ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 7
§ 1.1. Становление понятия «политическая социализация» и его
сущность 7
§ 1.2. Типология основных моделей политической социализации 10
§ 1.3. Система агентов политической социализации 14
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 20
§ 2.1. Понятие процесса политической социализации личности 20
§ 2.2. Этапы процесса политической социализации личности 25
§ 2.3. Политическое поведение личности 30
Глава 3. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 43
§ 3.1. Сущность и особенности политической социализации
личности в СССР 43
§ 3.2. Сущность и особенности политической социализации
личности в постсоветской России 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 7
§ 1.1. Становление понятия «политическая социализация» и его
сущность 7
§ 1.2. Типология основных моделей политической социализации 10
§ 1.3. Система агентов политической социализации 14
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 20
§ 2.1. Понятие процесса политической социализации личности 20
§ 2.2. Этапы процесса политической социализации личности 25
§ 2.3. Политическое поведение личности 30
Глава 3. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 43
§ 3.1. Сущность и особенности политической социализации
личности в СССР 43
§ 3.2. Сущность и особенности политической социализации
личности в постсоветской России 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во- первых, осмыслением понятия политическая социализация. Во-вторых, принимая во внимание тот факт, что политическая социализация является частью политической культуры и напрямую с ней соотносится, актуальной является проблема влияния политической социализации на жизнь каждого индивида. Ведь все граждане напрямую связаны с обществом, следовательно, их приобщение к политической культуре, усвоение определенных норм и ценностей позволят им эффективно выполнять определенные политические роли в социуме. Благодаря данной эффективности, исходящей от каждого индивида, сохраняется и успешно функционирует вся политическая система. В- третьих, актуальной является проблема политической социализации граждан проживающих в одном государстве, однако, социализированных в разные временные периоды. Различие моделей политической социализации, характерных для советского и постсоветского периода существования российского государства, сыграло определяющую роль в различии поколений, подвергавшимся абсолютно разным типам политической социализации. В - четвертых, определение и выделение особенностей политической социализации поколений граждан советского и постсоветского периода, в условиях современности, является одним из наиболее актуальных вопросов, что непосредственно связано с поиском новых моделей политической социализации, которые смогут отвечать новым условиям российской реальности и социализировать молодое поколение с учетом ошибок и успехов прошлого.
Исследовательская проблема заключается в непосредственной малоизученности особенностей политической социализации старших поколений, прошедших социализацию в советский и постсоветский период.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей огромное внимание в своих работах уделяли и продолжают уделять политической социализации молодых поколений: детей, подростков, студенческой молодежи, несмотря на то, что политическая социализация - это динамичный процесс, происходящий в течение всей жизни личности. С развалом Советского Союза, многие граждане, социализированные в советский период, оказались неприспособленны к новой жизни. Именно они наиболее остро и болезненно восприняли процесс ресоциализации, которому практически не отводится место в современных исследованиях.
Степень научной разработанности напрямую связана с развитием политической и социологической науки. Исследователи в данных областях множество раз обращались к таким понятиям как «политическая культура», «социализация», «политическая социализация» и т.д. Среди зарубежных авторов можно выделить: Д. Истона [10; 51], К. Мангейма, Т. Парсонса,
Г. Спенсера, Э. Фромма, Э. Эриксона [14; 15; 24; 29; 37]. Большинство работ, в которых был раскрыт процесс политической социализации, принадлежит непосредственно данным авторам. Помимо этого, ими были предложены основные теоретические подходы к изучению процесса политической социализации.
Среди отечественных ученых, которые занимались проблемами политической социализации, можно выделить следующих авторов: Н. А. Головина, Ю. Л. Качанова, Е. Б. Шестопал, И. А. Щеглова [33; 34], В. А. Ядова [6; 12; 31; 38]. Вышеназванные исследователи в своих работах, в основном, делали упор на систематизацию теоретических разработок в области данной проблематики: описывали типы, агентов, институты, условия протекания политической социализации.
Объект исследования - политическая социализация граждан.
Предмет исследования - особенности политической социализации, характерные для граждан, прошедших данный процесс в Советском Союзе и в Российской Федерации.
Цель исследования - выявить специфические особенности политической социализации граждан СССР и новой России.
Задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятия «политическая социализация» и рассмотреть основные модели политической социализации;
2) изучить агентов политической социализации и особенности их функционирования;
3) раскрыть сущность политической социализации личности;
4) исследовать сущность и выявить особенности политической
социализации граждан в советский и постсоветский периоды.
5) выявить отличительные особенности политической социализации граждан в СССР и постсоветской России.
Методологической основой работы послужили следующие методы исследования:
1) системный и структурно-функциональный методы позволили рассмотреть особенности политической социализации граждан одного государства в качестве целостного комплекса связанных между собой элементов;
2) исторический метод в работе основывался на изучении возникновения и формирования политической социализации на различных этапах развития российского государства;
3) институциональный метод помог выявить процесс взаимодействия политических институтов, при помощи изучения групп, оказывающих давление и имеющих контроль над властью и политическим процессом в целом;
4) также в работе был использован прикладной метод исследования: анализ вторичных данных, который основывался на тщательном изучении полученных результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются базовые концепции, а также работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме социализации и политической социализации в частности (Д. Истона, Г. Спенсера, Е. Б. Шестопал, В. А. Ядова)
Эмпирической базой исследования послужили такие экспертные оценки авторов, исследующих особенности политической социализации граждан СССР и постсоветской России, как Н. А. Головина, Е.Г. Тарасовой, А.В. Федоренко, Е.Б. Шестопал [6; 25; 35; 31] и других. Помимо этого в своей работе я использовала данные аналитического центра «Левада-Центр» и данные российской исследовательской организации «ВЦИОМ».
Краткое описание структуры бакалаврской работы: структура исследовательской работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, включающих 54 наименования.
Исследовательская проблема заключается в непосредственной малоизученности особенностей политической социализации старших поколений, прошедших социализацию в советский и постсоветский период.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей огромное внимание в своих работах уделяли и продолжают уделять политической социализации молодых поколений: детей, подростков, студенческой молодежи, несмотря на то, что политическая социализация - это динамичный процесс, происходящий в течение всей жизни личности. С развалом Советского Союза, многие граждане, социализированные в советский период, оказались неприспособленны к новой жизни. Именно они наиболее остро и болезненно восприняли процесс ресоциализации, которому практически не отводится место в современных исследованиях.
Степень научной разработанности напрямую связана с развитием политической и социологической науки. Исследователи в данных областях множество раз обращались к таким понятиям как «политическая культура», «социализация», «политическая социализация» и т.д. Среди зарубежных авторов можно выделить: Д. Истона [10; 51], К. Мангейма, Т. Парсонса,
Г. Спенсера, Э. Фромма, Э. Эриксона [14; 15; 24; 29; 37]. Большинство работ, в которых был раскрыт процесс политической социализации, принадлежит непосредственно данным авторам. Помимо этого, ими были предложены основные теоретические подходы к изучению процесса политической социализации.
Среди отечественных ученых, которые занимались проблемами политической социализации, можно выделить следующих авторов: Н. А. Головина, Ю. Л. Качанова, Е. Б. Шестопал, И. А. Щеглова [33; 34], В. А. Ядова [6; 12; 31; 38]. Вышеназванные исследователи в своих работах, в основном, делали упор на систематизацию теоретических разработок в области данной проблематики: описывали типы, агентов, институты, условия протекания политической социализации.
Объект исследования - политическая социализация граждан.
Предмет исследования - особенности политической социализации, характерные для граждан, прошедших данный процесс в Советском Союзе и в Российской Федерации.
Цель исследования - выявить специфические особенности политической социализации граждан СССР и новой России.
Задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятия «политическая социализация» и рассмотреть основные модели политической социализации;
2) изучить агентов политической социализации и особенности их функционирования;
3) раскрыть сущность политической социализации личности;
4) исследовать сущность и выявить особенности политической
социализации граждан в советский и постсоветский периоды.
5) выявить отличительные особенности политической социализации граждан в СССР и постсоветской России.
Методологической основой работы послужили следующие методы исследования:
1) системный и структурно-функциональный методы позволили рассмотреть особенности политической социализации граждан одного государства в качестве целостного комплекса связанных между собой элементов;
2) исторический метод в работе основывался на изучении возникновения и формирования политической социализации на различных этапах развития российского государства;
3) институциональный метод помог выявить процесс взаимодействия политических институтов, при помощи изучения групп, оказывающих давление и имеющих контроль над властью и политическим процессом в целом;
4) также в работе был использован прикладной метод исследования: анализ вторичных данных, который основывался на тщательном изучении полученных результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются базовые концепции, а также работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме социализации и политической социализации в частности (Д. Истона, Г. Спенсера, Е. Б. Шестопал, В. А. Ядова)
Эмпирической базой исследования послужили такие экспертные оценки авторов, исследующих особенности политической социализации граждан СССР и постсоветской России, как Н. А. Головина, Е.Г. Тарасовой, А.В. Федоренко, Е.Б. Шестопал [6; 25; 35; 31] и других. Помимо этого в своей работе я использовала данные аналитического центра «Левада-Центр» и данные российской исследовательской организации «ВЦИОМ».
Краткое описание структуры бакалаврской работы: структура исследовательской работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, включающих 54 наименования.
В ходе проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи.
Во-первых, было раскрыто содержание понятия «политическая социализация». Политическая социализация - это неотъемлемая часть процесса социализации, который помогает личности социально адаптироваться, интегрироваться и интериоризироваться.
Политическая социализация способствует усвоению индивидом политических норм и ценностей общества, которые ранее были накоплены предыдущими поколениями. Помимо этого данный процесс помогает личности приобрести необходимые для участия в политической жизни социума навыков и опыта. Также процесс политической социализации направлен на формирование у личности понятия идентичности с социальной, политической, конфессиональной, этнической группой и принятие, усвоение им интересов этой группы.
Были рассмотрены основные модели политической социализации. Выделение моделей процесса политической социализации предполагает собой описание наиболее характерных образцов и стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития. Выделяют гармоническую, плюралистическую, конфликтную и гегемонистскую модели политической социализации. Преобладание одной из этих четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры.
Во-вторых, были изучены основные агенты политической социализации. Основными являются семья, школа, высшие учебные заведения, молодежные организации, группы интересов, рабочие коллективы, СМИ, религиозные организации.
В-третьих, была раскрыта сущность политической социализации личности. Направленность политической социализации индивида напрямую зависит от характера общества, содержания, цели и ожидаемых результатов от данного процесса, при этом можно выделить некоторые характерные для последнего черты. Первично, закрепление в сознании личности приоритетных норм и ценностей, посредством которых общество вырабатывает у индивида сложившиеся на их основе заданные формы поведения. Вторично, следует отметить, что эффективность процесса политической социализации обеспечивается определенной системой мер, посредством которой общество предписывает индивиду заданные образцы поведения. Также в ходе процесса политической социализации индивида общественная система способствует формированию прямых и косвенных институтов, агентов, инструментов, механизмов и методов процесса социализации. Социализацией являются также результаты действия самой личности в ходе процесса социализации.
В-четвертых, была исследована сущность и выявлены особенности политической социализации граждан в советский и постсоветский периоды, а также выявлены их отличительные особенности.
В период существования Советского Союза основной моделью политической социализации была гегемонистская. Характерной особенностью данной модели являлось доминирование закрытого типа политической системы, которая отвергала иные ценности: в данном случае речь идет о
противопоставлении идей коммунизма ценностям капитализма. Исходя из этого, у советских граждан формировалось диалектико-материалистическое мировоззрение, принципы социальной интеграции и интернационализации духовной жизни, отмечалось преобладание идеологических ценностей над иными, вера в государственность, патернализм, коллективизм, дуалистичность массового и индивидуального сознания.
Примечательно также установление терминов «советскости», «советского человека», посредством которых раскрывается проблема формирования социокультурной динамики надэтнической идентичности граждан. Иначе говоря, появление данных терминов связано с идеологическим и пропагандистским конструированием полиэтнической общегражданской консолидации индивидов в целях сохранения государственно-политического единства страны. Характер советской идентичности создавался едиными для всего народа культурными институтами, системой образования, средствами массовой информации, единообразием институциональной организации в сферах социальной, политической и повседневной жизни.
Крушение коммунистической идеологии и распад Советского Союза ознаменовали становление новой постсоветской России. Спектр происходящих в стране процессов продиктовал необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров граждан. Среди данных процессов можно выделить:
1) радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые миграции в Россию различных групп населения из стран ближнего зарубежья вследствие чего возникли новые межэтнические, демографические, территориальные и иные образования;
2) изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
3) переоценка общих ценностей на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Однако специфика современной российской реальности с точки зрения процесса политической социализации в исследовании рассматривается сквозь призму изменений ее основных агентов. Следует подчеркнуть, что, начиная с 1990-х годов XX века и заканчивая современностью, происходит ослабление социализирующей функции таких базовых агентов политической социализации как семья, система образования, детские и молодежные организации, церковь, армия. Однако отметим, что проблему недостаточной интегрированности в систему общественных связей и политических отношений пытаются разрешить общественные группы, а так же средства массовой информации.
Происходящий в России кризис процесса политической социализации не имеет прямых западных аналогов. Так как, во-первых, данный кризис наблюдается во всех возрастных категориях и затрагивает все поколения, начиная от младших и заканчивая старшими, которые в значительной мере намного хуже адаптируются к новым политическим реалиям. Во-вторых, примечателен факт происходящего в России процесса ресоциализации, при котором происходит переоценка и смена политических ценностей, как на общественном уровне, так и на уровне отдельных политических групп.
Таким образом, учитывая тот факт, что целью процесса политической социализации граждан является стремление обеспечить бесперебойной функционирование политической системы при постоянной смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который в дальнейшем не будет подвержен колебаниям со стороны политической конъюнктуры, а также будет в состоянии самостоятельно принимать решения, можно сделать вывод. Данный процесс реально осуществим только при условиях заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно установленном демократическом климате в обществе.
Во-первых, было раскрыто содержание понятия «политическая социализация». Политическая социализация - это неотъемлемая часть процесса социализации, который помогает личности социально адаптироваться, интегрироваться и интериоризироваться.
Политическая социализация способствует усвоению индивидом политических норм и ценностей общества, которые ранее были накоплены предыдущими поколениями. Помимо этого данный процесс помогает личности приобрести необходимые для участия в политической жизни социума навыков и опыта. Также процесс политической социализации направлен на формирование у личности понятия идентичности с социальной, политической, конфессиональной, этнической группой и принятие, усвоение им интересов этой группы.
Были рассмотрены основные модели политической социализации. Выделение моделей процесса политической социализации предполагает собой описание наиболее характерных образцов и стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития. Выделяют гармоническую, плюралистическую, конфликтную и гегемонистскую модели политической социализации. Преобладание одной из этих четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры.
Во-вторых, были изучены основные агенты политической социализации. Основными являются семья, школа, высшие учебные заведения, молодежные организации, группы интересов, рабочие коллективы, СМИ, религиозные организации.
В-третьих, была раскрыта сущность политической социализации личности. Направленность политической социализации индивида напрямую зависит от характера общества, содержания, цели и ожидаемых результатов от данного процесса, при этом можно выделить некоторые характерные для последнего черты. Первично, закрепление в сознании личности приоритетных норм и ценностей, посредством которых общество вырабатывает у индивида сложившиеся на их основе заданные формы поведения. Вторично, следует отметить, что эффективность процесса политической социализации обеспечивается определенной системой мер, посредством которой общество предписывает индивиду заданные образцы поведения. Также в ходе процесса политической социализации индивида общественная система способствует формированию прямых и косвенных институтов, агентов, инструментов, механизмов и методов процесса социализации. Социализацией являются также результаты действия самой личности в ходе процесса социализации.
В-четвертых, была исследована сущность и выявлены особенности политической социализации граждан в советский и постсоветский периоды, а также выявлены их отличительные особенности.
В период существования Советского Союза основной моделью политической социализации была гегемонистская. Характерной особенностью данной модели являлось доминирование закрытого типа политической системы, которая отвергала иные ценности: в данном случае речь идет о
противопоставлении идей коммунизма ценностям капитализма. Исходя из этого, у советских граждан формировалось диалектико-материалистическое мировоззрение, принципы социальной интеграции и интернационализации духовной жизни, отмечалось преобладание идеологических ценностей над иными, вера в государственность, патернализм, коллективизм, дуалистичность массового и индивидуального сознания.
Примечательно также установление терминов «советскости», «советского человека», посредством которых раскрывается проблема формирования социокультурной динамики надэтнической идентичности граждан. Иначе говоря, появление данных терминов связано с идеологическим и пропагандистским конструированием полиэтнической общегражданской консолидации индивидов в целях сохранения государственно-политического единства страны. Характер советской идентичности создавался едиными для всего народа культурными институтами, системой образования, средствами массовой информации, единообразием институциональной организации в сферах социальной, политической и повседневной жизни.
Крушение коммунистической идеологии и распад Советского Союза ознаменовали становление новой постсоветской России. Спектр происходящих в стране процессов продиктовал необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров граждан. Среди данных процессов можно выделить:
1) радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые миграции в Россию различных групп населения из стран ближнего зарубежья вследствие чего возникли новые межэтнические, демографические, территориальные и иные образования;
2) изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
3) переоценка общих ценностей на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Однако специфика современной российской реальности с точки зрения процесса политической социализации в исследовании рассматривается сквозь призму изменений ее основных агентов. Следует подчеркнуть, что, начиная с 1990-х годов XX века и заканчивая современностью, происходит ослабление социализирующей функции таких базовых агентов политической социализации как семья, система образования, детские и молодежные организации, церковь, армия. Однако отметим, что проблему недостаточной интегрированности в систему общественных связей и политических отношений пытаются разрешить общественные группы, а так же средства массовой информации.
Происходящий в России кризис процесса политической социализации не имеет прямых западных аналогов. Так как, во-первых, данный кризис наблюдается во всех возрастных категориях и затрагивает все поколения, начиная от младших и заканчивая старшими, которые в значительной мере намного хуже адаптируются к новым политическим реалиям. Во-вторых, примечателен факт происходящего в России процесса ресоциализации, при котором происходит переоценка и смена политических ценностей, как на общественном уровне, так и на уровне отдельных политических групп.
Таким образом, учитывая тот факт, что целью процесса политической социализации граждан является стремление обеспечить бесперебойной функционирование политической системы при постоянной смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который в дальнейшем не будет подвержен колебаниям со стороны политической конъюнктуры, а также будет в состоянии самостоятельно принимать решения, можно сделать вывод. Данный процесс реально осуществим только при условиях заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно установленном демократическом климате в обществе.



