Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования бюджетного процесса 7
1.1 Понятие бюджетного процесса как основополагающее понятие бюджетного права_7
1.2 Общая характеристика бюджетного процесса в зарубежных странах 11
Глава 2. Особенности англо-саксонского подхода к правовому регулированию бюджетного процесса 18
2.1 Правовые основы бюджетного процесса в Великобритании 18
2.2 Основы правового регулирования бюджетной деятельности в США 23
2.3 Особенности правового регулирования бюджетного процесса в Канаде 29
Глава 3. Возможности и перспективы использования англосаксонского опыта при
совершенствовании российского бюджетного законодательства 33
Заключение 36
Используемая литература 39
Приложения 44
Актуальность темы исследования состоит в незавершенном процессе бюджетных реформ в России, направленных на повышение эффективности бюджетных трат, соблюдении баланса в межбюджетных отношениях, минимизацию бюджетных нарушений и повышение прозрачности бюджетного процесса. Подтверждением этого процесса является принятие Государственной Думой новой редакции «Бюджетного кодекса РФ» в августе 2019 года. Более того, все последние годы в обществе ведется дискуссия о подготовке нового Бюджетного кодекса. Ведь накопленные противоречия невозможно решить принятием новых редакций кодекса. И процесс подготовки нового нормативно-правового акта, регулирующего бюджетные отношения в Российской Федерации, уже вышел на финальную стадию, перейдя на этап обсуждения в профильном комитете Государственной Думы РФ. Новый Бюджетный кодекс представит стройную кодифицируемую систему бюджетных отношений, позволив радикально изменить структуру документа, уйдя от деления на части и вводя в юридический обиход новые определения, термины и понятия, уточняющие все стадии бюджетного процесса.
В тоже время, российское бюджетное законодательство в настоящее время представляет собой сложившуюся эффективную систему правового регулирования бюджетного процесса, масштабное реформирование которой может привести к проблемам правового и экономического характера. Поэтому речь может вестись скорее о модернизации законодательства.
Такая модернизация может проводится в том числе и с критическим учетом опыта зарубежных стран. Например, ведущие англосаксонские страны, такие как Великобритания, США, Канада имеют давно сформировавшийся подход к регулированию бюджетного процесса. В этих странах развита налоговая система, детально проработаны этапы бюджетного процесса, особенно в отношении процессуальных правил.
Впрочем, говорить о едином англо-саксонском правовом подходе в области бюджетного права было бы преувеличением. Безусловно, можно выделить единые юридические подходы к некоторым нормам бюджетного права, которые восходят к британской традиции. Общим правовым фактором для всех стран общего права является значимость судебного прецедента. Однако при этом большинство англо-саксонских стран выработали свое собственное понимание бюджетного права, в соответствии с которым регулируются все стадии бюджетного процесса.
Критический анализ правовых норм законодательства англосаксонских стран предполагает выявление не только их достоинств, но и их недостатков, которые нежелательны для применения в российских условиях.
Объект исследования - бюджетный процесс и общественно-правовые отношения его составляющие.
Предметом исследования являются нормативно - правовые и подзаконные акты, регулирующие бюджетный процесс в англосаксонских странах.
Цель работы состоит в раскрытии понятия и правовых основ бюджетного процесса в англосаксонских странах.
Для достижения поставленной цели в работе предлагаются к решению следующие задачи:
- охарактеризовать понятие бюджетного процесса как основополагающее понятие бюджетного права;
- привести общую характеристику бюджетного процесса в зарубежных странах;
- выявить правовые основы бюджетного процесса в Великобритании;
- выявить правовые основы регулирования бюджетной деятельности в США;
- выявить особенности правового регулирования бюджетного процесса в Канаде;
- определить возможности и перспективы использования англосаксонского опыта при совершенствовании российского бюджетного законодательства.
Новизна исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов, судебной практики и доктрины на языке оригинала, в составлении словаря иностранных терминов, встречающихся в нормативно-правовых актах зарубежных стран, а также в проведении сравнительной характеристики основных понятий бюджетного процесса между странами общего права и Российской Федерацией.
Научная разработанность темы. Правовые основы бюджетного процесса в зарубежных странах были исследованы рядом отечественных правоведов и специалистов по финансовому праву. В частности, следует выделить работы Л.Н. Древаля и З.А. Муравьевой, где бюджетное право рассматривается в как составная часть финансового права. Эту же линию проводит Е.Ю. Грачева.
Из более узкоспециализированных исследований можно отметить работу авторов РАНХиГС, где дается развернутый анализ законодательства англосаксонских стран, относительно бюджетного процесса.
Следует также отметить статьи из периодических изданий, которые вышли в последние годы и затрагивают правовые аспекты бюджетного процесса в зарубежных странах. Среди таких статей можно выделить
публикации за авторством Н.В. Алексеевой, Е.В. Астаховой, Н.Б. Топорнина, О.Е. Немыкиной и др.
Методы исследования. Помимо общенаучных методов, таких как анализ и синтез, в работе также были использованы специализированные правовые методы. В частности, исторический, позволяющий рассмотреть развитие правовых норм в динамике, а также сравнительно-правовой метод, который позволяет сравнивать нормативно-правовые акты различных стран.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех, разделенных на параграфы глав, заключения, списка использованной литературы и трёх приложений.
В данной курсовой работе был проведен анализ правового регулирования бюджетного процесса в англосаксонских странах.
В курсовой работе были определены возможности и перспективы использования англосаксонского опыта при совершенствовании российского бюджетного законодательства. Было выявлено, что бюджетная система Российской Федерации в настоящий момент достаточно сбалансирована, что позволяет решать краткосрочные и среднесрочные задачи финансирования всей системы народного хозяйства. Правовая база рассматриваемой системы отличается разработанностью и обеспечивает эффективное правовое сопровождение на всех стадиях бюджетного процесса. Однако в некоторых аспектах возможен учёт опыта рассмотренных англо-саксонских стран для обеспечения более углублённой модернизации законодательства и повышения эффективности бюджетного процесса. Проведя анализ законодательства и практики применения правовых норм, касающихся бюджетного процесса в англосаксонских странах, было определено, что масштабное копирование и перенос отдельных нормативно-правовых норм в российское законодательство нерационален и может привести к снижению эффективности правового обеспечения бюджетного процесса в России. Однако представляется возможным осуществление адаптации некоторых положений под российские условия. Например, учитывая британский опыт, можно повысить до пятилетнего срока прогнозирование основных параметров федерального бюджета. При использовании канадского и американского опыта, станет возможным более активное внедрение программного бюджетирования. Также представляется необходимым проведение дальнейшей модернизации налогового и бюджетного законодательства, а именно: повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов, следствием чего станет рост благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы, а также осуществление последовательного снижения налогового бремени.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Бюджетный процесс - это средство, с помощью которого органы исполнительной и законодательной власти совместно составляют согласованный набор предложений по вопросам налогообложения и расходов. Механизм осуществления этого процесса и относительная роль двух ветвей власти значительно различаются в разных странах, хотя общие принципы бюджетного процесса такие как его сбалансированность, единство, обоснованность показателей бюджета, а также подробное урегулирование процесса его принятия схожи во всех упомянутых странах.
2. Правовые основы бюджетного процесса в странах общего права значительно отличаются между собой, что не позволяет с достаточной степенью обобщения говорить о едином англо-саксонском подходе к бюджетному процессу. Существуют универсальные принципы бюджетного процесса, такие, например, как принцип контроля, принцип публичности и гласности, а также схожие бюджетные механизмы, которые сближают правовое регулирование бюджетного процесса в Великобритании, США, Канаде и других англо-саксонских странах. Например, в этих странах подготовка бюджета осуществляется исполнительной властью, а утверждается он законодательной - Парламентом. Но при этом имеют место и существенные различия. Например, в Великобритании отсутствует специальный закон о бюджете, в то время как в США он есть. В Канаде правовая основа бюджетного процесса заложена в Конституционном акте.
3. Степень контроля над исполнением национального бюджета широко варьируется в странах общего права. Например, Соединенные Штаты Америки имеют относительно открытый бюджет, который детально представлен еще на предварительном этапе и подвергается тщательному рассмотрению со стороны Конгресса. Правительство Великобритании, напротив, представляет бюджет в форме разрозненных документов и в разное время, и, хотя бюджет фактически подвергается парламентскому контролю, сами параметры бюджета, в свою очередь, редко подвергаются пересмотру.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/
3. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» // https://www.cbr.ru/ Content/Document/File/48125/on 2019(2020-2021).pdf
4. Письмо Минфина России от 22.06.2018 № 16-01-14/43039 Об открытии доступа к расчёту базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов // https:// www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/? order_65=P_DATE&dir_65=DESC&page_65=2
5. Письмо Минфина России от 5 августа 2019 г. N 02-05-11/58786 О порядке применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджета //http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 331521/
6. Письмо Минфина России от 31 января 2018 г. N 02-01-06/5718 О выделении в составе расходов бюджетов бюджетной системы РФ расходов на конкретного гражданина РФ // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71795416/
7. Распоряжение Правительства РФ от 18 апреля 2018 г. №694-р Об утверждении концепции модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита и плана мероприятий по реализации концепции модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71830158/
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 № 1664 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // https:// m.minfin.ru/ru/document/index.php? id 38=126367&order 38=P DATE&dir 38=DESC&page 38=1&area id=38 &page_id=2208&popup=Y
9. Budget of the U.S. Government (Бюджет Правительства США) // https:// www.usa.gov/budget
10. Budget and Accounting Act of 1921 (Закон о бюджете и бухгалтерском учете 1921 года)// https://www.gao.gov/assets/660/651187.pdf
11. Congressional Budget and Impoundment Control Act of 1974 (Закон о контроле за исполнением бюджета со стороны Конгресса 1974 года) // https://legcounsel.house.gov/Comps/93-344.pdf
12. Consolidated budgeting guidance 2019 to 2020 (Консолидированное руководство по составлению бюджета с 2019 по 2020) // https:// www.gov.uk/government/publications/consolidated-budgeting-guidance-2019- to-2020
13. Public Finance and Accountability (Scotland) Act 2000 (Закон о публичных финансах и отчетности Шотландии от 2000 года) // http:// www.legislation.gov.uk/asp/2000Z1/contents
14. The Constitution Act, 1867 (Конституционный акт Канады, 1867 года) // https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-1.html
Судебная практика
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 г. Москва "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"// https://rg.ru/ 2019/06/07/byudget-dok.html
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита" // https://legalacts.ru/doc/postanovlenie- konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18072018-n-33-p-po/
17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 26-П "по делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 2422 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма" // https://rg.ru/ 2019/07/10/ks-dok.html
18. Проект Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57797.html/
19. UNITED STATES DISTRICT COURT NORTHERN DISTRICT OF CALIFORNIA SIERRA CLUB, et al., Plaintiffs, v. DONALD J. TRUMP, et al., Defendants. Case No. 19-cv-00892-HSG // https://www.courtlistener.com/ recap/gov.uscourts.cand.338476/gov.uscourts.cand.338476.185.0.pdf (решение Президента США Дональда Трампа о направлении нескольких миллиардов долларов из бюджета Минобороны на строительство стены с Мексикой)
20. SUPREME COURT OF THE UNITED STATES No. 19A60 DONALD J. TRUMP, PRESIDENT OF THE UNITED STATES, ET AL. v. SIERRA CLUB, ET AL. ON APPLICATION FOR STAY [July 26, 2019] // https:// www.supremecourt.gov/opinions/18pdf/19a60 o75p.pdf (отмена Верховным
Судом США предыдущего решения Федерального окружного суда Калифорнии, который отказал Президенту США Дональду Трампу в праве направить значительную часть из бюджета Минобороны на строительство стены с Мексикой)
Доктрина
21. Белев С .Г., Детттко М.А., Минеев А.Н., Могучев Н. С., Тищенко Т.В, Худько Е.В, Хрусталев А.А, Международный опыт включения долгосрочных целевых программ в бюджетный процесс М.: РАНХиГС 2015
22. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / сост. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов М.А. Антонова. - М.: ИД «АТиСО», 2013.
23. Древаль Л.Н. Финансовое право, налоговое право, бюджетное право. Хабаровск, 2017.
24. Муравьева 3. А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран.: Учеб.- метод. комплекс. 2-е изд., доработанное / 3. А. Муравьева. - Мн.: Изд-во МИУ,2006
25. Финансовое право: Учебник для средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013
26. Алексеева Н.В., Астахова Е.В. Сравнение финансовой системы и бюджетного процесса России и зарубежных стран // АНИ: экономика и управление. 2017. №3 (20).
27. Лавров А. М., Ястребова О. К. Актуальные тенденции бюджетного процесса в странах ОЭСР //Финансовый журнал / Financial Journal №2 2018
28. Немыкина О.Е. Принципы бюджетной системы в зарубежных странах и Российской Федерации // Юридические науки, №1, 2014
29. Топорнин Н.Б. Бюджетное право ЕС: основные понятия и принципы // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 2 (52). С. 5-11.
30. Шмиголь Н.С. Современные подходы к совершенствованию бюджетного процесса в зарубежных странах // Финансы и кредит. 2015. №14 (638).
31. Douglas Morgan, Kent S. Robinson, Dennis Strachota, James A. Hough Budgeting for Local Governments and Communities. (Бюджетирование местных органов власти и сообществ). Armonk, New York : M.E. Sharpe, Inc., 2015.
32. F Stevens Redburn, Robert J. Shea, Terry F. Buss, David M. Walker Performance Management and Budgeting: How Governments Can Learn from Experience (Управление эффективностью и бюджетирование: как правительства могут учиться на опыте). Routledge, 2015