприятию необходимо повысить производительность труда, улучшить состояние материально-технической базы, сократить расходы, связанные с реализацией продукции.
ООО «ПТО «Медтехника» для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции использует счет 43 «Готовая продукция».
К числу анализируемых показателей в ООО «ПТО «Медтехника» относятся: объем в натуральном и стоимостном измерении произведенной продукции; объем отгруженной (реализованной) продукции; сумма выручки от продаж; переходящие остатки готовой продукции, переходящие остатки незавершенного производства.
Основные задачи, решаемые в рамках анализа выручки от продажи продукции, заключаются в следующем:
1. Анализ динамики объемов производства продукции и выручки от продаж за год, по кварталам, месяцам;
2. Анализ выполнения плана по производству и продаже продукции за год, по кварталам, месяцам;
3. Анализ ассортимента производства и реализации продукции (в разрезе номенклатуры) за год, по кварталам, месяцам;
4. Анализ запасов готовой продукции по видам за год, по кварталам, месяцам;
5. Анализ оборачиваемости готовой продукции в целом и по видам;
6. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции по покупателям;
7. Анализ сезонных колебаний объемов выручки от продаж по видам продукции;
8. Анализ качества реализованной продукции;
9. Оценка эффективности ценовой политики;
10.Оперативный анализ ритмичности и равномерности реализации
продукции;
11.Анализ факторов и оценка резервов роста реализации продукции.
ООО «ПТО «Медтехника» осуществляет реализацию как продукции собственного производства, работ и услуг, так и реализацию покупных товаров как на внутреннем рынке, так и в странах ближнего зарубежья.
В 2015г.в ООО «ПТО «Медтехника» наибольший рост произошел по реализации продукции с НДС 0% - на 5843 тыс. руб. (4,68%),которая составила в 2015 г. - 130625 тыс. руб. Реализация покупных товаров с нулевой ставкой НДС в 2015 г. выросла на 4177 тыс. руб. (22,89 %) и составила в 2015 г. - 22424 тыс. руб. Также стоит отметить, что на величину изменения реализованной продукции влияет сумма остатка на начало месяца, суммированная с суммой выпущенной продукции в течение месяца, за минусом остатка на конец месяца.
Анализ показателей структуры выручки ООО «ПТО «Медтехника» позволяет нам сделать вывод, что доля реализации продукции собственного производства в выручке ООО «ПТО «Медтехника» снижается, так в 2014 г. она составила -85,45%, в 2015 г. - 83,9%. Данная тенденция обусловлена увеличением реализации покупной продукции (товаров) с долей в выручке 14,4 % в 2015 году.
Всесторонний анализ производства и реализации продукции собственного производства, ООО «ПТО «Медтехника» невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются резервы роста выручки от продаж, обосновываются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в перспективе.
Рассмотренный нами пример факторного анализа позволяет сделать следующие выводы: в 2014 г. индивидуальный индекс цен наборов инструментов профессора Розова для пластики сухожилий составил 1,0606, что говорит о росте цены по сравнению с 2013 г. на 6%, в 2015 г. цена на наборы инструментов осталась на уровне 2014 г.Рост объема производства и реализации наборов инструментов в 2014 г. произошел на 2,3%, а в 2015 г. - на 25,5%, что связано с увеличением производства продукции ООО «ПТО «Медтехника». Выручка от реализации наборов инструментов профессора Розова для пластики сухожилий в сопоставимых ценах в 2014 г. составила 74295 тыс. руб., а в 2015 г. - 76022 тыс. руб.
Изменение выручки от продажи н аборов инструментов профессора Розова для пластики сухожилий за счет роста цен в 2014 г. произошло на 4344,34 тыс. руб.(доля прироста выручки 72,75%), в 2015 г. цены остались на прежнем уровне(доля прироста выручки 0%).
Изменение выручки за счет роста продаж наборов инструментов профессора Розова для пластики сухожилий в 2014 г. произошло на 1627,56 тыс. руб. (доля прироста выручки 27,25%), а в 2015 г. - на 19420,10 тыс. руб. (доля прироста выручки 100%).
Таким образом, факторный анализ выручки от продажи продукции позволяет не только понять, почему она получена в таком размере и под влиянием каких факторов, но и продумать пути ее увеличения.
Путями увеличения объема продаж в ООО «ПТО «Медтехника» можно назвать следующие:
- гарантия качества реализуемой продукции;
- система скидок на реализуемую продукцию;
- работа с постоянными покупателями;
- увеличение числа потенциальных покупателей, путем проведения рекламных акций.
Также в случае действующего экономического субъекта, которым и является ООО «ПТО «Медтехника», когда имеются данные о продаже товаров за прошлые периоды, целесообразно применять метод прогнозирования объема продаж на основе анализа временных рядов, достоинством которого являются относительная простота и наличие информации об особенностях и закономерностях протекаемого анализа.
На основе данных Приложения к отчету о финансовых результатах и оборотных ведомостей ООО «ПТО «Медтехника» нами были приведены показатели выручки от продаж готовой продукции и товаров в период с 2014года по 2015 год по месяцам и кварталам. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что на протяжении анализируемого периода мы наблюдаем рост поквартальных значений выручки от продаж в 2015 году, за исключением 4 квартала 2015 года. Годовой прирост выручки от продаж составил 6,64%
С наибольшей точностью (с величиной достоверности аппроксимации RA2 равной 0,7991) прогноз выручки от продаж в ООО «ПТО «Медтехника» показывает полиномиальная линия тренда.
Оценивая данные, представленные в отчете о финансовых результатах ООО «ПТО «Медтехника» за 9 месяцев 2016 года (приложение 3), можно сделать вывод, что прогнозные значения не оправдались в полной мере, однако мы можем наблюдать рост показателя выручки от продаж на 6,64%.
Так как организация постоянно развивается, поэтому полученные прогнозы должны быть скорректированы с учетом долгосрочной стратегии развития организации.
Прогнозирование размера выручки является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности организации. Прогнозирование выручки от продаж делается для того, чтобы руководство экономического субъекта на его основе могло принять обоснованные рациональные управленческие решения о стратегии и тактике организации в различных областях.
1. Алдарова Т.М. Учет доходов в соответствии с РСБУ и МСФО // Инновации и инвестиции. 2014. №5.
2. Багдасарян Д.Г. Управленческий учет эффективности процесса выпуска и продажи готовой продукции // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 1. - С. 180.
3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Финстатинформ, 2000.
5. Ворст Й., Ревентлоу Л. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 1994.
6. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей. М.: Аскери, 1992.
7. Высшая математика для экономистов/ Под.ред. Н.Ш. Кремера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
8. Глухов В.В. Основы менеджмента. С.-Пб.: Специальная литература, 1995.
9. Глинская О.С. Методы сбора аудиторских доказательств при аудите финансовых прогнозов // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 5. -С. 271
10. Галкина Е.В. Аналитические процедуры в аудиторской деятельности // Аудитор. - 2013. - № 9. - С. 22.
11. Егорова И.С. Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта // Финансовый вестник. - 2012. - № 3. С. 38.
12. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. - М.: Юрайт, 2010. -С. 365.
13. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2004. 544 с.
14. Кобелев Н.Б. Практика применения экономике математических методов и моделей. -М.: Финстатинформ, 2000.
15. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.
16. Колемаев В.А., Староверов О.В. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: «Высшая школа», 1991.
17. Комментарий изменений в плане счетов. /Под ред. С.А. Николаевой. -М.: «Аналитика-Пресс». 2001.
18. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм)./Под ред. О.А.Новикова, В.В.Щербакова- С-Пб., 1999.
19. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга: Учеб. пособие / Под ред.О.Т.Лебедева.-2-е изд. , доп. СПб. :ИД "МиМ", 1997. 221с.
20. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит.- М.: Инфра М, 2014. - С. 201.
21. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т. Финансовые результаты предприятия: различные концепции. // Финансовая газета. № 33, 34. - 2000.
23. Пястолов С.М. Анализ финансовохозяйственной деятельности.- М.: Академия, 2012. -С. 201.
24. Пятов М.Л., Смирнова И.А. Доходы и расходы организации: трактовка МСФО // Бух. 1С. 2008. №2
25. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Аудит. - М.: Кнорус, 2014. - С. 193.
26. Свешникова В.А. Особенности учета доходов и расходов по российским и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) // Молодой ученый. 2014. №21.2.
27. Снегирева В. В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. В. Снегирева. Санкт-Петербург и др.: Питер, 2006.416 е.: ил.
28. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ Под общ.ред.: Л.А.Брагина и др. М.:ИНФРА М, 1997. 255с.
29. Учет затрат в бухгалтерском учете / Е.В.Акчурина, Е.С.Таран, А.Н.Казин. М.: ТК Велби, 2003. - 272с.
30. Учет по международным стандартам: Учеб. пособие. 3-е изд./А.М. Гершун, И.В. Аверчев, Е.Б. Герасимова и др.; Под ред. JI.B. Горбатовой. — М.: Фонд Развития Бухгалтерского Учета, Издательский дом "Бухгалтерский учет", 2003. - 504 с.
31. Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. Л.Г.Колпиной. Мн.:Выш.шк., 2003. 336с.
32. Хазанова Л.Э. Математической моделирование в экономике: уч. пособие. / Л.Э. Хазанова. М.: ИКЦ «Март»; Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2003. 304 с.
33. Шеер А.В. Моделирование бизнес-процессов: пер. с англ. /А.В. Шеер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Весть, 2000. 205 с.
34. Шеремет А. Д. Финансы предприятий: менеджмента и анализ /А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. М.: ИНФРА-М, 2004. 538 с.
35. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. - 544 с.
36. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. Проф. М.И. Баканова и проф А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2001.656 е.: ил.
37. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14- ФЗ (ред. от 23.05.2016)
38. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2015.-1056с.
39. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) пункт 3 часть 1.1 статья 4
40. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред.от 08.11.2010 г.) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
41. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
42. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
43. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
44. Международный стандарт финансовой отчетности 18 (IAS) "Выручка" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
45. Проект положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/proj ects/.
46. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http: //www.dissercat.com/content/instrumentarii-analiza-i-planirovaniya-vyruchki- predpriyatii-roznichnoi-torgovli-kapitaloemk#ixzz4VIMhFBdn
47. Учетная политика ООО «ПТО «Медтехника», 2014г