Введение 3
1. Экономическая сущность затрат и особенности нормативного регулирования учета затрат в транспортных организациях 8
1.1. Понятие затрат и их классификация 8
1.2 Нормативное регулирование учета затрат в транспортных
организациях 16
2.Организация бухгалтерского учета и контроль затрат в МУП Пассажирское автотранспортное предприятие №4» 24
2.1. Бухгалтерский учет затрат на оказание транспортных услуг в МУП
«ПАТП №4» 24
2.2 Особенности налогового учета затрат в МУП «ПАТП №4» 40
2.3 Автоматизация бухгалтерского учета затрат в МУП «ПАТП №4» и пути
его совершенствования 47
2.4 Организация внутреннего контроля затрат на предприятии и система
бюджетирования 55
3. Анализ затрат на оказание транспортных услуг в МУП «ПАТП №4» 60
3.1 Анализ состава, структуры и динамики затрат в МУП «ПАТП №4» 60
3.2. Факторный анализ затрат на оказание транспортных услуг 67
Заключение 77
Список использованной литературы
Транспорт в России является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение грузов и перевозка пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция автотранспорта измеряется тонно-километрами или пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перемещенных тонн груза или числа пассажиров на расстояние в определенный период времени.
Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем, не производит никаких продуктов. Основным видом деятельности автотранспортного предприятия является перемещение грузов, либо перевозка пассажиров, что представляет собой оказание услуг.
Автотранспортный процесс, или процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:
- погрузка грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;
- перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка грузов или высадка пассажиров в пунктах назначения.
Перед работниками автомобильного транспорта поставлены задачи более полного и своевременного удовлетворения потребности населения в перевозках, дальнейшего сокращения затрат на транспортный процесс, совершенствования хозяйственно-финансовой деятельности.
Наибольший экономический эффект при интенсификации транспортного процесса будет достигнут в том случае, если все факторы, влияющие на рост перевозок и снижение себестоимости, рационально сочетаются и научно обоснованы.
Для успешного руководства хозяйственной деятельностью отдельных предприятий, отраслей необходимо располагать оптимальной информацией о фактах и явлениях, возникающих в процессе деятельности предприятий. Сбор и обработка информации осуществляются различными видами учета: оперативно - техническим, бухгалтерским и статистическим. Эти три вида учета образуют единую централизованную систему. Задачами централизованной системы учета и статистики являются отражение и обобщение процессов воспроизводства в целях контроля и воздействия на хозяйственную деятельность отдельных предприятий и отраслей.
Цель дипломной работы - рассмотрение особенностей организации учета затрат на оказание услуг на автотранспортном предприятии - Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Пассажирское автотранспортное предприятие №4» (далее МУП «ПАТП 4») и в разработки рекомендаций по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости перевозок путем автоматизации бухгалтерского учета на автомобильном транспорте.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- раскрыть понятие затрат для целей бухгалтерского и налогового учета;
- показать специфику группировки расходов в МУП «ПАТП 4», обусловленную особенностями организации производственного процесса автомобильного транспорта;
- рассмотреть бухгалтерский учет затрат на оказание услуг в МУП «ПАТП 4»;
- рассмотреть налоговые аспекты учета затрат на предприятии;
- провести факторный анализ затрат на оказание транспортных услуг в МУП «ПАТП 4»;
- провести анализ структуры, динамики затрат, системный анализ затрат, а также выявить резервы снижения себестоимости в МУП «ПАТП 4».
Предприятие было образовано в 1962 году как филиал городского автотранспортного хозяйства №1 и располагалось на территории бывших конюшен производственного объединения «Тасма».
Как самостоятельное предприятие было образовано на основании Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР №126 от 13.04.62 г. и приказа ГПО «Татавтортранс» №113 от 28.04.1962 г.
На момент образования предприятие имело: 23 автобуса марки ЗИС 155 и ЗИЛ 158 и 62 легковых автомашины марки Победа, Москвич, Волга. Автобусы осуществляли пассажирские перевозки по маршрутам: №7 «Заводоуправление - ПО «Оргсинтез», №8 «пос. Левченко - ул. Воровского», №9 «Заводоуправление - пос. Северный», №12 «Трампарк - Вертолетный завод». Легковые автомашины обслуживали директоров предприятий города.
Сегодня Казань - город с развитой единой системой городского пассажирского транспорта. МУП «ПАТП 4» - одно из самых крупнейших в городе автотранспортное предприятие осуществляющее перевозки по 23 городским маршрутам, из которых 2 сезонных. Средняя численность работающих на предприятии - 783 человека, из них: 413 водителей. Предприятие имеет 304 единицы подвижного состава различных марок, большая часть которых новые, современные автобусы. Для повышения качества обслуживания пассажиров и повышения производительности труда водителей, приобретены низкопольные новые автобусы марки МАЗ-103465 с двигателем ЕВРО 3 в количестве - 72 единиц. Непременное условие качественного обслуживания горожан - обновление подвижного состава и бесперебойная его работа. Производственно-техническая база, площадью 3,5 га, имеет благоустроенную закрытую стоянку, открытые стоянки подвижного состава, ремонтно-производственная база, административно-бытовые помещения, автомойка, столовая, медпункт, стоматологический кабинет.
Основной вид деятельности по Уставу:
- регулярные городские пассажирские автобусные перевозки, в том числе пригородные, междугородние, межреспубликанские, транспортно-экспедиционная и иная деятельность, связанная с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживание транспортных средств физическим и юридическим лицам, организацией платных стоянок;
- исполнение экскурсионных и заказных пассажирских перевозок;
- перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта и др.
Предприятие имеет опыт участия в проводимых конкурсах и тендерах по
оказанию транспортных услуг на городских маршрутах по перевозке населения г. Казани к месту работы и обратно, по обслуживанию городских маршрутов в обновленной маршрутной сети г. Казани, школьников к месту учебы, а также заказных перевозок по обслуживанию тех или иных мероприятий. Так за последние три года предприятие выиграло конкурсы на оказание транспортных услуг для Министерства Внутренних дел, по обслуживанию Республиканского центра занятости детей и подростков «Лето», по оказанию услуг ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ, а так же по оказанию транспортных услуг для администрации Московского района г. Казани.
По состоянию на 1.09.15г. предприятие имеет в собственности основных средств, первоначальная стоимость которых составляет 52252 тыс. руб., в том числе автобусный парк - 33067 тыс. руб. Амортизация всех основных средств на 1.09.15г. составляет 25372 тыс. руб., в том числе амортизация по автобусному парку - 20109 тыс. руб.
Хозяйственно-финансовая деятельность МУП ПАТП №4 осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета с целью получения прибыли. Сущность заключается в том, что создаваемая в процессе автомобильных перевозок транспортная продукция должна полностью компенсировать материальные, трудовые и денежные ресурсы, затраченные на ее образование, и дополнительно обеспечить получение прибыли. Рентабельность работы автотранспортного предприятия - очень важный экономический показатель.
Отметим, что состояние бухгалтерского учета на ряде предприятий автомобильного транспорта еще не отвечает предъявляемым к нему возросшим требованиям с точки зрения своевременности и достоверности отчетных данных.
Нередки случаи, когда на однородных предприятиях одни и те же хозяйственные операции получают совершенно различное отражение в учетных регистрах, однородные средства и ценности относятся к различным учетноэкономическим группировкам, а при обработке учетной документации применяются неправильные способы и методы, идущие вразрез с установленной единой методологией учета. Такой учет приводит к искажению отчетных данных, не дает материала для сравнительного анализа и не позволяет сделать правильные экономические выводы, которые могут быть положены в основу оптимальных решений. В работе была сделана попытка наметить пути решения этих проблем, чем и обуславливается ее актуальность для предприятий автомобильного транспорта.
Одним из важнейших показателей деятельности автотранспорта является себестоимость автоперевозок. Принципиальные различия в вопросах учета затрат на автоперевозки сохраняются внутри автомобильного транспорта различной ведомственной подчиненности. В связи с этим особую важность и актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости автоперевозок.
Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция пассажирского автотранспорта измеряется пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние в определенный период времени.
Производственные процессы автотранспортного процесса и другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда поступает извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создается.
Автомобильный транспорт, являясь составной частью единой транспортной системы, по сравнению с другими видами транспорта имеет более высокие темпы развития.
Отличительной особенностью транспорта от других отраслей материального производства является то, что в результате транспортного процесса (перевозки) не создается нового продукта в виде особой вещи. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения пассажиров, осуществляемый при помощи транспортных средств. В результате транспортного процесса с перевозимыми пассажирами происходит особая материальная перемена - изменение их местонахождения в пространстве и во времени. Исходя из особенностей транспорта как отрасли материального производства, призванной обслуживать все другие отрасли, транспортные издержки отличаются от издержек производства других отраслей.
Систематическое увеличение перевозок пассажиров автомобильным транспортом достигается как за счет количественного роста подвижного состава, так и за счет роста производительности подвижного состава.
В дипломной работе были рассмотрены теоретические аспекты затрат. В частности, были разграничены такие экономические понятия как «расходы», «затраты на производстве» и «издержки производства». Затраты производства на автомобильном транспорте включают расходы на оплату труда работников и оплату потребленных средств производства.
Бухгалтерский учет в МУП «ПАТП-4» осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете». Учет доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Затраты на топливо списываются согласно руководящему документу Минтранса в пределах установленных норм расхода топлива и смазочных материалов.
В дипломной работе изучен и проанализирован порядок учета затрат на предприятии МУП «ПАТП-4». Затраты автотранспортного предприятия на выполнение перевозок пассажиров, выраженные в денежной форме, представляют собой себестоимость перевозок, работ и услуг. Себестоимость транспортной продукции - это стоимостная оценка используемых работ, услуг, природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат. Себестоимость перевозок не является директивным показателем, она планируется самим предприятием, однако, является обобщающим показателем работы автотранспортного предприятия. Чем ниже себестоимость перевозок, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо. И следовательно, выше рентабельность перевозок.
Предприятие МУП «ПАТП-4» в целях исчисления налога на прибыль учитывает свои доходы и расходы по методу начисления, где доходы и расходы учитываются в том периоде, в котором они отражены в учете. Так же на предприятии обеспечивается раздельный учет по расходам, принимаемым для целей налогообложения в пределах установленных лимитов и сверх лимитных расходов по расходам на подготовку кадров, на рекламу, командировочным расходам.
Однако, в МУП «ПАТП-4» не применяются возможности уменьшения сумм налога на прибыль за счет применения ускоренных коэффициентов амортизации и амортизационной премии, в связи с чем, были предложены рекомендации по пересмотру порядка начисления амортизации основных средств.
В течение многих последних лет в учете широко применяются средства вычислительной техники, пересматриваются объемы учетных и отчетных показателей, внедряются передовые формы учета и отчетности. Систематически осуществляются мероприятия по совершенствованию организационной структуры органов бухгалтерского учета. Но тем не менее, имеющаяся в МУП «ПАТП-4» автоматизированная система 1:С «Предприятие» не позволяет автоматизировать все разделы бухгалтерского учета. В настоящее время рынок ставит перед предприятием ряд экономических задач, таких как мониторинг и прогнозирование тарифов на автоуслуги, цен на оборотные средства, более глубокий анализ затрат с выявлением причин превышения установленных бизнеспланом нормативов и др. Решение данных задач невозможно без внедрения новых автоматизированных систем, например, таких как автоматизированная система учета и паспортизации объектов, разработанная и реализованная ГУП «Мосгортранс» в октябре 2007 года.
В дипломной работе приведены основные технико-эксплуатационные показатели деятельности МУП «ПАТП-4». Был произведен расчет и анализ данных показателей. Основными показателями, которые влияют на изменение себестоимости перевозок, являются среднесписочное количество автомобилей на предприятии и объем перевезенных пассажиров. Так же нами было установлено, что на изменение себестоимости перевозок оказывают влияние такие показатели, как коэффициент использования автобусного парка и коэффициент технической готовности. Невыполнение плана по данным показателям ведет к повышению себестоимости перевозок.
Изучение структуры себестоимости перевозок дает возможность установить, какие статьи затрат занимают наибольший удельный вес в себестоимости, а следовательно наметить основные пути ее снижения.
Анализ подсистем себестоимости перевозок показывает, что в МУП «ПАТП-4» по каждой подсистеме (статье себестоимости) есть резервы снижения себестоимости перевозок в целом. К ним относятся:
- выполнение плана по коэффициенту использования парка;
- выполнение плана по коэффициенту технической готовности;
- выполнение плана по объему перевезенных пассажиров;
- наличие запланированного среднесписочного количества автобусов.
К сожалению, значительный разрыв между себестоимостью перевозок и установленным тарифом, отсутствие обоснованных социальных норм и стандартов транспортного обслуживания, в том числе и по перевозке льготных категорий пассажиров, не позволяет объективно оценить эффективность деятельности предприятия в зависимости от внешних факторов.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»- Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М: Омега - Л., 2016. - 694с.
3.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08». - Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 №106н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
4.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99». - Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
5. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - Информационно-правовая система «Гарант- Профессионал». Версия от 01.01.2016.
6.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» ПБУ5/01». - Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
7.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных
средств» ПБУ 6/01. - Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.16.
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99». - Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
9.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. - Приказ Минфина РФ от 06.05.2001 №33н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
10.6 утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и
кредитов и затрат на их обслуживание» ПБУ 15/08. - Приказ Минфина РФ от
06.10.2008 №107н. - Информационно-правовая система «Гарант-
Профессионал». Версия от 01.01.2016.
11 .Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. - Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 №114н. - Информационно-правовая система «Гарант-Профессионал». Версия от
01.01.2016.
12. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - М.: Бератор-Пресс, 2011. - 382 с.
13. Анисимов А.П., Юфин В.К. Экономика, организация и планирование работы автомобильного транспорта: учебник. - М.: Транспорт, 1986. - 386 с.
14. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет: учебник.- Ростов н/д: «КноРус», 2011. - 592с.
15. Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие /Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.
16. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 586 с.
17. Бычков В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 с.
18. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов 2ое издание, перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011. - 576с.
19. Сигидов Ю.И., Сафонова М.Ф., Ясменко Г.Н. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 407 с.
20. Карпов В.В., Карпова А.В. Учет работы автотранспорта на предприятиях различных форм собственности: практическое пособие. - М.: Издательство ПРИОР, 2010. - 112 с.
21. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 280 с.
22. Кононова Г.А. Экономика автомобильного транспорта / Под ред. Кононовой Г.А. (4-е изд.) учебное пособие - М.: ИЦ Академия, 2009 - 413 с.
23. Курбангалеева О.А. Автотранспорт на предприятии: бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 304с.
24. Власов В. М., Жанказиев С. В, Круглов С. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. 8-е изд., стер. Москва Академия, 2012. - 427 с.
25. Палий В.Ф. Анализ финансовой деятельности автотранспортного предприятия. - М.: «Инфа-М», 2006. - 383с.
26. Туревский И.С. Экономика автомобильного транспорта. - М.: «Высшая
школа»,2011. - 288 с.
27. Петрова Е.В. и др. Учет и отчетность на автомобильном транспорте: Учебник. - М.: «Транспорт», 2010. - 256 с.
28. Попова Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебно-методическое пособие. М.: Дело и сервис, 2007. - 448с.
29. Галенко В. Ю. Учет автомобильного транспорта и специальной техники. - М: Экономическая газета, 2015. - 160 с.
30. Рязанцев Д.Н., Рязанцева Н.А. 1С: Предприятие 8.0. Управление
производственным предприятием. Секреты работы. - БХВ-Петербург, 2012. - 704с.
31. Савицкий Б.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету на автомобильном транспорте: пособие. - М.: Транспорт, 1991. - 286 с.
32. Суйц В.П. и др. Аудит: общий, банковский, страховой: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 556 с.
33. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 128 с.
34. Еркова Т. Новые «горючие» нормы: битва за налоговые расходы//Бухгалтер Татарстана.- 2011.- №9. - С.29-31.
35. Исмаилов Р.И. Определение маршрутных норм расхода топлива городских автобусов//Автотранспортное предприятие.- 2010- №3. - С. 15-18.
36. Прохоров В.Н. Выбор программного комплекса для АСУ автобусного парка// Автотранспортное предприятие.- 2010.- №10. - С.28-34.