ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы речевого поведения, как составной части этикета 6
1.1. Речевое поведение как составная часть этикета членов королевской семьи 6
1.2. Особенности мужской и женской речи 11
1.3. Лексико - грамматические особенности речевого поведения
мужчин и женщин 17
Выводы по ГЛАВЕ I 22
ГЛАВА II Особенности речевого поведения герцога и герцогини Кембриджских 24
2.1. Особенности речевого поведения герцога Кембриджского 24
2.2. Особенности речевого поведения герцогини Кембриджской 37
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В последние десятилетия в языкознании отмечается бурный рост интереса к лингвистической составляющей гендерных исследований: проводятся конференции и семинары, увеличивается количество научных работ.
Ранние попытки различить речевые нормы были основаны на социологических факторах, таких как возраст и экономический статус. Благодаря этим исследованиям, уверенность в том, что мужчины и женщины - спикеры могут каким-то образом отличаться в своем речевом поведении друг от друга, стала занимать центральное место в исследованиях 1970-х годов. Социальные роли мужчин и женщин противоположны, зачастую мужчины доминируют в разговоре, в то время как женщины занимают подчиненную позицию.
Речь человека является универсальным средством идентификации человека. Речь людей, говорящих на одном языке очень удобно изучать в сравнении, поскольку в этом случае точкой отсчета считается один язык, потенциально данный каждому из нас.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время личность герцога и герцогини Кембриджских находится в центре внимания не только средств массовой коммуникации, но и людей по всему миру.
Объектом исследования служит речевое поведение.
Предметом исследования выступает речевое поведение герцога и герцогини Кембриджских.
Целью настоящей работы является выявление особенностей речевого поведения герцога и герцогини Кембриджских посредством лингвистического анализа публичных выступлений.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) собрать и обработать научную литературу по данной теме;
2) проанализировать публичные выступления и интервью герцога и герцоги Кембриджских.
3) рассмотреть особенности речевого поведения герцога и герцогини Кембриджских;
4) выделить особенности речевого поведения на основе гендерного признака;
Фактическим материалом для исследования послужили публичные выступления герцога и герцогини на благотворительных и светских мероприятиях, а также совместные интервью разных лет.
В своей работе мы использовали следующие методы: теоретические: анализ литературы по психолингвистике и когнитивной семантике, сравнение исследовательских явлений; эмпирические: сравнительно сопоставительный анализ; методы лингвистического анализа: описательный метод.
Теоретико - методологическую базу исследования составляют:
в социолингвистике: работы О.Есперсена, Э.Сепира,Н.И.Формановской P.Eckert, P. Trudgill, M.Mead;
в межкультурной коммуникации: работы С.Г. Тер -Минасовой;
в психолингвистике: работы В.П.Белянина, Е.И.Горошко, Т.А.ван Дейка, Т.Н. Ушакова;
в когнитивной лингвистике: работы А.А. Леонтьева;
в стилистике: работы Т.Г. Винокур; И.Р.Гальперина.
Апробация работы: основные положения настоящей выпускной квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции в рамках недели науки, проводимой в НИУ БелГУ. По проблематике данной работы была опубликована статья «Речевое поведение герцога Кембриджского» в сборнике научных студенческих работ «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка используемых словарей, списка фактического материала. Во введении дается обоснование выбора данной темы, формулируются цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются особенности мужской и женской речи, в том числе мужское и женское речевое поведение. Вторая глава представляет собой практическое обоснование теоретических данных на примере герцога и герцогини Кембриджских. В заключении подводятся итоги исследования.
Несмотря на то, что гендерные исследования набирают популярность, как за рубежом, так и в России, становится тяжело прийти к одному единому мнению касательно проблемы, рассматриваемой в данной работе. Исследования каждого ученого могут трактоваться по - разному, именно поэтому необходимо подтверждать каждую выдвинутую гипотезу большим количеством материала, с учетом особенностей национального менталитета. Теоретический анализ литературы показывает, что проблема гендерного различия мужской и женской речи рассматривалась более полно в зарубежной психолингвистике. Благодаря исследованиям таких ученых как Э.Сепир, О. Эсперсен, Траджилл и многих других, становится возможным получить теоретическое обоснование различий мужской и женской речи. Перечисленные исследования внесли серьезный вклад во многие отрасли науки, однако проблема изучения мужской и женской речи на гендерном уровне остается актуальной по сей день.
В данной работе были рассмотрены особенности речевого поведения мужчин и женщин, на основе публичных выступлений и интервью герцога и герцогини Кембриджских. Анализ фактического материала показал, что различия в речевом поведении мужчин и женщин проявляются на лексическом и грамматическом уровнях. Наиболее ярко эта разница проявляется в выборе средств экспрессии, а также в придании эмоциональной окраски тексту. Было выявлено, что для герцога и герцогини Кембриджских характерно частое употребление междометий, наличие повторов слов, а также синтаксических конструкций, таких как умолчания и вставные предложения.
На лексическом уровне мы обнаружили, что женщины более вежливы и больше склонны к эмпатии по отношению к собеседнику. В то время как в речи мужчин отмечается большее количество профессиональной лексики.
Герцог Кембриджский использует большое количество повторов, в частности повтор личных местоимений, в особенности, когда речь идет о членах семьи.
В результате изучения был получен материал, анализ которого подтверждает, что в речи герцогини на грамматическом уровне находится большее количество конструкций с умолчанием и вставных предложений. Данные конструкции не только расширяют и дополняют смысл первичного высказывания, но и акцентируют внимание слушателя на том, что действительно важно для говорящего. Наряду с этим, необходимо отметить, что герцогом Кембриджским используются конструкции в действительном залоге, а его супругой - в страдательном. Что касается стилистических приемов, то в речи герцога прослеживается тенденция к использованию приемов, основанных на оксюмороне и иронии. Благодаря указанным особенностям герцогу удается расположить к себе аудиторию, так как его ирония не имеет негативных коннотаций.
Проблематика выступлений герцога и герцогини Кембриджских направлена на раскрытие благотворительной деятельности, в частности проблеме психического здоровья детей и подростков, помощи будущим матерям. Герцогиня Кембриджская в своих выступлениях раскрывает темы семьи и воспитания детей, материнства и приводит примеры из собственного опыта. Герцог уделяет особое внимание вопросам семьи, но при этом весомая доля его выступлений посвящена престолонаследию, власти и управлению страной. Также герцог упоминает свою военную карьеру и людей, окружающих его на службе.
Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы тем не менее считаем, что рассмотрение особенностей речевого поведения герцога и герцогини Кембриджских представляет собой краткий обзор по вопросам гендерной проблематики в современной науке. Поскольку гендерные исследования находятся в стадии разработки, изучение речевого поведения мужчин и женщин, принадлежащих к разным категориям, в обществе является достаточно перспективным.
1. Акишина А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М.: Слово, 1983. - 176 с.
2. Ахманова О.С. К вопросу об основных понятиях метаязыка лингвистики // Вопросы языкознания, 1961, №5. - С.115-119.
3. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин. - 2-е изд. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
5. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка: опыт
систематизации выразительных средств. -М.: Либроком, 2012. - 376 с.
6. Горошко Е.И. Особенности мужской и женской ассоциативной картины мира в русском языке // Wiener Slawistischer Almanach. - №40. - 1997. - С. 201-248.
7. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма / Е.И. Горошко // Гендерный фактор в языке и коммуникации, Сборник научных трудов. - МГЛУ. - Выпуск №446. - Москва, 1999. - С. 44-60.
8. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Т.А. Дейк.
- М., 1989. - 312 с.
9. Емельянов Ю.Н. Культурная антропология: учебное пособие. - Изд- во С.-Петербургского университета, 1996. -186 с.
10. Иванова Л.Ю. Культура русской речи. Энциклопедический словарь
- справочник / Л.Ю. Иванова, Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта, 2003. - 387 с.
11. Кирилина А.В., Томская М.А. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. - № 2 (23). - М., 2005. - С. 112-132. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. strana-oz.ru (дата обращения - 15.03.2018 года)
12. Кузьменкова Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. - Москва, 2008. -293 с.
13. Курцева З.И. Речевой поступок и речевой этикет. // Проблемы современного образования, 2013. - №1. С. 6 -15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pmedu.ru (дата обращения 28.01.2018)
14. Лавриненко Н. Н. О новых методологических подходах к исследованию института гендера / Н. Лавриненко // Социология: теория, методы, маркетинг, 2006. -№2. - С.103 - 115.
15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 1969. -214 с.
16. Лунева В.В. Речевой этикет как гиперсемиотическое образование: лингвопрагматический аспект: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандид. филол. н./ В.В. Лунева. - Ростов-на-Дону, 2011. - 21 с.
17. Мельников Г.П. Системная типология языков / Г. П. Мельников. - М.: Наука, 2003. - С. 19.
18. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. - М., 1993. - С. 90-136.
19. Плюхина З.А. Англичане говорят так: Учеб.пособие. 2-е изд. - М.:Инфа - М, 1995. - 208 с.
20. Потапов В.В., Потапова Р.К. Язык, речь, личность. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 496 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2009. -
713 с.
22. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. / Филологи мира. 2-е изд. - Прогресс, 2001. - 654 с.
23. Тер - Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 154 с.
24. Ушакова Т.Н. Психологические и психофизиологические исследования речи. - М.: "Наука", 1985. - 236 с.
25. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. -М.: Издательство ИКАР, 2005. - 2-е изд. -250 с.
26. Шумилова О.Е. Политическое поведение женщин в условиях реформирования современного российского общества: монография / под общ. ред. д-ра полит. наук, проф. И.А. Батаниной. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - 182 с.
27. Barrett M. Gender And Communication at Work / Mary Barrett, Marilyn Davidson. - Ashgate, 2006. - 294 p.
28. Cameron D. and Coates, J. Women in Their Speech Communities. - London: Longman, 1989 -191 p.
29. Eckert P. Language and gender / Sally McConnell-Ginet, Penelope Eckert. - Cambridge University Press, 2003. - 366 p.
30. Fishman P. Interaction: the work women do. Sociolinguistics. - Macmillan Press, 1997. - p. 416 - 429.
31. Hannah A. Gender and conversational style as predictors of conversational behavior. - 1999. -Vol. 18 №2: Journal of language and social psychology. -p.153 - 174.
32. Holmes J. An Introduction to Sociolinguistics. // Fifth Edition. -New York, NY: Routledge. - 2017. - 498 p.
33. Jespersen O. Language, its nature, development and origin. - G. Allen & Unwin, 1933. - 448 p.
34. Lakoff R. Language and Women’s Place (ed.) - New York: Harper&Row Publishers, Inc. - 2004. - 303 p.
35. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies . -New York, W. Morrow &Co., 1963. - 311 р.
36. Maltz D., Ruth A. Borker. A cultural approach to male-female miscommunication. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. -p.196-216.
37. Merchant K. How men and women differ: gender differences in communication styles, Influence tactics and leadership styles. - Claremont
McKenna College, 2012. - 64p. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/513 (дата обращения 15.02.2018)
38. Montgomery, M. An Introduction to Language and Society. -Routledge. -2006. - 265 p.
39 Talbot M. Language and gender. An introduction. - Polity Press, 2010. -
273 p.
40. Tannen, D. Gender and Discourse. - New York Oxford: Oxford University Press. -1994. - 203 p.
41. Trudgill, P. Sex, covert prestige and linguistic change in the urban British English of Norwich. //Vol. 1: Language in Society. - Cambridge University Press, 1972. - p.179-196
42. Smith Philip M. Language, the sexes and society. -Wiley, 1991. - 224 p.
43. White Andrew. A module five-assignment sociolinguistics ELLT management university of Birmingham, England. - TEFLTESL Program. - 2003.- 21 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Словарь иностранных слов / под ред. В.В.Бурцевой, И.М.Семеновой. - М.: Русский язык Медиа, 2009. - 817 с.
2. Трофимова, З.С. Словарь новых слов и значений в английском языке /
З.С. Трофимова. - М.: Павлин, 2003. - 304 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Duchess of Cambridge speech at the Blue launch. - [Электронный ресурс].-Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=ШfRQbGLST0 (дата обращения: 15.01.2018).
2. Prince William on trophy hunting and poaching. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_kWGnuyCmGo.
- (дата обращения: 15.01.2018).
3. Kate Middleton appears in health video. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zFCLGIX6hBs (дата
обращения: 20.01.2018)
4. Prince William and Kate’s interview. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=NK3ODM5S0Lg(дата обращения:
02.02.2018) .
5. Prince William interview 2013: Being a father. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=p-X8LRXT4yo (дата обращения: 05.02.2018).
6. Prince William on work, royal duties and family life. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7xNvdE8zl5U (дата обращения: 10.02.2018).
7. Rhiannon Mills speaks to Prince William. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AXi1vjJpenQ. - (дата
обращения: 13.02.2018.
8. The Duke and Duchess of Cambridge surprise Radio 1's. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nDKGAPppxwU. (дата обращения: 13.02.2018.
9. Duke of Cambridge's speech at a reception to celebrate Health Day. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=- Cj_AuFlAoU (дата обращения:13.02.2018).
10. Prince William and Kate’s official outing. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YDwZvISUPio. (дата
обращения:06.03.2018)
11. Kate talks about Westmister terror attack. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0rJr4rlabpg. - (дата обращения: 06.03.2018)