Актуальность исследования. Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требуют глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и создания условий для их жизнедеятельности. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, призванные обеспечить высокое качество российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, но связывается с их социализацией, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «социальное становление», «социальное благополучие», «самореализация», «социальная активность» и др.
Цель исследования – выявить особенности психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях модернизации российского образования.
Задачи исследования:
1) выявить общие закономерности модернизации российского образования;
3) проанализировать психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных проблем воспитания.
В этом направлении необходимо:
1) обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;
2) осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в образовательных учреждениях всех типов и видов;
3) расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.