РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2. Содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ..
2.1. Изучение особенностей развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Разработка программы по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2. Содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ..
2.1. Изучение особенностей развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Разработка программы по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в отечественной психологии отмечается усиление интереса к проблематике собственно субъектной активности человека. Формируется новый методологический подход, в центре которого идея субъектности человека (Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский).
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности. Логика системно-структурного подхода, определяющая смысловую палитру модели целостного развития ребенка как субъекта деятельности, сконструированной известным представителем санкт-петербургской научной школы дошкольной педагогики профессором М.В. Крулехт, раскрывает единство и взаимопроникновение базисных компонентов, обеспечивающих в своем синтезе явление индивидуальности - сущности неповторимого образа конкретного человека.
Имеется большой круг работ в отечественной и зарубежной психологии, посвященный изучению разных аспектов межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк и др.).
Современная образовательная стратегия ориентирует педагогов на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы
становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. Следует отметить, что включение ребенка в различные виды детской деятельности способствует проявлению у него субъектной позиции.
М.В. Крулехт отмечает, что образовательная ситуация как структурная единица образовательного процесса предполагает: вариативные формы организации, охватывающие все виды детской деятельности (занятия, экскурсии, экспериментирование, игры, коллективный труд и т.д.); включение в ситуацию разного количества участников (как детей, так и взрослых); гибкое изменение тактики субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка. Следует подчеркнуть, что субъект-субъектное взаимодействия воспитателя с ребенком осуществляются в процессе математического развития дошкольника.
Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
По мнению Е.В. Шаталовой, становление у дошкольников субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности и др., является результатом активной включенности ребенка в содержательную математическую деятельность, способствует успешности обучения на этапе дошкольного и начального школьного образования.
Анализ научных публикаций показал, что проблема проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью формирования субъективной позиции у дошкольников и недостаточностью методических разработок по проблеме проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Развитие субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений будет оптимальным, если:
• осуществлять поддержку развития инициативы и активности в деятельности у детей дошкольного возраста;
• использовать различные формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста (непосредственно математическая деятельность, самостоятельная математическая деятельность, совместная математическая деятельность взрослых и детей);
• включать в образовательный процесс технологии организации жизнедеятельности детей «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть процесс развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
• Раскрыть содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
• Определить развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать программу по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
теоретические методы (анализ научной педагогической и психологической литературы);
эмпирические методы (анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2015 гг.) - теоретический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования; контрольный эксперимент - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2016 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» села Алексеевка Яковлевского района Белгородской области», подготовительная группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности. Логика системно-структурного подхода, определяющая смысловую палитру модели целостного развития ребенка как субъекта деятельности, сконструированной известным представителем санкт-петербургской научной школы дошкольной педагогики профессором М.В. Крулехт, раскрывает единство и взаимопроникновение базисных компонентов, обеспечивающих в своем синтезе явление индивидуальности - сущности неповторимого образа конкретного человека.
Имеется большой круг работ в отечественной и зарубежной психологии, посвященный изучению разных аспектов межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк и др.).
Современная образовательная стратегия ориентирует педагогов на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы
становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. Следует отметить, что включение ребенка в различные виды детской деятельности способствует проявлению у него субъектной позиции.
М.В. Крулехт отмечает, что образовательная ситуация как структурная единица образовательного процесса предполагает: вариативные формы организации, охватывающие все виды детской деятельности (занятия, экскурсии, экспериментирование, игры, коллективный труд и т.д.); включение в ситуацию разного количества участников (как детей, так и взрослых); гибкое изменение тактики субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка. Следует подчеркнуть, что субъект-субъектное взаимодействия воспитателя с ребенком осуществляются в процессе математического развития дошкольника.
Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
По мнению Е.В. Шаталовой, становление у дошкольников субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности и др., является результатом активной включенности ребенка в содержательную математическую деятельность, способствует успешности обучения на этапе дошкольного и начального школьного образования.
Анализ научных публикаций показал, что проблема проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью формирования субъективной позиции у дошкольников и недостаточностью методических разработок по проблеме проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Развитие субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений будет оптимальным, если:
• осуществлять поддержку развития инициативы и активности в деятельности у детей дошкольного возраста;
• использовать различные формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста (непосредственно математическая деятельность, самостоятельная математическая деятельность, совместная математическая деятельность взрослых и детей);
• включать в образовательный процесс технологии организации жизнедеятельности детей «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть процесс развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
• Раскрыть содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
• Определить развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать программу по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
теоретические методы (анализ научной педагогической и психологической литературы);
эмпирические методы (анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2015 гг.) - теоретический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования; контрольный эксперимент - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2016 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» села Алексеевка Яковлевского района Белгородской области», подготовительная группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современная реформа образования требует создания оптимальных условий для развития активной, инициативной, самостоятельной, умеющей ориентироваться в информационном пространстве личности, способной реализовать свой потенциал в условиях реальной жизнедеятельности. Соответственно, приоритетной задачей современного дошкольного образования становится развитие, правильная ориентация субъектной позиции личности ребенка по отношению к себе, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития. Возникла необходимость поиска эффективных и органичных для ребенка-дошкольника условий развития его способностей, становления субъектности как интегральной характеристики, проявляющейся в активности, осознанности, креативности, произвольности, самостоятельности.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми, т.е. ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности.
Проблема развития у ребенка субъектной позиции в процессе освоения математических представлений является недостаточно исследованной. Проанализировав психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что палочки Кюизенера широко используются в мировой практике в современных технологиях обучения детей дошкольного и школьного возраста, являются одним из эффективных дидактических средств, способствующих математическому развитию дошкольников, доступны детям старшего дошкольного возраста. Данный дидактический материал может являться средством развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в силу его необычности, многовариативности, многофункциональности (сам по себе привлекает детей - красочностью, материал развивающий, строительный).
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми, т.е. ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности.
Проблема развития у ребенка субъектной позиции в процессе освоения математических представлений является недостаточно исследованной. Проанализировав психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что палочки Кюизенера широко используются в мировой практике в современных технологиях обучения детей дошкольного и школьного возраста, являются одним из эффективных дидактических средств, способствующих математическому развитию дошкольников, доступны детям старшего дошкольного возраста. Данный дидактический материал может являться средством развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в силу его необычности, многовариативности, многофункциональности (сам по себе привлекает детей - красочностью, материал развивающий, строительный).
Подобные работы
- ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019



