Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКТИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЕЙШИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ)

Работа №26326

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 6
1.1. Теоретические предпосылки к изучению понятия «речевой портрет» 6
1.2. Разграничение понятия «речевой потрет» со смежными понятиями 11
1.3. Алгоритм описания и моделирования речевого портрета 20
1.4. Гейша как представитель японской речевой культуры 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ДОМИНАНТНЫЕ ЧЕРТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ГЕЙШИ 32
2.1. Характеристика фонетических особенностей речи гейши 32
2.2. Характеристика лексических особенностей речи гейши 43
2.3. Характеристика синтаксических особенностей речи гейши 47
2.4. Особенности речевого поведения гейши 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная работа, выполненная в рамках антропоцентрической парадигмы современного языкознания, посвящена изучению речевого поведения гейш.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией роста научного интереса к антропоцентрическому направлению современной лингвистики, а также интересами формирования профессиональной языковой личности, закономерностей речевого поведения и речевой культуры гейш. Исследование связано с разделами языкознания, изучающими дискурс и языковую личность.
Объектом данного исследования является звучащая речь гейш, в качестве предмета исследования служит специфика разноуровневых языковых средств, взаимодействие которых создает своеобразие речевого портрета гейш.
Целью данной работы является выявление доминирующих черт речевого поведения гейш и комплекса языковых средств, которыми они формируются.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия «речевой портрет» и «коллективный речевой потрет» в современной лингвистике;
2) выявить соотношение понятия «речевой портрет» со смежными ему понятиями;
3) определить основные принципы и модели описания речевого портрета;
4) рассмотреть профессиональную общность гейш в японской лингвокультуре;
5) проанализировать фонетические особенности речи гейши;
6) выделить лексические доминантные черты в речи гейши;
7) определить особенности речи гейши на синтаксическом уровне;
8) рассмотреть особенности речевого поведения гейш.
В качестве методов данного исследования лежит принцип антропоцентрического подхода к языку и речи, а именно: наблюдение, описательный, сравнительный и статистический метод, контент-анализ. Для обработки звучащей речи была использована программа Sony Vegas Pro.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать приведенные в нем материалы для изучения особенностей речи и коммуникативного поведения различных профессиональных подгрупп.
Теоретическую базу нашего исследования составили труды Ю.Н. Караулова (1987), Е.А. Земской (2001), М.В. Панова (2002), чьи работы предполагают изучение речевого портрета с учетом факторов, выходящих за рамки лингвистики; работы Т.М. Николаевой (1991), Б.Л. Бойко (2008), М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой (1995), Л.П. Крысина (2001), М.Н. Гордеевой (2008), в которых представлены принципы и модели описания речевого портрета; работы зарубежных авторов М. Умэгики (1950), М. Уэно (2016), С. Кисиэ (1997), Ф. Иноуэ (1995). Транскрипция звучащей речи была выполнена при помощи системы, разработанной М.Л. Макаровым (2003).
Материалом исследования послужили расшифровки видео-интервью гейш. Общее время звучания - 1 час 17 минут. Все интервью датируются 2012-2018 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, завершающихся краткими выводами, заключения и списка литературы. Во введении сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы, указаны методы, использованные при анализе языкового материала, а также указаны сведения об апробации исследования. В первой главе «Речевой портрет как предмет лингвистического изучения» рассматриваются ключевые для данного исследования понятия «речевой портрет» и «коллективный портрет», проводится анализ смежных понятий «языковая личность», «лингвокультурный типаж», «языковой портрет», «коммуникативный портрет»,«речевое поведение» и «речевая характеристика», представлены основные модели и принципы анализа речевого портрета. Во второй главе «Доминантные черты коллективного речевого портрета гейши» представлена характеристика фонетических, лексических и синтаксических особенностей речи гейш, рассмотрены особенности речевого поведения данной профессиональной общности. В заключении изложены результаты проведенного исследования.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель исследования заключалась в выявлении доминирующих черт речевого поведения гейш и комплекса языковых средств, которыми они формируются. Основные результаты данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
1) В рамках различных направлений современной лингвистики существует сложное понятие речевой портрет, понимаемое большинством исследователей, как реализация в речи языковой личности человека, то есть представление в речи многокомпонентного и многослойного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности.
2) Учитывая тип объекта исследования в соответствии с классификацией речевых портретов, лингвисты различают понятия «индивидуальный речевой потрет» и «коллективный речевой потрет». Для нашего исследования более подходящей классификацией является коллективный речевой портрет, так как он является обобщением фактов, процессов и явлений, которые свойственны речи представителей определенного круга, выделяемого по возрастному, профессиональному, социальному, национальному или какому-либо другому признаку.
3) Существует множество принципов, на основе которых может создаваться речевой портрет. Одним из ведущих принципов создания речевого портрета является принцип фиксирования «диагносцирующих пятен», в качестве основной модели была выбрана последовательность описания речевого портрета, предложенная Л.П. Крысиным. Данная модель предполагает составление речевого портрета на основе следующих явлений: особенности набора языковых единиц (фонетика; лексика и словоупотребление (частотность слов, оценочные и модальные, просторечные, жаргонные, диалектные слова и словосочетания); синтаксические особенности); особенности речевого поведения.
4) Создание речевого портрета должно происходить с учетом национальной составляющей коллективной профессиональной языковой личности, так как язык связывает профессионала со своей этнической родиной. При анализе набора отраслевых данных, оказывающих влияние на становление языкового сознания индивида, важно учитывать национальный фактор.
5) С использованием программы Sony Vegas Pro, был проведен фонетический анализ речи гейш, который выявил следующие доминантные характеристики: плавное повышение и понижение тона; преобладание умеренного темпа; постоянный ритм; равномерная расстановка пауз, активное использование логических пауз и акцентных выделений; присутствие в речи слов «паразитов»; прерывание речи как форма реакции на экстралингвистический фактор. Выявленные фонетические характеристики демонстрируют адаптивную способность гейш к экстралингвистическим факторам (временной фактор, вопросы интервьюера), свидетельствуют о логичном изложении мыслей. Грамотное использование фонетических средств говорит о том, что для гейш характерен определенный опыт дачи интервью и выступлений перед публикой. Также в исследовании допущено предположение, что в тенденции использования более размеренного темпа, отличающегося от быстрого темпа носителей японского языка, может быть отражена профессиональная склонность к плавности и изящности действий, что непосредственно связано с их эстетичной профессией.
6) Анализ лексических характеристик гейш выявил следующие типовые черты речевого поведения: активное использование профессиональной лексики, подача информации с помощью примеров для ее доступности. Гейши активно используют киотскую диалектную лексику, которая присуща только представителям данной профессии и пожилому населению Киото, что подкрепляет значимость гейш, как представителей лингво-культуры Японии.
7) Анализ синтаксических характеристик показал, что большинству гейш свойственно употребление диалектных грамматических конструкций. Из синтаксических приемов можно выделить сравнение.
8) Согласно анализу схожих черт, на уровне речевого поведения большинство гейш используют диалект для привлечения внимания. Также гейши использовали юмор. Исходя из общих черт использования речевого поведения, можно сделать вывод, что большинство гейш стремится поддерживать контакт со слушателем, эффективно доносить информацию профессионального характера и взаимодействовать с интервьюерами. Гейши умело адаптируются к коммуникативной ситуации и переключаются между стилями общения.
Таким образом, проанализированные особенности речевой деятельности гейш подтверждают гипотезу о том, что в их речи можно выявить общие черты на уровнях фонетики, лексики, синтаксиса, и также, схожие черты на уровне речевого поведения, а именно: плавная ритмика речи, тенденция к выделению слов длительными паузами, логическими ударениями и нисходяще-восходящим или восходящим тоном для внесения смысловой нагрузки; использование диалектной и профессиональной лексики и диалектных грамматических конструкций; умение грамотно переключаться между стилями речи в разных коммуникативных ситуациях, поддерживать контакт с собеседниками. Также подтверждается предположение, что профессиональная деятельность может оказывать непосредственное влияние на речь гейши. Однако гипотеза о том, что гейши используют архаизмы, высокий стиль и устаревшую грамматику, не подтвердилась.



1. Алышева Ю.С. Речевой портрет современного политического лидера: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 Волгоград, 2012. 21 с.
2. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях // Лингвистика и лингводидактика на рубеже веков: теоритические и прикладные аспекты: матер-лы регион. научно-метод. интернет-конференции, посвященной 10-летию факультета романо¬германских языков Ставропольского государственного университета. Ставрополь: СГУ, 2012. С. 106-109.
3. Асадуллаева А.В. Исторический криминальный лингвокультурный типаж «английский пират»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2011. 170 с.
4. Асташова О.И. Речевой портрет Н. Ю. Белых: динамический аспект // Политическая лингвистика. 2011. Вып. 3. С. 64-68.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 571 с.
6. Бабушкина Е.А. Речевой портрет личности: фонетические характеристики // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 11. С. 7-11.
7. Балыхина Т.М., Нетесина М.С. Коммуникативный портрет современного политика // Вестник науки Сибири. Томск. 2012. № 1. С. 287¬293.
8. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Л., 1984. 31 с.
9. Бойко Л.Б. Основы теории социально-групповых диалектов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 2009. 379 с.
10. Бойко Л.Б. Принципы моделирования речевого портрета носителя социально-группового диалекта (к проблеме создания речевого портрета человека на войне) // Армия и общество. НИЦ Наука-XXL. 2008. № 2. С. 114-121.
11. Вильгельм фон Гумбольдт Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. 400 с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослиздат, 1959. 655 с.
13. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
14. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. Вып. 1. С. 64-72.
15. Голева Н.Д., Лебедева Н.Б., Сайкова Н.В., Хомич Э.П. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно¬ориентированное обучение: монография. Кемерово: Издательство БГПУ, 2006. 435 с.
16. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте. Томск: ТГУ, 1984. 151 с.
17. Гордеева Н.М. Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.hqlib.ru/st.php?n=101(дата обращения: 03. 02. 2018).
18. Гуляева Е.В. Лингвокультурный типаж «американский адвокат»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2009. 176 с.
19. Дедова О.М. Речевое воздействие в коммуникативной ситуации «врач-больной» // Культура общения и ее формирование: Мат-лы VI Регион. науч.-метод. конф. Воронеж: Истоки,1999. Вып. 6. С. 77-79.
20. Дубах Т.М. Речевой портрет персонажей малой прозы А. Шницлера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. 2014. № 8. С. 61-64.
21. Дэлби Л. Гейша. СПБ: Амфора, 2010. 408 c.
22. Еремина С.А., Потысьева А.Н. Речевой портрет депутата Евгения Ройзмана // Политическая лингвистика. 2005. №15. С. 66-71.
23. Земская Е.А. Речевой портрет ребенка // Язык: система и подсистемы: сб. в честь 70-летия М.В. Панова. М.: Ин-т русского языка АН СССР, 1990. С. 241-260.
24. Земская Е.А. Язык русского зарубежья: общие вопросы и речевые портреты. М.: Языки славянской культуры, 2001. 496 с.
25. Иванцева И.В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник ТомГУ. Сер. Филология. 2008. № 3(4). С. 27¬43.
26. Ивасаки М. Настоящие мемуары гейши. СПБ: Амфора 2007, 350 с.
27. Икуко. «Просто выглядеть красивой недостаточно» [Электронный ресурс] // Japan Mainichi, 31.10.2009. URL: http://news.leit.ru/archives/4829(дата обращения 09.09.17).
28. Иссерс О.С. Коммуникативный портрет языковой личности (на примере писем Сергея Довлатова) // Русистика сегодня. 2000. № 1-4. С. 63-75.
29. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 5-25.
30. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. 1989. С. 3-8.
31. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.
32. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М.: Наука, 1995. 128 с.
33. Коровина А.Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2008. 226 с.
34. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. №1. С. 90-106.
35. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. M.: РГГУ, 1995. С. 144-238.
36. Кудрявцева Е.Э. Языковая личность в процессе лингвообразовательной подготовки специалиста // Иностранный языки: лингвистический и методический аспекты: Межвузовский сборник научных трудов [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/536.pdf(дата обращения: 03.02.2018).
37. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента. автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Саратов, 2006. 48 с.
38. Максимов Б.К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни // Русский язык и современность 2001. № 2. С. 45-54.
39. Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Лесосибирск, 2007. 202 с.
40. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. СПБ., 1993. 264 с.
41. Милехина Т.А. Речевой портрет бизнесмена // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 515-526.
42. Михайлюк Ю.В. Экспрессивыне синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника // Научная мысль Кавказа. 2013. №1. С. 151-155.
43. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики: Доклады Всесоюзной научной конференции. М.: ИРЯЗ, 1991. С. 73-75.
44. Палойко Л. В. Речевой портрет персонажа как предмет лингвопоэтического анализа (на материале романов Д. дю Морье «Ребекка» и С. Хилл «Миссис де Уинтер») // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. НГЛУ. 2013. Вып. 1. С. 274-281.
45. Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-XXBB.М.: УРСС, 2002. 456 с.
46. Пономаренко И. В. Фрагменты коллективного речевого портрета современного студента: на материале синтаксиса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2007. 283 с.
47. Попова С. В. Лингвокультурный типаж «школьная учительница»: субъектное позиционирование: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2012. 21 с.
48. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
49. Романова Т. В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. Вып. 27. С. 109¬117.
50. Седов К. Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов: Изд- во Сарат. пед. ин-та, 1998. 111 с.
51. Седых А. П. Французская языковая личность. Когнитивно-коммуникативный аспект: моногр. Белгород, 2013. 244 с.
52. Седых А. П. Французский мир и языковая личность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Том 11. Вып. 18 (113). С. 85-89.
53. Сергеева О. В. Языковая личность педагога в статике и динамике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. Вып.1 (114). С. 102-104.
54. Сокольская А. Н. Речевой портрет Г. Д. Гачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. РГПУ им. А.П. Герцена. 2007. Т. 17. С. 312-315.
55. Старцева Т. В. Когнитивное моделирование лингвокультурного типажа EMIGRANT: на материале ирландской литературы XX-XXI в.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.19. Кемерово, 2012. 21 с.
56. Стаценко В. В. Фрагмент группового речевого портрета старшего
дошкольника (на материале синтаксиса) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 49. С. 369-372.
57. Стаценко В. В. Фрагмент речевого портрета старшего дошкольника: на материале синтаксиса устной речи: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2007. 301 с.
58. Тарасенко Е. В. Фрагменты речевого портрета младшего школьника: на материале синтаксиса: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2005. 189 с.
59. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Краснодар, 2007. 48 с.
60. Терентьева Е. В. Речевой портрет современного носителя донских медведицких говоров Волгоградской области // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2012. № 2 (12). С 162-167.
61. Шильникова И. С. Когнитивное моделирование лингвокультурного типажа The Man of Property (на материале цикла Д.Голсуорси): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2010. 245 с.
62. Щеглова И. В. Лингвокультурный типаж «чиновник» (на материале русского языка): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2010. 170 с.
63. Юдина Н. В., Кузнецова Е. А. Языковой портрет современного финансиста: учебник для бакалавров. М.: Финансовый университет, 2016. 280 с.
64. Японско-японский словарь Sanseido [Электронный ресурс]. URL: http://www.sanseido.net/(дата обращения 12.10.17).
65. Ярмахова Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2005.191 с.
66. Hoffmann L. Kommunikationsmittel. Fachsprache. Eine Einfuhrung. Berlin: Akademie Verlag, 1976. 498 p.
67. Ueno M. How to Enjoy Ozashiki Asobi For Beginners [Электронный
ресурс] // Wow! Japan, 2016. URL: https://wow-j.com/en/Allguides/other/tips_manners/00265_en/(дата обращения 08.09.17).
68. ИЖЕ'АЖi/ЖЕЖМE^? The geisha and the oiran a foreigner thinks? [Электронный ресурс] // Nanairo, Tokyo, 2015. URL: http://nana-iro.tokyo/contents/theme01/contents03(дата обращения 15.09.17).
69. [Электронный ресурс] // Nanairo, Tokyo, 2015. URL: http://nana-iro.tokyo/column/theme02/column04(дата обращения 09.09.17). [Нанаиро. В чем различие гейши, гэйко и майко?].
70. ЖЖАШЖч 1995. 488 p. [Иноуэ Ф. Диалекты японского архипелага].
71. ЖМЖ М^№ЖЖ©ЙЖ Й^ЖЖ^ЖЖ:
1997. 161 p. [Кисиэ С., Иноуэ Ф. Динамика развития диалекта Киото].
72. Ц Ж ' ЭД ч “ ё Ж ” (ёЙ >W Й ? ) О Ж Ж Ж Ж ?
[Электронный ресурс] // Norenjapan, 2016. URL:
http://norenjapan.jp/tradition_history_culture/geisha/(дата обращения 13.09.17). [Итиро Н. Знаете ли вы, кто такая «гейша» (гэйко, майко)?].
73. ШЖЖч М^ЖЖ // ч 1950оЖ 4 Wo P. 26-38.
[Умэгики М. Диалект Киото].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ