Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЕДЕНИЕМ ВОДИТЕЛЕЙ

Работа №62756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

автомобили и автомобильное хозяйство

Объем работы40
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Понятие о дорожно-транспортном происшествии и их классификация 7
1.2 Анализ основных причин дорожно-транспортных происшествий 9
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ 15
2.1 Виды моделей поведения личности водителя 15
2.2 Обеспечение безопасности движения в зависимости от поведения
водителей транспортных средств 19
2.3 Профилактика ДТП по причине небезопасного поведения водителей 21
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36


Актуальность исследования. Автомобиль, как атрибут современной жизни, сегодня прочно занимает одно из основных мест в жизни человека. Еще недавно, в 1980-х гг., уровень автомобилизации в России не превышал 70-75 транспортных средств на 1000 человек. Сегодня же в нашей стране на 1000 человек в среднем приходится уже более 300 автомобилей. Феномен автомобилизации населения не нуждается в доказательствах. Люди стали мобильнее, автомобиль способствовал переходу качеству жизни россиян на более высокий уровень. В то же время, автомобиль является источником повышенной опасности. Высокая скорость движения и немалая масса автомобиля в совокупности формируют высокую по величине энергию, справиться с управлением которой в определенных условиях могут не все водители.
В течение последних лет в нашей стране происходит ежегодно около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых ежегодно погибает около 27 тыс. чел. и порядка 250 тыс. чел. получают ранения различной степени тяжести. Еще более впечатляет мировая статистика ДТП. По оценкам ресурса http://countrymeters.info/ru/World. В текущем году в ДТП погибло более 530 тыс. человек, а по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ДТП во всем мире погибает 1,25 миллионов человек.
Одной из основных причин ДТП является небезопасное поведение водителей автотранспортных средств, которое является следствием низкой культуры водителей и недостаточной психологической их подготовки. Учитывая степень ответственности и нередко трагичность последствий недисциплинированности и неподготовленности водителей как участников дорожного движения, целесообразно говорить о важности их духовного развития и воспитания, обусловливающих искреннее стремление к соблюдению
установленных норм поведения, бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
Большинство исследователей проблемы ДТП утверждают, что для снижения количества ДТП необходимо учитывать стереотипное поведение водителей в типичных дорожных ситуациях и изучать психологию их поведения.
Ошибки водителя вполне закономерны. В их основе лежат такие факторы как конкуренция, повышение интенсивности и увеличение продолжительности работы, эксплуатация морально и физически устаревшей техники и т.п. Процесс управления автомобилем предъявляет высокие требования к умениям, навыкам и личностным качествам водителя. При этом водитель должен рассматриваться не просто как техник, умеющий нажимать на педали и владеть рулем, а как личность. Следует подчеркнуть, что в деятельности водителя одновременно функционируют две группы навыков: навыки техники
управления автомобилем и навыки комплексной оценки среды движения. Первые формируют чувство автомобиля, а вторые чувство среды движения, позволяющее прогнозировать изменения дорожно-транспортной ситуации.
Учитывая важность обозначенной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Профилактика дорожно-транспортных
происшествий, связанных с поведением водителей».
Цель исследования: разработка мер по профилактике дорожно
транспортных происшествий, связанных с поведением водителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие дорожно-транспортного происшествия.
2. Изучить статистику дорожно-транспортных происшествий и проанализировать наиболее их распространённые причины.
3. Рассмотреть виды моделей поведения личности водителя.
4. Предложить профилактические меры ДТП по причине небезопасного поведения водителей.
Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия.
Предмет исследования: профилактические меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, связанных с поведением водителей автотранспортных средств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности; работы по изучению профессиональной водительской деятельности; психологическое обеспечение деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение передового опыта в области подготовки и переподготовки водителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий, связанных с поведением водителей, которые могут быть использованы на практике.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тенденции современного развития общества, экономики, техники качественно изменяют дорожное движение и требуют постоянного совершенствования уровня подготовки водителей, их нацеленности на безопасное вождение транспортного средства. Совершенствование содержательной части программ подготовки водителей, правильная расстановка приоритетов должны способствовать формированию у водителей более высокого уровня правосознания, общественно ценных психологических установок, содействовать стремлению лучше знать ПДД, нацеливать на безопасное управление транспортным средством и повышение транспортной культуры. Необходима разработка современных превентивных технологий и внедрения эффективных программ подготовки водителей с целью снижения дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В нашем исследовании мы сделали попытку обобщить данные исследований о причинах дорожно-транспортных происшествий, и на их анализе предложить ряд мер, направленных на предупреждение ДТП, связанных с поведением водителей автотранспортных средств.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Причины дорожно-транспортных происшествий подразделяются на субъективные и объективные. Среди субъективных причин на первое место выступают нарушение правил дорожного движения, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. небезопасное поведение водителя.
Модели поведения водителей можно определить по двум парам дополнительных признаков: агрессия - миролюбие и самобытность -
конформизм Первая пара признаков характеризует форму поведения водителя с точки зрения ее конфликтной составляющей: склонен ли индивид во что бы то ни стало одержать победу над окружающими, доказать свое превосходство, обеспечить себе определенные преимущества и привилегии, или он предпочитает уклоняться от конфликтных столкновений и воздерживаться от выяснения отношений. Вторая пара признаков характеризует оригинальность мировоззрения водителя: принимает ли он общепринятые нормы и ценности или пытается отстаивать свои собственные, во многом расходящиеся с мнением большинства членов общества?
К наиболее эффективным мерам по профилактике ДТП по причине небезопасного поведения водителей автотранспортных средств можно отнести: формирование коммуникативной и правовой грамотности кандидатов в водители, а также ее совершенствования у водителей со стажем; пропаганду безопасного поведения в средствах массовой информации и Интернете, включая социальную рекламу.


1. Анашкин, Н.А. Влияние социальной рекламы на проблему безопасности дорожного движения / Н.А. Анашкина, А.В. Коваль // В сборнике: Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Научный редактор Л. М. Дмитриева. - 2016. - С. 44-46.
2. Антонов, А. Надежность водителя / А. Антонов // Фактор риска. - 2012. - №9. - С. 96-98.
3. Ахмадиева, Р.Ш. Качество безопасности дорожного движения / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. -
2009. - № 1. - С. 19-23.
4. Ахмадиева, Р.Ш. Положение о подготовке водителей транспортных средств в Республике Татарстан / Р.Ш. Ахмадиева, И.И. Равилов, И.Ф. Галявиев. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. - 52 с.
5. Безопасность дорожного движения в Республике Татарстан. - Казань: НЦ БЖД ПО РАО, 2003. - 190 с.
6. Борисова, С.Е. Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения / С.Е. Борисова // Психология и право. - 2011. - № 4. - С. 3-12.
7. Василенко, В.А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом / В.А. Василенко // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 37-39.
8. Вучик, В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / В.Р. Вучик - М.: Территория будущего, 2011. - 414 с.
9. Гамаюнов, П.П. Понятие дорожно-транспортного происшествия/ П.П. Гамаюнов, М.А. Плишкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 35. - С. 6-10. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/95554.htm.
10. Горбачев, М. Г. Как правильно управлять автомобилем. О мастерстве пилотирования и секретах активного стиля вождения / М. Г. Горбачев. - М.: Ринол Классик, 2008. - 368 с.
11. Гуменюк, Г.Х. Важнейшие аспекты обеспечения безопасности дорожного движения / Г.Х. Гуменюк // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XXII Междун. научно-практ. конф.: в 3 ч. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. - Ч. 1. - С. 197200.
12. Дятлов, М.Н. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов // Молодой ученый. — 2013. — №10.
— С. 134-138.
13. Евтюков, С.А. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств / С.А. Евтюков, В.Ф. Глазков Ю.И. Лобанов; под общ. ред. С.А. Евтюкова. - СПб.: ИД Петрополис, 2010. - 276 с.
14. Ефремов, Б.Д. Метод инструментальной оценки квалификации водителей / Б.Д. Ефремов, Ю.В. Оверин. - Вып. 3. - Т. 2. - 2012. - С. 51-55.
15. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. - 2-е изд. - СПб: Изд-во СЗТУ, 2011. - 201 с.
16. Ильин, Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 85-93.
17. Кабалевская, А.И. Особенности гендерного поведения водителей / А.И. Кабалевская, А.И. Донцов // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 69-87.
18. Казаченок, В.В. Агрессивное вождение как фактор, влияющий на безопасность дорожного движения / В.В. Казаченок // Вестник НЦБЖД. - 2016.
- № 1 (27). - С. 40-45.
19. Калмыков, С.В. Взаимосвязь темперамента личности с регулирующими
системами организма [Электронный ресурс] / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, А.С. Цыбиков // Вестник БГУ. - 2014. - № 1. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-temperamenta-lichnosti-s- reguliruyuschimi-sistemami-organizma.
20. Клебельсберг, Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем.; под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.
21. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 74-77.
22. Козлов, Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.В Козлов. - М., 2012. - 20 с.
23. Лапшин, О.Л. Социокультурные факторы, влияющие на человеческое поведение / О.Л. Лапшин // Наука и образование. - 2003. - № 2. - С. 12-18.
24. Лобанова, Ю.И. Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика / Ю.И. Лобанова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - С. 97-107.
25. Лобанова, Ю.И. Возможности реализации индивидуального подхода в
процессе обучения вождению / Ю.И. Лобанова, Л.В. Комкова, Н.Ю. Лебедева // Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника: материалы 1
Междунар. науч.-практ. конф., СПб. 14-16 сентября 2010 г. - СПб.: Петербургский ун-т путей сообщения, 2010. - 368 с.
26. Майборода, О.В. Повышение активной безопасности дорожного движения / О.В. Майборда // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сборник докладов восьмой международной конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах». - СПб.: СПб гос. архит.-строит. ун-т., 2008. - С. 413-417.
27. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 №1408 // Российская газета. -
2014. - 1 августа.
28. Пегин, П.А. Новый способ зрительного ориентирования водителя в условиях тумана / П.А. Пегин // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2008. - № 1. - С. 146-152.
29. Петров, А.И. Автотранспортная аварийность как идентификатор качества жизни граждан / А.И. Петров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №3 (45) С.154-172.
30. Повышение качества подготовки водителей в Республике Татарстан: Учебно-методическое пособие / Р.Ш. Ахмадиева [и др.]; под ред. Р.Н. Минниханова. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2013. - 224 с.
31. Полтев, К.М. Физиология и психология водителя и безопасность движения. // Автомобильный и городской транспорт. - 2007. - № 6. - С. 18-21.
32. Полякова, С.В. К вопросу о подготовке водителей / С.В. Полякова // Вестник ЧелГУ. - 2015. - № 17 (372). - С. 52-57.
33. Полянова, Т.А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 2000. - 22 с.
34. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» от 30 мая 2016 года № 477 // Правила дорожного движения РФ. - 2016. - № 47.
35. Постановление Правительства Российской Федерации № 864 от 03.10.2013 г. "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
36. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юнити-дана, 2001. - 639 с.
37. Пугачев, И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачев, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
38. Романов, А.Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособ для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Романов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
39. Соколов, Д.В. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / Д.В. Соколов, Е.В. Колузакова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 5. - С. 55-60.
40. Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 171 с.
41. Чичерина, М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожнотранспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: автореферат дис. ... к.ю.н. / М.П. Чичерина. - М., 2001. - 24 с.
42. Шевкиев, Б.А. Безопасность профессиональной деятельности водителя как обобщенный итог его личного и профессионального опыта / Б.А. Шевкиев // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2005. - № 5. - С. 241-246.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ