Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»

Работа №17671

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
824
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 7
1.1 Инфернальные герои в художественной литературе: проблема определения,
эволюция, типология 7
1.1.1 Проблема Определения понятия инфернального и его соотнесения с демоническим 7
1.1.2 Эволюция демонического в художественной литературе 9
1.1.3 Типологии инфернальных героев 22
1.2. Речевое поведение героя художественного произведения: определение понятия и методика описания 27
1.2.1. Речевое поведение: объем и содержание понятия 27
1.2.2. Особенности описания речевого поведения героев художественного произведения 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИДИОСТИЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ДНЕВНИК САТАНЫ» 45
2.1. Роман «Дневник Сатаны» в контексте творчества Леонида Андреева 45
2.2. Стилевые и жанровые особенности идиостиля Леонида Андреева и их отражение в
романе «Дневник Сатаны» 51
2.3. Сюжетные особенности романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 73
3.1. Речевое поведение Сатаны Вандергуда: стратегии, тактики и приемы 73
3.2. Речевое поведение Фомы Магнуса: стратегии, тактики и приемы 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109


Демонические образы, сюжеты, мотивы берут свое начало с самого зарождения культуры. Развиваясь и трансформируясь, они продолжают существовать и по сей день, при этом оставаясь актуальными. Галерея демонических образов растет: все больше деятели искусства обращаются к теме инфернального и, в частности, к демоническим героям. Всесторонне изучают демонические образы и мотивы в разных областях культурной деятельности: изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, музыке, кинематографии (например, работы [Романчук, 2009; Шаповал, 2002; Корндорф, 2009; Кривуля, 2014; Полежаева, 2014]).
В современной русской литературе к инфернальным образам в своем творчестве обращались многие писатели, например, такие как: Ю. Машлеева, Л. Петрушевская, В. Палевин, В. Сорокина, Т. Толстая, В. Шарова. Изучению инфернального посвящен целый ряд работ в области литературоведения (см., например: [Солободнюк, 1999; Рассел, 2002; Романчук, 2012; Домахина, 2007; Нечаева 2010; Кондорф. 2009; Баль, 2009; Кулагина, 2011; Малкова, 2012; Попова, 2013; Полежаева, 2014; Зеленцева 2015; Капустин, 2016; Кузнецова, 2016]). В лингвистическом аспекте проблема инфернального не разработана так подробно, как в литературоведческом. К ней обращаются такие исследователи языка, как: Б.А. Успенский в статье «Облик черта и его речевое поведение», где исследуется вербальные и невербальные категории речевого поведения героя-черта [Успенский, 2012:17-65]. Л.Н. Виноградова «Звуковой портрет нечистой силы», в котором исследуется звуковая, междометная речь персонажей народной демонологии [Виноградова, 1999: 179-199].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
■ повышенным вниманием к вопросу инфернального в культуре,
■ активной заинтересованностью и обращению современной лингвистики к проблемам изучения языкового поведения,
■ недостаточной изученностью демонических образов в лингвистическом аспекте.
Объектом нашего исследования является речевое поведение демонических героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны», предметом - особенности речевого поведения инфернальных героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Гипотеза исследования заключается в том, что речевое поведение персонажей, относящихся к разным типам инфернальных героев, отличается.
Цель исследования заключается в анализе специфики речевого поведения инфернальных героев Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса в художественном произведении Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Поставленная цель определила такие задачи исследования, как:
1) рассмотреть определение, эволюцию и типологию демонических героев в художественной литературе;
2) рассмотреть понятие речевого поведения и особенности его анализа в художественном тексте;
3) выявить роль романа «Дневник Сатаны» в творчестве Леонида Андреева;
4) обозначить особенности художественного стиля писателя и их отражение в романе «Дневник Сатаны»;
5) описать речевое поведение инфернальных персонажей романа «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса;
6) провести сопоставительный анализ речевого поведения этих героев.
Материалом исследования послужили фрагменты романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны», которые репрезентируют речевое поведение Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, являющихся инфернальными героями.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались методы: прагмалингвистический анализ, который применяется для исследования речи персонажа художественного произведения в аспекте применяемых им речевых стратегий и тактик; контекстуальный анализ, который заключается в рассмотрении особенностей речевого поведения инфернального героя в контексте всего романа Леонида Андреева; сопоставительный анализ, применявшийся при соотносительном рассмотрении речевого поведения двух типов инфернальных героев, воплощенных в образах Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются инфернальные герои в аспекте специфики их речевого поведения на материале произведения Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Теоретико-методологической базой исследования выступают работы в области лингвопрагматики [Винокур, 1993; Доценко, 1997; Иссерс, 2008; Чеботникова, 2011, 2012; Ишмуратова 2013]; стилистики художественной речи [Виноградов, 1971; Винокур, 1991]; литературоведения [Михеичева, 1995; Каманина,2000; Рассел,2002; Черкес, 2004;Домахина, 2007; Амфитеатров, 2010; Петрова, 2010; Романчук, 2012].
Теоретическая значимость работы заключается в описании типологических особенностей демонических героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» в зависимости от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев. Ранее в научных исследованиях сопоставительный анализ инфернальных героев одного произведения не применялся.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в дальнейшей разработке исследуемой проблемы: включения результатов в исследования типологического анализа речевого поведения инфернальных героев.
Структура работы. В первой главе рассматривается становление образа демонического героя, его появление в литературе и последующая трансформация образа до 20-х годов XX века в зависимости от культурных и социальных перемен в определённую эпоху; дается толкование терминов «инфернальный» и «демонический»; рассматривается проблема классификации демонических героев. Разбираются также вопросы речевого поведения: определение термина «речевое поведение» его особенности и компоненты, проблема изображения речевого поведения в художественной литературе, исследуется персонаж художественного текста как языковая личность, его отличие от реальной языковой личности, а также компоненты речевого поведения в тексте и их проявление.
Во второй главе рассматриваются особенности идиостиля Леонида Андреева и его воплощения в романе «Дневник Сатаны», такие как: синтетизм стилевой направленности, жанровый синтетизм, особенности сюжетостроения, коллизии и изображения героев, использование в романе игрового, карнавального и театрального начал, традиции литературы ужасов. Рассматривается также роль указанного романа в творчестве писателя.
В третьей главе анализируется речевое поведение демонический героев романа Л. Андреева «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, проводится сопоставительный анализ их речевого поведения, и выделяются особенности их речи, зависящие от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев.
В заключении дипломной работы подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы включает 92 научных источника

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема инфернального в литературе не теряет своей актуальности на протяжении долгого периода, и последнее время писатели все чаще обращаются к изображению инфернальных образов и сюжетов, вследствие чего исследователи все больше интересуются разработкой данного вопроса. Однако в лингвистике и, в частности, в теории речевого поведения указанная проблема практически не рассматривается
Термин «инфернальный» мы понимаем синонимичным понятию «демонический», поскольку в большинстве словарей они являются тождественными и используются для обозначения одних явлений. Исходя из этого, понятие «инфернальный» мы определяем, как нечто соотносящееся с демоном, характерное или свойственное для демона.
В ходе рассмотрения нами вопроса о положении инфернальных героев в художественной литературе было выяснено, что демонические образы появились еще в дорелигиозную эпоху как сущности, приносящие зло; в античности они представлялись духами или богами, способными как навредить, так и помочь человеку. В дальнейшем, демонические персонажи приобрели персонифицированный облик и стали использоваться в религиозных текстах как образы, воплощающие в себе мировое зло. В художественных текстах, в отличие от религиозных, инфернальные образы не понимаются так однозначно: их трактовка и изображение зависит от настроений эпохи. Так, в средневековье появляется шутовской, комический дьявол; в раннем романтизме демон становится обличителем человеческих пороков, после чего демоном-бунтарем против несправедливости мира, в период реализма и последующее эпохи инфернальные герои снова становятся. злыми существами и людьми, заключающими в себе злое начало, выражающими собой аморальность реальности. Чаще всего, в образах демонических героев воплощалось непримирение автора с действительностью, ощущение неправильности, катастрофичности реального мира и безнравственности его устоев, которые хотели обличить писатели посредством изображения демонов.
Классификация демонических героев проводится исследователями на разных основаниях, нами было рассмотрено две типологии инфернальных героев. Первая классификация основана на категории роли демонического героя в художественном произведении, в рамках которой выделяют демонических персонажей искусителей, насмешников (или игроков), добрых демонов (или помощников), бунтарей, мучителей и мучеников.
Вторая классификация демонических героев происходит по принципу трактовки демонического образа. Исследователями выделяются комические демоны, которые ничтожны и вызывают смех, и серьезные демоны, которые воплощают в себе инфернальное зло и имеют власть над миром.
В зависимости от принадлежности героя к определенному демоническому типу, у персонажей проявляются особенные черты характера, поведения и речевого поведения.
Термин «речевое поведение» представляет собой совокупность типологических и индивидуальных речевых вербальных и невербальных средств общения, проявление которых обусловлено ситуацией, целями и условиями коммуникации.
Речевое поведение человека зависит от ситуации общения: времени, места, предмета общения, социальных и ролевых положения говорящих, цели коммуникации, в зависимости от которых адресантом выбираются те или иные средства вербального и невербального ведения коммуникации.
Помимо сознательно выбранных средств общения, в речевом поведении человека неосознанно проявляются определенные специфические речевые особенности индивида, к которым относятся стереотипы речи, характерные для определенной возрастной, социальной, профессиональной группы, а также персональные речевые черты говорящего.
Речевое поведение информативно: оно отражает принадлежность говорящего или пишущего к определенному времени, социальной, возрастной, и национальной группе, сообщает о его интеллектуальном развитии, нравственном, психологическом и эмоциональном состоянии на момент общения, указывает на отношения с адресатом.
В ходе диалога речевое поведение реализуется посредством речевых стратегий, выбираемых говорящим в соответствии с целью коммуникации. Речевые стратегии - это комплекс определенных сознательно выбранных индивидом речевых действий, направленных на достижение поставленной коммуникативной цели.
Стратегии определяют конкретные тактики речевого поведения. Речевая тактика - это действие, которое способствует реализации стратегии. В соответствии с речевыми тактиками, говорящим используются те или иные вербальные и невербальные средства общения. Тактики обеспечивают стратегиям динамичность, с помощью тактик говорящий изменяет свое поведение в соответствии с данной ситуацией общения и реакцией собеседника. Каждая тактика направлена на изменение восприятия адресата по направлению к тому результату, которого пытается достичь адресант.
Речевое поведение персонажа художественного произведения отличается от речевого поведения реальной личности. Персонажи являются моделями речевых поведений, поэтому их речь клиширована и стереотипна.
Речевое поведение персонажа передается в тексте посредством самих реплик героя, описания его невербального поведения во время коммуникации, обстоятельств общения, характеристики речи персонажа, его манеры говорить, эмоционального состояния, портрета.
Анализируя речевое поведение персонажа, следует рассматривать как вербальные, так и невербальные средства речевого поведения, коммуникативный замысел автора, коммуникативные цели, речевые стратегии, разноуровневые средства языка (лексико-грамматические, синтаксические, морфологические фонологические), изобразительно¬выразительные средства языка, а также художественные детали, относящиеся к разговорному акту, портрету персонажа, описание ситуации общения.
Так как и персонаж и реальность произведения, в том числе коммуникативная, созданы автором текста, который вкладывает в них собственные идеи и смыслы, пропускает через свое сознание, представляется возможным говорить, что при анализе речи героя в определенной степени анализируется и речь самого автора, в речевом поведении героя отражаются идиостиль автора, идеи и цели, вложенные в произведение.
Исследуемое нами произведение - «Дневник Сатаны» Леонида Андреева является последним, заключительным текстом в творчестве автора, который отражает в себе все стилистические, жанровые, сюжетные и тематические особенности идиостиля писателя. В нем отражается принцип стилистического и жанрового синтетизма, с помощью которого Андреев старался уйти от традиционного реализма и романа, богоборческая тема и полное переосмысление, переворачивание мифологических, библейских сюжетов, создание собственного антимифа, разрушение конфликта, перестановка и сращение категорий добра и зла, постановка философских вопросов, использование традиции литературы ужасов, атмосфера нагнетания страха, мотив игры, карнавализации, театрализации. Леонид Андреев воплотил в романе свои ощущения разрушенности мира, его прямое стремление к катастрофе, разрушение нравственных и моральных основ - это критика всего мира. В произведении отражены скептические взгляды писателя на революции в России и капиталистический уклад в Европе.
На основании проведенного нами анализа речевого поведения героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» Фомы Магнуса и Генри (Сатаны) Вандергуда, принадлежащих к двум разным типам инфернальных персонажей, мы выяснили, что в речи обоих героев проявляются тактики, характерные для демонических героев:
■ тактика самовосхваления, для которой характерно превознесение себя. (и Магнусом, и Вандергудом в рамках данной тактики используются глаголы в повелительном наклонении и эмоционально-восклицательные предложения, придающие их речи величественный и самоуверенный характер; каждый из героев определяет себя как исключительную личность, стоящую над другими, что проявляется в речи Магнуса в использовании метафор, соотносящих его с руководителем, а в речи Вандергуда в положительно-оценочных словах, противопоставлениях себя и мира, графическом выделеним своих местоимений в дневнике);
■ тактика речевой маски доброжелательности, проявляющаяся в употреблении высказываний, выражающих согласие, в откровенных признаниях, открывающих тайны личности и жизни говорящих.
Оба героя используют в своей речи стратегию речевой агрессии и обращаются к следующим тактикам:
■ тактика выражения негативного отношения к окружающим (Вандергуд и Магнус не считаются с другими (как людьми, так и демонами), определяют их положение ниже своего, позволяют себе унижать их, что выражается в словах с негативной семантикой, метафор и сравнений бестиализации, основанных на отождествлении окружающих с животными);
■ тактика угрозы, используемая персонажами чтобы запугать собеседника, продемонстрировать свои возможности (в речи Магнуса оформляется за счет использования вопросительных предложений с семантикой побуждения, грубой лексики по отношению к адресату; в речи Вандергуда выражается в употреблении лексики инфернального мира и парцелляции, которые ориентированы на вызывание страха у собеседника).
При этом данные персонажи относятся к разным типам инфернальных героев: Сатана Вандергуд - комический демон-насмешник; Фома Магнус - серьезный демон-бунтарь разрушительного характера. И их речевое поведение различается в соответствии с тем, какому типу демона каждый из них относится. Так, в речи Вандергуда появляется лексика, связанная с театром и игрой, а в речи Магнуса - лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев.
Различаются также коммуникативные цели персонажей и главенствующие речевые стратегии. Коммуникационная цель Вандергуда состоит в том, чтобы развлечь себя, поиграть. Эта стратегия речевой игры определяет использование следующих тактик:
■ тактика аналогий, при помощи которой Сатана разъясняет для себя человеческий мир, и которая проявляется в сравнениях и метафорах (они ассоциируют человеческий мир с явлениями, понятными для Сатаны);
■ тактика возмущения несовершенством окружающего мира, демонстрирующая, что для Сатаны непостижим мир людей, его возмущение тем, что в мире людей он не может проявить себя должным необыкновенным образом; она оформляется при помощи риторических вопросов, выражающих непонимание Вандергуда того, как ему выражать свои мысли; конструкций отрицания, в которых говорится о невозможности что-либо выразить; метафор, отражающих трудность общения на человеческом языке, и апозиопезисе, выражающем сложность формулирования мыслей и подбора слов;
■ тактика насмешки над человечеством, в которой Сатана иронично отзывается о людях и их образе жизни (прослеживается в ироничном употреблении антифразиса, гиперболы и высокой лексики, направленной на высмеивание людей, их поступков и образа жизни);
■ тактика насмешки над религией, ее заповедями и обрядами, характеризующаяся использованием цитат и образов из священных писаний в ироническом контексте и с использованием с разговорной лексики;
■ тактика театрализации происходящего, в которой Сатана интерпретирует человеческий мир как театр, театральную постановку, а самих людей как кукол-актеров в нем; выражается в использовании метафор и сравнений человеческого мира с театральным представлением, а людей - с актерами в нем, в употреблении театральных терминов;
■ тактика отождествления себя с людьми, в которой Вандергуд ставит себя на один уровень людьми, говорит о собственной тождественности с человеком путем приведения сравнений и метафор;
■ тактика рассказывания комических историй, в рамках которой Сатана использует шутливые высказывания;
■ тактика заинтересовывания собеседника путем приведения аргумента к наживе (деньгам), позволяющего скрыто вовлекать собеседника в игру (характеризуется использованием эмоционально-окрашенных восклицательных предложений и частых обращений к собеседнику для привлечения внимания слушающего; обращением к антитезе для демонстрации разносторонних возможностей);
■ тактика выражения ложного человеколюбия, выражающая несуществующую любовь Вандергуда к людям и оформляющаяся в высказываниях, содержащих демонстрацию любви к человеку.
Тактика выражения чувства страха и тактика непонимания используются персонажем как комическим демоном. Тактика выражения чувства страха демонстрирует страх персонажа перед человеческим миром. Для нее характерно использование слов с семантикой страха и смерти, восклицательных предложений, выражающих эмоциональную напряженность героя. Тактика непонимания выражает сложность восприятия и постижения человеческого мира для Вандергуда. Она проявляется в использовании вопросительных предложений и риторических вопросов, содержание которых относится к человеку и его жизни.
Помимо указанных общих тактик, в рамках стратегии речевой агрессии Вандергуд использует тактику обвинения и оскорбления, осуждая обман Магнуса и выражая негодование по этому поводу.
В речевом поведении Магнуса, в соответствии с его ролевой принадлежностью к демонам бунтарям, обнаруживается лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев. Главная коммуникативная стратегия героя - агрессия, призыв к переустройству, разрушению старого мира. В рамках данной стратегии выделяются соответствующие тактики, отражающие особенности выполняемой роли героя произведения:
■ тактика собственной идеологической трактовки мира, в которой персонаж определяет окружающие явления через свою теорию разрушения;
■ тактика восхищения своей идеей о переустройстве мира, в которой выражаемая персонажем деструктивная идея представляется единственной верной и идеальной;
■ тактика проецирования своих негативных чувств на людей, в которой революционная идея Магнуса преподносится им как мысль большинства;
■ тактика компрометирующих, провокационных вопросов, разрушающих ценностные ориентиры, демонстрирующих несостоятельность существующих устоев мира;
■ тактика собственной мифологизации, в которой Магнус ассоциирует себя с Прометеем, просветителем человечества, принесшим людям «свет», то есть революцию, разрушение несостоятельного старого;
■ тактика одобрения, которая используется героем, ели собеседник поддерживает или выражает ту же самую идею разрушения, продвигаемую Магнусом;
■ тактика речевой маски отчуждения, при помощи которой Магнус пытается скрыть свою заинтересованность в Вандергуде, демонстрирует безразличие к общению.
Стратегия речевой агрессии реализуется при помощи следующих тактик:
■ тактика демонстрации правоты через давление, которую герой использует в условиях высказывания собеседником сомнений по поводу его революционной идеи;
■ тактика насмешки, используемая Магнусом для демонстрации собственного превосходства над собеседником, над которым он одержал победу.
В соответствии с типом серьезного демона, к которому относится Магнус, в его речи проявляются тактики:
■ тактика обличения и тактика наводящих вопросов, с помощью которых Магнус, как всеведующий инфернальный герой, демонстрирует, что он сумел разоблачить истинную сущность Вандергуда;
■ тактика выражения равнодушия к ужасному путем описания ужасных вещей, убийства, смерти, аморальных поступков, их преподнесение как обыденных явлений.
Несмотря на наличие в речевом поведении героев тактик и характерных речевых признаков демонических персонажей, речевое поведение Вандергуда и Магнуса различаются по коммуникационным целям и стратегиями, а также некоторым тактиками и речевыми приемам, обусловливающим принадлежность персонажей к определенному типу инфернальных героев.



2. Авдеенко А.А. Шунейко И.А. Тактики речевого поведения
[Электронный ресурс] // Русская речь, 2010. № 4. С. 62-67. URL: http://russkayarech.rU/files/issues/2010/2/12-shunejko-avdeenko.pdf (дата
обращения: 27.05.2017).
3. Авдеенко А.А. Шунейко И.А. Стереотипы речевого поведения
[Электронный ресурс] // Русская речь, 2011. № 1. С. 70-73. URL:
http://russkayarech.rU/files/issues/2011/1/13-shunejko-avdeenko.pdf (дата
обращения: 27.05.2017).
4. Аверинцев С.С. Сатана [Электронный ресурс] // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992. С.412-414. URL: http://ec-dejavu.ru/d/Devil.html (дата обращения: 27.05.2017).
5. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1989 с.
6. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. [Электронный ресурс]. 2009. 448 с. URL:
http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanvag/tanari_ma_anvagok/azimov_slovar.p
df (дата обращения: 27.05.2017).
7. Айхенвальд Ю.И. Леонид Андреев // Литература и Жизнь. [Электронный ресурс]. 2008.URL: http://dugward.ru/librarv/andreev_leonid/aihe nv_andreev.html (дата обращения: 27.05.2017).
8. Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков. М.: Азбука-классика, 2010. 380 с.
9. Антонов Д.И. Сюжет о демонах-мучителях в древнерусской
книжности и иконографии [Электронный ресурс] // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М.: Индрик, 2009. № 3 (37). С. 9-11. URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=12964139 (дата обращения: 27.05.2017).
10. Аршинова А.А. Образ Сатаны в творчестве Л. Андреева (критика русского зарубежья о последнем романе писателя) [Электронный ресурс] //
Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20¬30-х годов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2006. С. 180-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15556650&
(дата обращения: 27.05.2017).
11. Баль В.Ю. Инфернальное начало и принципы его изображения в мотиве «живого портрета» повести Н.В. Гоголя «Портрет» // Альманах современной науки. Тамбов: Грамота, 2009. № 2 (29). С. 18-20
12. Богданов А.В. Между стеной и бездной [Электронный ресурс] // Андреев Л.Н. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1990. URL: http: //leonidandreev.ru/biography/bo gdanov.htm (дата обращения: 27.05.2017).
13. Боева Г.Н. Поэтика ужаса в творчестве Л. Андреева:
рецептивный аспект [Электронный ресурс] // Ученые записки
петрозаводского государственного университета. Петрозаводск:
Петрозаводский государственный университет, 2015. № 3-2 (148). С. 66-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25782615 (дата обращения: 27.05.2017).
14. Боева Г.Н. Творчество Леонида Андреева как явление модерна: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8-1 (62). С, 17-19 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189647 (дата обращения: 27.05.2017).
15. Боева Г.Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи. автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2017. 40 с.
16. Бондарева Н.А. Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2005. 28 с.
17. Булышева Е.В. «Театр Панпсихизма» Леонида Андреева. дис. ... канд. искусств. наук: 17.00.01. Санкт-Петербург, 2016. 252 с.
18. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Астрахань, 1999. 173 с.
19. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
20. Виноградова Л.Н. Звуковой портрет нечистой силы // Мир звучаший и молчащий. М.: Индрик, 1999. С. 179-199.
21. Винокур Т.Г. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 445 с.
22. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., Наука, 1993. 172 с.
23. Боровский В.В. Леонид Андреев // Литература и жизнь. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://dugward.ru/librarv/andreev_leonid/vor ovskiy_andreev.html (дата обращения: 27.05.2017).
24. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 148 с.
25. Глушак В.М. Лингвопрагматический аспект речевого поведения коммуникантов в ситуациях повседневного общения. автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2010. 18 с.
26. Гусева Т.К. «Дневник Сатаны» Л. Андреева как сращение интимного и художественного дневников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (19). в 2-х ч. 4.2. C. 49-55
27. Домахина Н.М. Эстетика демонического в русской художественной культуре XIX - начала XX веков. дис. ... канд. филол. наук: 09.00.04. Санкт-Петербург, 2007. 199 с.
28. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и
защита [Электронный ресурс]. М. ЧеРо, 1997. 265 с. URL:
http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/psihologia_manipulacii.pdf
(дата обращения 03.06.2017).
29. Дьяков А.И. Словарь англицизмов русского языка. [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://anglicismdictionary.dishman.ru (дата обращения: 27.05.2017).
30. Еременко М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева 1908-1919. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2001. 185 с.
31. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL:
http://www.efremova.mfo/letter/+rhtml (дата обращения: 27.05.2017).
32. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека:
психолингвистические исследования. Воронеж: ВГУ, 1990. 206 с.
33. Зеленцова Н.О. Трактовка образа демона в стихотворениях Блока // Образование от «А» до «Я». Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Учись учись», 2015. Т. 3. № 3-3. С. 89-91.
34. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 449 с.
35. Иезутова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. 240 с.
36. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 289 с.
37. Ишмуратова С.Р. Речевое поведение персонажа в художественном тексте: вербальный и невербальный аспекты описания. [Электронный ресурс]. 2013. URL:
http: //www.rusnauka. com/4_SND_2013/Philologia/7_127887.doc.htm (дата
обращения: 27.05.2017).
38. Капустин Н.В. Об инфернальном в художественном мире А.Н. Островского: Неизвестный и другие // Филологические науки. М.: Алмавест, 2016. № 4. С. 56-62
39. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.
40. Каманина Е.В. Жанр романа в творчестве Леонида Андреева. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2000. 146 с.
41. Карпова Н.А. Морева А.В. Коммуникативные тактики побуждения в речевом жанре (на материале административного объявления в русском и немецком языках) // Язык и культура, 2010. №1. С.24-32
42. Кен Л.Н. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм //Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск: КГПИ, 1975, № 1. С.44-67
43. Колокольцева Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксически
аспект [Электронный ресурс] // известия волгоградского государственного педагогического университета, 2015. № 2. С. 88-93. URL
http://cvberleninka.ru/article/n/rechevov-portret-personazha-sintaksicheskiv-aspekt
(дата обращения: 27.05.2017).
44. Корндорф А.С. «Схождение в Аид» и бродячие сюжеты иконографии XVII-XVIII веков // Искусствознание. М.: государственный институт искусствознания, 2009. №. 3-4. С. 303-334
45. Косова О.А. Стереотипы речевого поведения как один из
факторов категоризации мира (на основе бинарной оппозиции свойчужой) [Электронный ресурс] // Вестник иркутского государственного
лингвистического университета, 2010. № 4. С. 98-107. URL:
http://cvberleninka.ru/article/n/stereotipv-rechevogo-povedeniva-kak-odin-iz-
faktorov-kategorizatsii-mira-na-osnove-binarnov-oppozitsii-svov-chuzhov (дата
обращения: 27.05.2017).
46. Кривуля Н.Г. Проблемы представления и типологии демонических и монструозных персонажей в анимации // Вестник ВГИК. М.: Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, 2014. № 1. С. 78-85
47. Кузнецова Е.В. Поэма К. Случевского «Алоа» в контексте демонологического мифа // Новый филологический вестник. М.: Издательство Ипполитова, 2016. № 2 (37). С. 61-77
48. Кулагина Г.Н. Образ Сатаны как символ бунта против несправедливости в русской культуре начала XX века [Электронный ресурс] // Вестник челябинского государственного университета. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2011. № 30. С. 16-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17668729 (дата обращения: 27.05.2017).
49. Кулешов Ф.И. Л.Н. Андреев - реалист [Электронный ресурс] // Вестник БДУ. Серия 4: филология, журналистика, педагогика. Минск: Белорусский государственный университет, 2009. №2. С. 13-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22770840 (дата обращения: 27.05.2017).
50. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.
Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
51. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М: Рипол Классик, 2013. 624 с.
52. Лушина Е.В. «Речевое поведение» как единица
психолингвистики и фактор развития личности [Электронный ресурс] // Предложение и слово. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2002. С. 733-736. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20503744 (дата
обращения: 27.05.2017).
53. Малкова Т.Ю. Полигенетичность демонических образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». автореф. дис. ... канд. Филол. наук: 10.01.01. Кострома, 2012. 20 с.
54. Мальцев Л.А. Инфернальный мир романа В. Гомбровича
«Фердидурке» [Электронный ресурс] // Известия уральского государственного университета. 2010. № 2 (76). С. 155-161. URL:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/18607 (дата обращения : 27.05.2017).
55. Махов А.Е. Сад демонов: словарь инфернальной мифологии
средневековья. [Электронный ресурс]. 1998. 302 с. URL: http://wiki.kutha.ru/images/8/8d/Mahov _Sad_Demonov_1998.pdf (дата
обращения: 27.05.2017).
56. Михеичева Е. А-М. Творчество Леонида Андреева: Особенности психологизма и жанровые модификации. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1995. 433 с.
57. Минуа Ж. Дьявол. М.: Астрель, 2004. 160 с.
58. Муратова К.Д. Андреев Леонид Николаевич [Электронный ресурс] // «Русские писатели». Библиографический словарь. Т.1. М.: Просвещение, 1990. URL: http: //az .lib. ru/a/andreew_ l _n/text_ 1210. shtml (дата обращения: 27.05.2017).
59. Нелюбин Л.Л. Толковый переводческий словарь. 3-е изд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2003. 317 с.
60. Нечаева Е.А. Поэтика демонического в творчестве Э.Т.А. Гофмана. . дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Балашов, 2010. 183 с.
61. Нурмин. Леонид Андреев. «Дневник Сатаны» [Электронный
ресурс] // Турчинский В.М., Белкина М.И. СовЛит, 2001. URL:
http://www.ruthenia.ru/sovlit/_j/29.html (дата обращения: 27.05.2017).
62. Овшиева Н.Л. О стереотипном речевом поведении [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета, 2002. № 6. С.145-148 URL:http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/468/1/ Sedyh_Yazikovoe_ povedenie.pdf (дата обращения: 27.05.2017).
63. Петрова Е.П. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2010. 195 с.
64. Петрушкова Е.С. Мотив ужаса в прозе Леонида Андреева // Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. № 3 (19). С. 90-98
65. Полежаева Ю.Е. Demonic and Infernal Images in Franz Liszt's
Instrumental Compositions: Prosodic Aspect [Электронный ресурс] //
Гуманитарные науки, 2014. № 3(4). С. 525-536. URL: http://elib.sfu- kras.ru/handle/2311/1026. (дата обращения: 27.05.2017).
66. Полежаева Ю.Е. Поэтизация демонического в искусстве западноевропейских романтиков как отражение духа эпохи // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 3.2 (51). С. 820-533
67. Попова Л.В. Демонизм в поэзии серебряного века [Электронный ресурс] // Вестник костромского государственного университета. Кострома: Костромской государственный университет, 2013. № 6. С.175-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21022756 (дата обращения: 27.05.2017).
68. Рассел Дж.Б. Мефитофель. Дьявол в современном мире. Санкт- Петербург: Евразия, 2002. 447 с.
69. Розанов В.В. Л. Андреев и его «Тьма // Литература и Жизнь. [Электронный ресурс]. 2008.URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_l_ andreev_i_ego_tma.html (дата обращения: 27.05.2017).
70. Романчук Л.А. Демонизм. Зверь апокалипсиса: литературные мифы, версии, реалии. М.: Мэйлер, 2012. 288 с.
71. Романчук Л.А. Генезис демонического героя в романтизме [Электронный ресурс] // Приднепровский научный вестник. Днетропетровск: Наука і освіта, 1998. № 130 (197). С. 17-28. URL: http: //warrax.net/96/04/demon.html (дата обращения: 27.05.2017).
72. Романчук Л.А. Метаморфозы образа Сатаны [Электронный ресурс] // Біблія і культура. Черновцы: Рута, 2000. № 1. С. 156-16. URL: http://19y-euro-lit.niy.ru/19y-euro-lit/articles-all/romanchuk-metamorfozy-obraza-
satany.htm (дата обращения: 27.05.2017).
73. Сергеев А.С. Творчество Леонида Андреева в оценке «Русского
74. Соколова Ю.Г. Сравнительный анализ понятий «речевая деятельность» и «речевое поведение» [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2007. № 4. 85-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-rechevaya-
deyatelnost-i-rechevoe-povedenie (дата обращения: 27.05.2017).
75. Солободнюк С.Л. Дьяволы серебряного века (древний гностицизм и русская литература 1890 - 1930). Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. 427 с.
76. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Истоки, 2001. 252 с.
77. Тихомиров Д.С. Проза Л. Андреева в контексте литературы ужасов [Электронный ресурс] // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2015. № 1 (42). С. 308-314. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23575969 (дата обращения: 27.05.2017).
78. Тихомиров .С. Гоголевская традиция в прозе Л. Андреева. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Астрахань, 2016. 196 с.
79. Толкачева О.В. Последний роман Л.Н. Андреева в контексте
творчества писателя [Электронный ресурс] // Вестник тамбовского
университета. Серия: гуманитарные науки. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2002. № 4 (28). С. 52¬56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16350797& (дата обращения: 27.05.201).
80. Толкачева О.В. «Всюду за тобой и всюду с тобой, человече...» (к вопросу о концепции человека в романе Л.Н. Андреева «Дневник Сатаны» [Электронный ресурс] // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2001. № 3-5 (23). С, 24-26. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=17943470 (дата обращения: 27.05.2017).
81. Томахина В.П. Мистические мотивы и образы сакрального в творчестве Л. Андреева [Электронный ресурс] //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5. С. 180-183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17943470 (дата обращения: 27.05.2017).
82. Успенский Б.А. Облик черта и его речевое поведение // In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. № 1. С. 17-65
83. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://ushakovdictionary.ru/ushakov.php (дата обращения: 27.05.2017).
84. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. Высшая школа, 1989. 159 с.
85. Чеботникова Т.А. Речевое поведение личности в системе формирования социального образа (на материале художественного дискурса). дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2012. 340 с.
86. Чеботникова Т.А. Речевое поведение как один из способов
актуализации личности [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 59. С. 138-143.URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=17681449 (дата обращения: 27.05.2017).
87. Чеботникова Т.А. Речевое поведение личности в дискурсе художественного произведения: роли, маски, образы. Оренберг: оренбургский государственный педагогический университет, 2011. 300 с.
88. Черкес В.П. Романы Леонида Андреева "Сашка Жегулев" и "Дневник Сатаны" и философия немецкого волюнтаризма. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Владивосток, 2004. 170 с.
89. Чудинова Э.В. Компоненты речевого поведения в социально-культурной сфере общения [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов ангарского государственного технического университета. 2008. №1. С. 126¬129. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20350393 (дата обращения: 27.05.2017).
90. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре. автореф. дне. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2002. 15 с.
91. Шарифова С.Ш. Смешение романа с драматическими жанрами [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2011. № 15. С, 59-65. URL: http://oaji.net/articles/2014/774-1417670100.pdf (дата обращения: 27.05.2017).
92. Шляхов В.И. Сценарии стратегии и тактики речевого взаимодействия // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 2. С. 26-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ