КОЛЛЕКЦИИ АВТОГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
|
Введение с. 3-6
Глава 1. Историография и методология
1.1. Почерк, письмо и личная подпись. Историография с. 7-15
1.2. Методология. Поведенческий подход с. 15-17
1.3. Серебряный век как смена интеллектуальных парадигм на примере интереса
к письму с. 17-19
1.4. Интерес к автографу в пространстве русской культуры и науки с. 20-26
Глава 2. Источники. Собрания автографов и альбомы-коллекции.
2.1. Типология фондов и степень их изученности с. 27-31
2.2. Социокультурная типология собирателей автографов и коллекции...с. 31-35
2.3. Графологическое собрание конца XIX - начала XX в. на примере коллекции
К.К. Владимирова с. 36-40
Глава 3. Феномен интереса к автографу в русской культуре Серебряного века
Общие замечания с. 41-42
3.1. Графология и идея «нематериального следа» в контексте русской культуры
конца XIX - начала XX в с. 42-53
3.2. Стилизация индивидуального письма: «игра» с письмом с. 53-57
3.3. Эстетизация письма на примере объединения «Мир искусства» с. 57-59
Заключение с. 60-61
Источники и литература с. 62-69
Глава 1. Историография и методология
1.1. Почерк, письмо и личная подпись. Историография с. 7-15
1.2. Методология. Поведенческий подход с. 15-17
1.3. Серебряный век как смена интеллектуальных парадигм на примере интереса
к письму с. 17-19
1.4. Интерес к автографу в пространстве русской культуры и науки с. 20-26
Глава 2. Источники. Собрания автографов и альбомы-коллекции.
2.1. Типология фондов и степень их изученности с. 27-31
2.2. Социокультурная типология собирателей автографов и коллекции...с. 31-35
2.3. Графологическое собрание конца XIX - начала XX в. на примере коллекции
К.К. Владимирова с. 36-40
Глава 3. Феномен интереса к автографу в русской культуре Серебряного века
Общие замечания с. 41-42
3.1. Графология и идея «нематериального следа» в контексте русской культуры
конца XIX - начала XX в с. 42-53
3.2. Стилизация индивидуального письма: «игра» с письмом с. 53-57
3.3. Эстетизация письма на примере объединения «Мир искусства» с. 57-59
Заключение с. 60-61
Источники и литература с. 62-69
Серебряный век — уникальный, с точки зрения развития культуры, науки, религиозной и философской мысли, период российской истории, условно датируемый концом XIX — началом XX в. Появление и распространение новых научных теорий (например, квантовая теория и теория относительности А. Эйнштейна, теория психоанализа З. Фрейда), безусловно, изменивших мировоззрение людей начала XX века, бурное развитие литературы (новые направления — символизм, акмеизм, футуризм) и изобразительного искусства (модернизм и авангард), стали и причиной, и следствием нового мировосприятия. Усиление религиозно-мистических и философских исканий усилило интерес не только к материальному в человеке, но и к нематериальному, к духовной составляющей, к личности как таковой.
Одним из проявлений интереса к личности становится новое понимание письма, осознание письменной индивидуальности. Таким образом, почерк и личная подпись человека наделяются особым смыслом, что делает их интересным объектом для собирания и исследования. Именно на рубеже XIX - XX вв. создаются многочисленные коллекции (собрания) автографов, являющиеся объектом данного исследования. Это явление мы связываем с понятиями модного поведения и моды в широком смысле, а также со сменой интеллектуальных парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века. Эти понятия являются основополагающими для методологии исследования.
Авторы приведенных в исследовании коллекций — люди различной профессиональной деятельности и статуса, однако всех их можно отнести к русской интеллигенции Серебряного века. Несмотря на то, что годы их собирания приходятся на один и тот же интересующий нас временной отрезок, характер собраний различен, также как и цель формирования коллекции. Коллекции являются частями личных фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и составляют источниковую базу данной работы.
Уникальность данного исследования состоит в том, что на данный момент не существует ни одной работы, посвященной феномену собраний автографов, тогда как данные коллекции являются уникальным источником и для культуры повседневности в целом, и для исторического почерковедения. Существует множество исследований, посвященных российскому коллекционированию, однако большинство из них посвящены художественным и музейным собраниям. Анализ такого уникального явления Серебряного века, как собрания автографов, необходим как для целостного восприятия особенностей культуры обозначенного периода, так и для возможности при расширении временных рамок исследования конструирования более глобальных выводов. Связывая коллекции автографов и само письмо с понятием моды, мы имеем возможность наблюдать за сменой типов модного поведения и, как следствие, типов человека.
Первая глава освещает теоретическую базу работы. Она разбита на четыре параграфа. В первом параграфе предложена краткая историография изучения письма и почерка, которая включает судебно-почерковедческие исследования, палеографию и историческое почерковедение. Кроме того, рассмотрен вопрос об изучении в России графологии, связывающей почерк с индивидуальными чертами характера. Определены ключевые понятия, без которых невозможно рассматривать феномен собраний автографов. Второй и третий параграфы посвящены методологическим основам работы, которые базируются на поведенческом подходе (рассмотрение письма и коллекций автографо как модного поведения или моды) и на теории смены научно-интеллектуальных парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века. Феномен коллекций образцов письма (автографов) мы выделяем как определенную моду, часть модного поведения, характерного для рассматриваемой нами эпохи. В то же время, интерес к нематериальному в человеке, отношение к письму, как к следу, дает основание сделать вывод о глубокой смене интеллектуальных и мировоззренческих ориентиров на рубеже веков. Графологию, как одно из ключевых явлений, важных для понимания рассматриваемого нами периода и феномена, однако, можно отнести и к проявлению модного поведения (некий стиль, принятый в оккультном сообществе и связанные с ним увлечения, одним из которых является собирание образцов почерка) и к влиянию смены парадигмы (графология как следствие нового стиля научного мышления). Четвертый параграф обращается к вопросу об интересе к автографу в пространстве русской культуры и науки. Он касается феномена частного коллекционирования, его эволюции и степени изученности, применительно к данной теме, а также вопроса истории литературного альбома как социокультурного феномена и, в нашем случае, одной из разновидностей коллекций.
Вторая глава посвящена рассмотрению коллекций автографов из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. В первом параграфе мы предлагаем типологию собраний по двум направлениям: по форме коллекции и по деятельности фондообразователя. По форме мы выделяем собрания автографов и альбомы-коллекции. Связь интересов фондообразователя и его собрания позволяет выделить коллекции литературоведов, коллекции непосредственно собирателей, которых отличает стремление создать наиболее разнообразную подборку автографов, а также графологическое собрание, создатель которого связан с наукой о связи письма и характера. Всего нами было рассмотрено 5 собраний из личных фондов ОР РНБ (Ф. 124. Ваксель П.Л., Юргенсон Э.П., Ф. 150. Владимиров К.К., Ф. 290. Заволокин П.Я., Ф. 474. Медведев П.Н., Ф. 341. Картавое П.А.) и альбом литературного общества «Пятницы» из фонда К.К. Случевского (Ф. 703. Ед. 2).
Во втором параграфе собрания литературоведов (П.Н. Медведев, П.Я. Заволокин) и коллекционеров (Собрание П.Л. Вакселя и Э.П. Юргенсона, коллекция П.А. Картавова). В отдельный параграф мы выделяем коллекцию К.К. Владимирова, уникальность которой заключается в том, что это единственное обнаруженное нами собрание графолога в Отделе рукописей. От предыдущих собраний его отличает то, что основной мотивацией собирания в данном случае является именно письмо с его разновидностями и особенностями, а не та или иная персоналия и принадлежащая ее руке запись.
Третья глава освещает ряд аспектов интереса к автографу и письму в культуре и обществе русского Серебряного века, среди которых мы выделяем отношение к письму, как к «нематериальному следу» и связь с распространением графологии, стилизацию в индивидуальном письме и эстетизацию печатного шрифта, в основе которого лежит каллиграфия. В соответствии с приведенными аспектами глава поделена на три параграфа. Нами рассмотрен ряд журналов эпохи Серебряного века, которые можно отнести к разряду оккультных и продемонстрирован интерес к письму в их текстах, а также в статьях не оккультных изданий. На примере А.М. Ремизова и русской футуристической книги показано изменившееся отношение к индивидуальному письму и то значение, которое приобретает почерк и его стилизация. Завершает главу обзор явления эстетизации письма в «Мире искусства» - одноименном журнале и шрифтовой графике художников объединения.
Одним из проявлений интереса к личности становится новое понимание письма, осознание письменной индивидуальности. Таким образом, почерк и личная подпись человека наделяются особым смыслом, что делает их интересным объектом для собирания и исследования. Именно на рубеже XIX - XX вв. создаются многочисленные коллекции (собрания) автографов, являющиеся объектом данного исследования. Это явление мы связываем с понятиями модного поведения и моды в широком смысле, а также со сменой интеллектуальных парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века. Эти понятия являются основополагающими для методологии исследования.
Авторы приведенных в исследовании коллекций — люди различной профессиональной деятельности и статуса, однако всех их можно отнести к русской интеллигенции Серебряного века. Несмотря на то, что годы их собирания приходятся на один и тот же интересующий нас временной отрезок, характер собраний различен, также как и цель формирования коллекции. Коллекции являются частями личных фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и составляют источниковую базу данной работы.
Уникальность данного исследования состоит в том, что на данный момент не существует ни одной работы, посвященной феномену собраний автографов, тогда как данные коллекции являются уникальным источником и для культуры повседневности в целом, и для исторического почерковедения. Существует множество исследований, посвященных российскому коллекционированию, однако большинство из них посвящены художественным и музейным собраниям. Анализ такого уникального явления Серебряного века, как собрания автографов, необходим как для целостного восприятия особенностей культуры обозначенного периода, так и для возможности при расширении временных рамок исследования конструирования более глобальных выводов. Связывая коллекции автографов и само письмо с понятием моды, мы имеем возможность наблюдать за сменой типов модного поведения и, как следствие, типов человека.
Первая глава освещает теоретическую базу работы. Она разбита на четыре параграфа. В первом параграфе предложена краткая историография изучения письма и почерка, которая включает судебно-почерковедческие исследования, палеографию и историческое почерковедение. Кроме того, рассмотрен вопрос об изучении в России графологии, связывающей почерк с индивидуальными чертами характера. Определены ключевые понятия, без которых невозможно рассматривать феномен собраний автографов. Второй и третий параграфы посвящены методологическим основам работы, которые базируются на поведенческом подходе (рассмотрение письма и коллекций автографо как модного поведения или моды) и на теории смены научно-интеллектуальных парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века. Феномен коллекций образцов письма (автографов) мы выделяем как определенную моду, часть модного поведения, характерного для рассматриваемой нами эпохи. В то же время, интерес к нематериальному в человеке, отношение к письму, как к следу, дает основание сделать вывод о глубокой смене интеллектуальных и мировоззренческих ориентиров на рубеже веков. Графологию, как одно из ключевых явлений, важных для понимания рассматриваемого нами периода и феномена, однако, можно отнести и к проявлению модного поведения (некий стиль, принятый в оккультном сообществе и связанные с ним увлечения, одним из которых является собирание образцов почерка) и к влиянию смены парадигмы (графология как следствие нового стиля научного мышления). Четвертый параграф обращается к вопросу об интересе к автографу в пространстве русской культуры и науки. Он касается феномена частного коллекционирования, его эволюции и степени изученности, применительно к данной теме, а также вопроса истории литературного альбома как социокультурного феномена и, в нашем случае, одной из разновидностей коллекций.
Вторая глава посвящена рассмотрению коллекций автографов из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. В первом параграфе мы предлагаем типологию собраний по двум направлениям: по форме коллекции и по деятельности фондообразователя. По форме мы выделяем собрания автографов и альбомы-коллекции. Связь интересов фондообразователя и его собрания позволяет выделить коллекции литературоведов, коллекции непосредственно собирателей, которых отличает стремление создать наиболее разнообразную подборку автографов, а также графологическое собрание, создатель которого связан с наукой о связи письма и характера. Всего нами было рассмотрено 5 собраний из личных фондов ОР РНБ (Ф. 124. Ваксель П.Л., Юргенсон Э.П., Ф. 150. Владимиров К.К., Ф. 290. Заволокин П.Я., Ф. 474. Медведев П.Н., Ф. 341. Картавое П.А.) и альбом литературного общества «Пятницы» из фонда К.К. Случевского (Ф. 703. Ед. 2).
Во втором параграфе собрания литературоведов (П.Н. Медведев, П.Я. Заволокин) и коллекционеров (Собрание П.Л. Вакселя и Э.П. Юргенсона, коллекция П.А. Картавова). В отдельный параграф мы выделяем коллекцию К.К. Владимирова, уникальность которой заключается в том, что это единственное обнаруженное нами собрание графолога в Отделе рукописей. От предыдущих собраний его отличает то, что основной мотивацией собирания в данном случае является именно письмо с его разновидностями и особенностями, а не та или иная персоналия и принадлежащая ее руке запись.
Третья глава освещает ряд аспектов интереса к автографу и письму в культуре и обществе русского Серебряного века, среди которых мы выделяем отношение к письму, как к «нематериальному следу» и связь с распространением графологии, стилизацию в индивидуальном письме и эстетизацию печатного шрифта, в основе которого лежит каллиграфия. В соответствии с приведенными аспектами глава поделена на три параграфа. Нами рассмотрен ряд журналов эпохи Серебряного века, которые можно отнести к разряду оккультных и продемонстрирован интерес к письму в их текстах, а также в статьях не оккультных изданий. На примере А.М. Ремизова и русской футуристической книги показано изменившееся отношение к индивидуальному письму и то значение, которое приобретает почерк и его стилизация. Завершает главу обзор явления эстетизации письма в «Мире искусства» - одноименном журнале и шрифтовой графике художников объединения.
В данной работе предпринята попытка показать значение коллекций автографов как уникального явления Серебряного века. Выделенные собрания являются интереснейшим источником русской культуры обозначенного периода и в равной степени представляют интерес как для общих социокультурных исследований, так и для исторического почерковедения. Важнейшим выводом из изложенного в исследовании является факт переосмысления письма как такового на рубеже XIX - XX вв.. То значение, которое придавалось автографу, почерку и индивидуальному письму стало следствием смены интеллектуальных парадигм, нового взгляда на письмо сквозь призму идеи «нематериального следа». Кроме того, нами было предложено употребление термина «модное поведение» применительно к письму. Установлено, что и письмо в целом, и коллекции автографов, сформированные в данный период, можно отнести к проявлениям моды. Идея связи моды и письма также является одной из ключевых в данной работе.
На основании проанализированного в теоретической части материала установлено, что работ, посвященных непосредственно коллекциям автографов (как собраниям образцов письма) не существует, тогда как общеизвестные художественно-значимые коллекции, ставшие в последствие частью собраний крупнейших музеев рассмотрены достаточно подробно. Неоспоримой является и связь характера коллекционирования с социально-культурной жизнью эпохи, ее ценностями. Нами прослежено влияние на интерес к собиранию автографов-подписей такого популярного в конце XIX - начале XX в. явления, как графология, что нашло отражение в коллекции К.К. Владимирова.
Типология источников представлена нами на некоторых примерах, количество которых не исчерпывается приведенными в данной работе. Дальнейшее исследование предполагает обращение к материалам не только Российской национальной библиотеки, но и другим архивам (РГ АЛИ, ИРЛИ, и т. д.). Следует отметить, что все рассмотренные собрания имеют разное происхождение и созданы под влиянием различных факторов, однако единой является именно тенденция усиления интереса к пониманию человека на рубеже XIX-XX веков, к саморепрезентации. На стремление авторов собраний создать целостный образ той или иной персоналии в своей коллекции указывает разнообразие материалов в фондах - изобразительных (фотопортрет, портрет) и рукописных (автограф, подпись, дарственная надпись). Интерес вызывает также характер оформления материалов в альбомах. Коллекционер помещает рядом фотопортрет, автограф-подпись и образец письма каждой интересующей его личности, что создает цельный образ человека с ключевыми видами его саморепрезентации. Модное поведение в индивидуальном письме представлено каллиграфическими стилизациями А.М. Ремизова, используемыми им не только в рукописных книгах, но и в личных переписках Следует также отметить, что интерес к коллекции автографов-подписей в будущем был очевиден уже в начале XX века, на что указывает факт целенаправленного собирательства П.Л. Вакселя.
Таким образом, рассмотренные в работе собрания являются значимым источником для изучения письменного поведения, эволюции русской подписи и культуры повседневности в целом, представляя собой уникальный феномен русского Серебряного века.
На основании проанализированного в теоретической части материала установлено, что работ, посвященных непосредственно коллекциям автографов (как собраниям образцов письма) не существует, тогда как общеизвестные художественно-значимые коллекции, ставшие в последствие частью собраний крупнейших музеев рассмотрены достаточно подробно. Неоспоримой является и связь характера коллекционирования с социально-культурной жизнью эпохи, ее ценностями. Нами прослежено влияние на интерес к собиранию автографов-подписей такого популярного в конце XIX - начале XX в. явления, как графология, что нашло отражение в коллекции К.К. Владимирова.
Типология источников представлена нами на некоторых примерах, количество которых не исчерпывается приведенными в данной работе. Дальнейшее исследование предполагает обращение к материалам не только Российской национальной библиотеки, но и другим архивам (РГ АЛИ, ИРЛИ, и т. д.). Следует отметить, что все рассмотренные собрания имеют разное происхождение и созданы под влиянием различных факторов, однако единой является именно тенденция усиления интереса к пониманию человека на рубеже XIX-XX веков, к саморепрезентации. На стремление авторов собраний создать целостный образ той или иной персоналии в своей коллекции указывает разнообразие материалов в фондах - изобразительных (фотопортрет, портрет) и рукописных (автограф, подпись, дарственная надпись). Интерес вызывает также характер оформления материалов в альбомах. Коллекционер помещает рядом фотопортрет, автограф-подпись и образец письма каждой интересующей его личности, что создает цельный образ человека с ключевыми видами его саморепрезентации. Модное поведение в индивидуальном письме представлено каллиграфическими стилизациями А.М. Ремизова, используемыми им не только в рукописных книгах, но и в личных переписках Следует также отметить, что интерес к коллекции автографов-подписей в будущем был очевиден уже в начале XX века, на что указывает факт целенаправленного собирательства П.Л. Вакселя.
Таким образом, рассмотренные в работе собрания являются значимым источником для изучения письменного поведения, эволюции русской подписи и культуры повседневности в целом, представляя собой уникальный феномен русского Серебряного века.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСТВО В. В. ВЛАДИМИРОВА (1880-1931) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
Диссертация , искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ЮВЕЛИРНОГО УКРАШЕНИЯ В ЭТНОСТИЛЕ
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019



