ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2. Содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ..
2.1. Изучение особенностей развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Разработка программы по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в отечественной психологии отмечается усиление интереса к проблематике собственно субъектной активности человека. Формируется новый методологический подход, в центре которого идея субъектности человека (Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский).
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности. Логика системно-структурного подхода, определяющая смысловую палитру модели целостного развития ребенка как субъекта деятельности, сконструированной известным представителем санкт-петербургской научной школы дошкольной педагогики профессором М.В. Крулехт, раскрывает единство и взаимопроникновение базисных компонентов, обеспечивающих в своем синтезе явление индивидуальности - сущности неповторимого образа конкретного человека.
Имеется большой круг работ в отечественной и зарубежной психологии, посвященный изучению разных аспектов межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк и др.).
Современная образовательная стратегия ориентирует педагогов на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы
становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. Следует отметить, что включение ребенка в различные виды детской деятельности способствует проявлению у него субъектной позиции.
М.В. Крулехт отмечает, что образовательная ситуация как структурная единица образовательного процесса предполагает: вариативные формы организации, охватывающие все виды детской деятельности (занятия, экскурсии, экспериментирование, игры, коллективный труд и т.д.); включение в ситуацию разного количества участников (как детей, так и взрослых); гибкое изменение тактики субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка. Следует подчеркнуть, что субъект-субъектное взаимодействия воспитателя с ребенком осуществляются в процессе математического развития дошкольника.
Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
По мнению Е.В. Шаталовой, становление у дошкольников субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности и др., является результатом активной включенности ребенка в содержательную математическую деятельность, способствует успешности обучения на этапе дошкольного и начального школьного образования.
Анализ научных публикаций показал, что проблема проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью формирования субъективной позиции у дошкольников и недостаточностью методических разработок по проблеме проявления субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Развитие субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений будет оптимальным, если:
• осуществлять поддержку развития инициативы и активности в деятельности у детей дошкольного возраста;
• использовать различные формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста (непосредственно математическая деятельность, самостоятельная математическая деятельность, совместная математическая деятельность взрослых и детей);
• включать в образовательный процесс технологии организации жизнедеятельности детей «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть процесс развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
• Раскрыть содержание образовательной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия развития субъектной позиции у старших дошкольников в процессе освоения математических представлений.
• Определить развития субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать программу по развитию субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
теоретические методы (анализ научной педагогической и психологической литературы);
эмпирические методы (анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2015 гг.) - теоретический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования; контрольный эксперимент - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2016 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» села Алексеевка Яковлевского района Белгородской области», подготовительная группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современная реформа образования требует создания оптимальных условий для развития активной, инициативной, самостоятельной, умеющей ориентироваться в информационном пространстве личности, способной реализовать свой потенциал в условиях реальной жизнедеятельности. Соответственно, приоритетной задачей современного дошкольного образования становится развитие, правильная ориентация субъектной позиции личности ребенка по отношению к себе, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития. Возникла необходимость поиска эффективных и органичных для ребенка-дошкольника условий развития его способностей, становления субъектности как интегральной характеристики, проявляющейся в активности, осознанности, креативности, произвольности, самостоятельности.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми, т.е. ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта является тем системообразующим фактором, что определяет природу человека в его биосоциальной целостности.
Проблема развития у ребенка субъектной позиции в процессе освоения математических представлений является недостаточно исследованной. Проанализировав психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что палочки Кюизенера широко используются в мировой практике в современных технологиях обучения детей дошкольного и школьного возраста, являются одним из эффективных дидактических средств, способствующих математическому развитию дошкольников, доступны детям старшего дошкольного возраста. Данный дидактический материал может являться средством развития субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в силу его необычности, многовариативности, многофункциональности (сам по себе привлекает детей - красочностью, материал развивающий, строительный).
• Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. - М. - Воронеж, 2001. -253 с.
• Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 16-25.
• Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
• Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
• Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Просвещение, 2006. - 150 с.
• Васюкова Н.Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. - 2011. - № 2. - С. 86-91.
• Венгер Л. А. Психология. - М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
• Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 112 с.
• Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1.- С.44-63.
• Волошина Л.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурнооздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 234с.
• Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 2009. - 541 с.
• Г алкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№6. - С. 46.
• Галкина Л.Н. Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития // Начальная школа: Плюс до и после, 2009. - № 12. - С.1-4.
• Гогоберидзе А.Г. Развитие научных идей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена: из настоящего в будущее // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве. - СПб.:СОЮЗ, 2007. - с.
• Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А К проблеме познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. - с.
• Деркунская В. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения // Детский сад от А до Я, 2011. - №2. - С. 66-76.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
• Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред А.Г. Г огоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
• Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. - М.: Школьная Пресса, 2010.
- 64 с.
• Крулехт М.В. Проблема целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности // Педагогика детства: Петербургская научная школа / Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во «Адверта», 2005. - С. 114-120.
• Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
• Леушина А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974. - 368 с.
• Маленькие дети - большие таланты /под ред. Л. Свирской, Л. Роменской.
- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.
• Михайлова З.А. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного возраста; диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 80 с.
• Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 64-70.
• Мухина В.С. Детская психология. - М.: Педагогика, 2008. - 431 с.
• Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
• Петровский, В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: автореф. док. дис. . 19.00.07 / В.А. Петровский. М., 1998. - 70 с.
• Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
• Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 126129.
• Свирская Л.В. 76 способов правильного общения с детьми. - М.: Владос, 2010.
• Свирская Л.В. Индивидуализация образования: Правильный старт. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.
• Свирская Л.В. Малокомплектный детский сад. Учебно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.
• Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с.
• Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Математика до школы. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
• Современные подходы к организации обучения старших дошкольников // Электронный
ресурс. Режим доступа: http://metodpresscentr.ru/blog/doy/1034.html
• Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 176 с.
• Солнцева О.В. Развитие субъектной позиции ребенка в режиссерских играх // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДетствоПресс, 2001. - С. 63-81.
• Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Развитие интеллектуальных
способностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1569.htm
• Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
• Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно
познавательной среды образовательного учреждения // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). - 2011. - № 14.
• Суворова, О.В. Субъектность воспитателя как фактор психологической безопасности среды дошкольного образовательного учреждения // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара. - 2011. - № 2(4). - Серия «Социальные науки». - Т. 13.
• Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение, 1999. - 280 с.
• Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 384 с.
• Тупичкина Е.А. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников / Е.А. Тупичкина, М.Я. Арест // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 18-27.
• Урунтаева Г.А. Детская психология. - М., 2006. -368 с.
• Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
• Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - 291 с.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
• Халикова В.В. Психолого-педагогические условия развития субъектности детей дошкольного возраста в детско-родительских отношениях. - М., 2011. - 220 с.
• Шаталова Е.В. Освоение детьми позиции субъекта логико-математической деятельности как одно из условий успешного обучения в школе // Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/646470/
• Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
• Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 384 с