ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Ценностные ориентации: понятие, виды 18
1.3 Изучение ценностных ориентаций старшеклассников 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 35
2.1 Организация исследования ценностных ориентаций 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .... 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Ценностные ориентации: понятие, виды 18
1.3 Изучение ценностных ориентаций старшеклассников 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 35
2.1 Организация исследования ценностных ориентаций 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .... 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, выражает сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Исследование ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как социально-экономические условия предъявляют к современной личности молодежи требования сформированности определенного уровня свойств и качеств, лежащих в основе конкурентоспособности, адаптивности к меняющимся внешним условиям. Наиболее эффективно формирование таких качеств, происходит на тех этапах социализации, когда идет активное личностно-профессиональное становление. С этих позиций молодежный возраст является наиболее сензитивным в плане формирования системы ценностных ориентаций. Сформированная позитивная динамическая система ценностных ориентаций позволяет молодым людям конструктивно преодолевать кризисы, способствует успешному освоению профессиональной деятельности и личностному росту в целом.
Особое значение приобретает связь ценностных ориентации с направленностью личности. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни".
Направленность личности определяется идеалами, убеждениями и ценностными ориентациями, способствующими формированию мировоззрения человека.
Изучение одной из составляющих направленности и мировоззрения личности — ценностных ориентации - позволяет выявить возникновение и развитие жизненных перспектив человека, их особенности у представителей определённых возрастных групп людей.
Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [15, с. 50].
Таким образом, актуальность исследования ценностных ориентаций современной молодежи обусловлена тем, что, во-первых: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; во-вторых, за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в-третьих, в широком социальном аспекте, молодежь является наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем.
Проблема исследования: каковы ценностные ориентации
современных старшеклассников.
Объект исследования: обучающиеся 10 класса МБОУ «СОШ №9» г. Наб.Челны РТ.
Предмет исследования: ценностные ориентации обучающихся 10 класса.
Цель исследования: исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников.
Постановка данной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы изучения ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Дать сущностную психологическую характеристику ценностным ориентациям.
3. Рассмотреть ценностные ориентации в старшем школьном
возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что имеются различия в выборе ценностных ориентаций между девушками и юношами.
Эмпирическая база исследования. Исследование состоялось на базе МБОУ «СОШ №9» г. Наб. Челны РТ. Выборку исследования составили обучающиеся 10 класса, в количестве 21 человек.
Методологическая база исследования. Для исследования ценностных ориентаций были использованы методики М. Рокича и Ш. Шварца.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе (март, 2015 г. - ноябрь, 2015 г.) изучалась психологопедагогическая литература по проблеме исследования. Осуществлялась формулировка проблемы и гипотеза исследования, определены методики для исследования.
На II этапе (декабрь, 2015 г. - февраль, 2016 г.) организация и проведение эмпирического исследования.
На III этапе (март - май, 2016 г.) анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования, сформулированы выводы.
Новизна работы заключается в том, что были выявлены различия в ценностных ориентациях современных старшеклассников по гендерному признаку.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут представить интерес для практических психологов, занимающихся консультированием данной проблемы, преподавателями в своей педагогической деятельности, а так же студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, выражает сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Исследование ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как социально-экономические условия предъявляют к современной личности молодежи требования сформированности определенного уровня свойств и качеств, лежащих в основе конкурентоспособности, адаптивности к меняющимся внешним условиям. Наиболее эффективно формирование таких качеств, происходит на тех этапах социализации, когда идет активное личностно-профессиональное становление. С этих позиций молодежный возраст является наиболее сензитивным в плане формирования системы ценностных ориентаций. Сформированная позитивная динамическая система ценностных ориентаций позволяет молодым людям конструктивно преодолевать кризисы, способствует успешному освоению профессиональной деятельности и личностному росту в целом.
Особое значение приобретает связь ценностных ориентации с направленностью личности. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни".
Направленность личности определяется идеалами, убеждениями и ценностными ориентациями, способствующими формированию мировоззрения человека.
Изучение одной из составляющих направленности и мировоззрения личности — ценностных ориентации - позволяет выявить возникновение и развитие жизненных перспектив человека, их особенности у представителей определённых возрастных групп людей.
Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [15, с. 50].
Таким образом, актуальность исследования ценностных ориентаций современной молодежи обусловлена тем, что, во-первых: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; во-вторых, за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в-третьих, в широком социальном аспекте, молодежь является наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем.
Проблема исследования: каковы ценностные ориентации
современных старшеклассников.
Объект исследования: обучающиеся 10 класса МБОУ «СОШ №9» г. Наб.Челны РТ.
Предмет исследования: ценностные ориентации обучающихся 10 класса.
Цель исследования: исследование ценностных ориентаций современных старшеклассников.
Постановка данной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы изучения ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Дать сущностную психологическую характеристику ценностным ориентациям.
3. Рассмотреть ценностные ориентации в старшем школьном
возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что имеются различия в выборе ценностных ориентаций между девушками и юношами.
Эмпирическая база исследования. Исследование состоялось на базе МБОУ «СОШ №9» г. Наб. Челны РТ. Выборку исследования составили обучающиеся 10 класса, в количестве 21 человек.
Методологическая база исследования. Для исследования ценностных ориентаций были использованы методики М. Рокича и Ш. Шварца.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе (март, 2015 г. - ноябрь, 2015 г.) изучалась психологопедагогическая литература по проблеме исследования. Осуществлялась формулировка проблемы и гипотеза исследования, определены методики для исследования.
На II этапе (декабрь, 2015 г. - февраль, 2016 г.) организация и проведение эмпирического исследования.
На III этапе (март - май, 2016 г.) анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования, сформулированы выводы.
Новизна работы заключается в том, что были выявлены различия в ценностных ориентациях современных старшеклассников по гендерному признаку.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут представить интерес для практических психологов, занимающихся консультированием данной проблемы, преподавателями в своей педагогической деятельности, а так же студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам.
Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности. [19, с. 335].
В эмпирической части нашей работы мы провели изучение ценностных ориентаций. В результате проведенных эмпирических исследований и анализа полученных данных по методике М. Рокича, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях обучающихся 10 класса юношей и девушек. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ’’здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе социализации.
Результаты исследования по методике Ш. Шварца свидетельствуют о том, что несмотря на то, что в 10 классе в группах мальчиков и девочек ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учебного года ценности распределились также как и в начале года, т.е. приоритетными являются «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.
«Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.
Из анализа данных, полученных по вторичному опросу по методике Ш.Шварца выявлено, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для данной группы подростков наиболее значимыми являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.
На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности как самостоятельность, доброта, универсализм.
Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической
помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.
В работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован преподавателями в своей педагогической деятельности, а так же обучающимися при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам. Наша работа может представлять интерес для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.
В заключение важно сообщить что, выдвинутая гипотеза, которая состоит в предположении, что имеются различия в выборе ценностных ориентаций между девушками и юношами подтвердилась.
В эмпирической части нашей работы мы провели изучение ценностных ориентаций. В результате проведенных эмпирических исследований и анализа полученных данных по методике М. Рокича, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях обучающихся 10 класса юношей и девушек. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ’’здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе социализации.
Результаты исследования по методике Ш. Шварца свидетельствуют о том, что несмотря на то, что в 10 классе в группах мальчиков и девочек ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учебного года ценности распределились также как и в начале года, т.е. приоритетными являются «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.
«Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.
Из анализа данных, полученных по вторичному опросу по методике Ш.Шварца выявлено, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для данной группы подростков наиболее значимыми являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.
На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности как самостоятельность, доброта, универсализм.
Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической
помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.
В работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован преподавателями в своей педагогической деятельности, а так же обучающимися при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам. Наша работа может представлять интерес для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.
В заключение важно сообщить что, выдвинутая гипотеза, которая состоит в предположении, что имеются различия в выборе ценностных ориентаций между девушками и юношами подтвердилась.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - Особенности ценностных ориентаций современного руководителя
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (на примере туркменской и русской национальностей)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Ценностные ориентации современных российских подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



