Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 8
1.1. Психологические аспекты и уникальность межличностных
отношений в юношеском возрасте 8
1.2. Регуляторные возможности юмора 16
1.3. Трудности в обучении в юношеском возрасте 30
Глава 2. Методическое обеспечение исследования юмора как регулятора межличностных отношений у юношей с трудностями в обучении 39
2.1. Обоснование модели исследования 39
2.2. Описание выборки исследования 41
2.3. Методы и процедура исследования 42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Глава 3. Результаты исследования юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 53
3.1. Результаты исследования межличностных семейных отношений
юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 53
3.2. Исследование использования юмора юношами в межличностных
семейных отношениях в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 60
3.3. Исследование взаимосвязи использования юмора и особенностей межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 76
Выводы 88
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения
Межличностные отношения с родителями в юношеском возрасте характеризуются большей конфликтностью, что связано с естественными процессами взросления, социализации, обусловливающими стремление взрослеющих детей к автономии и самостоятельности. Помимо этого, существуют и другие причины возникающих в семье конфликтов: объективные и субъективные трудности в обучении молодых людей.
Рассмотрение возникающих у школьников трудностей в обучении представляет собой обширную область исследований, имеющую особое значение для коррекционной психологии. Важность данной проблемы определяется тем, что трудности в обучении можно рассматривать в качестве одного из признаков дезадаптации, отражающего переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующего конфликты в межличностных отношениях юношей. К тому же переживаемые юношами трудности в обучении, с одной стороны, могут создаваться завышенными родительскими экспектациями, с другой стороны - создавать разного рода проблемы в семейных отношениях. Одной из задач коррекционной психологии является поиск способов предупреждения и регуляции дезадаптивных проявлений в обществе, семье и школе. В качестве одного из способов можно рассматривать юмор, как социально приемлемый способ гармонизации отношений родителей к детям и детей к родителям.
Проводимое нами ранее пилотажное исследование роли юмора в регуляции межличностных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении выявило, что юмор используется в кризисных ситуациях, связанных с учением, и превращается в средство снятия напряжения, улучшения настроения в семейных взаимоотношениях. Полученные нами данные согласуются с исследованиями разных авторов [1, 16, 26].
В коррекционной психологии исследовательские работы, касающиеся регуляторных возможностей юмора, единичны [29]. При этом трудности в обучении определяются по академической успеваемости. Вне поля внимания исследователей остаются субъективные трудности обучения, которые могут маскироваться высокими оценками.
Принимая это во внимание, мы обозначили цель и гипотезы исследования.
Цель исследования: изучить роль юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении.
Субъективные трудности в обучении мы понимали как один из признаков дезадаптации, отражающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующий конфликты в межличностных отношениях юношей.
Основная гипотеза исследования: Межличностные семейные отношения юношей с субъективными трудностями в обучении отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без субъективных трудностей в обучении, что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора.
Частные гипотезы исследования:
• Юноши с субъективными трудностями в обучении склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме;
• Взаимоотношения юношей с отцами в большей мере регулируются юмором, чем с матерью.
Предмет исследования: регуляторные возможности юмора в межличностных семейных отношениях.
Объект исследования: юноши 16-17 лет с разной выраженностью субъективных трудностей в обучении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную регуляторным возможностям юмора в межличностных отношениях юношей с трудностями в обучении;
2. Определить особенности межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» юношей;
3. Раскрыть личностный смысл юмора юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении»;
4. Выявить взаимосвязи между стилями юмора и особенностями межличностных семейных взаимоотношений;
5. Выявить характеристики юмора, влияющие на межличностные семейные отношения юношей.
Для доказательства целей и гипотез исследования использовались следующие методики: авторский опросник «Отношение к юмору в семье», опросник диагностики стилей юмора Р Мартина, адаптированный С.Н. Ениколоповым, Е.М. Ивановой, А.С. Зайцевой, тест уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, опросник «Поведение родителей и отношений подростков к ним» (ADOR) Шафера, адаптированный Л.И. Вассерманом, И. А. Горьковой, Е.Е.Ромициной, опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
Структура работы:
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы из 71 источника и приложений. Текст работы иллюстрирован. Общий объем выпускной работы 92 страницы.
Современная специальная психология все больше внимания обращает на ресурсы и потенциалы лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также на поиски социально-психологических и психологических факторов, оптимизирующих их интеграцию в широкий социум. Семья представляет собой один из основных источников развития и сохранения ресурсов социализации и адаптации не только детей и подростков, но и юношей. Однако в юношеском возрасте взаимоотношения между родителями и детьми часто затруднены в связи с тем, что родители не готовы отпустить своих повзрослевших детей в самостоятельную жизнь, а взрослеющие дети - не могут обеспечивать свою независимость. Несмотря на личностное и физическое взросление юношей, нельзя забывать, что источником конфликтных отношений в семье могут быть школьные трудности. В большинстве исследований специальной и педагогической психологии трудности в обучении сводятся к академической успеваемости, хотя осознаваемые в разной степени субъективные трудности могут оказаться более мощным фактором возникновения детско-родительских конфликтов в семье. Подобные конфликты могут быть затяжными и деструктивными, что требует поиска средств его устранения. Одним из таких способов может являться юмор.
Дефицит исследований, посвященных этой проблеме в специальной психологии, определил цель нашего исследования, которая заключалась в изучении роли юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с «субъективными трудностями в обучении». На основании анализа литературы и собственного опыта консультирования юношей мы сформулировали рабочие определения понятий юмора и субъективных трудностей в обучении. Юмор в данной работе рассматривался как социально приемлемый механизм регуляции межличностных детско-родительских отношений, обеспечивающий ослабление напряжения и предотвращающий усиление конфликта, вызванного трудностями в обучении юношей. Под субъективными трудности в обучении мы понимали один из признаков дезадаптации юношей, вызывающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях.
Сложности были связаны с поиском методических средств обеспечения исследования. Был разработан комплекс, включающий авторскую методику «Отношение к юмору в семье». Данная методика позволила оценить необходимые характеристики юмора, а также некоторые параметры семейных отношений. Метрические характеристики методики находятся в разработке. В настоящее время методика апробирована с привлечением 70 человек, проведена ранговая корреляция полученных показателей. Методический комплекс также включал в себя методики для определения стилевых особенностей юмора, параметров детско-родительских отношений и «субъективных трудностей в обучении», критерием которых была выраженность тревожности в ситуациях проверки знаний юношей.
Исследование проводилось с привлечением 70 человек, которые были дифференцированы на две группы в зависимости от выраженности «субъективных трудностей в обучении». Результаты исследования в целом подтвердили гипотезу о том, что межличностные семейные отношения юношей с «субъективными трудностями в обучении» отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без «субъективных трудностей в обучении», что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора. Подтвердилось также предположение о том, что юноши с «субъективными трудностями в обучении» склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме. Результаты указывают и на большую чувствительность отцов к использованию юмора в семейных конфликтных ситуациях, по сравнению с матерями.
Основной результат сводится к тому, что в целом юмор исполняет роль регулятора межличностных семейных отношений юношей, что выражается в ослаблении напряжения.
Перспектива работы заключается в необходимости дифференциации использования юмора в семейных отношениях юношами и девушками, в расширении спектра семейных ситуаций, в которых может проявиться регулирующая роль юмора.
1. Абдуллаева М.М. Возможности юмора как регулятора стресса // Прикладная юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 117-128.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
3. Акмеология: учебник под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2004. - 298 с.
4. Альманах психологических тестов. -М.: КСП, 1996. -397 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.: ил.
6. Антонова, А.В. Смех, юмор и речевая манипуляция // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - № 4. - Пермь: ПГУ, 2010. - С. 52-58
7. Анцупов А. Я., А. И. Шипилов. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
8. Арон И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] / Арон И. С. // Конфликтология. - Электрон. дан. - 2013. - Т. 2. - С. 168-175.
9. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2001. - 352 с.
11. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969-1978. — 30 т.
12. Буттаева А.М. Мультикультуральный взгляд на проблему межличностных отношений//Вестник ДГУ 2012 №5
13. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. - СПб.: «Речь», 2004. -256 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории РАН. М., 1992. - № 4.
15. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1863-1866; 2-е изд., 1880-1882; 3-е изд. / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ
17. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001 — с. 183-184
18. Дедов Н.П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях.: Дис. канд. психол. наук — М.: 2000, с. 30-59
19. Джос Ю.С. Особенности семейных взаимоотношений при трудностях обучения и расстройствах поведения у детей // Новые исследования. -2009. -№2. -С.35-36. [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-trudnostyami-obucheniya-diagnostika- korrektsiya-pomosch
20. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. — М., 1996
21. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
22. Елизаров А.Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа взаимоотношений родителей с детьми подросткового и юношеского возраста // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова // Педагогика и психология № 3, 2011.
23. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009, 384 с.
24. Жамилов Р.Р. «Юмор и его место в юношеском возрасте». Бюллетень клуба конфликтологов N7. Красноярск, 1999.
25. Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.—М., 1978
26. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 214 с.
27. Иванова Е. М., Ениколопов С. Н. Исследования чувства юмора в психологии. Вопросы психологии, 2006, 4, 122-133
28. Иванова Е.М., Митина О.В., Зайцева А.С., Стефаненко Е.А., Еникопов С.Н.. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина. Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6/№ 2
29. Иванова, Т.В. Социально-педагогические возможности юмора. // Высшее образование сегодня, 2008. - №10 С. 65-70
30. Ильин Е.И. «Мотивация и мотивы». С.-П., «Питер», 2000, 512с.
31. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и
расстройствами поведения [Текст] / Ю. С. Джос, И. С. Депутат, Н. Н.
Рысина // Экология человека. - 2011. - N 7. - С. 38-47.
32. Казарян, К. А. Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге //Российский психологический журнал. Том 6. № 1.-Москва: Кредо, 2009., с. 107-110
33. Кант И. "Критика способности суждения", Изд."Мысль", М.,1966.
34. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.- С. 175.
35. Кузнецова Н.Ф. Психологические особенности проявления юмора у детей школьного возраста: Дисс.канд. психол. наук. М. 1989
36. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Учеб. для вузов. Л., 1967. 114 с
37. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2003. 464 с.
38. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
39. Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б.Ф. Ломов М.:Владос, 2001. - 245с.
40. Лоренц К. Агрессия — Санкт-Петербург, Римис, 2009 г,- 352 с
41. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2009. — 480 с.
42. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность.
Диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
43. Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 295. - С. 91-94.
44. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
45. Олейников А.В. Пути повышения психологической устойчивости учащихся начального профессионального образования, 2011
46. Орлова Т.Г. Регулирование девиантного поведения у дезадаптированных подростков в системе школьного образования // Мир науки, культуры, образования. №7-1, 2009. С. 262-266
47. Осорина М.В. Когнитивные механизмы юмористического переосмысления ситуации//Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» /Под ред. Л.А.Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007.-690 с.
48. Парыгина, С. А. Трудности в обучении математике у студентов вузов и психологические условия их преодоления [Текст] / С. А. Парыгина // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2010. - №3(26). - С. 26-32 (0,5 п. л.).
49. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. [Текст] / А.В. Пилипенко. - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2008. -45 с.
50. Полунина Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Том 19. С.62-65. 2013.
51. Посохова С.Т., Иванова Н.В. Юмор и адаптационный потенциал подростков с проблемами в развитии// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12 Вып. 1 Ч. 1. СПб, 2009
52. Психология юности и молодости: Учеб. пособие для вузов / Б. С.
Волков; Моск. гос. обл. ун-т . - Москва : Трикста: Академический Проект, 2006
53. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 600 с. С.442
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994
55. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2002. - 720 с.
57. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990
58. Рыбалко Е.Ф., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.— М., 1978
59. Симонов П.В., Ершов П.М. 'Темперамент. Характер. Личность' - Москва: 'Наука', 1984 - с.161
60. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия».1982, 1600 с.
61. Терещенко В.В. Подросток в пространстве его взросления и определения / В.В. Терещенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск - 2009. - №8. - С.106-111.
62. Терещенко Т.М. Психологические особенности взаимоотношений с родителями у подростков с нарушениями поведения // АОУ ВПО «Ленинградский Государственный Университет Имени А.С. Пушкина» // сборник материалов международной конференции Современные проблемы психологии развития и образования человека т.1, СПб, 2010 - С.227-232.
63. Фрейд 3. Художник и фантазирование (сборник работ), — М.: Республика, 1995, в переводе Р Ф. Додельцева, стр. 128-134.
64. Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестн. КГЭУ - 2009. - № 1. - С. 67 - 68.
65. Хазова С.А. Юмор и совладание со стрессом в разные периоды жизни//Психология зрелости и старения - 2012. №2. С.77-90
66. Шаповаленко И.В., Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. -575 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
67. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -656 с.
68. A reference for Professionals. Developing Adolescents // American
psychological association [Электронный ресурс]:
https://www.apa.org/pi/families/resources/develop.pdf
69. Grotevant H.D., Cooper C.R. Adolescent Development in the Family. San Francisco, 1983.
70. Martin R.A., Puhlik-Doris P., Larsen G., Gray J., Weir K. Individual differences in uses of humor and their relation to psychologicfl well-being: Development of the Humor Styles Questionnarie // Journal of Research in Personality. 2003. №37. P. 48-75
71. Yip J.A., Martin R.A. Sense of humor, emotional intelligence, and social competence // Journal of Research in Personality. 2006. №40. P. 1202-1208